Дело № 3а-144/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2019 года город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Зуевой Н.В.,
при секретаре Дубровиной Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Багаутдинова Марата Рунаровича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Багаутдинов М.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером ***, площадью 835,3 кв.м, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.
Требования мотивировал тем, что указанный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности.
Кадастровая стоимость здания установлена в размере 12 629 067 руб. 76 коп.
Согласно отчету оценщика *** от 18 марта 2019 года рыночная стоимость здания по состоянию на 12 сентября 2013 года составляла 2 375 559 руб. 13 коп.
Поскольку законодателем сумма налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, поставлена в зависимость от кадастровой стоимости здания, то результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости затрагивают интересы Багаутдинова М.Р. как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании административный истец Багаутдинов М.Р. уточнил административные исковые требования, просил определить кадастровую стоимость здания равной его рыночной стоимости, указанной в заключении автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск», - в размере 3 290 178 руб. Также просил возместить ему понесенные в связи с рассмотрением настоящего дела судебные расходы: по оплате государственной пошлины - 300 руб, за составление досудебной оценки – 30 000 руб, за проведение судебной экспертизы – 25 000 руб.
Представитель Правительства Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменных возражениях указал, что орган регистрации прав не принимал участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал на то, что Управление прав административного истца не нарушало, против пересмотра кадастровой стоимости не возражает, решение оставляет на усмотрение суда.
Представитель МУ Администрации муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменных возражений в суд не направил.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе, здания, строения, сооружения.
Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судом установлено, что объект недвижимости – здание с кадастровым номером ***, площадью 835,3 кв.м, расположенного по адресу: ***, принадлежит на праве собственности Багаутдинову М.Р. Право собственности зарегистрировано 1 декабря 2018 года.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости была определена в размере 12 629 067 руб. 76 коп. (дата определения кадастровой стоимости – 12 сентября 2013 года).
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 5 марта 2014 года, следовательно, пятилетний срок истек 5 марта 2019 года.
Административное исковое заявление подано Багаутдиновым М.Р. в суд 10 апреля 2019 года, то есть с пропуском срока.
Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость объекта недвижимости, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.
Учитывая разницу между рыночной стоимостью здания, определенной отчетом об оценке, представленным административным истцом, и его кадастровой стоимостью, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».
Согласно заключению № 097/030-2019 от 6 мая 2019 года названного экспертного учреждения рыночная стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером ***, площадью 835,3 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 12 сентября 2013 года составляла 3 290 178 руб.
У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Требования административного истца о возмещении понесенных им судебных расходов также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, которые включают суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, и расходы на оплату услуг представителей (пункты 1, 4 статьи 106 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости объекта недвижимости, производство которой было поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск, предварительная оплата расходов по экспертизе была возложена на административного истца, который произвел ее оплату в сумме 25 000 руб.
Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость объекта недвижимости, установленная судом по результатам судебной экспертизы, более чем в 3,5 раза ниже его кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 года, расходы по производству судебной экспертизы подлежат возмещению административному истцу.
Административный истец просит возместить ему также расходы за составление отчета об оценке в сумме 30 000 руб., что подтверждается договором от 7 марта 2019 года, квитанцией на оплату услуг на сумму 30 000 руб.
Расходы, понесенные истцом за составление отчета об оценке, суд признает судебными издержками, поскольку обязанность административного истца представить в суд отчет о рыночной стоимости предусмотрена статьей 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также подлежат возмещению расходы административного истца на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Согласно разъяснению, приведенному в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В рассматриваемом деле таковым органом является Правительство Ульяновской области, принявшее постановление об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поэтому судебные расходы подлежат взысканию с Правительства Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Багаутдинова Марата Рунаровича о пересмотре кадастровой стоимости здания удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ***, площадью 835,3 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 3 290 178 руб.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 10 апреля 2019 года.
Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.
Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу Багаутдинова Марата Рунаровича судебные расходы в размере 55 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Зуева