ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-144/2022 от 12.04.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2021-000697-35 Дело № 3А-144/2022

015а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Городские электрические сети» ФИО1, представителя министерства тарифной политики Красноярского края ФИО2, представителя публичного акционерного общества «Россети Сибирь» ФИО3, прокурора Дмитриева И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-144/2022 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Городские электрические сети» о признании не действующими пункт 31 приложения № 1, пункт 31 приложения № 2 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в части установления обществу с ограниченной ответственностью «Городские электрические сети» на 2021 год базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки;

пунктов 43, 44, 87, 88, 133, 134 приложения 8 приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (в редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2021 года № 4-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»); возложении обязанности на министерство тарифной политики Красноярского края принять замещающие нормативные правовые акты.

У С Т А Н О В И Л:

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» (далее – Приказ от 29 декабря 2020 года № 69-э) для общества с ограниченной ответственностью «Городские электрические сети» (далее – ООО «Городские электрические сети») на 2021 год установлен базовый уровень подконтрольных расходов в размере 10,03458 мл. руб. (пункт 31 приложения № 1) и необходимая валовая выручка в размере 10865,69 тыс. руб. (пункт 31 приложения № 2).

Приказ от 29 декабря 2020 года № 69-э опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с пунктом 2 данного Приказа он вступил в силу со дня его подписания.

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 66-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее – Приказ от 29 декабря 2020 года № 66-э) утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края.

Приказ от 29 декабря 2020 года № 66-э опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 20 января 2021 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 3. В соответствии с 3 данного Приказа он вступил в силу со дня его подписания.

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2021 года № 4-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее - Приказ от 28 января 2021 года № 4-э) в Приказ от 29 декабря 2020 года № 66-э внесены изменения.

Пунктами 43, 44, 87, 88, 133, 134 приложения к Приказу от 28 января 2021 года № 4-э (приложение № 8 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п) на 2021-2025 годы установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края: с одной стороны ООО «Городские электрические сети», с другой стороны - филиалом «Красноярскэнерго» публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (пункты 43-44), открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (пункты 87-88), обществом с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (пункты 133-134).

Приказ от 28 января 2021 года № 4-э опубликован 2 февраля 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 10 февраля 2021 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 9. В соответствии с 4 данного Приказа он вступил в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие со дня вступления в силу Приказа от 29 декабря 2020 года № 66-э.

ООО «Городские электрические сети» обратилось с административным исковым заявлением (с учетом уточнений и дополнений) о признании не действующими со дня принятия пункт 31 приложения № 1, пункт 31 приложения № 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года № 69-э в части установления для ООО «Городские электрические сети» на 2021 год базового уровня подконтрольных расходов (пункт 31 приложения № 1) и необходимой валовой выручки (пункт 31 приложения № 2); пунктов 43, 44, 87, 88, 133, 134 приложение № 8 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п (в редакции Приказа от 29 декабря 2020 года № 66-э, Приказа от 28 января 2021 года № 4-э); возложении обязанности на министерство тарифной политики Красноярского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять замещающие нормативные правовые акты.

Требования (с учетом дополнений и уточнений) мотивированы тем, что органом регулирования при определении базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки ООО «Городские электрические сети» на 2021 год, в нарушение требований Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э, приняты в экономически необоснованном размере расходы ООО «Городские электрические сети» по статьям затрат «Расходы на оплату труда» (утверждено 6902,49 тыс. руб. вместо предложенных 14814,374 тыс. руб.), «Отчисления на социальные нужды» (утверждено 2101,12 тыс. руб. вместо предложенных 4503,57 тыс. руб.), «Плата за аренду имущества и лизинг» (утверждено 6369,48 тыс. руб. вместо предложенных 8294,72 тыс. руб.), «Прочие неподконтрольные расходы» в составе которых расходы на 2021 год в размере 288,00 тыс. руб. на оплату государственных пошлин за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утверждено 0,00 тыс. руб. вместо предложенных 288,00 тыс. руб.), «Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования» (утверждено 0,00 тыс. руб. вместо предложенных 2353,502 тыс. руб.), «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток», в составе которых из затрат неправомерно исключены расходы на оплату налога на добавленную стоимость, уплачиваемого административным истцом при взаиморасчетах со смежной сетевой организацией - филиалом «Красноярскэнерго» публичного акционерного общества «Россети Сибирь», которое является плательщиком данного налога.

В результате неправомерного уменьшения расходов были неправомерно уменьшены базовый уровень подконтрольных расходов и необходимая валовая выручка ООО «Городские электрические сети» на 2021 год, что повлекло установление индивидуальных тарифов в экономически необоснованном размере.

Представитель административного истца ООО «Городские электрические сети» ФИО1, действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнений и дополнений.

Представитель министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) ФИО4, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на необоснованность доводов административного истца, а также на то, что оспариваемые приказы полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Представитель публичного акционерного общества «Россети Сибирь» ФИО3, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы Министерства.

Заинтересованные лица открытое акционерное общество «Российские железные дороги», общество с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

На основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетике в части государственного регулирования тарифов.

Пунктом 3.6 данного Положения к компетенции Министерства отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Поскольку необходимая валовая выручка является одним из основных экономических показателей, учитываемых при формировании единого (котлового) тарифа и индивидуальных тарифов, оспариваемый Приказ от 29 декабря 2020 года № 67-э обладает признаками нормативного правового акта, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемые нормативные правовые акты приняты и оформлены приказами, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, порядку опубликования и вступления в силу.

В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеприведенных положений федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).

При государственном регулировании цен (тарифов), в числе прочих, должны соблюдаться принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов); принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; принцип учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Пунктом 12 Основ ценообразования установлены методы регулирования цен (тарифов), одним из которых является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

Под НВВ понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта. В НВВ включаются планируемые на расчётный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункты 16, 17 Основ ценообразования).

В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

На основании 17 Правил регулирования тарифов обязанность по предоставлению экономического обоснования расходов лежит на регулируемой организации, которая, направляя заявку, несёт риски получения отказа со стороны регулирующего органа в принятии затрат в случае непредоставления или несоответствия прилагаемых документов обязательным требованиям.

В силу пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, определяются в соответствии с Методическими указаниями, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания).

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац 16 пункта 38 Основ ценообразования).

Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Согласно пункту 3 Основ ценообразования, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования, пунктом 49 Методических указаний индивидуальный тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций), то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования.

Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Согласно материалам дела, ООО «Городские электрические сети» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.

Регулирование тарифов на вышеуказанные услуги ООО «Городские электрические сети» осуществляется методом долгосрочной индексации НВВ.

Приказом от 29 декабря 2020 года № 69-э необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей ООО «Городские электрические сети» определена на долгосрочный период 2021-2025 годы, 2021 год (год действия оспариваемой необходимой валовой выручки) является базовым (первым) годом долгосрочного периода регулирования тарифов ООО «Городские электрические сети».

Основанием для принятия оспариваемых Приказов явилось предложение ООО «Городские электрические сети» (с дополнениями) об установлении на 2021 год тарифов на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

По результатам анализа представленных документов органом регулирования составлено экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) № 44-20 о тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Городские электрические сети» на 2021-2025 годы (далее – Экспертное заключение).

По мнению административного истца, Министерством приняты в экономически необоснованном размере расходы по статьям затрат «Расходы на оплату труда» (утверждено 6902,49 тыс. руб. вместо предложенных 14814,374 тыс. руб.), «Отчисления на социальные нужды» (утверждено 2101,12 тыс. руб. вместо предложенных 4503,57 тыс. руб.)., поскольку органом тарифного регулирования неверно определена нормативная численность персонала, которая изменилась в связи с увеличением количества обслуживаемых объектов электросетевого хозяйства.

В силу пункта 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как следует из материалов дела, расходы по статье «Расходы на оплату труда» сформированы на нормативную численность промышленно-производственного персонала всего – 21 чел. (предложено 30, в предыдущем периоде устанавливалось 15).

Расчет нормативной численности персонала правомерно произведен Министерством на основании «Нормативов численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий» (М. 2000, утверждены приказом Госстроя России от 03.04.2000 № 68).

Указание наименований иных методических указаний
в Экспертном заключении на правильность расчета нормативной численности не влияет.

При этом имеются существенные расхождения в представленном административным истцом в материалы тарифного дела расчете нормативной численности работников в количестве 30 чел. на 2021 год и штатным расписанием рабочих, руководителей, специалистов и служащих.

Поскольку административный истец не представил надлежащего обоснования нормативной численности на 2021 год в количестве 30 чел., Министерство самостоятельно произвело расчет нормативной штатной численности, который (расчет) признается судом правильным.

Административный истец, как территориальная сетевая организация, не является. участником Отраслевого тарифного соглашения (далее – ОТС) в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденного Министерством регионального развития Российской Федерации, Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий», утвержденного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года (далее – Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ).

Между тем, в целях единообразного подхода к установлению размера минимальной месячной тарифной ставки (далее - ММТС) рабочих в регулируемой деятельности в той же сфере, что и организации, входящие в ОТС, Министерство обоснованно применило размер ММТС рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала по ОТС - 9 080,56 руб.

ОТС определяет размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем, и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Вопреки доводам административного истца, законодательство не допускает возможность использования минимального размера труда в тарифном регулировании при расчёте расходов сетевых организаций на оплату труда (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Обоснованное снижение Министерством нормативной численности ООО «Городские электрические сети» на 2021 год повлекло правомерное соразмерное уменьшение расходов и по статье «Отчисления на социальные нужды».

По мнению административного истца, Министерством приняты в экономически необоснованном размере расходы по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» (утверждено 6369,48 тыс. руб. вместо предложенных 8294,72 тыс. руб., из которых - аренда объектов электросетевого комплекса в размере 6 615,08 тыс. руб., аренда земли - 393,36 тыс. руб., прочая аренда - 1 286,28 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, определяются исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В материалах тарифного дела имеется извещение об открытии дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в котором указано, что для обоснования затрат по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» следует представить расчёт арендной платы пообъектно к договорам аренды на право владения (распоряжения) имуществом, посредством которого осуществляется деятельность, подлежащая государственному регулированию, в соответствии с требованиями пунктом 28 Основ ценообразования. Расчёт арендной платы должен быть заверен арендодателем с приложением расчёта амортизационных отчислений, в котором обязательно указать год ввода в эксплуатацию, балансовую стоимость, начисленный износ, норму амортизации, срок полезного использования, расчёт налога на имущество. Расчёт арендной платы должен быть подписан главным бухгалтером собственника, заверен надлежащим образом, а также представлены письма от арендодателей, подтверждающие размер начисляемой амортизации и уплаченных налогов.

Министерство расходы по вышеуказанной статье затрат определены в размере 6 369,48 тыс. руб., в том числе: аренда объектов электросетевого комплекса в размере 5 143,51 тыс. аренда земли 393,36 тыс. руб.; прочая аренда 832,61 тыс. руб.

На основании пункта 28 Основ ценообразования Министерством правомерно исключены из расчета расходов все договоры, заключенные с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями при расчете аренды объектов электросетевого комплекса, поскольку в силу положений законодательства амортизация на имущество физических лиц не начисляется.

Материалами дела подтверждается, что несмотря на отсутствие в Экспертном заключении указания на договор с ООО «Востоксантехмонтаж Плюс» № 150/А от 1 февраля 2019 года, расходы по данному договору фактически учтены Министерством. Данное обстоятельство права административного истца не нарушает, на правильность определения НВВ и установления тарифов не повлияло.

Министерством правомерно не учтены расходы в размере 91954 рублей по договору аренды земельного участка № 187/А от 15 апреля 2020 года, поскольку административным истцом не представлен в тарифное дело расчет арендной платы в указанном размере.

Так, в соответствии со статьей 29 Правил регулирования, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы)
в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Административный истец ссылается на то, что стоимость арендной платы по вышеуказанному договору была определена сторонней специализированной организацией и подтверждена отчетом № 156/19 от 18 июля 2019 года.

Между тем, отчет № 156/19 от 18 июля 2019 года в материалы тарифного дела представлен не был, в связи с чем у Министерства отсутствовали сведения о расчете арендной платы по договору аренды земельного участка № 187/А от 15 апреля 2020 года.

По мнению административного истца, Министерством необоснованно исключены расходы по статье «Прочие неподконтрольные расходы» в составе которых заявлены расходы на 2021 год в размере 288,00 тыс. руб. на оплату государственных пошлин за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В качестве обоснования административный истец представил
в материалы тарифного дела карточку счета 91 за 2019 год
и оборотно-сальдовую ведомость по счету 91 за 2019 год.

Между тем, административным истцом не было не представлено
ни в Министерство и суду обоснования потребности расходов на оплату государственных пошлин, как плановых расходов подлежащих к включению в НВВ на 2021 год.

Кроме того, расходы в размере 288,00 тыс. руб. на оплату государственных пошлин одновременно были заявлены административным истцом, в качестве расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус») за 2019 год.

Данные расходы были в полном объеме учтены Министерством (Раздел 3, пункт 3.1.2 «Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра» Экспертного заключения).

По мнению административного истца, Министерство необоснованно исключило расходы по статье «Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования».

Между тем, из материалов тарифного дела следует, что ООО «Городские электрические сети» не представляло предложений по вышеуказанной статье затрат.

Перечисленные административным истцом выпадающие доходы
не относятся к расходам в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования, смыслу которого учету и возмещению подлежат реально понесенные расходы на цели, указанные в абзаце 9 пункта 87 Основ ценообразования

Поскольку ООО «Городские электрические сети» не представило документальное подтверждение несения расходов на вышеуказанные цели, Министерство правомерно отклонило расходы по указанной статье затрат в полном размере.

При этом часть расходов, относящиеся, по мнению административного истца, к выпадающим, учтены Министерством в иных статьях затрат.

Так, «прочие налоги и сборы» предложенные в размере 36,607 тыс. руб., учтены в размере 75,71 тыс. руб. в корректировке неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра за 2019 год в строке 2.1 «Оплата налогов на прибыль, имущество и иных налогов».

Транспортный налог, предлагаемый в размере 0,522 тыс. руб., учтён в размере 0,52 тыс. руб. в корректировке неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра за 2019 год в строке 2.1.4 «Транспортный налог».

Расходы на ГСМ, предлагаемые в размере 267,667 тыс. руб., учтены в размере 90,90 тыс. руб. в корректировке неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра за 2019 год в строке «Другие прочие неподконтрольные расходы».

Расходы на регистрацию права собственности, проектные и подготовительные работы, предлагаемые в размере 748, 850 тыс. руб., учтены в размере 746,85 тыс. руб. исходя из фактических значений указанного параметра за 2019 год в строке «Другие прочие неподконтрольные расходы».

В предложенном размере Министерством в строке «Другие прочие неподконтрольные расходы» учтены расходы на ежегодную переоценку основных средств, оценку земельных участков, на страхование, услуги банка исходя из фактических значений за 2019 год.

По мнению административного истца, по статье затрат «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток» Министерством неправомерно исключены расходы на оплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплачиваемого административным истцом при взаиморасчетах со смежной сетевой организацией - филиалом «Красноярскэнерго» публичного акционерного общества «Россети Сибирь», которое является плательщиком данного налога.

Данный довод аргументирован лишь указанием на разницу между предложенными расходами и расходами, установленными Министерством.

Из материалов дела следует, что в отношении административного истца применяется упрощенная система налогообложения.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость
по оплаченным товарам (работам, услугам) учитываются в составе расходов,
то есть должны включаться в состав НВВ административного истца как налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения.

Тарифы в отношении административного истца установлены с учетом НДС, что подтверждается расчетами тарифа. Доводы административного истца об исключении величины НДС из затрат не подтверждены ссылкой на какие-либо доказательства.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что базовый уровень подконтрольных расходов и НВВ на 2021 год, а также размер устанавливаемых на ее основании индивидуальных тарифов для ООО «Городские электрические сети» определены Министерством в соответствии с требованиями Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку пункт 31 приложения № 1, пункт 31 приложения № 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года № 69-э, пункты 43, 44, 87, 88, 133, 134 приложения № 8 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п (в редакции Приказа от 29 декабря 2020 года № 66-э, Приказа от 28 января 2021 года № 4-э) в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Городские электрические сети» – отказать.

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 22 апреля 2022 года