ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-144/2016 от 30.11.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-144/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2016 года г. Брянск

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Перминова П.В.,

при секретаре Зверевой Р.С.,

с участием представителя административного истца адвоката Ковалевой Ю.А., представителя Управления имущественных отношений Брянской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению имущественных отношений Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об определении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 на основании договора купли-продажи от ***** г. и свидетельства о государственной регистрации права от ***** г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ***** с кадастровым номером *****, площадью 4400 кв.м., относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для общественно-деловых целей, для размещения рынка; на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от *****. №***** и свидетельства о государственной регистрации права от *****. является собственником земельного участка, по адресу: ****** с кадастровым номером *****, площадью 17127 кв.м., относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения строительного дорожного участка.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015г. №1872 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Комаричский» утверждена кадастровая стоимость объектов.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 27.09.2016г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***** по состоянию на 01 января 2015г. 2016г. составляет 10 517 408 руб.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 27.09.2016г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** по состоянию на 01 января 2015г. составляет 9 966 715 руб. 11 коп.

Согласно отчету ООО «Правовая оценка» №****** от 26.07.2016г., выполненному по заказу ФИО2, рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, с кадастровым номером ****** по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 2 503 552 руб. 82 коп.; рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, с кадастровым номером ****** по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 1 928 352 руб. 20 коп.

Правильность проведенной оценки подтверждена Экспертным заключением №****** от 11 августа 2016г. Некоммерческого партнерства СРО оценщиков «Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов».

ФИО2, полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает его права как плательщика земельного налога, с учетом уточненных требований просит суд установить кадастровую стоимость:

-земельного участка с кадастровым номером ******, расположенного по адресу: ******, общей площадью 4400 кв.м., относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для общественно-деловых целей, для размещения рынка по состоянию на 01 января 2015г. равной его рыночной стоимости 2 503 552 руб. 82 коп.;

-земельного участка с кадастровым номером ******, расположенного по адресу: ******, общей площадью 17127 кв.м., относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения строительного дорожного участка по состоянию на 01 января 2015г. равной его рыночной стоимости 1 928 352 руб. 20 коп.

В судебном заседании представитель административного истца – адвокат Ковалева Ю.А. иск поддержала, пояснив, что значительное превышение кадастровой стоимости нарушает права ФИО2 как плательщика земельного налога в виде необходимости несения необоснованно завышенного налога, просила определить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015г. в вышеуказанном размере.

Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области ФИО1 не возражала против заявленных требований, право административного истца на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной не оспаривала. Замечаний на представленный административным истцом отчет независимого эксперта не имела.

Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

ФИО2, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, суду представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, администрации Брянского района Брянской области, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил.

Представитель администрации Комаричского района Брянской области надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, представил отзыв, в котором просил исковые требования ФИО2 оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в размере рыночной стоимости приведет к снижению налоговой базы муниципального района.

На основании статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно положениям ст.3 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах проведения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 настоящего Федерального закона.

Статьей 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

По результатам государственной оценки земли:

-кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ******* составляет 10 517 408 руб., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 27.09.2016г.;

-кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** составляет 9 966 715 руб. 11 коп., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 27.09.2016г.Согласно отчету об оценке ООО «Правовая оценка» №****** от 26.07.2016г., выполненному по заказу ФИО2, рыночная стоимость указанных земельных участков составляет:

-земельного участка с кадастровым номером ****** на 01.01.2015 г. составляет 2 503 552 руб. 82 коп.;

-земельного участка с кадастровым номером ****** на 01.01.2015 г. составляет 1 928 352 руб. 20 коп.;

На отчет ООО «Правовая оценка» дано положительное экспертное заключение № ****** Некоммерческого партнерства СРО оценщиков «Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов» от 11 августа 2016г.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость указанных земельных участков равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Результат определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияет на права и обязанности ФИО2 как плательщика земельного налога, поэтому административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Административным истцом в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, были представлены отчет об оценке, подготовленный независимым оценщиком ООО «Правовая оценка» №****** от 26.07.2016г., а также положительное экспертное заключение №****** Некоммерческого партнерства СРО оценщиков «Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов» от 11 августа 2016г. на данный отчет.

Проверяя представленный административным истцом отчет на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд, исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Как следует из материалов дела, содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком проанализирован рынок земельных участков, предназначенных под разрешенный вид использования, идентичных району расположения объектов оценки.

Суд также находит представленный в материалы дела отчет в полной мере соответствующим требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Так, оценка стоимости спорных объектов произведена оценщиком, являющимся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации» Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и Экспертов», имеющим диплом о профессиональной переподготовке ***** серия ****** и профессиональная деятельность которого застрахована.

Таким образом, каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом представленных административным истцом и его представителем пояснений и исследованных материалов дела, у суда не имеется.

Мотивированных возражений относительно установленной в указанном отчете рыночной стоимости земельных участков, а также доказательств иного размера рыночной стоимости спорных участков административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.

В силу абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Руководствуясь ст. ст. 175 -180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению имущественных отношений Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об определении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в суд 14 октября 2016г. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 4400 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для общественно-деловых целей, для размещения рынка, расположенного по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости равной 2 503 552 руб. 82 коп. по состоянию на 01 января 2015г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ******, общей площадью 17127 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения строительного дорожного участка, расположенного по адресу: ******, в размере его рыночной стоимости равной 1 928 352 руб. 20 коп. по состоянию на 01 января 2015г.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 05 декабря 2016 года.

Председательствующий

судья Брянского областного суда П.В. Перминов