ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-142/2021 от 19.07.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2021-000071-18

дело № 3а-142/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Журба О.В.,

при ведении протокола секретарем Лапшевой И.С.,

с участием представителя административного истца государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» Кириченко А.А.,

представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам Ростовской области Рыжковой Е.Ю., Вербицкого Е.А.,

прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Шматовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ГУП РО «УРСВ») о признании не действующими пункты 1 и 2 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/52 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год,

у с т а н о в и л:

Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования) 20 декабря 2018 г. принято постановление № 85/27 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467) на 2019-2023 годы». Пунктом 1 постановления установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (далее - Предприятие) согласно приложению № 1: на питьевую воду и на водоотведение, с разбивкой по полугодиям. Пунктом 2 постановления № 85/27 установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения согласно приложению № 2.

В постановление от 20 декабря 2018 г. № 85/27 были внесены изменения постановлениями Региональной службы по тарифам от 28 марта 2019 г. № 11/6 и от 18 июня 2019 г. № 26/2.

Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020 год были откорректированы постановлением № 66/57.

18 декабря 2020 г. Региональной службой по тарифам Ростовской области принято постановление № 54/52 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год». В пункте 1 постановления установлены тарифы на 2021 год с учётом корректировки согласно приложению к постановлению.

В пункте 1 приложения к постановлению № 54/52 приведены утверждённые органом регулирования тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» филиала «Белокалитвинский» на 2021 год с учётом корректировки:

на период с 01 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. тариф на питьевую воду в размере 61,78 руб. (здесь и далее за 1 куб.м), тариф для населения (с учётом НДС) в размере 74,14 руб.; тариф на водоотведение в размере 61,08 руб., тариф для населения (с учётом НДС) в размере 73,30 руб.;

на период с 01 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. на питьевую воду тариф размере 62,95 руб., тариф для населения (с учётом НДС) в размере 75,54 руб.; тариф на водоотведение в размере 62,24 руб., тариф для населения (с учётом НДС) в размере 74,69 руб.

В пункте 2 приложения к постановлению № 54/52 приведены утверждённые органом регулирования тарифы в сфере холодного водоснабжения ГУП РО «УРСВ» филиала «Орловский» на 2021 год с учётом корректировки:

на период с 01 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. тариф на питьевую воду в размере 76,67 руб., тариф для населения (с учётом НДС) в размере 92,00 руб.;

на период с 01 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. тариф на питьевую воду в размере 79,65 руб., тариф для населения (с учётом НДС) в размере 95,58 руб.

Пунктом 2 постановления № 54/52 тарифы установленные постановлением от 20 декабря 2018 г. № 85/27 на 2021 год признаны утратившими силу.

ГУП РО «УРСВ» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 1 и 2 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/52 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год».

С учётом уточнённых в порядке статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) административных исковых требований, ГУП РО «УРСВ» полагает, что при корректировке тарифов на 2021 год регулирующим органом неверно произведен расчёт по филиалу «Белокалитвинский» в части статей затрат: фактические расходы на приобретение электрической энергии, расходы на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций, фактические расходы на уплату водного налога, фактические расходы на оплату транспортного налога, фактические и плановые расходы на арендную и концессионную плату, лизинговые платежи, компенсация экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды, плановые расходы на реагенты, фактические и плановые расходы на амортизацию, базовый уровень операционных расходов необходимой валовой выручки, принят без применения фактического индекса изменения потребительских цен за 2019 г.; по филиалу «Орловский» административный истец указывает на неверно произведенный РСТ расчёт расходов по статьям затрат плановые и фактические расходы на приобретение топлива, «водный налог», «налог на имущество организаций», «расходы на уплату транспортного налога», «расходы на формирование резерва по сомнительным долгам», «амортизация», «компенсация экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды».

В судебном заседании представитель административного истца Кириченко А.А., действующая по доверенности, поддержала административные исковые требования, уточнения исковые требований от 22 апреля 2021 г. и дополнительные пояснения к ним от 17 и 21 июня 2021 г.

Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области Рыжкова Е.Ю., Вербицкий Е.А., действующие по доверенностям, просили отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 19 марта 2021 №40.1/581 и дополнениях от 21 апреля 2021 г. №40.1/900, от 19 мая 2021 г. №40.1/1284, от 2 июля 2021 г. №40.1/1722, от 13 июля 2021 г. №40.1/1828, от 16 июля 2021 г. №40.1/1863.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО (специалист-эксперт отдела регулирования тарифов организации коммунального комплекса РСТ Ростовской области), ФИО (начальник по тарифному регулированию ГУП РО «УРСВ»), исследовав материалы административного дела, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Шматовой Н.А., которая полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, оценив фактические данные в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении)).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20.

Таким образом, постановление РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54/52 принято РСТ в пределах компетенции.

Упомянутый акт издан в форме соответствующей пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, принят на заседании Правления Службы правомочным составом с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения, опубликован 23 декабря 2020 г. на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru), номер опубликования 6145202012230094, с учётом положений Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области».

Постановление РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54/52на момент рассмотрения дела судом является действующим, содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть, обладает признаками нормативного правового акта.

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято тарифным органом в пределах имеющейся компетенции, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия, порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя постановление на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Расчёт тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объёма поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учётом положений пункта 78 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своём экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Установлено, что долгосрочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» на 2019-2023 годы установлены постановлением РСТ от 20 декабря 2018 г. № 85/27 методом индексации на основании заявления организации в соответствии с Основами ценообразования, Методическими указаниями.

Предприятием было заявлено о корректировке долгосрочных тарифов в отношении филиалов «Белокалитвинский и «Орловский».

На основании заявления ГУП РО «УРСВ», поступившего в РСТ 29 апреля 2020 г. органом регулирования 15 мая 2020 г. открыто дело № 40.3/369/15.05.2020 с целью корректировки необходимой валовой выручки и одноставочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных на 2021 г. с применением метода индексации, поставляемых ГУП РО «УРСВ» потребителям Белокалитвинского района, корректировки необходимой валовой выручки и одноставочных тарифов в сфере холодного водоснабжения, утвержденных на 2021 г. с применением метода индексации, поставляемых филиалом «Орловский» потребителям Орловского, Ремонтненского, Зимовниковского, Дубовского, Семикаракорского и Волгодонского районов.

14 декабря 2020 г. по результатам проведения специалистами РСТ экспертизы предложения Предприятия на заседании Правления принято постановление № 54/52, утверждена корректировка долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 г.

Рассматривая административное исковое заявление ГУП РО «УРСВ» об оспаривании постановления РСТ № 54/52 о корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в отношении филиала «Белокалитвинский», суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ГУП РО «УРСВ» в соответствии с постановлением Администрации Белокалитвинского района от 27 декабря 2018 г. № 2250, наделено статусом гарантирующей организации, оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Белокалитвинского района.

Согласно экспертному заключению по делу о корректировке от 14 декабря 2020 г. (том 1 л.д. 153-178) и выписке из протокола заседания Правления РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54,тарифным органом снижен заявленный Предприятием размер необходимой валовой выручки: Предприятием к корректировке предложена необходимая валовая выручка по услуге холодное водоснабжение – 63066,35 тыс. руб., по водоотведению – 25312,70 тыс.руб., учтено органом регулирования при корректировке тарифов по холодному водоснабжению – 61613,92 тыс. руб., по водоотведению – 25 442,04 тыс.руб.

В корректировку необходимой валовой выручкиГУП РО «УРСВ» по филиалу «Белокалитвинский» были заявленыфактические расходы за 2019 год на приобретение электрической энергии в размере 24560,56 тыс.руб. в тарифе на питьевую воду; 4230,93 тыс.руб. в тарифе на водоотведение.

Согласно пункту 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объёме, определённом исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчёте на объём поданной воды (принятых сточных вод) и объём используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов.

При снижении удельного расхода электрической энергии и объёма используемой мощности средства, сэкономленные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объёме, не исключаются при расчёте тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная от года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.

По итогам экспертизы РСТ приняты фактические расходы на приобретение электрической энергии на питьевую воду 18931,88 тыс.руб. и на водоотведение 4229,85 тыс.руб.

Как следует из заключения, фактические затраты на приобретение электрической энергии определены органом регулирования с учётом фактического объёма отпуска воды из источников водоснабжения и фактического значения показателя удельного расхода электрической энергии.

Объём электроэнергии на 2021 г. рассчитан исходя из утвержденных долгосрочных параметров регулирования, и данная позиция органа регулирования Предприятием не оспаривается.

Административный истец указывает, что при расчёте фактических затрат органом регулирования применён показатель удельного расхода электрической энергии, не соответствующий долгосрочному параметру регулирования, утверждённому постановлением РСТ от 20 декабря 2018 г. № 85/27.

Из расчётов расходов на приобретение электроэнергии по холодному водоснабжению и водоотведению следует, что они произведены с учётом фактического значения показателя удельного расхода электроэнергии (п.2 приложения 1.2, 2.2 к заключению по делу № 40.3/369/15.05.2020) – 1,822 кВт ч/куб.м и 1,871 кВт ч/куб.м, соответственно.

Постановлением РСТ от 20 декабря 2018 г. № 85/27 (Приложение №2) установлены долгосрочные параметры регулирования в сфере холодного водоснабжения и водоотведения филиала «Белокалитвинский»: на питьевую воду удельный расход электроэнергии – 2,1958 кВт ч/куб.м, на водоотведение 2,7055 кВт ч/куб.м ( том 1 л.д. 203).

Согласно подпункту «г» пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Удельный расход электрической энергии в силу пункта 84 Методических указаний является долгосрочным параметром регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

Согласно абзацу 3 пункта 95 Методических указаний при определении фактических расходов учитываются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объёме, определённом исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчёте на общий объём воды, в отношении которой, осуществляется водоподготовка, и (или) на общий объём транспортируемой питьевой воды (общий объём сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) общий объём транспортируемых сточных вод), и объёма используемой мощности, а также исходя из фактических цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Пунктом 43 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на приобретение электрической энергии (мощности) и холодной воды учитываются значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, таких как удельный расход электрической энергии и уровень потерь воды в случае, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с приведенными правовыми нормами, корректировка тарифов должна осуществляться с учётом соблюдения долгосрочных параметров регулирования тарифов, которые не подлежат пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования.

Расходы на приобретение электрической энергии за 2019 г. исчислены РСТ с нарушением указанных положений, что влечёт снижение затрат на приобретение электроэнергии, влияет на величину обоих тарифов.

Суд рассмотрел доводы РСТ относительно неисполнения Предприятием производственной программы - мероприятий по ремонту объектов централизованной сети, и необходимости исключения сэкономленных средств путём применения в расчёте фактического значения показателя удельного расхода электроэнергии. Однако положения абзаца третьего пункта 64 Основ ценообразования, на которые ссылается орган регулирования, не содержат использованный РСТ метод расчёта тарифов без применения утвержденного долгосрочного параметра регулирования.

Требование ГУП РО «УРСВ» в данной части является обоснованным. Расходы на приобретение электрической энергии по холодному водоснабжению и водоотведению подлежат пересмотру с учётом долгосрочного параметра регулирования тарифов (удельного расхода электрической энергии).

В корректировку необходимой валовой выручки, в состав неподконтрольных расходов, Предприятием заявлены расходы на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций (регулируемые организации) по холодному водоснабжению в размере 2389,60 руб. - в части фактических расходов за 2019 год и в размере 2594,55 тыс. руб. – в части плановых затрат на 2021 год.

Фактические расходы за 2019 год по указанной ста­тье касаются приобретения водыу подразделения ГУП РО «УРСВ» г.Белая Калитва в объёме 80 тыс. куб.м. для потребителей п. Сосны, связанны с производством и реализацией товаров.

Указанные расходы исключены регулирующим органом в полном объёме, с чем ГУП РО «УРСВ» не согласно.

В обоснование затрат Предприятием в материалы тарифного дела представле­ны пояснительная записка от 27 ноября 2020 г., отчёт по форме № 1 о фактической себестоимости услуг по водоснабжению (питьевая вода), оказываемых для потребителей филиала «Белокалитвинский» ГУП РО «УРСВ».

В соответствии с положениями пункта 76 Основ ценообразования предусмотрено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа и с учётом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 настоящего документа, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 настоящего документа, с учётом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа.

Подпункт «а» пункта 65 Основ ценообразования предусматривает, что неподконтрольные расходы включают в себя расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких организаций уполномоченными органами государственного регулирования тарифов, и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых у них товаров (работ, услуг) для осуществления регулируемых видов деятельности (пункт 49 Основ ценообразования).

Как следует из п. 50 Методических указаний расходы на приобретение воды включают в себя расходы на приобретение питьевой воды, технической воды по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду у других регулируемых организаций, в частности, осуществляющих подъем воды и водоподготовку, а также расходы на оплату потерь воды при транспортировке (для регулируемых организаций, в отношении которых устанавливаются тарифы на транспортировку воды).

В силу пункта 21 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учёт одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, то расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются.

В ходе судебного разбирательства установлено, что порядок учёта затрат на покупку и продажу воды между подразделениями (участками) ГУП РО «УРСВ» не является услугой по передаче холодной воды покупателям Белокалитвинского района в результатеприобретения воды у других регулируемых организаций.

ГУП РО «УРСВ» наделено статусом гарантирующей организации и на территории Белокалитвинского района, и на территории муниципального образования город Белая Калитва.

Таким образом, указанные расходы не относятся к расходам, предусмотренным подпунктом «а» пункта 65 Основ ценообразования.

Кроме того, установлено, что затраты на водоподготовку в объеме 80 тыс. куб. м, указанном в приложении № 1.1 к заключению по тарифному делу (том 1 л.д.163), учтены в затратах на подъём воды в г. Белая Калитва, что следует из заключения по делу 40.3/369/15.05.2020 (том 1 л.д.213) и баланса водоснабжения (том 1 л.д.222).

Таким образом, не включение расходов ГУП РО «УРСВ» для потребителей Белокалитвинского района понесенных на приобретение указанного объёма воды в г. Белая Калитва не противоречит действующему законодательству. Размер расходов по указанной статье затрат пересмотру не подлежит.

В состав неподконтрольных расходов по филиалу «Белокалитвинский» Предприятием заявлены расходы на уплату водного налогаза 2019 год в размере 1272,93 тыс.руб., учтено РСТ – 486,98 тыс.руб. с чем Предприятие не согласно.

В соответствии с положениями подпункта «б» пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

В обоснование фактических затрат по оплате водного налога за 2019 год ГУП РО «УРСВ» филиал «Белокалитвинский» представлены копии налоговых деклараций по водному налогу за 1-4 кварталы 2019 года, оборотно-сальдовая ведомость по счёту 20 за 2019 год и расчёт сумм налога.

В ходе рассмотрения дела установлено, что фактический объём отпуска воды из источника водоснабжения за 2019 год определён органом регулирования с учётом представленной регулируемой организацией информации, в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6, а также балансом водоснабжения.

Показатель полезного отпуска воды принятый органом регулирования совпадает с заявленным Предприятием, уровень потерь воды РСТ принят в размере, установленном в качестве долгосрочного параметра регулирования тарифов постановлением РСТ от 20 декабря 2018 г. № 85/27 - 43,12%.

Предприятием уровень потерь воды заявлен в фактическом размере - 56,55%.

Долгосрочные параметры регулирования, в силу п. 33 Основ ценообразования, пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования не подлежат, в соответствии с пунктом 80 Основ их корректировка не осуществляется.

Таким образом, расходы на оплату водного налога в 2019 г. органом регулирования рассчитаны исходя из фактических объёмов поднятой воды в 2019 году с учётом уровня потерь воды, определённого в качестве долгосрочного параметра регулирования, что требованиям законодательства не противоречит.

Орган регулирования обоснованно определил налоговую базу по категориям абонентов исходя из фактического объёма полезного отпуска в 2019 г. (1389,62 тыс.куб.м - население, 14,94 тыс.куб.м - прочие потребители из поверхностных источников и 285,95 тыс.куб.м - прочие потребители из подземных источников).

Поскольку в декларациях представленных ГУП РО «УРСВ» для расчета водного налога применяются ставки сверх установленных квартальных (годовых) лимитов, РСТ применены ставки, установленные в соответствии с положениями гл. 25.2, ст. 333.12 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу изложенного расчёт размерарасходов на уплату водного налогаза 2019 год не противоречит действующему законодательству и пересмотру не подлежит.

Первоначально ГУП РО «УРСВ» в административном исковом заявлении указывало, что в состав неподконтрольных расходов по тарифам на холодное водоснабжение и водоотведение по филиалу «Белокалитвинский» заявлены плановые расходы на оплату налога на прибыль, в размер 36,30 тыс. руб. и 21,20 тыс. руб. соответственно, которые необоснованно не учтены РСТ.

Согласно заключения, расходы не учтены на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

РСТ обоснованно ссылалось на положения статей 252, 253 Налогового кодекса Российской Федерации, из которых следует, что нормативная прибыль, направленная на компенсацию расходов, не входит в налоговую базу для расчёта налога на прибыль.

В дополнении к административному исковому заявлению от 17 июня 2021 г. Предприятие не излагает возражения против принятого РСТ заключения в данной части.

Суд не усматривает оснований к пересмотру расчета РСТ по указанной статье затрат.

В состав неподконтрольных расходов по филиалу «Белокалитвинский» Предприятием заявлены фактические расходы за 2019 год на оплату транспортного налога в размере 51,11 тыс.руб. по тарифу на питьевую воду, 20,97 тыс.руб. по тарифу на водоотведение.

Из заключения следует, что органом регулирования заявленные расходы учтены в размере 17,42 тыс.руб. по тарифу на питьевую воду и 18,13 тыс.руб. по тарифу на водоотведение.

При этом орган регулирования исходил из отсутствия экономического обоснования необходимости увеличения единиц автотранспорта ГУП РО «УРСВ» Белокалитвинского района, увеличения расходов по данной статье.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно постановлению администрации Белокалитвинского городского поселения от 10 декабря 2018 г. № 644 к территории обслуживания ГУП РО «УРСВ» отнесено Белокалитвинское городское поселение.

ГУП РО «УРСВ» являясь гарантирующей организацией, в 2019 г. оказывало услуги по холодному водоснабжению и водоотведению не только на территории Белокалитвинского района, но и на территории г.Белая Калитва в соответствии с тарифами, утверждёнными для данной территории постановлением РСТ от 15 января 2019 г. №1/2.

Представитель административного истца пояснила, что налоговая декларация на оплату транспортного налога в 2019 г. формировалась по предприятию. По счёту 26 отражена сумма транспортного налога (основное производство), которую заявляют по Белоналитвинскому району, поскольку имущество по участкам было закреплено лишь с 1 января 2020 г. В соответствии с пунктом59 Положения об учётной политики, распределены расходы пропорционально выручке от реализации.

Вместе с тем, представленные в тарифное дело документы (оборотно-сальдовая ведомость по счёту 20 за 2019 год, распределение автомобильного транспорта, специальных машин и механиз­мов Белокалитвинский р-н, основные характеристики автомобильного транспорта, специальных машин и механизмов, эксплуатируемых в сфере водоснабжения и водоотведения филиала Белокалит­винский) не отражают распределения в 2019 году транспортных средств использованных в регулируемой деятельности между подразделениями ГУП РО «УРСВ» Белокалитвинского района и г.Белая Калитва.

ГУП РО «УРСВ» не представлено документального обоснования в отношении количества единиц автотехники, в которых имелась необходимость использования на территории Белокалитвинского района после отнесения находящегося на территории Белокалитвинского городского поселения имущества к зоне обслуживания Предприятия.

Кроме того, в тарифном деле отсутствует налоговая декларация по транспортному налогу за 2019 год, документы, позволяющие определить принадлежность полученных после увеличения территории обслуживания ГУП РО «УРСВ» транспортных средств, наличие их государственной регистрации, техническое состояние и распределение по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности.

При указанных обстоятельствах, РСТ обоснованно исходила из объёмов, соответствующих первому году долгосрочного периода регулирования.

Противоречий нормам действующего законодательства, при установлении РСТ размера расходов по указанной статье не установлено.

Предприятием по филиалу «Белокалитвинский» для включения в неподконтрольные расходы заявлены расходы на арендную платупо договорам аренды объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения: по питьевой воде расходы за 2019 год в размере 1689,94 тыс. руб., на 2021 год в размере 1298,83 тыс. руб.; по водоотведению расходы за 2019 год в размере 386,09 тыс. руб., на 2021 год в размере 1526,23 тыс. руб.

РСТ заявленные фактические расходы по питьевой воде скорректированы до 774,55 тыс. руб., по водоотведению учтены в размере плановой величины 291,50 тыс. руб.

Плановые затраты на 2021 год по указанной статье и по водоснабжению и водоотведению РСТ исключены в полном объёме.

В заключении орган регулирования указал, что предприятием не представлены документы, подтверждающие начисление арендодателем амортизации по переданному в аренду имуществу, а также уплаты им обязательных налоговых платежей, связанных с владением переданного в аренду имущества, расходы не отвечают требованиям пункта 29 Методических указаний. С указанным ГУП РО «УРСВ» не согласно.

Согласно подпункту «в» пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учётом требований, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа.

Пунктом 44 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учётом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Пункт 29 Методических указаний содержит аналогичные положения.

В подтверждение затрат на аренду объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения Предприятием представлены договоры аренды объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения от 13 мая 2019 г. № 20/19 и от 31 октября 2016 г. № 84/2016 заключенные с ООО «Галактика», договоры аренды земельных участков заключенные с КУИ Администрации Белокалитвинского района.

Как следует из представленных документов, срок действия договора аренды с ООО «Галактика» от 31 октября 2016 г. № 84/2016 истёк и в отношении данного имущества заключен договор от 31 мая 2019 г.

Таким образом, договоры № 20/19 и № 84/2016 заключенные с ООО «Галактика» касаются одного и того же имущества.

В договоре № 84/2016 поименованы объекты, находящиеся на территории Белокалитвинского района с указанием их местоположения, указаны начисления арендодателем амортизации по переданному в аренду имуществу. Договор № 20/19 от 13 мая 2019 г. в приложении №1 не содержит расчёта арендной платы, амортизации и налогов.

Таким образом, определив сумму расходов по данной статье затрат за 2019 г. по плановым показателям в соответствии с условиями договора 2016 г., и отказав во включении на 2021 г. расходов по договору от 13 мая 2019 г., РСТ действовала в соответствии с требованиями пункта 44 Основ ценообразования.

Договоры аренды земельных участков, заключённые ГУП РО «УРСВ» с КУИ Администрации Белокалитвинского района обоснованно не приняты органом регулирования поскольку муниципальные образования в силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве налогоплательщика земельного налога, земля не подлежит амортизации (стать 256 Налогового кодекса Российской Федерации). Вопреки доводам представителя административного истца, требования пунктов 38, 39, 44 Основ ценообразования не предусматривают полного возмещения расходов по арендной плате. Таким образом, заявленные Предприятием расходы по заключенным с КУИ Администрации Белокалитвинского района договорам аренды земельных участков обоснованно не приняты РСТ.

Противоречий нормам действующего законодательства при установлении РСТ размера по данной статье расходов не установлено.

В составе неподконтрольных расходов по филиалу «Белокалитвинский» ГУП РО «УРСВ» заявлена компенсация экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды, в размере 19491,25 тыс.руб. в тарифе на водоснабжение 16201,79 тыс.руб. на водоотведение.

Уточнившись в дополнительных пояснениях от 17 июня 2021 г. (том 2 л.д.168-178) административный истец указывает на несогласие с суммой указанных расходов в размере в размере 16894,02 тыс.руб. в тарифе на водоснабжение 15894,93 тыс.руб. на водоотведение, исключив расходы на аренду имущества и земельных участков, транспортный, водный налоги и налог на имущество.

Административным истцом также заявлены недополученные доходы в сфере водоснабжения в сумме 244,03 тыс.руб., в сфере водоотведения в сумме 29,93 тыс.руб.

Указанные расходы не включены органом регулирования в расчёт корректировки тарифа на 2021 год со ссылкой на положение п.91 Методических указаний.

Заявленные Предприятием в составе расходов на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов производственные, ремонтные, административные расходы относятся к операционным расходам, включенным в базовый уровень, который является долгосрочным параметром и в соответствии с положениями статьи 80 Основ ценообразования корректировке не подлежит.

Представитель административного истца указывает, что данные расходы включают в себя операционные расходы, превышающие плановую величину, учтённую в тарифе на 2019 год.

Согласно положению подпункта «ж» пункта 65 Основ ценообразования, неподконтрольные расходы включают в себя расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов.

Согласно пункта 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеетнедополученные доходыпрошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии сметодическими указаниямиорганом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

Действующие нормы не предусматривают обязанность регулирующего органа по распределению ранее не учтённых экономически обоснованных расходов и недополученных доходов равномерно в течение трёх лет, при этом определён лишь предельный срок, в котором такие расходы должны быть учтены.

В связи с изложенным, экономически обоснованные расходы и недополученный доход за 2019 год подлежат учёту органом регулирования не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, т.е. не позднее 2023 года. Невключение данных сумм в необходимую валовую выручку до этого времени, каким-либо нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и не свидетельствует о незаконности постановления РСТ № 54/52 в оспариваемой части.

Противоречий нормам действующего законодательства при установлении РСТ размера по данной статье расходов не установлено.

ГУП РО «УРСВ» в числе неподконтрольных расходовв тарифы на питьевую воду и водоотведение заявленыплановые расходы по статье «Химреагенты на 2021 год, дополнительно к химреагентам, предусмотренным в базовом уровне» в размере 128,94 тыс.руб. по холодному водоснабжению и в размере 89,19 тыс.руб. по водоотведению.

РСТ не включены данные расходы, поскольку расходы на химические реагенты включены в базовый уровень операционных расходов.

Данная позиция РСТ является обоснованной. Как следует из заключения по делу №40.4/2234/15.05.2018 ГУП РО «УРСВ» филиал «Белокалитвинский» (том 2 л.д.89-120) при установлении тарифов на 2019-2023 годы с применением метода индексации расходы на химические реагенты были включены органом регулирования в составе базового уровня операционных расходов, в соответствии с действовавшей редакцией пункта 61 Основ ценообразования.

В силу пункта 79 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, которые в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки не изменяются.

Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2019 г. № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406» из базового уровня операционных расходов исключены расходы на химические реагенты. В соответствии с данными изменениями, расходы на химические реагенты включены в подпункт «л» пункта 65 Основ ценообразования, в неподконтрольные расходы.

В часть 6 данного постановления № 855 указано, что Основы ценообразования и Правила в редакции настоящего постановления применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2020 год и последующие годы.

При этом, постановлением Правительства РФ от 4 июля 2019 г. № 855 не предусмотрено изменение долгосрочных параметров регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учёт одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности.

Таким образом, изменение действующего законодательства, применительно к настоящей ситуации, не является основанием для включения расходов Предприятия на химические реагенты в составе неподконтрольных расходов в условиях, когда такие расходы уже были включены в тарифы в числе операционных.

Подход РСТ к расчёту расходов в части указанной статьи затрат нормам действующего законодательства не противоречит.

ГУП РО «УРСВ» по филиалу «Белокалитвинский» для включения в необходимую валовую выручку по водоснабжению заявлены затраты на амортизацию за 2019 год в размере 4589,55 тыс.руб. и на 2021 год в размере 4589,55 тыс.руб.

РСТ учтены фактические затраты за 2019 год в размере 3987,30 тыс.руб. на уровне плановой величины на 2019 год, плановые затраты на 2021 год исключены в полном объёме.

В обоснование заявленных затрат ГУП РО «УРСВ» представлены ведомость амортизации основных средств за 2019 г., расчёт амортизационных отчислений на 2021 год, копии инвентарных карточек основных средств, принятых к учёту в 2019 го­ду, приказ о вводе основных средств в эксплуатацию.

В соответствии с заключением по делу № 40.3/369/15.05.2020 и изложенной позицией представителей органа регулирования, основанием к принятию данного решения по указанной статье затрат послужило то обстоятельство, что амортизируемое имущество создано за счет бюджетных средств, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, и на основании статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизационные отчисления по данному виду имущества не осуществляются.

Указанная позиция органа регулирования не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно пунктам 43, 77 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями; величина таких расходов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно п. 28 Методических рекомендаций расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Порядок организации бухгалтерского учёта основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определён Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н, согласно пункту 49 которых, стоимость объектов основных средств находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Согласно пунктам 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости.

Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учёте, которое запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счёт бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержит.

С учётом изложенного вывод РСТ о том, что в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся у Предприятия в хозяйственном ведении не подлежит начислению амортизация, является ошибочным, а доводы истца о том, что в рассматриваемом случает нормы налогового законодательства не подлежат применению, являются обоснованными.

Заявленные регулируемой организацией расходы на амортизацию подлежат пересмотру, поскольку влияют на размер тарифа по водоснабжению.

ГУП РО «УРСВ» указало, что при корректировке на 2021 год тарифов по филиалу «Белокалитвинский» на холодное водоснабжение и водоотведение, установленных методом индексации базовый уровень операционных расходов необходимой валовой выручки, утверждённый РСТ в размере 72269,11 тыс. руб. по холодному водоснабжению и 22104,78 тыс.руб. по водоотведению, принят без применения фактического индекса изменения потребительских цен за 2019 г.

В соответствии с п. 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путём индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определённый в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс количества активов.

В силу п. 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 – 26 Методических указаний за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов).

Операционные расходы рассчитываются на второй и последующий годы долгосрочного периода регулирования по формуле 8, содержащейся в указанном пункте Методических указаний, в котором предусмотрен индекс потребительских цен, определённый в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной период регулирования

Действующее законодательство не предусматривает при корректировке тарифов применение фактического индекса изменений потребительских цен на первый год долгосрочного периода.

Рассматривая административное исковое заявление ГУП РО «УРСВ» об оспаривании постановления РСТ № 54/52 о корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения в отношении филиала «Орловский», суд приходит к следующему.

В соответствии с постановлениями Администрации Орловского района от 13 февраля 2020 г. № 116, Администрации Семикаракорского района от 16 июня 2017 г. № 630, Администрации Семикаракорского района от 20 февраля 2019 г. № 220, Администрации Дубовского района от 8 февраля 2019 г. № 20, Администрации Волгодонского района от 16 августа 2017 г. № 659, Администрации Ремонтненского района от 2 марта 2017 г. № 139, Администрации Зимовниковского района от 30 декабря 2016 г. № 812, ГУП РО «УРСВ» филиал Орловский наделён статусом гарантирующей организации, оказывает услуги по водоснабжению на территории Орловского, Ремонтненского, Зимовниковского, Дубовского, Семикаракорского и Волгодонского районов, определены сельские поселения в их составе и зоны деятельности гарантирующей организации.

Согласно экспертному заключению по делу о корректировке от 14 декабря 2020 г. (том 1 л.д.179-194) тарифным органом снижен заявленный Предприятием размер необходимой валовой выручки по холодному водоснабжению: к корректировке предложена необходимая валовая выручка 190680,03 тыс. руб., учтено органом регулирования 148679,85 тыс.руб.

ГУП РО «УРСВ» по филиалу Орловский заявлены расходы на приобретение топливаза 2019 год в размере 164,33 тыс.руб., на 2021 год в размере 255,56 руб.

В подтверждение затрат на приобретение топлива предприятием представлены договоры поставки газа № 43-3-47071/19 и № 43-3-47071/19-Н_Р от 17 сентября 2018 г. с указанием точек поставки (х. Рябичев Волгодонского район, с. Дубовское Дубовского района, ст. Романовская Волгодонского района, х. Потапов, х. Таловый Камышевского с/п Орловского района) и проектной мощности оборудования в точках поставки, договоры с АО «Ростовтоппром» от 10 октября 2018 г. и 2 октября 2019 г. на поставку угля, отчёты по проводкам за 2019 год с приложением товарных накладных и (или) счет-фактур.

РСТ в обоснование отказа во включении данных затрат указала наотсутствие материалов, подтверждающих экономическую обоснованность использования топлива.

Судом установлено, что в производственной программе, утвержденной постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2018 г. № 86/26 указана обслуживаемая территория филиала «Орловский» с перечнем районов и населенных пунктов, в договорах поставки газа указаны точки подключения, что позволяет соотнести их с территориями, на которых осуществляет деятельность Орловский филиал ГУП РО «УРСВ», концессионные соглашения представленные Предприятием, содержат перечень имущества, товарные накладные и положения представленной в тарифное дело Положения об учётной политике для целей бухгалтерского и налогового учёта на 2019 год, утвержденного приказом Генерального директора ГУП РО «УРСВ» № 195 от 19 декабря 2018 г. дают основания к определению экономически обоснованного объём расходов.

Указанным документам органом регулирования не была дана оценка.

В соответствии с подпунктами 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Позиция РСТ указанным принципам не соответствует, в связи с чем, расчёт расходов по данной статье подлежит пересмотру, поскольку влияет на размер тарифа.

По филиалу «Орловский»ГУП РО «УРСВ» в составе неподконтрольных расходов заявлены плановые расходы на оплату водного налога в сумме 681,32 тыс.руб. исходя из планируемого объёма воды из источников водоснабжения 2726,52 тыс.куб.м (2535,66 тыс.куб.м налоговая база – население, 145,05 тыс.куб.м налоговая база прочие потребители поверхностные воды, 46,23 тыс.куб.м налоговая база – прочие потребители подземные воды).

В обоснование расходов на 2021 год административным истцом в материалы тарифного дела представлены расчёт водного налога на 2021 год, объёмов водоснабжения, структура объёмов реализации услуг, пояснительная записка к расчёту объёма водоснабжения.

Органом регулирования указанные расходы снижены до 210,27 тыс.руб. исходя из планируемого объёма из источников водоснабжения 202,69 тыс.куб. м. налоговая база - прочие потребители поверхностные воды.

При этом, из баланса водоснабжения к заключению по делу № 40.3/369/15.05.2020 следует, что Предприятию запланирован объём отпускаемой воды населению на 2021 г. – 1 767,21 тыс.куб.м.

Основания к исключению из расчёта тарифа расходов на оплату водного налога планируемого с объёма воды приходящегося на население, в заключении не указаны, что свидетельствует о нарушении требований подпункта «г» пункта 26 Правил регулирования, и не отвечает принципами государственной политики в сфере водоснабжения предусмотренным подпунктами 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении.

Плановые расходы Предприятия по указанной статье затрат по филиалу «Орловский» подлежат корректировке.

ГУП РО «УРСВ» по филиалу «Орловский» в составе неподконтрольных заявлены плановые расходы на уплату налога на имущество в размере 5 265,37 тыс. руб.

Органом регулирования на 2021 год заявленные расходы не включены в полном объёме со ссылкой на положение главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и на отсутствие у ГУП РО «УРСВ» налогооблагаемого имущества, обязанности по оплате налога на имущество, переданное по концессионным соглашениям.

В обоснование затрат по указанной статье Предприятием представлен расчёт налога на имущество 2021 г., налоговая декларация по налогу на имущество за 2019 г. а также инвентарные карточки на имущество, закрепленное собственником на праве хозяйственного ведения за ГУП РО «УРСВ». Права на объекты налогооблагаемого имущества подтверждены концессионными соглашениями от 18 января 2016 г. № 1, 15 июля 2014 г., 13 мая 2016 г., 11 марта 2015 г., 4 февраля 2015 г., 2 февраля 2015 г., 16 декабря 2016 г., 22 декабря 2014 г., 16 ноября 2014 № 01, 17 марта 2016 г. заключенными с органами местного самоуправления в отношении объектов централизованных систем водоснабжения. Как пояснила представитель административного истца, по представленным Предприятием концессионным соглашениям обременения прав зарегистрированы в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона №115-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) сторонами концессионного соглашения выступают концессионер и концедент. В качестве концедента в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона №115-ФЗ может выступать муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Концессионером может выступать юридическое лицо.

Концессионное соглашение представляет собой договор, в соответствии с которым концессионер за свой счёт создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определённое недвижимое имущество, право собственности, на которое принадлежит или будет принадлежать государству.

Объектом концессионного соглашения может выступать лишь определённое имущество, перечень которого содержит статья 4 Закона №115-ФЗ и, включающее в том числе объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (подпункт 11 пункта 1 статьи 4 Закона №115-ФЗ. Такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 4 статьи 3 Закона №115-ФЗ).

На основании Закона №115-ФЗ имущество по концессионному соглашению передается концессионеру только на правах владения и пользования. Право собственности концессионеру не переходит, а остается за концедентом.

Имущество, передаваемое концедентом концессионеру по соглашению, на основании пункта 16 статьи 3 Закона №115-ФЗ отражаются на балансе концессионера по стоимости, указанной в документе на передачу объекта соглашения, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведётся самостоятельный учёт, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации объекта и имущества.

Объектом налогообложения согласно пункту 3 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество. Исключением являются земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), полученные на аналогичных условиях, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации эти объекты не признаются объектами налогообложения налогом на имущество организаций.

Особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений установлены статьей 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации - имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

Все элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка) установлены главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, которая распространяется и на концессионера.

В силу п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущества признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.

В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 374, пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, имущество, переданное Предприятию, является объектом налогообложения и в соответствии с положениями статьи 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит налогообложению у концессионера.

Не включение заявленных расходов на уплату налога на имущество не отвечает принципами государственной политики в сфере водоснабжения предусмотренным подп. 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении.

Суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что срок действия концессионных соглашений истекли на момент принятия решения о корректировке. Так в материалах дела имеется концессионное соглашение от 16 ноября 2014 № 01 в отношении муниципального имущества, срок действия которого 10 лет и не истёк, в остальных концессионных соглашениях условия пролонгации согласованы сторонами при заключении договоров (п.2.2.), не требует согласования, предусмотренного пункт 2 статьи 6 Закона 115-ФЗ.

Поскольку в нарушение требований действующего налогового законодательства размер расходов по указанной статье не был учтён, он подлежит пересмотру.

ГУП РО «УРСВ» заявлены фактические и плановые расходы на оплату транспортного налогав размерах: 108,73 тыс. руб. фактические расходы за 2019 год; 108,73 тыс. руб. плановые расходы на 2021 год.

Органом регулирования указанные расходы не включены со ссылкой на отсутствие материалов, подтверждающих экономическую обоснованность использования транспорта.

Предприятием в материалы тарифного дела представленрасчёты транспортного налога за 2019 год и на 2021 год, основные характеристики автомобильного транспорта, распределение автомобильного транспорта, приказ № 1 «О закреплении транспортных средств по филиалу «Белокалитвинский «ГУП РО «УРСВ» Белокалитвинскому району, участку город Белая Калитва, Каменскому участку», который отражает закрепление транспортных средств по участкам с 1 января 2020 г.

Действия органа регулирования по исключению заявленных расходов представляются верными, поскольку Предприятием не представлены документы, позволяющие в целях проверки соблюдения требований статей 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации, определить принадлежность транспортных средств ГУП РО «УРСВ», год их выпуска, наличие государственной регистрации. Отсутствует налоговая декларация по транспорту за 2019 г.,документы, подтверждающие техническую исправность транспортных средств и их распределение на регулируемые и нерегулируемые виды деятельности.

РСТ обоснованно руководствовалась положениями пункта 24 Основ ценообразования, противоречий нормам действующего законодательства, при установлении РСТ размера расходов по указанной статье не установлено.

ГУП РО «УРСВ» по филиалу Орловский заявлены плановые расходы на формирование резерва по сомнительным долгам за 2019 г. в размере 10,78 тыс.руб. и на 2021 год в размере 868,49 тыс.руб.

Пункт 42 Основ ценообразования содержит положение о том, что сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями и включают в себя, в том числе, расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчётного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

Вобоснование затрат по указанной статье Предприятием в материалы тариф­ного дела представленоПоложение об учётной политике для целей бухгалтерского учёта на 2019 годи реестр абонентов с задолженностью за оказанные услуги (сбытовые).

Согласно пункту 50 Положения об учётной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2019 год, утверждённого приказом № 195 от 19 декабря 2018 г. Генерального директора ГУП РО «УРСВ», предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам.

Вместе с тем, Предприятием не представлен расчёт сумм, предложенных к включению в размере не более 2% необходимой валовой выручки, документы, подтверждающие наличие сомнительной задолженности, в том числе акт, сформированный по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, приказ о создании резерва по сомнительным долгам, а также судебные акты и постановления судебных приставов-исполнителей, подтверждающих взыскание задолженности и процедуру исполнения.

При изложенных обстоятельствах, позиция РСТ по не включению затрат ГУП РО «УРСВ» на формирование резерва по сомнительным долгам, не противоречат требованиям действующего законодательства.

ГУП РО «УРСВ» по филиалу «Орловский» заявлены расходы на амортизацию в размере 9907,50 тыс.руб. за 2019 год и в размере 8406,16 руб. на 2021 год.

Заявленные расходы по указанной статье затрат РСТ исключены в полном объёме.

В обоснование затрат по указанной статье в материалы тарифного дела предприятием представлены инвентарные карточки учёта объектов основных средств, расчёт амортизационных отчислений 2021 г., оборотно-сальдовая ведомость за 2019 г.

В заключении по делу № 40.3/369/15.05.2020 (том 1 л.д. 183) органом регулирования указано, что предприятием не планируются расходы по данной статье. Вместе с тем в Приложении 1.4, указаны результаты рассмотрения заявки и изложено, что имущество предприятия, амортизационные отчисления по которому заявлены к включению в необходимую валовую выручку, создано за счёт бюджетных средств, на основании статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, амортизационные отчисления по данному виду имущества не осуществляются.

Указанная позиция органа регулирования по филиалу Орловский совпадает с изложенной выше позицией по рассмотренному судом аналогичному доводу ГУП РО «УРСВ» в отношении Белокалитвинского филиала в своём противоречии положениям пункта 23 Основ ценообразования, пункта 28 Методических рекомендаций, пунктам 7,17 ПБУ 6/01, пункта 49 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, относительно применения положений Налогового кодекса, а не специального законодательства, регулирующего отношения в сфере бухгалтерского учёта, которое запрета на начисление амортизации на имущество, приобретённое (созданное) за счёт бюджетных средств целевого финансирования и закреплённое за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержит.

Расходы на амортизацию подлежат пересмотру, поскольку влияют на величину тарифа.

ГУП РО «УРСВ» по филиалу Орловский на 2021 год заявлена компенсация экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды в размере 37764,12 тыс.руб.

Указанные расходы не включены органом регулирования в расчёт корректировки тарифа на 2021 год со ссылкой на положение пункта 91 Методических указаний и то обстоятельство, что тарифы на истекший 2019 год были установлены методом индексации.

Заявленные Предприятием в составе компенсации производственные, ремонтные, административные расходы относятся к операционным расходам, включенным в базовый уровень, который является долгосрочным параметром и в соответствии с положениями статьи 80 Основ ценообразования корректировке не подлежит.

Уточнившись в дополнительных пояснениях от 17 июня 2021 г. (том 2 л.д.168-178) административный истец указывает на несогласие с суммой указанных расходов в размере 28230,56 тыс.руб. не включающем амортизацию, транспортный налог и налог на имущество.

При этом, доводы представителя административного истца относительно того, что данные расходы являются ранее не учтёнными экономически обоснованными расходами подлежат отклонению в соответствии с положениями подпункта «ж» пункта 65, пункта 15 Основ ценообразования, которые, как судом указано выше, не содержат обязанности регулирующего органа по распределению ранее не учтённых экономически обоснованных расходов и недополученных доходов равномерно в течение указанного периода.

Тарифы Предприятию были установлены в 2019 год путём индексации. Экономически обоснованные расходы подлежат учёту органом регулирования не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, т.е. не позднее 2023 года. Невключение данных сумм в необходимую валовую выручку до этого времени, каким-либо нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

С учётом изложенного, произведённые административным ответчиком расчёты расходов в отношении филиал «Белокалитвинский» ГУП РО «УРСВ» по статьям затрат расходы на приобретение электрической энергии, на амортизацию и в отношении филиала «Орловский» ГУП РО «УРСВ» по статьям затрат расходы на приобретение топлива, водный налог, налог на имущество организаций и на амортизацию, не соответствуют государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренным подпунктами 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении, нарушают экономические интересы Предприятия и не способствуют поддержанию разумного баланса интересов организации и потребителей.

Оспариваемые тарифы на водоснабжение и водоотведения по Белокалитвинскому филиалу и на водоснабжение по Орловскому филиалу ГУП РО «УРСВ» основаны на расчёте затрат произведённом с нарушением действующего законодательства и не могут считаться достоверными.

В силу изложенных обстоятельств, административное исковое заявление ГУП РО «УРСВ» подлежит удовлетворению. Пункты 1, 2 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/52 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467) на 2021 год» подлежат признанию недействующими.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

Материалами дела подтверждается, что при обращении в суд административным истцом была уплачена государственная пошлина в установленном статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размере 4500 руб. Следовательно, на основании части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 КАС РФ данные расходы подлежат возмещению административным ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 215 КАС РФ суд

р е ш и л :

Административные исковые требования государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силупостановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/52 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год», в части размеров тарифов, установленных в пунктах 1 и 2 приложения к постановлению.

Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области принять новые нормативные правовые акт в части, в которой постановление от 18 декабря 2020 г. № 54/52 признано недействующим настоящим решением суда.

Взыскать с Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу ГУП РО «УРСВ» уплаченную государственную пошлину в размере 4500 руб.

Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В.Журба

Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2021 г.

Судья О.В.Журба