РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 23.11.2021 Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Клюева С.Б., при секретаре судебного заседания Даниленко И.Ю., с участием прокурора Атяскиной О.А., представителя административного ответчика – Думы г.о. Самара ФИО1, представителя административного истца ФИО2 – ФИО3, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1451/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующим нормативных правовых актов в части УСТАНОВИЛ: ФИО2 (далее административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением в котором (с последующими уточнениями), просила: признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539, в части установления на схеме №1 «Основной чертеж. Проектное решение» функциональной зоны «территории существующих учреждений санитарно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма, спорта» в отношении земельного участка площадью (уточненной) 1078 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>; - признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Решение Думы городского округа Самара от 29.12.2020 №45 «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61» в части установления зоны Р-1 (зона центра рекреационных территорий) в отношении земельного участка площадью (уточненной) 1078 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указывается, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г.<адрес> и расположенного на нем жилого дома кадастровым номером № по адресу: г.<адрес>, 2В. Жилой дом и земельный участок приобретены в 2014 г. Вид разрешенного использования «для отдельно стоящих жилых домов коттеджного типа на одну 1-3 этажа». В дальнейшем выяснилось, что в соответствии с градостроительным регламентом земельный участок находится в зоне рекреации. Административным истцом подано заявление о смене зонирования и вида разрешенного использования. Пройдя необходимую процедуру, были внесены изменения в Правила застройки и землепользования в части смены зонирования на зону Ж-1. Далее, Решением Думы г.о.Самара № 45 от 29.12.2020 в Правила застройки и землепользования, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы 26.04.2001 № 61 были внесены изменения, в соответствии с Генеральным планом г.о.Самара утверждённым решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539 в соответствии с которым земельный участок вновь стал находится в территориальной зоне Р-1, в границах которой запрещено возводить и реконструировать жилые дома. В рамках публичных слушаний по постановлению Администрации городского округа Самара № 761 от 22.09.2020, результатом которых явилось возвращение земельного участка в зону Р-1, заявитель выражала свое отрицательное мнение по вопросу смены зоны. 27.10.2020 подавала соответствующее заявление в Департамент Градостроительства г.о. Самара. С 2016 г. административный истец и члены ее семьи имеют постоянное место регистрации в жилом доме, расположенном на вышеназванном земельном участке и используют вышеназванный земельный участок в соответствии с его назначением. 21.04.2021 административный истец подала заявление на внесение изменений в Генеральный план городского округа Самара в части изменения территориальной зоны на ее участке на Ж-1. В ответе от 07.05.2021 Департамент градостроительства разъяснил, что ознакомиться с Проектом Генерального плана, а также направить свои предложения административный истец сможет в ходе прохождения публичных слушаний. Однако до настоящего времени публичные слушания не объявлены, конкретные сроки не сообщаются. Административный истец в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом. Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Представитель Думы городского округа Самары по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенном в письменном отзыве, пояснив, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы административного истца. Установленная в Правилах застройки территориальная зона Р-1, в которой расположен спорный земельный участок, соответствует предусмотренной Генеральным планом функциональной зоне. Представители Департамента градостроительства г.о. Самара, Главы г.о.Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных административных требованиях следует отказать, суд приходит к следующему. Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ). Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решения, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Согласно статье 22 Устава городского округа Самары, утверждённого решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 № 294, Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа Самара. В рамках предоставленных полномочий Решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самары. Указанный нормативный правовой акт был принят с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в изданиях "Самарская Газета", N 59(3852), 03.04.2008 (карты и схемы), "Самарская Газета", N 64(3857), 10.04.2008 и по процедуре его принятия административным истцом не оспаривается. Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре. Решением Думы городского округа Самары от 29.12.2020 № 45 внесены изменения в Постановление Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре». Указанное Решение Думы опубликовано в газете «Самарская газета» № 287 (6724) от 31.12.2020. Принятию данного нормативного правового акта предшествовало издание Администрацией городского округа Самара постановления от 27.08.2020 № 690 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61». На основании постановления Администрации городского округа Самары от 22.09.2020 № 761 по проекту решения назначены публичные слушания в срок с 03.10.2020 года по 10.11.2020. Постановление о проведении публичных слушаний опубликовано в издании «Самарская газета» 24.09.2020 № 205 (6642). Публичные слушания состоялись 05.11.2020, что подтверждается протоколом от 05.11.2020. По результатам публичных слушаний составлено заключение о публичных слушаниях от 06.11.2020, согласно которому комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара рекомендовано принимать решение по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, с учетом поступивших в ходе публичных слушаний мнений, предложений и замечаний. Заключение о публичных слушаниях опубликовано в «Самарской газете» от 10.11.2020 № 243 (6680). Генеральный план и Правила застройки и землепользования приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, по процедуре их принятия не оспариваются. Из материалов дела следует, что административный истец на основании договора купли-продажи от 18.11.2014 является собственником земельного с кадастровым номером № по адресу: г.<адрес> и расположенного на нем жилого дома кадастровым номером № по адресу: г.Самара. Кировский район. Студеный Овраг. Третья линия, 2В. Из материалов дела также усматривается, что изначально данный земельный участок входил в состав другого земельного участка, площадью 3430,3 кв.м., который был приобретен ФИО4 по договору купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 29.12.2008 № 75-08-1059-р/38. Из договора купли продажи от 25.07.2014 усматривается, что земельный участок, площадью 3430,3 кв.м., на момент его продажи ФИО4 в общую долевую собственность административному истцу, а также гр. ФИО5 и ФИО6 имел назначение: земли населенных пунктов, для культурно-оздоровительных целей (городские леса). Решением Думы г.о.Самара № 45 от 29.12.2020 в Правила застройки и землепользования, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы 26.04.2001 № 61 были внесены изменения, в соответствии с Генеральным планом г.о.Самара утверждённым решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539 в соответствии с которым земельный участок отнесен к территориальной зоне Р-1. Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 06.07.2021 указанный земельный участок по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 находится в зоне Р-1 (зоне центра рекреационных территорий). Согласно сведениям, предоставленным Департаментом градостроительства городского округа Самара, Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539, для земельного участка № была установлена ландшафтно-рекреационная зона «территории учреждений санаторно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма, спорта». До настоящего времени изменения в функциональное зонирование данного земельного участка не вносились. В силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, должен соблюдаться принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. При этом фактическое землепользование не исключает необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом. Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии со статьями 1, 34 и 35 ГрК РФ. Из толкования вышеприведенных норм во взаимосвязи с частью 9 и частью 10 статьи 31 ГрК РФ следует закрепление принципа первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки. В соответствии с положениями ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГрК РФ). В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Из анализа указанных норм следует, что генеральный план является документом территориального планирования, несёт функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории городского поселения в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории. Исходя из положений статьи 34 ГрК РФ, при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье. В этой связи доводы представителя административного истца о том, что при утверждении оспариваемых нормативных правовых актов не было учтено фактическое разрешенное землепользование, не могут быть приняты во внимание. Кроме того из материалов в дела следует, с момента приобретения административным истцом, а также предыдущим владельцем земельного участка его функциональная зона не изменялась. Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ГрК РФ). В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Федеральное законодательство ограничивает права собственника по использования земельного участка необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Вместе с тем, часть 8 статьи 36 ГрК РФ предусматривает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Таким образом, доводы представителя административного истца о нарушении частных интересов административного истца не могут быть приняты во внимание, поскольку по смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечить не только права и законные интересы собственников и иных обладателей прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований. То обстоятельство, что ранее принималось решение об изменении территориальной зоны на Ж1 так же не может служить основанием к удовлетворению требований, поскольку административный орган действуя в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий путем принятия соответствующих нормативных правовых актов устранил имеющиеся противоречия в части несоответствия функциональной зоны установленной Генеральным планом городского округа Самара территориальным зоне установленной Правилами застройки и землепользования в отношении данного земельного участка. При этом, как уже указывалось выше, Генеральный план городского округа Самара, утверждён Решением Думы г.о. Самара 20.03.2008, т.е. ранее ввода земельного участка в гражданский оборот. Представителем административного истца не оспаривался факт того, что на момент приобретения данного земельного участка административный истец была осведомлена об отнесении земельного участка к соответствующим функциональной и территориальной зонам. При этом, в судебном заседании представитель административного истца не привела убедительных доводов, свидетельствующих о несоответствии Генерального плана городского округа Самара как федеральным законам, так и иным нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу и не смогла привести доказательств, свидетельствующих о том, что принятием Генерального плана г.о. Самара были нарушены права административного истца. Тем более, как уже указывалось выше, на момент принятия Генерального плана г.о. Самара земельный участок еще находился в федеральной собственности. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем административные исковые требования ФИО2 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Административный иск ФИО2 оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Самарского областного суда С.Б. Клюев Решение в окончательной форме составлено 08.12.2021. |