ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-144/2022 от 16.06.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-144/2022

УИД 39ОS0000-01-2022-000096-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

при секретаре – Козловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Виноградова Дмитрия Александровича к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» об оспаривании возвращения заявления от 30 декабря 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года,

У С Т А Н О В И Л:

Виноградов Д.А. обратился в суд 11 апреля 2022 года с административным иском к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» об оспаривании возвращения без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года и об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в период времени до 2 февраля 2021 года он являлся собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 800 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование – под индивидуальную жилую застройку, местоположение: .

Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 установлена кадастровая стоимость земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года, в том числе указанного земельного участка в размере 4 377 864 руб., которая подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2020 года.

Сведения об установленной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 января 2020 года и являются актуальными до настоящего времени.

Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года № 754 «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Калининградской области - 1 декабря 2021 года.

30 декабря 2021 года Виноградов Д.А. обратился в ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, представив, помимо иных документов, отчет об оценке от 30 декабря 2021 года № 99, выполненный оценщиком ООО «Центр оценки и консалтинга» Спиркиным А.А., о рыночной стоимости участка по состоянию на 29 декабря 2021 года – 1 700 000 руб.

18 января 2022 года бюджетным учреждением соответствующее заявление возвращено на основании пункта 1 части 8 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ по мотиву отсутствия в составе отчета об оценке выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах.

Ссылаясь на соответствие отчета об оценке установленным требованиям, Виноградов Д.А., уточнив 4 мая 2022 года заявленные требования, просил признать незаконным возвращение бюджетным учреждением заявления от 30 декабря 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года и установить кадастровую стоимость объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года в размере 1 700 000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца - Микешкин Е.Н. требования уточнил и, указывая на преждевременное заявление требования об установлении судом кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости, просил разрешить по существу требование об оспаривании возвращения заявления от 30 декабря 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года.

Дополнительно указал, что, несмотря на отчуждение земельного участка в феврале 2021 года, его кадастровая стоимость сохраняет свою актуальность для административного истца, который обязан уплатить налог на доходы физических лиц за 2021 года от продажи данного объекта, отчужденного по цене ниже кадастровой стоимости, в соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ исходя из установленной кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7. Кроме того, Виноградов Д.А. обязан уплатить в срок до 1 декабря 2022 года земельный налог за январь 2021 года исходя из установленной кадастровой стоимости.

Представитель ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» - Полякова Д.В. полагала требования не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что в нарушение части 6 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в состав отчета об оценке включены выписки из ЕГРН об объекте недвижимости и о переходе прав на объект недвижимости вместо требуемой выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах.

Также обратила внимание на то, что отправленное 30 декабря 2021 года посредством организации почтовой связи заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года поступило в бюджетное учреждение 11 января 2022 года, то есть в период, когда Виноградов Д.А. утратил законное право требовать установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, вследствие чего возвращением заявления от 30 декабря 2021 года не нарушены права и законные интересы административного истца.

С согласия сторон с учетом уточнения административным истцом заявленных требований определением суда от 16 июня 2022 года из лиц, участвующих в деле в качестве заинтересованных лиц, исключены Правительство Калининградской области, Управление Росреестра по Калининградской области, администрация муниципального образования «Балтийский городской округ».

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года.

Названным постановлением Правительства области от 22 ноября 2019 года № 788 государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года была проведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 4 377 864 руб., подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2020 года и является актуальной до настоящего времени.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 25 июля 2012 года, принадлежал Виноградову Д.А. с 3 октября 2017 года - на праве аренды, после чего в период времени с 5 января 2021 года по 2 февраля 2021 года – на праве собственности.

Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года № 754 «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Калининградской области - 1 декабря 2021 года.

Частью 1 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ определено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Статьей 18 Федерального закона № 237-ФЗ определен порядок применения сведений о кадастровой стоимости, при этом в пункте 6 части 2 этой статьи закреплено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой даты.

В силу части 3 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденным приказом ФГУП «Почта России» от 7 марта 2019 года № 98-п, для приема регистрируемого почтового отправления (далее - РПО) по месту нахождения отправителя почтовый работник должен быть обеспечен календарным почтовым штемпелем (далее - КПШ); при приеме РПО с выдачей квитанций по форме № 1 оригинал квитанции отделяется от корешка квитанционной книжки, на оборотной стороне квитанции ставится оттиск КПШ и после получения платы за пересылку выдается отправителю (п.п. 5.1.2, 5.3.10, 5.4.1.9 Порядка приема и вручения почтовых отправлений).

Если в связи с особенностями упаковки почтового отправления нельзя получить четкий оттиск КПШ или при штемпелевании может быть повреждена упаковка почтового отправления, календарная информация указывается путем проставления оттиска КПШ на чистом листе бумаги, размером не более 50 x 50 мм, который наклеивается на отправление. Гашение марок осуществляется их перечеркиванием крест-накрест ручкой.

После вручения РПО с заказным уведомлением о вручении почтовый работник на бланке ф. 119 проставляет оттиск КПШ в правом нижнем углу оборотной стороны бланка (п. 10.2.5.2 Порядка).

Таким образом, календарные почтовые штемпели на бланке уведомления о вручении регистрируемого почтового отправления объективно подтверждают как дату вручения отправителем регистрируемого почтового отправления оператору почтовой связи, так и дату вручения соответствующего почтового отправления адресату.

Как следует из материалов дела, Виноградов Д.А. подал 30 декабря 2021 года оператору почтовой связи заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года, что подтверждено представленным бюджетным учреждением конвертом с оттисками календарного почтового штемпеля и сведениями с официального сайта почты России об отслеживании почтового отправления, идентификатор .

Таким образом, факт подачи 30 декабря 2021 года заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года может повлечь за собой (в случае принятия бюджетным учреждением на основании такого заявления решения об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости) юридически значимые последствия для целей налогообложения за период, начиная с 1 января 2021 года.

Доводы бюджетного учреждения о том, что юридически значимой датой для целей налогообложения является дата поступления соответствующего заявления в бюджетное учреждение (в данном случае – 11 января 2022 года), являются ошибочными при том, что специальными нормами, содержащимися в статье 18 Федерального закона № 237-ФЗ установлена дата, имеющее значение для целей применения сведения о кадастровой стоимости (дата подачи заявления), в то время как в статье 22.1 названного Федерального закона установлена дата, имеющая иное юридическое значение (дата поступления заявления), которая применяется для целей исчисления сроков, предусмотренных статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, в том числе 5-дневного срока (исчисляемого в рабочих днях со дня поступления заявления в бюджетное учреждение) направления уведомления о принятии заявления о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению (часть 9 статьи 22.1) либо 30-дневного срока (исчисляемого календарными днями со дня поступления заявления в бюджетное учреждение) рассмотрения заявления (часть 10 статьи 22.1).

Принимая во внимание, что часть 3 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ допускает подачу заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не только непосредственно в бюджетное учреждение или посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, но и посредством оператора почтовой связи либо многофункционального центра, является очевидным, исходя из правил оказания услуг почтовой связи и административных регламентов по оказанию услуг многофункциональным центром, что дата подачи заявления и дата его поступления в бюджетное учреждение могут не совпадать.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

На основании пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ) в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на этот объект недвижимого имущества, или на дату его постановки на государственный кадастровый учет (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода), положения настоящего пункта не применяются.

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ положения статьи 214.10 Кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении доходов, полученных начиная с 1 января 2020 года.

Таким образом, налогообложение доходов физических лиц от продажи недвижимого имущества, полученных после 1 января 2020 года, осуществляется с учетом положений пункта 2 статьи 214.10 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ).

Принимая во внимание, что на момент государственной регистрации 2 февраля 2021 года перехода от Виноградова Д.А. к покупателю права собственности на земельный участок с кадастровым номером его кадастровая стоимость была установлена и внесена в ЕГРН, при определении налоговой базы по НДФЛ за 2021 год имеет правовое значение кадастровая стоимость объекта, подлежащая применению для целей налогообложения за налоговый период 2021 года.

Кроме того, Виноградов Д.А. как бывший собственник указанного земельного участка является плательщиком земельного налога за январь 2021 года, налоговая база по которому в силу статьей 390, 391 Налогового кодекса РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 настоящего Кодекса.

Земельный налог, по которому согласно статье 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, подлежит уплате в соответствии со статьей 397 НК РФ физическим лицом – плательщиком налога в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, применительно к уплате земельного налога кадастровая стоимость указанного земельного участка, подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2021 года, также имеет правовое значение для административного истца.

С учетом изложенного суд полагает основанными на неверном толковании закона доводы бюджетного учреждения о том, что фактическое поступление 11 января 2022 года заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, поданного в установленном порядке посредством оператора почтовой связи 30 декабря 2021 года, препятствует Виноградову Д.А., право собственности которого на названный земельный участок прекращено 2 февраля 2021 года в связи с его отчуждением, требовать установления кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года.

При таких обстоятельствах заявленные административным истцом требования об оспаривании возвращения заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости подлежат разрешению по существу.

Частью 8 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:

1) если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

2) если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

3) если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.

Из уведомления бюджетного учреждения от 18 января 2022 года № 167/04 следует, что заявление Виноградова Д.А. от 30 декабря 2021 года об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости возвращено по тем основаниям, что в нарушение части 6 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ отчет от 30 декабря 2021 года № 99, выполненный оценщиком ООО «Центр оценки и консалтинга» Спиркиным А.А., о рыночной стоимости участка по состоянию на 29 декабря 2021 года не содержит выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на названный земельный участок.

Вместе с тем, на основании части 4 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на дату подписания органом регистрации прав соответствующей выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с частью 6 этой же статьи сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Частью 8 статьи 62 настоящего Федерального закона предусмотрено, что формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Росреестра России от 4 сентября 2020 года П/0329 «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» утверждены, помимо прочего, 11 форм выписок из ЕГРН, включая форму выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (приложение № 1), форму выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (приложение № 2), форму выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости.

При этом форма выписки об объекте недвижимости, состоящая из 10 разделов, содержит больший объем сведений об объекте недвижимости по сравнению с объемом сведений из ЕГРН, подлежащим указанию в выписке об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, включающей в себя 5 разделов.

Так, в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости и в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости подлежат указанию сведения о виде объекта недвижимости; сведения о зарегистрированных правах, ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости; описание местоположения земельного участка; описание местоположения объекта недвижимости; план расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа).

При этом в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости в отличие от выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости дополнительно указываются следующие сведения: сведения о включении объекта недвижимости в реестр объектов культурного наследия; сведения о том, что земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, публичного сервитута, в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств; более объемные сведения об описании местоположения земельного участка (с указанием сведений о характерных точках границы земельного участка, номерах точек, дирекционных углах, описания закрепления на местности, кадастровых номеров смежных участков и т.д.); сведения о частях земельного участка и описании границ частей земельного участка; более объемные сведения, касающиеся описания местоположения объекта недвижимости на земельном участке с указанием координат характерных точек контура объекта недвижимости; сведения о частях объекта недвижимости с описанием их местоположения; перечень помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении; сведения о части (частях) помещения; описание местоположения машино-мест.

Таким образом, выписка из ЕГРН об объекте недвижимости в полном объеме включает в себя сведения, подлежащие указанию в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также содержит вышеперечисленные дополнительные сведения.

Учитывая больший объем сведений, подлежащих указанию в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, приказом Росреестра России от 13 мая 2020 года № П/0145 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» установлен размер оплаты для физических лиц за предоставление выписки из ЕГРН об объекте недвижимости в большем размере по отношению к размеру платы за предоставление выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (соответственно 350 руб. и 290 руб.).

На основании части 6 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.

Наличие каких-либо иных выписок из ЕГРН в составе отчета об оценке не предусмотрено статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в качестве обязательного реквизита отчета об оценке.

Однако, принимая во внимание, что 2 февраля 2021 года право собственности Виноградова Д.А. на упомянутый земельный участок прекращено в связи с заключением договора купли-продажи и государственной регистрацией перехода права собственности, а в соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости может быть подано только заинтересованным лицом, по усмотрению Виноградова Д.А. в целях подтверждения наличия у него правового интереса в подаче соответствующего заявления дополнительно представлена оценщику и в дальнейшем включена в состав отчета об оценке выписка из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости.

По смыслу пункта 1 части 8 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ возвращение без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости влечет за собой только отсутствие соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

В то же время, наличие в составе отчета об оценке сведений из ЕГРН в большем объеме, чем предусмотрено частью 6 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, не предусмотрено частью 8 этой же статьи в качестве самостоятельного и безусловного основания для возвращения соответствующего заявления.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела и учитывая приведенные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что возвращение бюджетным учреждением заявления Виноградова Д.А. от 30 декабря 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года не соответствует требованиям части 8 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, которой установлен исчерпывающий перечень оснований для возвращения соответствующих заявлений.

В этой связи суд полагает требования Виноградова Д.А. о признании незаконным возвращения заявления от 30 декабря 2021 года об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.

Разрешая в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ вопрос о способе восстановления нарушенного права Виноградова Д.А., суд исходит из того, что административный ответчик не указал на наличие иных оснований для возвращения заявления Виноградова Д.А. от 30 декабря 2021 года, вследствие чего суд полагает необходимым возложить на бюджетное учреждение обязанность по рассмотрению заявления Виноградова Д.А. от 30 декабря 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года в срок, составляющий 30 календарных дней и подлежащий исчислению со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Виноградова Дмитрия Александровича удовлетворить.

Признать незаконным возвращение уведомлением ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 18 января 2022 года № 167/04 заявления Виноградова Дмитрия Александровича от 30 декабря 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года.

Обязать ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» рассмотреть заявление Виноградова Дмитрия Александровича от 30 декабря 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 декабря 2021 года в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2022 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова