ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-143/2023 от 07.02.2024 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 февраля 2024 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Трофимовой Е.Н., помощника судьи Б.,

с участием представителя административного истца АО «Иркутский релейный завод» по доверенности С.,

представителя административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по доверенности Л.,

представителя заинтересованного лица ООО «РТ-НЭО Иркутск» по доверенности Ч.,

прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-9/2024 по административному исковому заявлению акционерного общества «Иркутский релейный завод» к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании недействующими Приложение 1 раздела 1 «Нахождение ЮЛ и ИП, образующих отходы на территории Иркутской области (сведения из ЕГРЮЛ) в части определения в качестве источника накопления твердых коммунальных отходов – АО «Иркутский релейный завод» и Приложение 1 раздела 4 «Места накопления отходов на территории муниципальных образований Иркутской области» в части контейнерных площадок по адресу: <адрес изъят> в г. Иркутске, определенных как места накопления твердых коммунальных отходов для АО «Иркутский релейный завод», приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области» (в первоначальной редакции), с момента его принятия,

У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «Иркутский релейный завод» (далее – АО «ИРЗ») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: Приложение 1 раздела 1 «Нахождение ЮЛ и ИП, образующих отходы на территории Иркутской области (сведения из ЕГРЮЛ) в части определения в качестве источника накопления твердых коммунальных отходов – АО «Иркутский релейный завод» и Приложение 1 раздела 4 «Места накопления отходов на территории муниципальных образований Иркутской области» в части контейнерных площадок по адресу: <адрес изъят> в г. Иркутске, определенных как места накопления твердых коммунальных отходов для АО «Иркутский релейный завод», приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области» (в первоначальной редакции), с момента его принятия (далее – Приказ от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр).

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указывает, что Приказ от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр принят во исполнение статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах № 89-ФЗ) в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов. Текст нормативного акта опубликован в общественно-политической газете «Областная» 2 марта 2018 г. № 22 (1779), а также в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru).

Статьей 13.3 Закона об отходах № 89-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр, предусмотрено, что в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в т.ч. по раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения в ТКО (п. 1 ст. 13.3).

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (п. 2 ст. 13.3), должна включать в себя наряду с другими сведениями: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации) и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов (п. 3 ст. 13.3).

Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа (п. 6 ст. 13.3).

На момент утверждения первоначальной редакции Приказа от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр действовали Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2016 г. № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в т.ч. с ТКО» (далее – Требования).

Согласно пунктам 4, 5, 8 Требований Территориальная схема должна состоять из разделов: нахождение источников образования отходов; количество образующихся отходов; целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов; места накопления отходов; объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; схема потоков отходов; приложения.

В разделе «Нахождение источников образования отходов» указываются: наименования источников образования отходов; сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).

В разделе «Места накопления отходов» – данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).

Территориальная схема состоит из Разделов и Приложений к ним, являющихся неотъемлемой частью нормативного правового акта.

Согласно Территориальной схемы в редакции Приказа от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр источники образования отходов должны быть указаны в Приложении 1 раздела 1 «Нахождение ЮЛ и ИП, образующих отходы на территории Иркутской области (сведения из ЕГРЮЛ), а места накопления в Приложении 1 раздела 4 «Места накопления отходов на территории муниципальных образований Иркутской области».

На основании статьи 22 Устава Иркутской области от 17 апреля 2009 г. в редакции, действовавшей до 30 декабря 2022 г., в соответствии с частью 2 статьи 53 Закона Иркутской области от 12 января 2019 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее – Закон Иркутской области № 1-оз) официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты Иркутской области, принимаемые (издаваемые) Законодательным Собранием Иркутской области, Губернатором Иркутской области, Правительством Иркутской области, министерствами и иными исполнительными органами государственной власти области, иными государственными органами и должностными лицами области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Официальное опубликование правового акта Иркутской области осуществляется для всеобщего сведения посредством помещения текста правового акта Иркутской области, полностью совпадающего с официально принятым, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации (ogirk.ru), на «Официальном интернет – портале Правовой информации (www.pravo.gov.ru) (статьи 53, 54, 57 Закона Иркутской области № 1-оз).

Среди перечисленных источников официального опубликования сайт министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области не предусмотрен.

Согласно пункту 2 Приказа от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр правовой акт подлежит официальному опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и размещению на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Между тем, Приказ от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр на www.pravo.gov.ru не опубликован, а в газете «Областная» указанный нормативный акт опубликован без Приложений 1 разделов 1 и 4 Территориальной схемы. По мнению административного истца, в нарушение ст. 22 Устава Иркутской области, п. 2 ст. 54 Закона Иркутской области № 1-оз вышеназванные Приложения в части сведений, относящихся к АО «ИРЗ», не прошли процедуру официального опубликования. В официально опубликованной Территориальной схеме отсутствуют тексты: в части АО ИРЗ как источника образования ТКО в Приложении 1 раздела 1 «Нахождение ЮЛ и ИП, образующих отходы на территории Иркутской области (сведения из ЕГРЮЛ); в части контейнерных площадок по адресу: <адрес изъят> в г. Иркутске как мест накопления ТКО (определены для АО «ИРЗ» ООО «РТ-НЭО Иркутск» в договорах № Номер изъят от 17 января 2019 г.) в Приложении 1 раздела 4 «Места накопления отходов на территории муниципальных образований Иркутской области».

Нарушение порядка официального опубликования Приложений влечет негативные последствия для АО «ИРЗ», поскольку Приложения Территориальной схемы в редакции приказа от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр в отношении АО «ИРЗ» в части источников образования и месте накопления ТКО применялись региональным оператором с 1 января 2019 г. по 1 марта 2020 г.

Размещение Приложений на сайте министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области не обеспечивает процедуру официального опубликования.

Административный истец просит суд признать недействующими Приложение 1 раздела 1 «Нахождение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, образующих отходы на территории Иркутской области (сведения из ЕГРЮЛ) в части определения в качестве источника накопления твердых коммунальных отходов – АО «Иркутский релейный завод» и Приложение 1 раздела 4 «Места накопления отходов на территории муниципальных образований Иркутской области» в части контейнерных площадок по адресу: <адрес изъят> в г. Иркутске, определенных как места накопления твердых коммунальных отходов для АО «Иркутский релейный завод», приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области» (в первоначальной редакции), с момента его принятия.

В судебном заседании представитель административного истца АО «ИРЗ» – С. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области – Л., административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать по доводам, изложенным в представленных суду возражениях на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица ООО «РТ-НЭО Иркутск» –Ч. полагал, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора В.., полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Оспариваемая Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области, утвержденная приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр в первоначальной редакции, является нормативным правовым актом, так как обладает его признаками.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 6 указанного выше Федерального закона установлено, что разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся.

Статьей 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых положений, предусмотрено, что в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 1 ст. 13.3).

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (п. 2 ст. 13.3).

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:

данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);

данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов;

данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем;

сведения о зонах деятельности регионального оператора;

электронную модель территориальной схемы обращения с отходами (п. 3 ст. 13.3).

Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и российский экологический оператор рассматривают территориальную схему обращения с отходами на предмет соответствия проекта территориальной схемы обращения с отходами требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, а также рассматривают схему потоков отходов на предмет достоверности информации, содержащейся в проекте территориальной схемы обращения с отходами.

Российский экологический оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по корректировке проекта территориальной схемы обращения с отходами.

Рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности или между субъектами Российской Федерации при разработке и корректировке территориальных схем обращения с отходами, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При разработке и корректировке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами российский экологический оператор вправе представить субъекту Российской Федерации рекомендации по корректировке территориальной схемы обращения с отходами (п. 5 ст. 13.3).

Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа (п. 6 ст. 13.3).

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 225-ФЗ до принятия федеральной схемы, территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденные субъектами Российской Федерации до 25 сентября 2019 г., применяются, корректируются в порядке, установленном до этой даты.

Судом установлено, что Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области утверждена приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области», в последующем в нее вносились изменения приказами от 28 сентября 2018 г. № 47-мпр, от 29 мая 2020 г. № 22-мпр.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 7 декабря 2021 г. № 77-мпр «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр» Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области, утвержденная приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр в первоначальной редакции и в редакциях приказов от 28 сентября 2018 г. № 47-мпр, от 29 мая 2020 г. № 22-мпр, изложена в новой редакции. Данный приказ вступил в силу с 7 декабря 2021 г., опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 декабря 2021 г. № 3801202112140008.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области, утвержденная приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр в первоначальной редакции не действует.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд не усматривает оснований для прекращения производства по настоящему административному делу в связи с изложением Территориальной схемы в новой редакции, поскольку Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области, в том числе с ТКО, в прежней редакции, утвержденная Приказом от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр в первоначальной редакции применялась в отношении административного истца и его положения, по мнению административного истца, нарушали его права.

Из приведенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», разъяснений следует, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

На момент утверждения первоначальной редакции оспариваемого Приказа от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр действовали Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами».

Данными Правилами устанавливался порядок разработки, прохождения процедуры общественного обсуждения, включающей представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и подготовки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждения и корректировки территориальных схем, а также требования к их составу и содержанию.

Согласно Положению о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 г. № 392/171-пп (далее – Положение о министерстве), Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (п. 1 указанного Положения о министерстве).

Подпунктом 10 (1) пункта Положения о министерстве к полномочиям министерства относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Порядок принятия правовых актов министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области урегулирован разделом 3 приказа Министерства от 30 октября 2012 г. № 12-мпр «Об отдельных вопросах организации деятельности министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области» (далее – Порядок принятия правовых актов).

Согласно пунктам 28, 29 Порядка принятия правовых актов министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовыми актами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области издает нормативные правовые акты в форме приказов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.

Спорный приказ издан министерством во исполнение, возложенных федеральным законодательством полномочий по разработке и утверждению территориальной схемы по обращению с отходами.

Оспариваемый Приказ от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр подписан министром Крючковым А.В., назначенным на должность Указом Губернатора Иркутской области от 4 февраля 2016 г. № 2-угк «О назначении на должность Крючкова А.В.».

Вступившим в законную силу решением Иркутского областного суда от 7 февраля 2022 г. по административному делу № 3а-1/2022 по административному иску Ж. и Иркутской областной общественной организации «Центр социальных проектов и инициатив «Платформа диалога» к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании недействующим приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области» (в первоначальной редакции и в редакциях приказов от 28 сентября 2018 г. № 47-мпр, от 29 мая 2020 г. № 22-мпр) признан недействующим обжалуемый приказ в первоначальной редакции, а также в редакции приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 28 сентября 2018 г. № 47-мпр) с 10 июля 2019 г., а приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 мая 2020 г. № 22-мпр «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр» со дня его принятия в части.

Вышеуказанным решением суда установлено, что приказ от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр (в первоначальной редакции и в редакциях приказов от 28 сентября 2018 г. № 47-мпр, от 29 мая 2020 г. № 22-мпр) принят министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в пределах представленной ему законом компетенции, уполномоченными на то должностными лицами, с соблюдением требований закона к форме, виду данного нормативного правового акта, порядку принятия и опубликования.

Решением суда от 7 февраля 2022 г. приказ признан недействующим в силу нарушения положений ст. 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, в части использования при издании этого приказа и приказов, вносящих в него изменения нормативов накопления ТКО, определенных в соответствии с положениями Приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 г. № 168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (в редакции приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 138-мпр, от 7 июня 2019 г. № 58-23-мпр), а также Приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 г. № 58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области».

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Проверяя доводы административного истца о нарушении порядка опубликования Приказа от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр « Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области» в полном объеме, т.е. не опубликовании в установленном порядке Приложения 1 раздела 1 в части определения в качестве источника накопления ТКО – АО «ИРЗ» и Приложения 1 раздела 4 в части контейнерных площадок по адресу <адрес изъят> в г. Иркутске, суд учитывает следующее.

Согласно разъяснениям (абзац 4 пункта 31) Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В соответствии со статьей 54 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» официальное опубликование правовых актов области осуществляется:

1) в печатном средстве массовой информации, учрежденном органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области - общественно-политическая газета «Областная»;

2) в сетевом издании, учрежденном органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области - сетевое издание «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru);

3) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно указу Губернатора Иркутской области от 8 декабря 2014 г. № 369-уг «Об организации работы по опубликованию нормативных правовых актов Иркутской области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликованию подлежат исключительно законы Иркутской области, указы Губернатора Иркутской области и постановления Правительства Иркутской области.

В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что

акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия.

Суд полагает, что отсутствуют основания полагать о несоблюдении административным ответчиком порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта и приложений к нему.

Текст Приказа от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр в первоначальной редакции опубликован в общественно-политической газете «Областная» от 2 марта 2018 г. № 22 (1779). В газете была размещена информация о том, что утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области, с указанием приложений (их наименований).

Возможность ознакомиться с содержанием Приложения 1 раздела 1 и Приложения 1 раздела 4 приказа от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области» была обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, посредством его размещения на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по адресу: http://ecology.irkobl.ru в разделах «Нормативно-правовая база» и «Территориальная схема обращения с отходами», что свидетельствует о достижении целей, преследуемых официальным опубликованием, т.е. об обеспечении населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможности ознакомиться с его содержанием.

При таких обстоятельствах нет оснований полагать нарушенным порядок обнародования (опубликования) оспариваемых приложений к приказу от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований по административному исковому заявлению акционерного общества «Иркутский релейный завод» к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании недействующими Приложение 1 раздела 1 «Нахождение ЮЛ и ИП, образующих отходы на территории Иркутской области (сведения из ЕГРЮЛ) в части определения в качестве источника накопления твердых коммунальных отходов – АО «Иркутский релейный завод» и Приложение 1 раздела 4 «Места накопления отходов на территории муниципальных образований Иркутской области» в части контейнерных площадок по адресу: <адрес изъят> в г. Иркутске, определенных как места накопления твердых коммунальных отходов для АО «Иркутский релейный завод», приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области» (в первоначальной редакции) с момента его принятия – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2024 г.

Председательствующий судья Трофимова Е.Н.