ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1442/18 от 09.10.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 октября 2018 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего-судьи Родиной Т.А.

при секретаре Арсеньевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1442/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием прокурора Сапруновой А.С.,

представителя ФИО1 по доверенности ФИО2,

представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ФИО3,

у с т а н о в и л :

распоряжением Правительства Самарской области от 22 мая 2014 года № 387-р утверждена документация по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, Красноглинское шоссе (от моста через реку Сок до Волжского шоссе), включающую проект планировки территории (основную часть) и проект межевания территории. Внесение изменений в указанную документацию утверждено распоряжением Правительства Самарской области от 17 декабря 2015 года № 1036-р

18 июня 2014 года Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области в целях реконструкции вышеуказанной автомобильной дороги издало приказ № 174 о резервировании для государственных нужд Самарской области земель, расположенных в границах земельного участка площадью 741 808 кв. м., в соответствии со схемой резервируемых земель согласно приложения 1 к настоящему приказу с последующим внесением в него изменений.

Распоряжение Правительства области от 22 мая 2014 года № 387-р опубликовано в газете «Волжская коммуна» от 27 мая 2014 года № 134 (28986), распоряжение Правительства от 17 декабря 2015 года № 1036-р опубликовано в газете «Волжская коммуна» 22 декабря 2015 года № 335 (29534), приложения опубликованы на официальном сайте Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области http://mintrans.samregion.ru.

Приказ Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области опубликован 26 июня 2014 года в газете «Волжская коммуна», № 163 (29015).

ФИО1, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером , вошедшего в состав планируемой территории и включенного в перечень резервируемых земель, обратилась в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими распоряжения Правительства Самарской области об утверждении проекта планировки территории и приказа министерства о резервировании земель в части включения в них принадлежащего ей земельного участка.

В обоснование своих доводов ФИО1 указала, что оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы не в полном объеме и в иных источниках; приказ министерства вынесен на основании недействующего распоряжения Правительства; при осуществлении территориального планирования не учитывалось существующее землепользование, отсутствуют другие варианты размещения планируемых объектов, не проводилась государственная экспертиза проектной документации,

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Правительство Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области представило письменные отзывы, в которых сослалось на то, что приказ министерства принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в газете и на сайте министерства; реконструкция автомобильной дороги регионального значения предусмотрена схемой территориального планирования, документация по планировке территории подготовлена в соответствии с государственным контрактом, с учетом результатов инженерных изысканий; соответствие документации нормативным требованиям подтверждена заключением государственной экспертизы; акт о выборе земельного участка для реконструкции автомобильной дороги предусматривает лишь один вариант размещения объекта; распоряжение Правительства об утверждении проекта планировки территории не является нормативным правовым актом.

В судебном заседании представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области по доверенности ФИО3 поддержала позицию, изложенную в отзыве, и просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (пункт 5 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1, 3, 11 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов.

Подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района.

Органом, уполномоченным на принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях размещения автодорог и на обеспечение подготовки указанной документации является Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области в соответствии с подпунктами 18, 19 пункта 2.2 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 года № 89.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 565 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный земельный участок располагается в зоне планируемого размещения автодороги и входит в Перечень земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, Красноглинское шоссе (от моста через реку Сок до Волжского шоссе).

Документация по планировке территории подготовлена на основании приказа Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 12 февраля 2013 года № 26 «О подготовке документации по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, Красноглинское шоссе (от моста через реку Сок до Волжского шоссе)». О принятии решения по подготовке документации по планировке территории был уведомлен Глава городского округа Самары ( письмо от 4 марта 2013 года № 28/870).

Разработку проекта планировки территории осуществляло в 2013 году общество с ограниченной ответственностью «Русич».

Подготовке документации по планировке территории предшествовало включение реконструкции указанной дороги в Перечень объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области в рамках мероприятия Подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области» Государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2025 годы)», утверждённой Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года № 677.

Реконструкция автомобильной дороги регионального значения предусмотрена схемой территориального планирования Самарской области, утверждённой Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2007 года № 261.

Приказом министерства от 10 октября 2011 года № 102 утверждён акт о выборе земельного участка площадью 763 675 кв. м. для реконструкции автомобильной дороги, который предусматривает лишь один вариант размещения объекта.

Во исполнение положений пункта 12.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории согласована с органами местного самоуправления, что подтверждается письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 29 ноября 2013 года № .

Положительным заключением государственной экспертизы № от 30 ноября 2011 года, выполненным государственным автономным учреждением Самарской области «Государственная экспертиза проектов в строительстве», подтверждено соответствие проектной документации нормативным требованиям.

В связи с этим доводы представителя административного истца об отсутствии экспертизы проектной документации являются необоснованными.

Исследуя представленную на обозрение документацию о планировке территории, суд приходит к выводу о том, что она выполнена в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из документации по планировке территории следует, что в существующих условиях автомобильная дорога исчерпала свою пропускную способность, не справляется с транспортными потоками и требуется увеличение числа полос движения. Земельный участок, выбранный для реконструкции Красноглинского шоссе, расположен на землях городского округа Самары. В непосредственной близости от территории автодороги расположена жилая застройка, объекты промышленно-коммунального назначения, рекреационные и другие территории, входящие в состав городского округа Самары, участок имеет изогнутую форму по горизонтали и по вертикали благодаря перепадам рельефа, общая протяженность реконструируемого участка составляет 10,895 км, площадь участка 715 917 кв.м. или 71,6 га.

Проект реконструкции дороги выполнен с учетом природных условий, рельефа местности, инженерно-геологических и других изысканий строения территории.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 70.1, пунктом 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации реконструкция автомобильных дорог регионального значения является одним из оснований для резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории.

Приказ № 174 от 18 июня 2014 года о резервировании земель издан Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области в пределах своей компетенции, определенной подпунктом 53 пункта 2.1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Доводы административного истца о том, что приказ министерства от 18 июня 2014 года № 174 вынесен на основании недействующего распоряжения Правительства Самарской области от 22 мая 2014 года № 387-р, являются несостоятельными, поскольку ничем не подтверждены, указанные нормативные правовые акты оспариваются административным истцом в рамках настоящего административного дела.

Рассматривая доводы административного истца о том, что при утверждении документации по планировке территории не учтено существующее землепользование и не рассмотрены иные варианты реконструкции автодороги, суд исходит из того, что пункт 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации не исключает возможность изъятия земельных участков для строительства дороги.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).

При разработке проекта планировки территории выбор земельного участка для реконструкции автодороги признан наиболее оптимальным в связи с наличием условий местности и основных технических и транспортно-эксплуатационных параметров Красноглинского шоссе, с учетом углов поворота и радиусов кривых в плане.

В связи с этим предлагаемый представителем административного истца альтернативный вариант реконструкции дороги путём образования изгиба дорожного полотна в обход земельного участка ФИО1 в противоположную сторону улицы, не может рассматриваться как возможный альтернативный вариант реконструкции автодороги.

Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы не в полном объеме и в иных источниках информации, суд считает неосновательными.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» от 29 ноября 2007 года № 48 официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

С учетом того, что оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в газете «Волжская коммуна», а приложения - на сайте министерства, возможность ознакомиться с их содержанием у населения, в том числе у ФИО1 имелась, в связи с этим оснований считать нарушенным порядок их опубликования не имелось.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом Распоряжение Правительства Самарской области 22 мая 2014 года №387-р в редакции распоряжения от 17 декабря 2015 года № 1036-р, приказ Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 18 июня 2014 года № 174 в редакции приказом от 6 октября 2014 года № 272, от 27 января 2015 года № 14 года соответствуют требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом Российской Федерации, приняты уполномоченными органами с соблюдением процедуры принятия, направлены на соблюдение баланса интересов жителей, устойчивого развития территории в соответствии с территориальным планированием, и права и законные интересы административного истца не нарушают.

Доводы представителя административного ответчика о том, что Распоряжение Правительства Самарской области об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории не является нормативным правовым актом, суд отклоняет ввиду следующего.

Под нормативными правовыми актами под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Распоряжение Правительства Самарской области об утверждении проекта планировки территории обладает всеми вышеперечисленными признаками, следовательно, доводы административного ответчика о том, что оно является ненормативным правовым актом, являются необоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь статей 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении требований ФИО1 о признании недействующим Распоряжения Правительства Самарской области от 22 мая 2014 года №387-р в редакции распоряжения от 17 декабря 2015 года № 1036-р, в части включения в него земельного участка с кадастровым номером и о признании недействующим приказа министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 18 июня 2014 года № 174 в редакции приказом от 6 октября 2014 года № 272, от 27 января 2015 года № 14 в части включения в него земельного участка с кадастровым номером отказать.

Решение может быть обжаловано Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина