ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-142/2022 от 04.05.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-142/2022

Решение

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Роговой И. В.,

при секретаре Быковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании частично недействующими Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 27 июня 2019 года № 32,

установил:

решением Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 27.06.2019 № 32 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее Правила, Правила № 32).

Решение и Правила опубликованы в официальном печатном издании «Вестник Виледи» 01.07.2019 № 9. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 27.06.2019 № 32 включено в регистр муниципальных правовых актов муниципальных образований Архангельской области 24.09.2020 № RU29003805201900045.

Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2.1., 2.10., абзаца 6 пункта 2.5., пункта 3.10. Правил, в обоснование иска указано на противоречие указанного нормативного правового акта положениям Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса РФ, Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 № 4520-1.

В судебном заседании представитель административного истца Кокоянин А.Е. требования уточнил, окончательно просил признать недействующими пункты 2.1. и 3.10. Правил, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 27.06.2019 № 32.

Собрание депутатов Вилегодского муниципального округа Архангельской области о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, с заявленными требованиями согласны. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации).

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Частью 8 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Устава муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» установление видов, размеров и порядка предоставления социального обеспечения и иных мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района, относится к компетенции Собрания депутатов.

Согласно пункту 1 статьи 5 областного закона от 29.09.2020 № 295-19-ОЗ «О преобразовании сельских поселений Вилегодского муниципального района Архангельской области» Вилегодский муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований, органы местного самоуправления которых на день создания Вилегодского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с Российской Федерацией, Архангельской областью и иными субъектами Российской Федерации, иными муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами.

Пунктом 4 статьи 5 областного закона № 295-19-ОЗ установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления муниципальных образований, которыми на день создания Вилегодского муниципального округа осуществлялись полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Архангельской области, областным законам и иным нормативным правовым актам органов местного самоуправления Вилегодского муниципального округа. Указанные муниципальные правовые акты действуют до признания их утратившими силу в установленном порядке или до принятия по тем же вопросам муниципальных правовых актов органами местного самоуправления Вилегодского муниципального округа.

Решение от 27.06.2019 № 32 утратившим силу не признано, муниципальный правовой акт, регулирующий аналогичные общественные отношения, Собранием депутатов Вилегодского муниципального округа Архангельской области не принят, следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт является действующим.

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утверждены уполномоченным органом, в установленном порядке опубликованы и по указанному основанию административным истцом не оспариваются.

Согласно абзацам 1-3 пункта 2.1. Правил работники и неработающие члены его семьи имеют право на оплату один раз в два года за счет средств местного бюджета стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2.1. под неработающими членами семьи работника понимаются несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), дети, находящиеся под опекой (попечительством) в приемной семье, фактически проживающие с работником.

Часть 2 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливая гарантии в виде компенсации расходов стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), определяет, что к членам семьи работника относятся неработающие и фактически проживающие с ним муж, жена, несовершеннолетние дети.

Отнесение к кругу лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии в связи с неблагоприятными условиями проживания, неработающих супругов работника закреплено также в Правилах компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 455 (пункт 3 Правил) (далее – Правила № 455).

Положения аналогичного характера содержатся и в пункте 5 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах государственной власти Архангельской области, иных государственных органах Архангельской области и государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 10.01.2017 № 2-пп (далее – Правила №2-пп).

В соответствии с частью 11 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Круг членов семьи работника, имеющих право на эту компенсацию, определен в Трудовом кодексе Российской Федерации, к их числу отнесены неработающие муж (жена) и несовершеннолетние дети работника, фактически проживающие с работником (часть вторая статьи 325).

Определение круга лиц, имеющих право на дополнительные гарантии и компенсации, отличного от установленного федеральным законом, противоречит положениям частей 2 и 8 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, что влечет недействительность абзаца 4 пункта 2.1. Правил, утвержденных решением Собрания депутатов Вилегодского муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 27.06.2019 № 32, в той мере, в которой в число неработающих членов семьи работника, право на компенсацию расходов на отдых которых подлежит компенсации, не включены фактически проживающие с работником неработающие муж, жена.

Пунктом 3.10. Правил компенсации расходов, утвержденных решением от 27.06.2019 № 32, определен перечень документов, прилагаемых к отчету работника о произведенных расходах при выезде работника в отпуск (на отдых) и обратно с использованием личного транспорта.

К таким документам отнесены:

документы на транспортное средство (представляется один из следующих документов) – копия паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, доверенности на право управления транспортным средством. В данных документах должны быть указаны модель и марка транспортного средства;

документы, подтверждающие расходы на приобретение топлива, - отпечатанные контрольно-кассовой техникой, кассовые чеки автозаправочных станций;

свидетельство о регистрации по месту пребывания работника и (или) членов его семьи;

документ, подтверждающий временное пребывание (размещение) работника и (или) членов его семьи в гостинице или ином средстве размещения (санатории, пансионате, доме отдыха, туристической базе, кемпинге, общежитии, оздоровительном учреждении для детей и т.д.), выданный владельцем гостиницы и иного средства размещения и подписанный его уполномоченным работником, с указанием места и даты выдачи, фамилий, имен и отчеств (последних – при наличии) работника и (или) членов его семьи, наименования (фамилии, имени и отчества) (последнее – при наличии) владельца гостиницы или иного средства размещения;

документ, подтверждающий временное пребывание работника и (или) членов его семьи в определенном жилом помещении, выданный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим управление многоквартирными домами, и подписанный его уполномоченным работником, с указанием места и даты выдачи, фамилий, имен и отчеств (последних – при наличии) работника и (или) членов его семьи, наименования юридического лица (фамилии, имени и отчества (последнее – при наличии) индивидуального предпринимателя), осуществляющего управление многоквартирными домами;

документ органа местного самоуправления (компетентного органа государства пребывания) с указанием места и даты выдачи, фамилий, имен и отчеств (последних – при наличии) работника и (или) членов его семьи, наименования выдавшего органа, заверенный печатью органа местного самоуправления (компетентного органа государства пребывания);

свидетельство об удостоверении факта нахождения гражданина в определенном месте, выданное нотариусом, главой местной администрации или специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления либо должностным лицом консульского учреждения Российской Федерации в отношении работника и (или) членов его семьи;

документ консульского учреждения Российской Федерации или почетного консула Российской Федерации о постановке на консульский учет и (или) о снятии с консульского учета, выданный в отношении работника и (или) членов его семьи.

При определении порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц в части установления конкретного перечня подтверждающих документов представительным органом местного самоуправления не предусмотрено возможности предоставления иных документов. В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.21. Правил непредоставление документов, предусмотренных Правилами, является основанием для отказа в компенсации расходов, что подтверждает то, что перечень документов, приведенный в пункте 3.10 Правил компенсации расходов, является исчерпывающим.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 09.02.2012 № 2-П «По делу о проверке конституционности части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой», компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно применительно к гражданам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является дополнительной гарантией реализации ими своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает (пункт 4 постановления).

В правоприменительной практике часть 8 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации рассматривается как допускающая установление размера, условий и порядка соответствующей компенсации для лиц, работающих у работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, отличное от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета, что может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий, предоставление которых обусловлено необходимостью обеспечения реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях.

Между тем такие различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям. Это означает, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления (пункт 5 постановления 09.02.2012 № 2-П).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 455 компенсация расходов при проезде работника учреждения и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования. Конкретного перечня документов, подтверждающих выезд работника к месту отдыха на личном транспорте, Правила № 455 не содержат.

Правила компенсации проезда для лиц, работающих в органах государственной власти Архангельской области, иных государственных органах Архангельской области и государственных учреждениях Архангельской области, содержат аналогичный перечень необходимых документов перечню, установленных Правилами № 32, однако дополнены пунктом, предусматривающим предоставление иного документа, позволяющего установить факт нахождения работника и (или) членов его семьи в месте отдыха и идентифицировать лицо (организацию), выдавшее такой документ, место и дату его выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) работника и (или) членов его семьи, которому выдан данный документ (например, договор оказания услуг, чек, квитанция, из содержания которой возможно установить, что операция совершена в месте отдыха с использованием электронного средства платежа, принадлежащего работнику или члену его семьи) (абзац 8 подпункта 4 пункта 39 Правил № 2-пп).

Учитывая, что установление исчерпывающего перечня представляемых в целях компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно создает препятствие к реализации дополнительных гарантий для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не соответствует федеральному законодательству, гарантирующему предоставление дополнительных гарантий, направленных на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях, обусловленных необходимостью обеспечения реализации прав на отдых, требование о признании недействующим пункта 3.10. Правил, в той мере, в которой не предусмотрена возможность предоставления иных документов, позволяющих установить факт нахождения работника и (или) членов его семьи в месте отдыха, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что Правила применялись и на их основании реализовывались права граждан, суд приходит к выводу о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части с момента вступления в силу решения суда.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании частично недействующими Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 27 июня 2019 года № 32, удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 4 пункта 2.1. Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 27 июня 2019 года № 32, в той мере, в которой в число неработающих членов семьи работника, право на компенсацию расходов на отдых которых подлежит компенсации, не включены фактически проживающие с работником неработающие муж, жена.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3.10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 27 июня 2019 года № 32, в той мере, в которой не предусмотрена возможность предоставления иных документов, позволяющих установить факт нахождения работника и (или) членов его семьи в месте отдыха.

Обязать Собрание депутатов Вилегодского муниципального округа Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом 06.05.2022

Судья И. В. Рогова