ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-144/2022 от 30.08.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-144/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2022 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Малковой С.В., при секретаре Мельник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Челябинский завод энергетического машиностроения» к Министерству имущества Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости,

установил:

ООО «Челябинский завод энергетического машиностроения» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущества Челябинской области, в котором просит установить кадастровую стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 8493 кв.м расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Тракторозаводский, пер. Плотничный, д.14, в размере равном рыночной стоимости – 5 198 000, 0 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Челябинский завод энергетического машиностроения» является арендатором земельного участка с кадастровым номером . Согласно выписке из ЕГРН, кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 11 860 559, 43 рублей.

Административный истец считает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влияет на арендные платежи.

Представитель административного истца Салата О.А., действующая на основании доверенности, поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Министерства имущества Челябинской области Дутченко Я.С. не возражал против удовлеьворения заявленных истцом требований.

Представители Управления Росреестра по Челябинской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Россреестра» в лице филиала по Челябинской области, ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области», Администрации г. Челябинска, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца Салата О.А., представителя административного ответчика Министерства имущества Челябинской Дутченко Я.С., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Из материалов дела следует, что ООО «Челябинский завод энергетического машиностроения» является арендатором земельного участка с кадастровым номером (л.д. 51-52).

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также применяется для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, определением кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка затрагиваются права и обязанности правообладателей этого земельного участка, являющихся плательщиками арендной платы.

29 ноября 2021 года ООО «Челябинский завод энергетического машиностроения» обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущества Челябинской области. Решением Комиссии от 16 декабря 2021 года № 6289, заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером было отклонено.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость определена в отношении земельного участка с кадастровым номером в размере 11 860 559, 43 рублей по состоянию на 01 января 2020 года (л.д. 34).

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 января 2021 года и очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Челябинской области не внесены в государственный кадастр недвижимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена вышеуказанными актами, не пропущен.

Как указывается в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, заявленные требования могут быть удовлетворены в отношении земельного участка с кадастровыми номерами по состоянию на 01 января 2020 года.

При разрешении дел об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной, одним из допустимых письменных доказательств в обоснование заявленных требований является отчет независимого оценщика.

Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет об оценке от 09 августа 2021 года № 128-2021-08, выполненный оценщиком ООО «ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ» - Карташовой Л.И., являющейся членом некоммерческого партнерства СРО «деловой Союз Оценщиков», имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «оценка недвижимости». Ответственность ООО «ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ» застрахована полисом ООО Абсолют Страхование»» № от 01 января 2021 года.

Согласно отчету об оценке № 128-2021-08 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 5 198 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года ( л.д. 57-101).

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 77, 78 КАС РФ).

Представителем административного ответчика – Министерства имущества Челябинской области было заявлено ходатайство о назначении по делу экспертизы с целью установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером .

В связи с необходимостью установления соответствия представленного истцом отчета требованиям Федеральных стандартов оценки, а также для определения рыночной стоимости земельного участка, судом была назначена судебная экспертиза по делу, проведение которой поручена ФБУ Уральский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ

Согласно заключению эксперта № 2705/04-4 от 27 июля 2022 года, отчет № 128-2021-08 от 09 августа 2021 года, составленный ООО «ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ», в отношении земельного участка с кадастровым номером соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и требования федеральных стандартов оценки.

Учитывая изложенное, суд находит, что по состоянию на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка, его рыночную стоимость следует установить в размере, установленном отчетом № 128-2021-08 от 09 августа 2021 года

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым номером следует считать 29 ноября 2021 года - дату обращения с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ООО «Челябинский завод энергетического машиностроения» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Тракторозаводский, пер. Плотничный, д.14, в размере равном рыночной стоимости – 5 198 000, 0 рублей по состоянию на 01 января 2020 года;

Датой подачи заявления считать 29 ноября 2021 года.

Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий С.В. Малкова

Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2022 года.