ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-143/18 от 20.08.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№3а-143/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2018 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Гильметдиновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дачно-садоводческого некоммерческого товарищества «Березка-1» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

установил:

Дачно-садоводческое некоммерческое Товарищество «Березка-1» (далее - ДСНТ «Березка-1») обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:2038, площадью 34 339 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский района, ДСНТ «Березка-1», в размере его рыночной стоимости 627 000 рублей по состоянию на 13 марта 2012 года.

В обоснование указано, что земельный участок находится в собственности административного истца. Установленная в результате государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость этого земельного участка в размере 6 754 824,69 рублей превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, как налогоплательщика.

Представитель административного истца ДСНТ «Березка-1» -Коврижко В.А. в судебное заседание не явился, направил до судебного заседания заявление, в котором просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области - Чижова JLA. пояснила, что поскольку представленный административным истцом отчет об оценке составлен не на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то он не является допустимым доказательством.

Представители административного ответчика Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, администрации Сосновского района г.Челябинска, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие вышеуказанных представителей.

Выслушав пояснения лиц, принявших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу пункта статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 13 июля 2010 года, ДСНТ «Березка-1» на основании постановления Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области №5981 от 02 июля 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:2038, площадью 34 339 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для эксплуатации инженерной и транспортной инфраструктуры, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский района, ДСНТ «Березка-1».

Поскольку собственник земельного участка ДСНТ «Березка-1» в силу пункта. 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, определением кадастровой стоимости этого земельного участка затрагиваются его права и обязанности.

Предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден. По результатам рассмотрения соответствующего обращения ДСНТ «Березка-1» от 29 ноября 2017 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области было вынесено решение № 2144 от 21 декабря 2017 года об отклонении заявления ДСНТ «Березка-1».

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности самостоятельным основанием пересмотра кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно представленной административным истцом выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 апреля 2018 года, датой определения кадастровой стоимости указного земельного участка является 13 марта 2012 года.

Вместе с тем, представитель административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области - Чижова Л.А. в судебных заседаниях поясняла, что Управлением направлялся запрос в ФГБУ «Федеральная

кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и получен ответ от 27 апреля 2018 года № 5744, в котором сообщалось о выявлении ошибки в определении даты, на которую определена кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, ошибка исправлена, правильной датой является дата формирования перечня - 01 января 2013 года. Оснований сомневаться и не доверять вышеуказанным доводам не имеется, в виду следующего.

Из ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области на запрос суда, письменного отзыва Управления Росреестра по Челябинской области на административное исковое заявление следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:0000000:2038 поставлен на государственный кадастровый учет 27 мая 2010 года. Указанный земельный участок не включен в перечень объектов подлежащих государственной кадастровой оценке, результаты которой утверждены Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 10 ноября 2015 года № 263-П «Об утверждении результатов кадастровой стоимости земель населенных пунктов Челябинской области», поскольку в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о категории земель указанного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения.

Б 2014 году на территории Челябинской области проведена очередная государственная кадастровая оценка земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Челябинской области из состава земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01 января 2013 года.

Результаты работ по государственной кадастровой оценке земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Челябинской области утверждены приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 15 января 2014 года №2-П (далее — Приказ №2-П).

Земельный участок с кадастровым номером 74:19:0000000:2038 был учтен в кадастре недвижимости на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, результаты которой утверждены Приказом №2-П, но в указанный перечень не включен.

В соответствии с пунктом 2.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года №222 (далее — Методические указания), кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

В связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:2038 определена заново на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приказом

№2-П, в соответствии с пунктами 2.1.2 и 2.5 Методических указаний, в размере 6 754 824,69 рублей. Сведения о кадастровой стоимости внесены в кадастр недвижимости 31 декабря 2014 года.

Согласно пункту 2.5 Методических указаний, кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в абзаце 3 пункта 12 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:2038 в размере 6 754 824,69 рублей, является дата формирования перечня - 01 января 2013 года.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, представитель ДСНТ «Березка-1» представил отчет об оценке № 22-КС/2017 от 15 ноября 2017 года, составленный оценщиком ИП Марусик Ю.Р., согласно которому рыночная стоимость упомянутого объекта недвижимости по состоянию на 13 марта 2012 года составляет 627 000 рублей.

В силу пункта 4 части 2 статьи 246, части 5 статьи 247 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.

Поскольку в отчете оценщика № 22-КС/2017 от 15 ноября 2017 года рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 13 марта 2012 года, то есть не на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, то данный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

С учетом изложенного, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что названный отчет не может служить доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года, и соответственно, не может быть принят

судом в обоснование доводов административного истца о размере рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости.

Согласно части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Стоимость и дата, на которую административный истец просит установить кадастровую стоимость равной рыночной составляют предмет требований административного иска.

В соответствии с положениями части 1 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

При этом, суд разъяснял представителю административного истца распределение бремени доказывания по настоящему спору, а также право уточнить свои требования, однако представитель ДСНТ «Березка-1» своим субъективным правом не воспользовался, требование не уточнил, иные доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости отвечающие принципам относимости, допустимости и достоверности в ходе рассмотрения дела не представил.

При таких обстоятельствах заявленные требования ДСНТ «Березка-1» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требования Дачно-садоводческого некоммерческого товарищества «Березка-1» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:2038, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ДСНТ «Березка-1» равной его рыночной стоимости в размере 627 000 рублей по состоянию на 13 марта 2012 года отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий