ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-144/2022 от 06.06.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-144/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Санкт-Петербург 06 июня 2022 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Муратовой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Светлаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД 47OS0000-01-2022-000101-03) по административному исковому заявлению ООО «Альфа-М» к совету депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим нормативного правового акта в части

установил:

Советом депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области принято решение от 30 июня 2021 года № 97 «Об утверждении Правил благоустройства территории Бокситогорского городского поселения».

Согласно п. 8.4 Правил благоустройства территории Бокситогорского городского поселения к средствам размещения информации относятся также вывески и учрежденские доски. Вывески и учрежденские доски являются дополнительными элементами и устройствами фасадов зданий, содержащие сведения информационного характера о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, органах государственной власти или местного самоуправления и других лицах, заинтересованных в размещении сведений информационного характера, а также сведений, доведение которых до потребителя является обязательным в соответствии с федеральными законами. Любые действия, связанные с размещением вывесок и учрежденческих досок должны быть согласованы с администрацией Бокситогорского муниципального района, для объектов культурного наследия – с уполномоченным органом. Установка вывесок и указателей под окнами жилых помещений должна быть согласована так же с собственниками жилых помещений на вышерасположенном этаже. Размещение вывесок на фасадах зданий и сооружений осуществляется при наличии паспорта вывески. Форма паспорта вывески устанавливается администрацией Бокситогорского муниципального района. Размещение учрежденческих досок осуществляется в соответствии с согласованными с администрацией эскизами/макетами. Срок действия паспорта устанавливается на срок не более пяти лет, по истечении которого владельцы информационных конструкций вправе продлить срок действия паспорта при условии соответствия конструкции настоящим Правилам. По истечении срока действия паспорта информационная конструкция должна быть демонтирована. Вывески по месту размещения подразделяются на следующие группы: настенные вывески – вывески, информационное поле которых расположено параллельно поверхности стены или на иных конструктивных элементах фасадов зданий или сооружений над входом или окнами занимаемого лицом помещения и которые формируют основную горизонталь информационного поля фасада между окнами первого и второго этажей; консольные вывески – вывески, информационное поле которых расположено перпендикулярно к поверхности стены и которые размещаются в случае ограниченных возможностей размещения настенных вывесок у арок, на границах и углах зданий и сооружений; вывески в витринах – вывески, которые располагаются во внутреннем пространстве витрины и являются составной частью оформления витрины и размещаются в случае ограниченных возможностей и размещения на фасаде.

Данный нормативный правовой акт, с приложением к нему опубликован 07 июля 2021 года в официальном печатном издании газете Новый путь № 26 (10016).

Административный истец обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением к совету депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим решения совета депутатов от 30 июня 2021 года № 97 «Об утверждении Правил благоустройства территории Бокситогорского городского поселения» в части п.8.4.

В обоснование заявленных требований указал, что ООО «Альфа-М» осуществляет торговую деятельность на территории Бокситогорского городского поселения под коммерческим обозначением «Красное&Белое». На основании договора аренды от 30 июля 2021 года занимает нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположен продуктовый магазин «Красное&Белое». Указал, что неоднократно обращался к административному ответчику с заявлением о согласовании дизайн-проекта вывески «Красное&Белое», размерами 300х2700мм на фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>. На заявления были получены отказы в согласовании со ссылками на несоблюдение Обществом Правил благоустройства, без ссылки на конкретный пункт Правил. Административный истец полагает, что п.8.4. Правил благоустройства нарушает законные интересы административного истца, а также создаёт угрозу их нарушения иных хозяйствующих лиц; допускает неоднозначное толкование. Кроме того, противоречит положениям ст. 7 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» поскольку размещение вывески без согласования с администрацией влечёт для Общества привлечение к административной ответственности. Следовательно, оспариваемый п. 8.4 Правил содержит себе норму, на которую располагается действие ФЗ от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ. В соответствии с п.1 ст. 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 продавец обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место её нахождения и режим работы. В связи с чем, оспариваемый правовой акт создаёт препятствия к исполнению обязанностей, возложенных на административного истца федеральным законодательством, а также к реализации предоставленных ему прав. Также полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением порядка его принятия, регламентированного Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, а именно пропущена обязательная процедура – оценка регулирующего воздействия, не проведена антикоррупционная экспертиза (т.1 л.д. 3-6).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Представитель ООО «Альфа-М» по доверенности ФИО1 в судебное заседание явилась, доводы административного искового заявления поддержала, просила суд его удовлетворить.

Представитель совета депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения (т.1 л.д.62-65, т.2 л.д. 30-31).

Прокурор отдела Ленинградской областной прокуратуры Чубукова А.С., участвующая в деле, полагала заявленные требования не обоснованными, не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По смыслу ч.ч. 7, 8 ст. 213 и п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд устанавливает такие обстоятельства, как нарушение прав административного истца оспариваемым нормативным актом, отсутствие полномочий у принявших его органов власти либо нарушение формы, процедуры принятия и введения его в действие, несоответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

ООО «Альфа-М» осуществляет торговую деятельность на территории Бокситогорского городского поселения под коммерческим обозначением «Красное&Белое». На основании договора аренды от 30 июля 2021 года занимает нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположен продуктовый магазин «Красное&Белое».

Следовательно, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и вправе полагать, что указанным актом нарушаются его права и обязанности.

Оценив положения оспариваемого нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, выяснив, нарушает ли оспариваемый нормативный правовой акт права, свободы и законные интересы административного истца, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Правила благоустройства территории муниципального образования - это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения, утверждение которого отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (абзац 21 части 1 статьи 2, пункт 11 пункта 10 статьи 35 данного Федерального закона).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительную деятельность как деятельность по развитию территорий, городов и иных поселений, осуществляемую, среди прочего, в виде благоустройства территорий (пункт 1 статьи 1). Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий; элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 36 и 38 той же статьи).

Статья 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет содержание правил благоустройства территории муниципального образования.

Так, согласно положениям части 2 указанной статьи правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 711/пр утверждены методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, разработанные в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов и внутригородских районов. В данных Методических рекомендациях изложены основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при подготовке правил благоустройства территорий в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, к которой для целей указанных Методических рекомендаций относится совокупность территориально выраженных природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, характеризующих среду обитания в муниципальных образованиях (в том числе в сельских поселениях) и определяющих комфортность проживания на такой территории. К элементам благоустройства в названных Методических рекомендациях относят, в том числе, элементы освещения, средства размещения информации и элементы объектов капитального строительства. В состав правил благоустройства рекомендуется включать общие требования к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий различного назначения и разной формы собственности, к имеющимся в муниципальном образовании объектам благоустройства и их отдельным элементам. Также представляется целесообразной разработка органами местного самоуправления регламента, регулирующего размещение рекламных и информационных конструкций.

Из приведенных выше правовых норм следует, что вывески, устанавливаемые на фасадах зданий, строений и сооружений, представляют собой один из элементов благоустройства. Вопросы установки таких вывесок как элементов благоустройства относятся к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты представительным органом муниципального образования.

Администрацией Боксиитогорского муниципального района Ленинградской области 16 апреля 2021 года принято постановление № 333 «О проведении общественных обсуждений по проекту Правил благоустройства территории Бокситогорского городского поселения» (т.1 л.д.244-247).

По результатам публичных обсуждений, принято заключение о рекомендации совету депутатов Бокситогорского городского поселения принять решение об утверждении Правил благоустройства территории Бокситогорского городского поселения (т.1 л.д. 248-250).

Как следует из протокола очередного заседания совета депутатов от 30 июня 2021 года МО Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, на заседании совета депутатов присутствовали 10 депутатов из 15. Согласно повестки дня, под № 2 был поставлен вопрос «Об утверждении Правил благоустройства территории Бокситогорского городского поселения», за утверждение Правил проголосовали единогласно (т.1 л.д. 224-229).

Советом депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области принято решение от 30 июня 2021 года № 97 «Об утверждении Правил благоустройства территории Бокситогорского городского поселения».

Данный нормативный правовой акт, с приложением к нему опубликован 07 июля 2021 года в официальном печатном издании газете Новый путь № 26 (10016) (т. 2 л.д. 1-13).

Доводы административного истца о допущенных нарушениях при принятии оспариваемого решения, выразившиеся в не проведении процедуры оценки регулирующего воздействия и антикоррупционной экспертизы, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» все проекты нормативных правовых актов, а также принятые нормативные правовые акты подлежат антикоррупционной экспертизе.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с названным федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методик, определённой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.1 Областного закона Ленинградской области от 06.06.2016 N 44-оз «Об отдельных вопросах проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Ленинградской области» перечень муниципальных районов и городского округа Ленинградской области, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных актов и экспертизы муниципальных актов является обязательным, устанавливается приложением к настоящему областному закону.

Антикоррупционная экспертиза оспариваемого нормативного правового акта проведена в соответствии с решением совета депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 27 марта 2019 года № 216 «О проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Таким образом, административным ответчиком соблюдена процедура принятия оспариваемого акта и сроки его опубликования, что не оспаривалось административным истцом.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии схемы в оспариваемой части иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

Разделом 8 Правил благоустройства территории Бокситогорского городского поселения установлены требования к размещению информации, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.

Согласно п. 8.4 Правил, к средствам размещения информации относятся также вывески и учрежденские доски. Вывески и учрежденские доски являются дополнительными элементами и устройствами фасадов зданий, содержащие сведения информационного характера о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, органах государственной власти или местного самоуправления и других лицах, заинтересованных в размещении сведений информационного характера, а также сведений, доведение которых до потребителя является обязательным в соответствии с федеральными законами. Любые действия, связанные с размещением вывесок и учрежденческих досок должны быть согласованы с администрацией Бокситогорского муниципального района, для объектов культурного наследия – с уполномоченным органом. Установка вывесок и указателей под окнами жилых помещений должна быть согласована так же с собственниками жилых помещений на вышерасположенном этаже. Размещение вывесок на фасадах зданий и сооружений осуществляется при наличии паспорта вывески. Форма паспорта вывески устанавливается администрацией Бокситогорского муниципального района. Размещение учрежденческих досок осуществляется в соответствии с согласованными с администрацией эскизами/макетами. Срок действия паспорта устанавливается на срок не более пяти лет, по истечении которого владельцы информационных конструкций вправе продлить срок действия паспорта при условии соответствия конструкции настоящим Правилам. По истечении срока действия паспорта информационная конструкция должна быть демонтирована. Вывески по месту размещения подразделяются на следующие группы: настенные вывески – вывески, информационное поле которых расположено параллельно поверхности стены или на иных конструктивных элементах фасадов зданий или сооружений над входом или окнами занимаемого лицом помещения и которые формируют основную горизонталь информационного поля фасада между окнами первого и второго этажей; консольные вывески – вывески, информационное поле которых расположено перпендикулярно к поверхности стены и которые размещаются в случае ограниченных возможностей размещения настенных вывесок у арок, на границах и углах зданий и сооружений; вывески в витринах – вывески, которые располагаются во внутреннем пространстве витрины и являются составной частью оформления витрины и размещаются в случае ограниченных возможностей и размещения на фасаде.

Оспариваемый административным истцом пункт 8.4 Правил, регламентирует также правила размещения и согласования учрежденческих досок, срок действия паспорта, подразделение вывесок на группы. При этом административный истец не указал, каким актом, имеющим большую юридическую силу не соответствуют оспариваемые им положения, также не обосновал почему именно в п. 8.4, а не каком-либо другом пункте раздела 8, должна быть регламентирована форма и подача заявления о согласовании вывесок и критерии согласования.

В соответствии с ч.3 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. 1.1. п. 1 ст. 27 Устава МО Бокситогорское городское поселение, п. 1 ст. 29, ст. 31 Устава МО Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области администрация Бокситогорского муниципального района наделена полномочиями по согласованию размещения вывесок.

Другие доводы основаны на неправильном применении административным истцом норм материального права, поскольку фактически сводятся к оспариванию решений, действий (бездействий) решений административного ответчика ненормативного характера в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ООО «Альфа-М» в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через суд принявший решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 июня 2022года.

Судья С.В. Муратова