Дело № 3а-144/2018
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 07 июня 2018 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
при секретаре Никулиной Е.В.
с участием прокурора Вохмяниной Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пресса» о признании не действующими отдельных положений зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр ("Эспланада и Черный рынок"), утверждённых постановлением Правительства Пермского края от 08.10.2014 N 1139-п (в ред. от 20.12.2017, с изм. от 14.03.2018) "Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр ("Эспланада и Черный рынок")",
установил:
постановление Правительства Пермского края от 08.10.2014 N 1139-п (ред. от 20.12.2017, с изм. от 14.03.2018) "Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр ("Эспланада и Черный рынок")" (далее – Постановление) утверждены прилагаемые зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр ("Эспланада и Черный рынок").
Постановление опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 40, часть 1, 13.10.2014 и вступило в силу через 10 дней после дня его официального опубликования (пункт 4), за исключением пункта 3, вступившего в силу со дня подписания данного Постановления.
Указанным нормативным правовым актом в целях обеспечения сохранности ряда объектов культурного наследия регионального значения в их исторической среде на сопряженной с ними территории установлены следующие зоны охраны объектов культурного наследия: охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемых природных ландшафтов, также приведено описание границ зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности указанных объектов культурного наследия и режим использования земель и градостроительный регламент в границах данных зон.
Так, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности установлены относительно следующих памятников градостроительства и архитектуры:
"Церковь Вознесенская (Феодосьевская)" (<...>) 9Г - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-9Г установлена в части кадастрового квартала **, ограниченной осями ул. Пермской, ФИО1, Екатерининской, восточным фасадом здания по ул. Екатерининской, 180 и условной линией, его продолжающей; в части кадастрового квартала **, ограниченной осями ул. Пермской, ФИО1, Екатерининской, восточным фасадом здания по ул. Екатерининской, 166 и условной линией, его продолжающей; в части кадастрового квартала **, ограниченной осями ул. Луначарского, ФИО1, Екатерининской, западным фасадом здания по ул. Луначарского, 90 и условной линией, его продолжающей; в части кадастрового квартала **, ограниченной осями ул. Луначарского, ФИО1, Екатерининской, ФИО2.
"Пассаж торговый N 3 Черного рынка" (<...>) 42Г - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-42Г установлена в части кадастрового квартала **, за исключением территорий, входящих в границы достопримечательного места "Комсомольский проспект".
"Корпус торговый Черного рынка" (Пермский край, ул. Петропавловская, д. 59) 43Г - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-43Г установлена в границах кадастрового квартала **.
"Торговый дом ФИО3" (Пермский край, ул. Петропавловская, д. 65) 44Г - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-44Г установлена в границах кадастрового квартала **.
"Каланча пожарная" (<...>) 55Г – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-55Г установлена в границах кадастрового квартала **, за исключением территорий, входящих в границы охранной зоны ОЗ-55Г.
"Театр драматический" (Пермский край, ул. Ленина, 53) 77Г - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-77Г установлена в части кадастрового квартала ** к западу от восточного фасада здания по ул. Крисанова, 12а и в части кадастрового квартала ** к северу от оси ул. Пермской.
"Областная библиотека им. А.М.Горького" (Пермский край, ул. Ленина, д. 70) 79Г - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-79Г установлена в границах кадастрового квартала **, за исключением территорий, входящих в границы охранной зоны ОЗ-79Г.
"Церковь Свято-Троицкая (Слудская) с оградой" (Пермский край, ул. Монастырская, д. 95 (литера А) 95Г - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-95Г установлена в границах кадастровых кварталов **, **, **.
"Мечеть соборная с оградой" (Пермский край, ул. Осинская, д. 5) 100Г - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-100Г установлена в границах кадастрового квартала **, по северной, восточной и южной границам кадастрового квартала ** и условной линии, соответствующей западной границе земельного участка с кадастровым номером **.
Применительно ко всем указанным зонам регулирования застройки и хозяйственной деятельности установлены режимы использования и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия, введены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе запрещающие размещение нестационарных торговых объектов на срок свыше 4 месяцев в границах данных зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью «Пресса» (далее – общество) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим вышеупомянутых положений зон охраны объектов культурного наследия, в части установления запрета на размещение нестационарных торговых объектов на срок свыше 4 месяцев, в той мере, в которой данный запрет относится к деятельности нестационарных торговых объектов, через которые осуществляется распространение периодических печатных изданий, в том числе розничная продажа тиража периодических печатных изданий.
В обоснование своих требований ссылается на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 71 Конституции Российской Федерации, статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), статье 11 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в г. Минске 26 мая 1995 г., статьям 131 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статье 25 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 26.3.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и ограничивают права административного истца на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов (киосков, специализирующихся на распространении печатных СМИ), а также права на распространение тиражей периодических печатных изданий через специализированные киоски, расположенные в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Как указывает административный истец, ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: ** по ул. ФИО1, 13, ** по ул. Петропавловская, 59А и ** по ул. Ленина, 68 в городе Перми, на которых размещены киоски, специализирующиеся на розничной продаже печатной продукции.
Фактически они установлены в пределах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-9Г, ЗРЗ-43Г и ЗРЗ-79Г, соответственно.
Оспариваемые нормы устанавливают в границах упомянутых зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности запрет на размещение любых нестационарных торговых объектов, в частности, на размещение киосков (в том числе и газетных киосков), на срок свыше 4 месяцев.
В судебном заседании представители административного ответчика Правительства Пермского края ФИО4 и заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО5 возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменной форме и полагали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Пермского края, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Заинтересованные лица Министерство культуры Пермского края и Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения административного дела извещены, представителей в судебное заседание не направили, просили о рассмотрении настоящего дела без их участия.
Административный истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, об отложении рассмотрения административного дела не просил.
Представитель общества ФИО6 направил письменное ходатайство об отложении разбирательства дела по причине нахождения его в отпуске, данное ходатайство подлежит отклонению, т.к. причины неявки представителя в судебное заседание, не являются уважительными.
Общество о времени и месте судебного заседания было уведомлено заблаговременно и имело возможность обеспечить участие в деле иного представителя, являясь юридическим лицом, оно вправе выдать доверенность на представление интересов в суде другому представителю, в выборе которого не ограничено.
Права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (часть 5 статьи 54 КАС РФ).
В связи с изложенным, суд на основании части 7 статьи 150 и части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению частично, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на благоприятную окружающую среду, на доступ к культурным ценностям (статьи 42 и 44), обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять окружающую среду (статьи 44 и 58).
Исходя из названных конституционных положений, Российская Федерация призвана создавать условия, необходимые для сохранения объектов исторического и культурного наследия, их целостности и обеспечения благоустройства, приспособления и улучшения использования, и гарантировать реализацию гражданами права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни.
Регулирование вопросов охраны памятников истории и культуры отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также вопросы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 73-ФЗ) указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации; объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (пункт 1 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ).
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ, в редакции, действующей на период принятия Постановления).
Абзацами первым и вторым пункта 2 статьи 34 этого же Федерального закона определено, что охранная зона это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности это территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 7 пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает, в том числе разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ, в редакции, действующей на период принятия Постановления).
Проекты зон охраны объекта культурного наследия являются предметом государственной историко-культурной экспертизы, которая проводится, в том числе в целях определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия (статья 28 Федерального закона N 73-ФЗ, в редакции, действующей на период принятия Постановления).
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 (далее – Положение № 972).
На период издания оспариваемого Постановления действовал Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, установленный Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315 (далее – Положение № 315).
Согласно пункту 2 Положения № 315 на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде (абзац 2 пункта 3 Положения № 315).
Пунктами 6, 13, 14 и 17 приведенного выше Положения предусмотрена определенная последовательность действий по разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия, включающая в себя разработку проекта зон охраны, осуществляемую на основе необходимых историко-культурных исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия; государственную историко-культурную экспертизу проекта; утверждение его соответствующим органом государственной власти.
Согласно пункту 17 Положения № 315 на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения могут быть утверждены соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно пункту 11 Положения № 315 режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом ряда требований.
Указанной нормой предусмотрено, что может быть введено ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.).
Таким образом, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности могут предусматривать ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
В соответствии с пунктом 14 статьи 6 Закона Пермского края от 07.07.2009 N 451-ПК "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края" (в редакции, действующей на период издания Постановления) к полномочиям Правительства Пермского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия было отнесено утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Статьей 15 указанного закона Пермского края (в редакции, действующей на период издания Постановления) был регламентирован Порядок утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В силу части 1 указанной статьи данного закона Пермского края, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия Правительством Пермского края по представлению государственного органа по охране объектов культурного наследия Пермского края, с учетом мнения органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится объект, - в отношении объектов культурного наследия регионального значения.
Проект зон охраны объекта культурного наследия размещается на официальном сайте Правительства Пермского края не менее чем за 1 месяц до утверждения им границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (часть 2 статьи 15 поименованного закона Пермского края).
Основанием для принятия Постановления послужило заключение государственной историко-культурной экспертизы, подготовленное экспертами ООО «Уровень» и оформленное актом от 14.07.2014г.
Объектом экспертизы послужили проекты зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр ("Эспланада и Черный рынок")", выполненные в 2013 году ГБУК «КЦОП», шифр ПЗО-06-11-12.
Целью экспертизы являлось определение соответствия проектов зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Проект зон охраны был размещен на официальном сайте Правительства Пермского края 03.06.2014г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Администрация города Перми выразила свое мнение в отношении проекта границ и режимов использования территории.
Проект зон охраны объекта культурного наследия представлен Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в Правительство Пермского края вместе с обосновывающими материалами и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.
Суд, проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, исследовав обстоятельства административного дела, приходит к выводу о том, что установление Постановлением режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах, приведенных в нем зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности не может расцениваться как не соответствующее требованиям, предъявляемым федеральным законодателем к принятию такого вида актов, и не нарушает права административного истца, в аспекте, указанном в административном исковом заявлении.
Таким образом, судом установлено, что порядок определения зон охраны и режимов использования земель Правительством Пермского края был соблюден, и нарушений влекущих возможность признания Постановления недействующим по этим основаниям, не допущено.
Анализ приведенных положений законодательства в сфере охраны памятников истории и культуры и оценка фактических обстоятельств настоящего дела подтверждают правильность доводов административного ответчика о том, что Постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с установленными требованиями.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нижеприведенным нормам являются несостоятельными.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемыми нормами Постановления, содержащимися в соответствующих пунктах таблицы, прилагаемых к нему зон охраны установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, заключающиеся в запрещении размещения нестационарных торговых объектов на срок свыше 4 месяцев в пределах границ зон ЗРЗ-9Г, ЗРЗ-42Г, ЗРЗ-43Г, ЗРЗ-44Г, ЗРЗ-55Г, ЗРЗ-77Г, ЗРЗ-79Г, ЗРЗ-95Г, ЗРЗ-100Г.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит киоски к объектам некапитального строительства (пункт 2 части 17 статьи 51). Данные объекты предназначены для оптовой или розничной торговли.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что нестационарный торговый объект это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Оспариваемое правовое предписание о запрещении размещения нестационарных торговых объектов фактически вводит ограничение хозяйственной деятельности, в виде запрета на размещение названных временных объектов, вытекающего из режима использования земель, в пределах названной территории.
Установление таких ограничений входит в дискреционные полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с само по себе не может рассматриваться как противоречие федеральному законодательству.
По существу положения оспариваемого в части нормативного правового акта направлены на обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, обеспечение культурных прав граждан и не устанавливают запрета на распространение продукции средств массовой информации, поэтому в этой сфере прав административного истца не нарушают, а его доводы об обратном необоснованны.
Ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ни Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека не регламентируют вопросы установления режима использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия, в связи с чем оспариваемые нормы не могут им противоречить.
Определяя организационные и правовые основы защиты конкуренции, Федеральный закон "О защите конкуренции" запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (статья 15).
Положения об ограничении хозяйственной деятельности в виде запрета на размещение нестационарных торговых объектов при установлении требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны, относятся ко всем физическим или юридическим лицам, и не могут рассматриваться как дискриминационные, либо ограничивающие конкуренцию.
В отношении доводов о несоблюдении требований статьи 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающих проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности следует указать, что вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности оспариваемым Постановлением не регулируются.
Также неосновательными являются и ссылки на противоречие оспариваемых положений Постановления, нормам статей 131 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данные положения не регулируют вопросы, связанные с реализацией права собственности на земельные участки, не влекут возникновение, изменение либо прекращение прав.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы административного истца о том, что оспариваемые нормы, вводящие запрет на размещение нестационарных торговых объектов в пределах границ зон охраны приняты без должного правового и фактического обоснования.
В вышеупомянутом проекте зон охраны не приведено исследований, как и сделанных на их основе выводов о необходимости, либо возможности запрещения размещения нестационарных торговых объектов.
Предложения по введению таких ограничений изложены без каких-либо обосновывающих мотивов.
В заключении государственной историко-культурной экспертизы, которая была проведена в целях определения соответствия проекта требованиям государственной охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569, отсутствуют сведения, предусмотренные пунктами 19 и 20 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569, применительно к запрещению размещения нестационарных торговых объектов, а также однозначный вывод о соответствии проекта зон охраны требованиям государственной охраны объекта культурного наследия, с учетом установления такого запрета.
Таким образом, сведений о том, что оспариваемые ограничения хозяйственной деятельности установлены не произвольно, а с учетом соответствующей исторической среды и направлены на сохранение особенностей объектов культурного наследия, не имеется.
Анализ оспариваемых норм во взаимосвязи с приведенными федеральными нормами, не позволяет прийти к выводу о том, что административный ответчик, определив оспариваемым образом правовой режим (характер) использования земельных участков, ограничения на использование территории, требования к хозяйственной деятельности, действовал в соответствии с законом, поскольку доказательств того, что размещение нестационарных торговых объектов в границах указанных зон, будет противоречить требованиям обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде, не позволит обеспечить визуальное восприятие объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде, или негативным образом повлияет на сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде, не представлено.
При этом, нельзя не отметить, что такие требования и ограничения касаются всех без исключения нестационарных торговых объектов, вне зависимости от вида деятельности, объемно-планировочных и архитектурных решений, внешнего вида, размеров, расположения в пределах территории зон охраны, без предъявления каких-либо требований к эстетике и эксплуатационным параметрам.
У суда, рассматривающего настоящее дело в рамках абстрактного нормоконтроля, при осуществлении проверки соответствии Постановления имеющему большую юридическую силу законодательству и законности установления оспариваемых ограничений, отсутствуют правовые основания для принятия возражений представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, сводящихся тому, что при размещении нестационарных торговых объектов не будут обеспечены благоприятные условия зрительного восприятия объектов культурного наследия, поскольку они документально не подтверждены и ничем не обоснованы.
Каких-либо исследований (историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных), посвященных данной теме при подготовке утвержденного проекта зон охраны, либо в рамках судебного разбирательства не проводилось.
В материалах дела не имеется никаких документов, позволяющих прийти к выводу о том, что размещение нестационарных торговых объектов в пределах зон охраны объектов культурного наследия окажет прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данных объектов культурного наследия в их исторической среде, при том, что границы данных зон установлены довольно формально, применительно к границам кадастровых кварталов, занимают достаточно обширные территории, зачастую отделенные от объектов культурного наследия массивами жилой и административной застройки, объектами капитального строительного и зеленными насаждениями, визуально не наблюдаются и зрительной связи не имеют.
Правительством Пермского края и государственным органом по охране объектов культурного наследия Пермского края не представлено доказательств того, что при размещении нестационарных торговых объектов на срок свыше 4 месяцев в границах данных зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в пределах всей их территории не будут обеспечиваться благоприятные условия зрительного восприятия объектов культурного наследия, возникнет диссонанс, нарушающий восприятие таких памятников.
Бассейн визуального восприятия указанных объектов (бассейн видимости) при установлении такого запрета не учтен.
Одновременно, суд обращает внимание на то, что в пункте 10 Положения № 972, устанавливающего требования к режиму использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, предусмотрена возможность ограничения хозяйственной деятельности, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, однако запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов) сохранился только для режима использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны (пункт 9 данного Положения), в отличие от ранее действовавшего Положения № 315.
Постановлением Правительства Пермского края от 20.12.2017 N 1028-п "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края" внесены изменения в преамбулу оспариваемого Постановления, ссылка на Положение № 315, заменена ссылкой на Положение № 972, но в содержательную часть Постановления, соответствующие изменения не внесены.
Таким образом, оспариваемые ограничения следует признать необоснованными, а нормы Постановления, в которых они изложены, не соответствующими статье 34 Федерального закона N 73 и пункту 10 Положения № 972.
При таком положении, нормы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр ("Эспланада и Черный рынок"), утверждённые постановлением Правительства Пермского края от 08.10.2014 N 1139-п, в части установления запрета размещения нестационарных торговых объектов на срок свыше 4 месяцев, следует признать недействующим, применительно к ЗРЗ-9Г, ЗРЗ-43Г и ЗРЗ-79Г, в пределах границ которых расположены земельные участки, принадлежащие обществу, с размещенными на них газетными киосками, в той мере, в которой этот запрет распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, через которые осуществляется распространение периодических печатных изданий, в том числе розничная продажа тиража периодических печатных изданий.
Относительно требований об оспаривании таких ограничений, применительно к иным зонам регулирования застройки и хозяйственной деятельности, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из содержания административного искового заявления следует, что административный истец не является субъектом правоотношений, регулируемых этим Постановлением, применительно к иным зонам, поскольку нестационарных торговых объектов, размещенных в пределах их территории, не имеет, отказы к размещению, мотивированные ссылками на оспариваемое правовое регулирование, ему также не выдавались.
Поскольку в этой части, в ходе производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта доводы административного истца о том, что этим актом в указанной части нарушаются либо иным образом затрагиваются его права, свободы и законные интересы признаны несостоятельными, то в удовлетворении административного иска в данной части следует отказать.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения судом решения применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, следовательно, оспариваемая норма подлежит признанию недействующей со дня вступления судебного постановления в законную силу.
Исходя из требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о решении суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Пресса» о признании не действующими отдельных положений зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр ("Эспланада и Черный рынок"), утверждённых постановлением Правительства Пермского края от 08.10.2014 N 1139-п (в ред. от 20.12.2017, с изм. от 14.03.2018) "Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр ("Эспланада и Черный рынок")" удовлетворить частично.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу положения зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр ("Эспланада и Черный рынок"), утверждённых постановлением Правительства Пермского края от 08.10.2014 N 1139-п (в ред. от 20.12.2017, с изм. от 14.03.2018) "Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр ("Эспланада и Черный рынок")", в части запрета размещения нестационарных торговых объектов на срок свыше 4 месяцев, установленного в границах следующих зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия:
в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-9Г "Церковь Вознесенская (Феодосьевская)" (<...>), (раздел II Памятники градостроительства и архитектуры, строка 2.1. "Церковь Вознесенская (Феодосьевская)", пункт 3.1 столбца 4 Режимы использования и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия);
в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-43Г "Корпус торговый Черного рынка" (Пермский край, ул. Петропавловская, д. 59), (раздел II Памятники градостроительства и архитектуры, строка 2.3. "Корпус торговый Черного рынка", пункт 3.1 столбца 4 Режимы использования и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия);
в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-79Г "Областная библиотека им. А.М.Горького" (Пермский край, ул. Ленина, д. 70), (раздел II Памятники градостроительства и архитектуры, строка 2.9. "Областная библиотека им. А.М.Горького", пункт 3.1 столбца 4 Режимы использования и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия),
в той мере, в которой этот запрет распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, через которые осуществляется распространение периодических печатных изданий, в том числе розничная продажа тиража периодических печатных изданий.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 08 июня 2018 г.
Судья /подпись/