ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-142/2023 от 26.06.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2022-000810-03

Дело № 3А-142/2023

015а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июня 2023 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,

с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» Шахматовой В.А., представителя министерства тарифной политики Красноярского края Морозова А.М., прокурора Дмитриева И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-142/2023 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» о признании не действующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 16 ноября 2022 года № 895-в «Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» (г. Красноярск, ИНН 2461215594)»,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 16 ноября 2022 года № 895-в «Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» (г. Красноярск, ИНН 2461215594)» (далее – Приказ от 16 ноября 2022 года № 895-в) установлены тарифы на водоотведения для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» (далее – ООО «КСК») на территории Элитовского сельсовета Емельяновского района согласно приложению к данному Приказу.

Согласно пункту 2 Приказа от 16 ноября 2022 года № 895-в установленные данным Приказом тарифы действуют с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Приказ от 16 ноября 2022 года № 895-в опубликован 22 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru, а также 18 ноября 2022 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», № 86/1. В соответствии с пунктом 5 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования.

ООО «КСК» обратилось с административным иском о признании не действующим со дня принятия Приказ от 16 ноября 2022 года № 895-в, возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э.

Требования (с учетом уточнений и дополнений) мотивированы тем, что при определении необходимой валовой выручки органом регулирования были необоснованно исключены либо снижены расходы по следующим статьям затрат: «Электроэнергия»; «Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, связанные с эксплуатацией»; «Расходы на оплату труда основного производственного персонала»; «Отчисления на социальные нужды производственного персонала»; «Общехозяйственные расходы (цеховые)» («Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды общехозяйственного персонала, в том числе налоги и сборы», «Расходы на медосмотр»); «Расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание»; «Другие производственные расходы» («Расходы на работы по разработке проектно-сметной документации», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды водителей»); «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем»; «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы»; «Расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату»; «Налог на прибыль»; «Нормативная прибыль»; «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации».

В результате необоснованного уменьшения необходимой валовой выручки, были установлены тарифы в экономически необоснованном размере, чем нарушены права и законные интересы административного истца.

Представители ООО «КСК» Кошкин Д.В. (в предыдущих судебных заседаниях), Шахматова В.А., действующие на основании доверенностей, настаивали на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнений.

Представитель министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) Морозов А.М., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на то, что оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушает права административного истца.

Прокурор - прокурор отдела прокуратуры Красноярского краяДмитриев И.Г. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 8 статьи 31 указанного Федерального закона тариф на водоотведение подлежит регулированию.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 3.15 данного Положения к компетенции Министерства отнесено утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемый нормативный правовой акт об установлении тарифов принят и оформлен приказом Министерства, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, являются: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (подпункты 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеприведенных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Судом установлено, что основанием для принятия Приказа от 16 ноября 2022 года № 895-в явилось заявление (предложение) ООО «КСК» об установлении тарифов на водоотведение на 2023 год на территории Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.

На основании пунктов 25 и 26 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении, которое должно содержать, в частности, анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.

Анализ экономической обоснованности предложения регулируемой организации приведен в экспертном заключении по делу об установлении тарифов (цен) № 171/1-22 на 2023 год (далее – Экспертное заключение по делу № 171/1-22 на 2023 год), согласно которому при формировании тарифов органом регулирования применен метод экономически обоснованных расходов.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (далее – НВВ), определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг.

Под НВВ понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 Основ ценообразования).

Из положений пункта 38 Основ ценообразования следует, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) НВВ регулируемой организации определяется как сумма экономически обоснованных расходов, планируемых на очередной период регулирования.

В соответствии с пунктом 18 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания) в составе производственных расходов учитываются:

1) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;

2) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду;

3) расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

4) расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда основного производственного персонала;

5) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль;

6) общехозяйственные расходы;

7) прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией.

Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

1) расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод;

2) расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод (за исключением расходов на контроль состава и свойств сточных вод абонентов);

3) расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.

По статье «Электроэнергия» ООО «КСК» предлагало учесть расходы в размере 196,87 тыс. руб., которые были уменьшены Министерством на 81,98 тыс. руб. и приняты в размере 114,89 тыс. руб.

Затраты на электроэнергию на основное производство на 2023 год определены Министерством исходя из расчетного расхода электрической энергии и плановой цены на электрическую энергию на 2023 год по диапазону НН: плановая цена на 1 полугодие 2022 года – 7,92 руб./кВт/ч (без учета НДС), плановая цена на 2 полугодие 2022 года – 7,92 руб./кВт/ч (без учета НДС); расход электрической энергии диапазону НН определен 14,51 тыс. кВт/ч на основании технических характеристик установленного оборудования и режимом его работы (пропускной способности насоса SEG.40.15.2.50В и его мощности: при пропускной способности насоса 18,8 м3/ч объем перекачиваемых сточных вод составляет 6,79 м3/час при режиме работы 24 часа в сутки 365 дней в году).

Органом регулирования правомерно не учитывалось в расчетах наличие второго работающего насоса (не резервного), поскольку технические характеристики насоса SEG.40.15.2.50В являются достаточными для осуществления регулируемой деятельности, в связи с чем, учет второго насоса влечет необоснованное увеличение затрат на электроэнергию в расчете НВВ.

В тарифе на услуги водоотведения, установленному для ООО «КСК» на 2022 год (период с август-декабрь 2022 года), наличие второго насоса Министерством не учитывалось, что не оспаривалось ООО «КСК».

При этом, объем водоотведения в 2023 году не увеличился, а способ осуществления регулируемой деятельности не изменился.

Цена на электроэнергию рассчитана Министерством, как установленная для ООО «КСК» в тарифе на водоотведение на 2022 год в Элитовском сельсовете Емельяновского района на 2 полугодие по НН - 7,33 руб./кВт/ч), умноженная на 1,08 - индекс цен на электрическую энергию, предусмотренный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (раздел D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха»).

Диапазон напряжения электрической энергии НН определен по предложению ООО «КСК» в сведениях о технических характеристиках

При расчете затрат по названной статье затрат Министерством не учитывались затраты по диапазону напряжения СН-2, поскольку ООО «КСК» представило сведения о технических характеристиках установленного оборудования и расчет потребления электроэнергии системы водоотведения поселка Элита, в котором указано оборудование только по диапазону напряжения НН.

ООО «КСК» не был представлен расчет, а также подтверждение расчета необходимости использования электроэнергии по диапазону СН-2.

При этом, в тарифе на услуги водоотведения, установленному для ООО «КСК» на 2022 год (период с август-декабрь 2022 года), затраты на электроэнергию по диапазону напряжения СН-2 не учитывались, поскольку ООО «КСК» не предоставляло расчет по диапазону напряжения СН-2.

Таким образом, судом признается правомерным расчет Министерства величины расходов по статье «Электроэнергия».

По статье «Расходы на оплату труда основного производственного персонала» ООО «КСК» предлагало принять расходы на 2023 год в размере 4417,16 тыс. руб., которые уменьшены Министерством на 4 027,74 тыс. руб. и составили389,42 тыс. руб.

ООО «КСК» предлагало принять расходы по указанной статье, исходя из численности основного производственного персонала в количестве 7 шт. ед., минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда (далее - ММТС) с 1 января 2022 года в размере 16654,10 руб., межразрядного коэффициента по сетке межразрядных коэффициентов с соотношением первого разряда к 18-му в размере 1,52, ежемесячной премии 30% от должностного оклада; выплаты районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате в размере 60%.

Министерство правомерно уменьшило расходы по вышеуказанной статье с учетом следующего:

1) численность основного производственного персонала в количестве 1,00 шт. ед. оператора насосных установок определена по таблице 27 «Канализационные насосные станции, в том числе их обслуживание и эксплуатация, контроль за состоянием и режимом работы» Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных Приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр (далее – Типовые отраслевые нормы). При расчете использовались данные согласно первому диапазону «до 15» производительность насосной станции, тыс. м3 в сутки. При максимальной производительности насосной станции нормативная численность рабочих составит 4-6 чел. Так как производительность насосной станции ООО «КСК» составляет 0,163 тыс.м3/сут. (расчетные данные исходя из объемов сточных вод и производительности перекачивающих оборудования) Численность определена 0,163 м3 * 4/15 = 0,4 шт. ед., которая округлена до 1 штатной единицы.

Вопреки доводам административного истца, Министерством правомерно не принят расчет нормативной численности, представленный ООО «КСК», поскольку канализационная насосная станция перекачки сточных вод является автоматической (расчет на 24 часа в сутки 365 дней в году), что исключает необходимость круглосуточного пребывания на ней обслуживающего персонала.

2) ММТС рабочих первого разряда с 1 января 2022 года установлена в размере 16242 руб. в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации, Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы от 7 июня 2022 года № 12/23-25 (далее – Отраслевое тарифное соглашение);

3) межразрядные коэффициенты по сетке межразрядных коэффициентов с соотношением первого разряда к 18-му в размере 1,11. В связи с отсутствием решения атестационно-квалификационной комиссии о присвоении разрядов, должностной инструкции рабочего персонала, а также отсутствием разрядности специалистов в штатном расписании, приняты минимальные разряды по специалистам согласно единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС);

4) доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время, за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу) приняты в размере 12,50% (пункт 2.8.2.1 Отраслевого тарифного соглашения).

В связи с отсутствием фактических данных за предыдущий период регулирования, а также в связи с невозможностью установить размер начисленной премии за фактически отработанное время, предусмотренной Положением об оплате труда, утвержденному Приказом от 24 декабря 2021 года № 25, Министерством правомерно не учитывалась премия, предложенная ООО «КСК».

5) выплаты районных коэффициентов к заработной плате в размере 60%.

Также Министерством в расчете обоснованно не учитывался коэффициент невыходов на работу, поскольку ООО «КСК» не представило какого-либо расчета данного коэффициента.

С учетом правомерного уменьшения расходов по статье «Расходы на оплату труда основного производственного персонала», Министерство также правомерно уменьшило предлагаемые ООО «КСК» расходы в размере 1 333,98 тыс.руб. по статье «Расходы на отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы», определив их данные расходы в сумме 117,60 тыс. руб., исходя из расчета: 30% тариф страховых взносов; 0,2 % размер страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонда социального страхования Российской Федерации.

Аналогичным образом Министерство правомерно определило расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды водителей в составе статьи затрат «Другие производственные расходы».

По статье затрат «Другие прочие производственные расходы» также обоснованно исключило расходы на выполнение работ по сметной документации, поскольку ООО «КСК» имеет в штате сметчика, учтенного при определении нормативной численности организации, исходя из чего, повторный учет расходов на разработку сметной документации при наличии в штате работника, заработная плата которого учтена в НВВ, является экономически необоснованным.

По статье «Общехозяйственные расходы»ООО «КСК» были заявлены: расходы на оплату труда общехозяйственного персонала, на страховые взносы на обязательное социальное страхование общехозяйственного персонала, расходы на спецодежду для персонала, расходы на проведение медосмотров, расходы на химчистку.

По статье «Расходы на оплату труда общехозяйственного персонала» расходы были определены Министерством в размере 584,73 тыс. руб. с учетом следующего:

1) численность общехозяйственного персонала 1 шт. ед. (1 шт.ед. мастера) согласно штатному расписанию на 2023 год ООО «КСК» (таблицы № 4, 5, 6 Типовых отраслевых норм).

2) ММТС рабочих первого разряда с 1 января 2023 года установлена в размере 16 242 руб. в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации, Отраслевым тарифным соглашением;

3) межразрядные коэффициенты по сетке межразрядных коэффициентов с соотношением первого разряда к 18-му в размере 1,67. В связи с отсутствием решения атестационно-квалификационной комиссии о присвоении разрядов, должностной инструкции рабочего персонала, а также отсутствием разрядности специалистов в штатном расписании, разряды приняты минимальные по специалистам согласно ЕТКС;

4) доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время, за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу) приняты в размере 12,50% (пункт 2.8.2.1 Отраслевого тарифного соглашения).

В связи с отсутствием фактических данных за предыдущий период регулирования, а также в связи с невозможностью установить размер начисленной премии за фактически отработанное время, предусмотренной Положением об оплате труда, утвержденному Приказом от 24 декабря 2021 года № 25, Министерством правомерно не учитывалась премия, предложенная ООО «КСК».

5) выплаты районных коэффициентов к заработной плате в размере 60%.

С учетом правомерного определения расходов по статье «Расходы на оплату труда общехозяйственного персонала», Министерство также правомерно определило расходы по статье «Расходы на отчисления на социальные нужды общехозяйственного персонала»в размере 176,59 тыс. руб., исходя из расчета: 30% тариф страховых взносов; 0,2 % размер страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Также по статье «Общехозяйственные расходы» Министерством учтены расходы на спецодежду для персонала в размере расходы на спецодежду для персонала в размере 104,25 тыс. руб., расходы на химчистку в размере 22,50 тыс. руб. в соответствии с предоставленными обосновывающими ООО «КСК» материалами тарифного дела.

Пунктом 23 Методических указаний предусмотрено, что в составе ремонтных расходов учитываются:

1) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

2) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

3) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.

Аналогичные положения закреплены в пункте 40 Основ ценообразования.

При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации (пункт 24 Методических указаний, пункт 51 Основ ценообразования).

По статье «Расходы на оплату труда ремонтного персонала» ООО «КСК» предлагало принять расходы в размере 1 714,75 тыс. руб., исходя из следующего:

1) численность ремонтного персонала в количестве 2 шт. ед.;

2) ММТС рабочих первого разряда с 1 января 2022 года в размере 16 654,10 руб.;

3) межразрядные коэффициенты по сетке межразрядных коэффициентов с соотношением первого разряда к 18-му в размере 2,05;

4) ежемесячная премия 30,0% от должностного оклада;

5) выплаты районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате в размере 60%.

Расходы на оплату труда ремонтного персонала были определены Министерство в размере 1 006,87 тыс. руб. с учетом следующего:

1) численность ремонтного персонала в количестве 2 шт. ед. (электрогазосварщик 1 шт. ед, слесарь по ремонту и обслуживанию оборудования 1 шт. ед.), определена в соответствии с таблицей 28 «Канализационные сети, в том числе надзор за их состоянием и сохранностью, проведение профилактического и текущего ремонта» Типовых отраслевых норм. При расчете использовались данные согласно третьему диапазону «от 10 до 20». Протяженность сетей составляет 10,39 км, при которой нормативная численность рабочих составит 3 чел. Численность по расчету составит 10,39 км * 3/20 = 1,56 шт. ед. Принято с округлением до 2 штатных единиц.

2) ММТС рабочих первого разряда с 1 января 2023 года установлена в размере 16242,00 руб. в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации, Отраслевого тарифного соглашения;

3) межразрядные коэффициенты по сетке межразрядных коэффициентов с соотношением первого разряда к 18-му в размере 1,44. В связи с отсутствием решения атестационно-квалификационной комиссии о присвоении разрядов, должностной инструкции рабочего персонала, а также отсутствием разрядности специалистов в штатном расписании, разряды приняты минимальные по специалистам согласно ЕТКС;

4) доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время, за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу) приняты в размере 12,50% (пункт 2.8.2.1 Отраслевого тарифного соглашения).

В связи с отсутствием фактических данных за предыдущий период регулирования, а также в связи с невозможностью установить размер начисленной премии за фактически отработанное время, предусмотренной Положением об оплате труда, утвержденному Приказом от 24 декабря 2021 года № 25, Министерством правомерно не учитывалась премия, предложенная ООО «КСК».

5) выплаты районных коэффициентов к заработной плате в размере 60%.

С учетом правомерного определения расходов по статье «Расходы на оплату труда ремонтного персонала», Министерство также правомерно определило расходы по статье «Расходы на отчисления на социальные нужды ремонтного персонала»в размере 304,07 тыс. руб., исходя из расчета: 30% тариф страховых взносов; 0,2 % размер страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По статье «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем» ООО «КСК» предлагало принять в размере 2 193,02 тыс. руб., которые уменьшены Министерством на 463,15 тыс. руб. и определены в размере 1 729,87 тыс. руб.

Уменьшение названных расходов обусловлено правомерным исключением из расчета затрат на капитальный ремонт трубопровода водоотведения от КК24 до КК 39 по адресу: пос. Элита, ул. Механизаторов, поскольку на основании пункта 4.2.2. Договора аренды муниципального имущества от 25 октября 2021 года № 5, по условиям которого указанный трубопровод был передан администрацией Элитовского сельсовета Емельяновского района в аренду ООО «КСК», обязанность по осуществлению капитального ремонта и реконструкции возлагается на арендодателя (в том числе за счет субсидий из бюджетов разных уровней).

В соответствии с пунктом 25 Методических указаний к административным расходам относятся:

1) расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам;

2) расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала;

3) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

4) расходы на служебные командировки;

5) расходы на обучение персонала;

6) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль;

7) прочие расходы, которые включают в себя:

расходы на амортизацию непроизводственных активов;

расходы на оплату услуг сторонних организаций по обеспечению безопасности функционирования объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе расходы на защиту от террористических угроз.

По статье затрат «Аварийно-диспетчерское обслуживание» ООО «КСК» предлагало принять расходы в сумме 41,28 тыс.руб.

С учетом нормативной численности 4 диспетчеров и 1 руководителя диспетчерской службы расходы по данной статье отнесены Министерством к «Административному персоналу», поскольку осуществляемая функция распространяется на деятельность регулируемой организации в целом, после чего распределены по видам оказываемых услуг с учетом Положения об учетной политики ООО «КСК» пропорционально выручки от видов деятельности.

Так, годовой фонд заработной платы четырех диспетчеров определен в размере 1908499,968 руб., начальника диспетчерской службы - 585881,424 руб. Месячный фонд заработной платы четырх диспетчеров, с учетом надбавок, составляет 159041,664 руб., начальника диспетчерской службы - 48823,452 руб. Годовой фонд заработной платы всей аварийно-диспетчерской службы – 2494381,392 руб.

Согласно распределению по видам деятельности на услуги водоотведения в Элитовском сельсовете Емельяновского района приходится 4,63% от всех административных расходов ООО «КСК», исходя из чего затраты на отплату труда аварийно-диспетчерской службы в Элитовском сельсовете определены в сумме 115489,858 руб. (2494381,392 руб. * 4,63%).

По статье «Расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату»ООО «КСК» предлагало принять расходы в размере 68,95 тыс. руб., которые правомерно были признаны Министерством экономически необоснованными и исключены в полном объеме, поскольку имущество, переданное в аренду ООО «КСК», является муниципальной собственностью, в то время как из положений абзаца второго пункта 44 Основ ценообразования следует, что экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.

В соответствии с пунктом 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований данной Инструкции и законодательства Российской Федерации (правовой акт по бюджетному учету казны).

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.

В соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.

Вместе с тем, Министерством по статье затрат «Общехозяйственные расходы» неправомерно полностью исключены предлагаемые ООО «КСК» расходы в размере 21,27 тыс. руб. на проведение медосмотров по тем основаниям, что срок действия договора оказания медицинских услуг от 10 января 2022 года № 84/22 с ООО «Оптима-Мед» истекает 31 декабря 2022 года.

Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность работодателя за допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, не прошедшего в установленном порядке обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены).

На основании статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В соответствии с пунктом 4.4 раздела IV Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержденного приказом Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31 декабря 2020 года, шум относится к вредным производственным факторам.

В обоснование затрат по медосмотры ООО «КСК», помимо договора оказания медицинских услуг от 10 января 2022 года № 84/22 с ООО «Оптима-Мед», представило список работников, для которых обязательно проведение медицинского осмотра в связи с воздействием вредного производственного фактора «шум» с указанием наименования должностей, а также расчет затрат и обосновывающие документы по фактическим данным предыдущего периода регулирования.

Проведение медосмотров работников является обязанностью ООО «КСК», обусловленной осуществлением регулируемой деятельности, исходя из чего полное исключение расходов на медосмотры является неправомерным, учитывая, что орган регулирование в целях исполнения обязанности по установлению экономически обоснованных тарифов был вправе самостоятельно определить названные расходы в экономически обоснованном размере.

Кроме того, после истечения срока действия договора оказания медицинских услуг от 10 января 2022 года № 84/22, между ООО «КСК» и ООО «Оптима-Мед» был заключен новый договор, действующий в 2023 году.

По статье затрат «Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, связанные с эксплуатацией централизованных систем, либо объектов в составе таких систем» ООО «КСК» предлагало принять расходы в размере 19 423,50 тыс. руб.

Министерством учтены расходы в размере 73,50 тыс. руб. в связи с исключением расходов ООО «КСК» по договору на вывоз жидких бытовых отходов от 30 сентября 2022 года, заключённому с ООО «РиноСервис». ввиду не предоставления договора на очистку сточных вод.

Само по себе не предоставление договора на очистку сточных вод не является законным основанием для исключения затрат на вывоз жидких бытовых отходов.

При тарифном регулировании на 2022 год расходы ООО «КСК» на вывоз жидких бытовых отходов учитывались Министерством. При этом способ осуществления регулируемой деятельности в 2023 году не изменился

Таким образом, поскольку передача жидких бытовых отходов является частью технологического процесса осуществления ООО «КСК» регулируемой деятельности по водоотведению, полное исключение Министерством расходов по договору, заключённому между ООО «КСК» и ООО «РиноСервис», является неправомерным.

Учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя: 1) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; 2) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; 3) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами (пункт 31 Методических указаний, пункт 46 Основ ценообразования).

По статье «Нормативная прибыль» ООО «КСК» предложило принять расходы в размере 10,76 тыс. руб., которые уменьшены Министерством на 0,76 тыс. руб. и определены в размере 10 тыс. руб., с учетом исключения в полном объеме затрат на покупку новогодних подарков по тем основаниям, что экономическая обоснованность этих расходов не подтверждена в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Вместе с тем, материалами тарифного дела подтверждается, что ООО «КСК» предоставило расчет количества подарков, а также обоснование их стоимости, а именно: расчёт расходов на социальные нужды на 2023 год; Приказ ООО «КСК» от 30 ноября 2019 года «О приобретении новогодних подарков»; договор поставки от 2 декабря 2021 года № 1792/21, заключенный с ООО «Сибирская кондитерская компания»; счет-фактура; ведомости выдачи новогодних подарков по участкам ООО «КСК»; Коллективный договор ООО «КСК» на 2020-2023 годы.

При этом, мотивы отклонения названных обосновывающих документов, в Экспертном заключении № 171/1-22 не приведены, в связи с чем, уменьшение Министерством расходов по статье «Нормативная прибыль» является неправомерным.

Пунктом 30 Методических указаний установлено, что при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, в числе прочих, учитывается налог на прибыль.

В соответствии с пунктом 47(1) Основ ценообразования предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5% включаемых в НВВ на очередной период регулирования расходов.

Необоснованное уменьшение расходов по статье «Нормативная прибыль» повлекло уменьшение расходов по статье «Налог на прибыль», в в целом неправомерное уменьшение расходов по статьям вышеперечисленным затрат повлекло уменьшение предпринимательской прибыли на 2023 год.

Все вышеприведенные нарушения законодательства в сфере тарифного регулирования существенным образом повлияли на размер НВВ регулируемой организации на 2023 год и повлекли установление экономически необоснованных тарифов на водоотведение, чем нарушены права административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая изложенное, Приказ от 16 ноября 2022 года № 895-в следует признать не действующим, как противоречащий вышеприведенным нормам законодательства в сфере тарифного регулирования.

Поскольку действие тарифов, утвержденных оспариваемым нормативным правовым актом, ограничено периодом с 1 декабря 2022 года до 31 декабря 2023 года, то признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В этой связи, суд полагает необходимым признать Приказ от 16 ноября 2022 года № 895-в не действующим с момента принятия данного Приказа.

Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца о возложении на Министерство обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующим Приказ 16 ноября 2022 года № 895-в, установив срок для принятия такого акта в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» - удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 16 ноября 2022 года № 895-в «Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» (г. Красноярск, ИНН 2461215594)».

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять заменяющий нормативный правовой акт.

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 7 июля 2023 года