ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-145/19 от 07.05.2019 Костромского областного суда (Костромская область)

Дело № 3а-145/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 мая 2019 года, город Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего Колесова Р.Н.,

при секретаре Дубровиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области о признании решения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление и осуществить пересмотр кадастровой стоимости,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском по тем основаниям, что он является собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Кадастровая стоимость указанного объекта утверждена постановлением администрации Костромской области от 15 ноября 2016 года в размере 15 551 864,81 рубля.

При этом сведения, использованные при определении кадастровой стоимости, недостоверны, поскольку фактически здание является не двухэтажным кирпичным, а имеет один кирпичный этаж и мансарду из деревянного каркаса, заполненного минватой, а также неверно определены условия, влияющие на стоимость объекта – его местоположение, фактическое состояние и технические характеристики.

06 декабря 2018 года административный истец обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, в удовлетворении которого ему было отказано.

С указанным решением не согласен, поскольку в качестве документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, он предоставил копию отчета обследования технического состояния, а также копию технического паспорта здания, выполненного ГП «Костромаоблтехинвентаризация».

Комиссия же указывает, что им представлено письмо департамента имущественных и земельных отношений от 23 ноября 2018 года в виде незаверенной копии, однако данное письмо, которое было получено им по электронной почте, он прилагал в качестве дополнительных сведений, заверив его своей подписью. Кроме того, обращает внимание, что заместитель директора данного департамента, выславший ему это письмо, является членом комиссии.

Считает, что законом на него не возложена обязанность предоставлять в данном случае нотариально заверенные копии документов, как и копии документов, заверенные их исполнителем. Указывает, что комиссия, не являясь органом исполнительной власти, не вправе применять в своей работе постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 года №477.

Просит признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области от 26 декабря 2018 года, обязать рассмотреть заявление и осуществить пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его остуствие.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Костромской области ФИО2 административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Административный ответчик комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области, заинтересованные лица департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, администрация Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области в судебное заседание своих представителей не направили, будучи о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ», Закон) Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия)

Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее - орган регистрации прав) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

- об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;- о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России №263 от 04 мая 2012 года (далее – Порядок).

Пунктом 1 Порядка определено, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (далее - уполномоченный федеральный орган), при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия.

Комиссия состоит из членов комиссии. Председателем комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа уполномоченного федерального органа; заместителем председателя комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем органа кадастрового учета (пункт 2).

В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка в состав комиссии входят: представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки на территории субъекта Российской Федерации, в котором создается комиссия; представитель органа кадастрового учета, осуществляющего свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации, в котором создается комиссия; представитель Национального совета по оценочной деятельности.

Исходя из пункта 19 Порядка, при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений. В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости. В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Как следует из представленных документов, ФИО1 является собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость указанного объекта капитального строительства утверждена постановлением администрации Костромской области от 15 ноября 2016 года в размере 15 551 864,81 руб.

06 декабря 2018 года административным истцом в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости данного объекта недвижимости по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, к которому были приложены:

- письменные пояснения к заявлению с двумя фотографиями и двумя схемами;

- нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости;

- выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости на 01 марта 2016 года;

- копия отчета ООО «Строительная лаборатория» об обследовании технического состояния строительных конструкций здания по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

- копия технического паспорта указанного здания по состоянию на 09 августа 2007 года, выполненный ГП «Костромаоблтехинвентаризация»;

- копия письма департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, содержащая сведения об объекте недвижимости, использованные при определении его кадастровой стоимости.

Решением от 26 декабря 2018 года заявление было отклонено с указанием на то, что документы, подтверждающие недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, представлены в виде незаверенных копий и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 года №477 не могут быть предметом рассмотрения комиссии.

При этом, хотя в качестве таких документов в решении указано только письмо департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 23 ноября 2018 года , из протокола заседания комиссии от 26 декабря 2018 года следует (заявление ФИО1 рассматривалось за ), что комиссией обозревался весь пакет документов.

В пункте 4 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 года №477, установлены понятия «документ» - официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот федерального органа исполнительной власти; «копия документа» - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы.

Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утвержден Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст) под документом понимается зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; под копией документа - экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа; под заверенной копией документа - копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.

Порядок заверения копий документов регулируется Указом Президиума ВС СССР от 04.08.1983 № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», а также ГОСТ Р 6.30-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст.

Пунктом 1 Указа установлено, что верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя организации или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.

В соответствии с п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст, при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения.

Заверение соответствия копии документа подлиннику, таким образом, возможно лишь в том случае, если лицо, заверяющее правильность копии документа, располагает подлинником этого документа и ему в установленном законом порядке предоставлено такое право.

Исходя из системного толкования положений статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 15-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и перечисленных подзаконных актов, к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в качестве подтверждения недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, прилагаются исключительно оригиналы документов или их надлежащим образом заверенные копии.

Представленные административным истцом копии документов сведений об их надлежащем заверении и о придании им тем самым необходимой для использования в делопроизводстве юридической силы не содержали, что им по существу не оспаривается, и не могли быть учтены комиссией при рассмотрении его заявления.

Сам по себе тот факт, что представленные с заявлением документы, с учетом их фактического изучения комиссией, не были в полном объеме перечислены в решении, не свидетельствует о нарушении прав административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Комиссия, отказывая в удовлетворении заявления ФИО1 верно, вопреки доводам административного истца, руководствовалась требованиями закона, в связи с чем административные исковые требования о признании решения незаконным, как и иные производные от них требования, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области о признании решения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление и осуществить пересмотр кадастровой стоимости отказать.

На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Костромского областного суда через Костромской областной суд.

Председательствующий Р.Н. Колесов