ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-143/2016 от 02.11.2016 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-143/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2016 г. г. Белгород

Белгородский областной суд в составе

судьи А.С. Квасова

при секретаре В.А. Лавровой,

с участием представителей административного истца Шевченко Н.А., Сергеевой С.И., представителя административного ответчика Крыцкой К.Е., представителей заинтересованных лиц – Правительства Белгородской области Ивановой Н.И., администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Лысенко Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Анкор» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ ФКП «Росреестра» по Белгородской области, с участием заинтересованных лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, Правительства Белгородской области, администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Анкор» (далее – административный истец, Общество) обратилось в суд с уточненным, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ ФКП «Росреестра» по Белгородской области (далее – административный ответчик, орган кадастрового учета) о признании в отношении земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1166, площадью 84 749 кв. м, расположенного по адресу: Белгородскоая область, город Старый Оскол, просп. Молодежный, 6, технической ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости, - неправильное определение группы видов разрешенного использования (отнесение к 17 группе, соответствующей подпункту 1.2.17 пункта 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39), - неправильное применение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 971, 78 руб. за 1 кв. м по графе «17» Средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Белгородской области по кадастровым кварталам, утвержденных постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп, и установление кадастровой стоимости в размере 336 604 383, 22 руб. с 19.11.2014 по 04.05.2016,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 15 488 727, 24 руб., исчисляемой из удельного показателя кадастровой стоимости земель 182, 76 руб. за 1 кв. м по графе «8» Средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Белгородской области по кадастровым кварталам, утвержденных постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп, что соответствует виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения»,

об обязании исправить допущенную техническую ошибку и внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1166 в размере 15 488 727, 24 руб.

В обоснование административного иска указано, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1166 были использованы недостоверные сведения о нем, а именно органом кадастрового учета была допущена техническая ошибка, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости участка.

Земельный участок с кадастровым номером 31:06:0242001:1166, категории земель: земли населенных пунктов имеет, вид разрешенного использования – «Для обслуживания объектов Гольф-клуба дворца спорта».

Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 19.11.2014, кадастровая стоимость спорного участка определена в размере 336 604 383, 22 руб. с применением удельного показателя 3 971, 78 руб. за 1 кв. м по виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» по 17 группе Средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Белгородской области по кадастровым кварталам, утвержденных постановлением Правительства Белгородской области № 448-пп от 12.11.2012.

Постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 15.04.2016 № 1263 установлено соответствие между видом разрешенного использования земельного участка «Для обслуживания объектов Гольф-клуба дворца спорта» и видом разрешенного использования «Отдых (рекреация). Поля для гольфа». В государственном кадастре недвижимости 05.05.2016 изменены сведения о кадастровой стоимости участка с 336 604 383, 22 руб. на 15 488 727, 24 руб., при этом изменений разрешенного или фактического использования земельного участка не произошло.

Учитывая, что на данном земельном участке всегда располагалось гольф-поле, то его кадастровая стоимость с момента образования (то есть с 19.11.2014, а не с 04.05.2016), должна была определяться с применением удельного показателя 182, 76 руб. за 1 кв. м вместо 3 971, 78 руб. за 1 кв. м.

Земельный участок с кадастровым номером 31:16:0242001:1166 образован в результате последовательного раздела земельных участков к кадастровыми номерами 31:06:0242001:13 с видом разрешенного использования «Для строительства Дворца спорта», 31:06:0242001:481 с видом разрешенного использования «Для строительства Дворца спорта», 31:06:0242001:1162 с видом разрешенного использования «Для обслуживания объектов «Гольф клуба Дворца спорта».

При образовании земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162 (исходный по отношению к спорному участку) правообладателем был изменен вид разрешенного использования, однако органом кадастрового учета, в нарушение пункта 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 № 222, при расчете кадастровой стоимости, этого учтено не было, что повлекло неверный расчет кадастровой стоимости, в том числе и по отношению к спорному земельному участку.

Применявшийся до 01.01.2013 удельный показатель кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:13 с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта» составлял 275, 50 руб. за 1 кв. м, что соответствовало виду разрешенного использования «Земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения» - графа 10, (постановление Правительства Белгородской области от 27.04.2007 № 101-пп).

Отнесение земельного участка к соответствующему виду разрешенного использования и определение удельного показателя для расчета кадастровой стоимости являлось предметом судебного разбирательства в рамках арбитражного дела № А08-7397/2009-17.

Вместе с тем, постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Старооскольского городского округа по состоянию на 01.01.2011. Удельный показатель для земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:13 определен по 17 группе видов разрешенного использования, составляющий 3 971, 78 руб. за 1 кв. м - «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии».

Исполнителем оценочных работ – обществом «НПО «ГеоГИС» в отчете об определении стоимости допущена ошибка в части определения группы видов разрешенного использования участка с кадастровым номером 31:06:0242001:13, который, в свою очередь, является исходным для спорного участка.

Приведенные недостоверные сведения об объекте недвижимости, использованные при определении его кадастровой стоимости, привели к значительному ее завышению, что затрагивает права Общества, поскольку ведут к уплате земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, в завышенном размере.

В судебном заседании представители Общества административные требования поддержали.

Представитель административного ответчика административный иск не признал и просил суд в его удовлетворении отказать. В обоснование своих возражений ссылался на то, что спорный земельный участок был образован 19.11.2014 в результате последовательного деления участков с кадастровыми номерами 31:06:0242001:13, 31:06:0242001:418, 31:06:0242001:1162. Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 31:06:0242001:13 была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп. Удельный показатель составлял 3 971, 78 руб. Следовательно, для всех последующих образуемых земельных участков, в том числе и для спорного, применялся данный удельный показатель.

При образовании участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162 органом кадастрового учета был ошибочно изменен вид разрешенного использования с «Для строительства Дворца спорта» на «Для обслуживания объектов Гольф-клуба Дворца спорта», при этом каких-либо документов, являющихся основанием для внесения в сведения государственного кадастра недвижимости измененного вида разрешенного использования, установленных действующим законодательством, Обществом представлено не было.

Средний удельный показатель, утвержденный постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп для кадастрового квартала 31:06:0242001, составил 3 971, 78. Для расчета кадастровой стоимости участков с кадастровыми номерами 31:06:0242001:1162 и 31:06:0242001:1166 органом кадастрового учета применен данный удельный показатель. Органом кадастрового учета соблюдены требования пунктов 2.1.16 и 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 № 222.

Ввиду установления соответствия разрешенного использования спорного земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков администрацией Старосокльского городского округа Белгородской области и предоставлением 24.06.2016 соответствующих документов в орган кадастрового учета, последним с 04.05.2016 измен вид разрешенного использования участка на «Отдых (рекреация). Поля для гольфа», пересчитана его кадастровая стоимость исходя из удельного показателя 182, 76 руб. за 1 кв. м.

Ссылку администравного истца на решение Арбитражного суда Белгородской области считал безосновательной.

В ходе рассмотрения дела в суде, решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области от 20.10.2016 № 31/16-84769 выявлена и исправлена техническая ошибка в кадастровых сведениях. Осуществлен расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка с применением удельного показателя 3 971, 78 руб. за 1 кв. м.

Представители заинтересованных лиц – Правительства Белгородской области, администрации Старооскольского городского округа Белгородской области возражали против удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в административном деле и явившихся в судебное заседание, исследовав обстоятельства по представленным доказательствам в совокупности и во взаимной связи, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с пунктами 4, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования. При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 8 вышеназванных Правил предусмотрено, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области по состоянию на 01.01.2011 утверждены постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области».

Как следует из материалов административного дела, результатом образования спорного земельного участка в 19.11.2014 явилось последовательное разделение земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:13.

Согласно кадастровому паспорту от 08.09.2016 № 3100/301/16-393163 земельный участок с кадастровым номером 31:06:0242001:13, расположенный по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, пр-кт Молодежный, 6, категории земель: земли населенных пунктов, был образован 02.07.2004. Видом разрешенного использования участка является «Для строительства Дворца спорта».

Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 31:06:0242001:13 по состоянию на 01.01.2011 была утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп в размере 450 090 053, 16 руб.

Из кадастрового паспорта от 08.09.2016 № 3100/301/16-393147 видно, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:13 образован 16.11.2012 участок с кадастровым номером 31:06:0242001:481, категории земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования участка также является «Для строительства Дворца спорта».

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:481 образованы два участка – с кадастровыми номерами 31:06:0242001:1162 и 31:06:0242001:1163.

Как видно из кадастрового паспорта от 08.09.2016 № 3100/301/16-393166, участок с кадастровым номером 31:06:0242001:1162, площадью 87 186 кв. м, образован 03.02.2014. Вид разрешенного использования участка значится как «Для обслуживания объектов Гольф-клуба Дворца спорта».

Актом органа кадастрового учета, утвержденным 08.12.2014, определена кадастровая стоимость данного участка в размере 346 283 611, 08 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 3 971, 78 руб. за 1 кв. м.

Данным актом подтверждается, что вид разрешенного использования земельного участка изменен по решению правообладателя от 09.01.2014.

Спорный земельный участок с кадастровым номером 31:06:0242001:1166, как следует из кадастрового паспорта от 19.11.2014 № 3100/301/14-428378, образован и поставлен на государственный кадастровый учет 19.11.2014. Вид разрешенного использования установлен аналогичный виду разрешенного использования участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162 - «Для обслуживания объектов Гольф-клуба Дворца спорта».

Актом органа кадастрового учета, утвержденным 19.11.2014, кадастровая стоимость участка определена в размере 336 604 383, 22 руб. с применением удельного показателя 3 971, 78 руб. за 1 кв. м.

Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области, рассмотрев заявление Общества, постановлением от 15.04.2016 № 1263 установила соответствие между видом разрешенного использования «Для обслуживания объектов Гольф-клуба дворца спорта» и видом разрешенного использования «Отдых (рекреация). Поля для гольфа», согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, в отношении спорного земельного участка.

Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка от 08.09.2016 № 3100/301/16-393159, акту определения кадастровой стоимости, утвержденному 05.05.2016, кадастровая стоимость участка по состоянию на 05.05.2016 органом кадастрового учета определена в размере 15 488 727, 24 руб., исходя из удельного показателя 182, 76 руб. за 1 кв. м.

Действительно, как на то ссылается представитель административного истца, в орган кадастрового учета было представлено решение Общества от 09.12.2013, согласно которому правообладатель – административный истец решил преобразовать земельный участок с кадастровым номером 31:06:0242001:481, площадью 111 680 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов – «Для строительства Дворца спорта», путем его разделения на два земельных участка: первый – площадью 24 494 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов – «Для обслуживания Дворца спорта» и второй – площадью 87 186 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов – «Для обслуживания объектов Голиаф-клуба Дворца спорта» (участок с кадастровым номером 31:06:0242001:1162).

Вместе с тем суд учитывает, что в силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Представленными в материалы административного дела доказательствами подтверждается, что при преобразовании земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:481, административный ответчик располагал сведениями о том, что земельный участок 31:06:0242001:1162 расположен в территориальной зоне ОД-1 – зоне делового, общественного и коммерческого назначения.

Вида разрешенного использования, связанного с обслуживанием поля для гольфа или с отдыхом (рекреацией), правилами землепользования и застройки Старосоокольского городского округа в зоне ОД-1 – зоне нахождения земельного участка (в том числе и спорного) и который можно было бы отнести к графе «8» Средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Белгородской области по кадастровым кварталам, утвержденных постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп, что соответствует виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения», не предусмотрено.

Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства, что также подтверждается объяснениями представителя административного ответчика, орган кадастрового учета безосновательно разрешенным использованием образуемого земельного участка (кадастровый номер 31:06:0242001:1162) признал «Для обслуживания объектов Гольф-клуба Дворца спорта» вместо разрешенного использования земельных участков, из которого происходил раздел (кадастровый номер 31:06:0242001:481) – «Для строительства Дворца спорта» исходя из действовавших и действующих в настоящее время правил землепользования и застройки городского округа.

Недостоверный учет административным ответчиком сведений о виде разрешенного использования земельного участка не должен приводить к наступлению неблагоприятных последствий для органа местного самоуправления, как получателя земельного налога.

Вид разрешенного использования, а соответственно и группа 17 (соответствующая подпункту 1.2.17 пункта 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39) «Земельный участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» для участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162 и образуемого из него спорного земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1166 определены правильно, то есть по виду и группе участка с кадастровым номером 31:06:0242001:481.

По смыслу абзаца тринадцатого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

С учетом изложенного, наличие акта органа кадастрового учета, которым для участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162, а следовательно и переходящий на спорный участок вид разрешенного использования «Для обслуживания объектов Гольф клуба Дворца спорта» действительного положения дел не меняет.

В части доводов представителя Общества о том, что обществом «НПО «ГеоГИС» в отчете об определении стоимости допущена ошибка в части определения группы видов разрешенного использования участка с кадастровым номером 31:06:0242001:13 (исходным для спорного участка), суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 4, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Во исполнение указанных Правил Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в силу п. 1.4.1 и 1.4.2 которых определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в п. 1.2 настоящих Методических указаний, включает в себя формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Методическими указаниями определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (п. 1.2.8);

земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (п. 1.2.17).

Оценщик ООО «НПО «ГеоГИС» выступающий исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов Белгородской области, распределяя объекты недвижимости по видам разрешенного использования, руководствовался сведениями о земельном участке, содержавшимися в государственном кадастре недвижимости, что в полной мере согласуется с требованиями Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508.

Предметом рассмотрения в рамках арбитражного дела № А08-7397/2009-17, на которое ссылается административный истец в обоснование своей позиции, являлось признание незаконным отказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области во внесении исправлений в государственный кадастр недвижимости в части сведений об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 31:06:0242001:13 и 31:06:0242001:17 на основании удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего виду разрешенного использования: «Земли под объектами рекреационного и оздоровительного назначения» (графа 10) и исправлении удельного показателя с 3 020, 15, установленного для земель с разрешенным использованием «Земли учреждений и организаций народного образования» на удельный показатель 275, 5, установленный для «Земли под объектами рекреационного и оздоровительного назначения».

На момент рассмотрения и принятия решения арбитражным судом по делу № А08-7397/2009-17 такой группы, как «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» не существовало.

Данная группа была внесена в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 3.

При таких обстоятельствах каких-либо ошибок при определении номера группы разрешенного использования участка с кадастровым номером 31:06:0242001:13, и как следствие в последующем при определении группы вида разрешенного использования для участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1166 допущено не было.

Административным истцом не представлено суду достоверных документов и иных данных, подтверждающих наличие кадастровой и (или) технической ошибки в расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1166.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Анкор» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ ФКП «Росреестра» по Белгородской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и обязании внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда через суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Квасов

Решение в окончательной форме принято 07.11.2016