ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-145/20 от 12.08.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-145/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Кононенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Комковой Валентины Васильевне к территориальной избирательной комиссии г. Миасса Челябинской области с полномочиями окружной избирательной комиссии № 9 о признании решения незаконным, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты,

у с т а н о в и л :

Комкова В.В. обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии г. Миасса Челябинской области с полномочиями окружной избирательной комиссии № 9, в котором просит:

признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии г. Миасса Челябинской области от 24 июля 2020 года № 178/1499-4;

возложить обязанность на территориальную избирательную комиссию г. Миасса Челябинской области с полномочиями окружной избирательной комиссии № 9 зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Миасскому одномандатному избирательному округу № 9 от Челябинского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

В обоснование заявленных требований указала, что 24 июля 2020 года территориальная избирательная комиссия г. Миасса Челябинской области приняла решение № 178/1499-4 об отказе в регистрации Комковой В.В., выдвинувшейся кандидатом от Челябинского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» в депутаты Законодательного собрания Челябинской области седьмого созыва по Миасскому одномандатному избирательному округу № 9, в связи с непредставлением документов на регистрацию кандидатов.

В своем обосновании, территориальная избирательная комиссия г. Миасса Челябинской области указала, что по результатам проверки предоставленных документов отсутствуют документы, предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5 части 2 статьи 19 Законом Челябинской области от 08 сентября 2005 года № 398-30 «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области».

Полагает, что решение об отказе вынесено из-за не предоставления подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.

Вынесенное решение считает незаконным, противоречащим нормам Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2020 года № 67-ФЗ, нормам Конституции Российской Федерации.

15 июля 2020 года обратилась в территориальную избирательную комиссию г. Миасса с просьбой зарегистрировать ее в качестве кандидата без подписей избирателей.

Административный истец Комкова В.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г. Миасса Челябинской области с полномочиями окружной избирательной комиссии № 9 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В письменном отзыве в удовлетворении административных исковых требований просили отказать, указав, что предусмотренная Федеральным законом от 12 июня 2020 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»возможность выдвижения политической партией кандидата без сбора подписей избирателей, не распространяется на кандидатов от политической партии ЯБЛОКО, поскольку по итогам выборов в Государственную думу РФ VII созыва, политическая партия ЯБЛОКО, выдвиженцем которой является истец, набрала 2,55 % голосов избирателей по одномандатным округам, по федеральному избирательному округу – 2,14%. 24 июля 2020 года Территориальной избирательной комиссией г. Миасса принято оспариваемое решение, поскольку Комковой В.В. не представлены подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку кандидата.

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении административного ответчика, ходатайство представителя о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассматривать дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Частью 1 статьи 75 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 08 июня 2020 года № 144/1216-6 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва на территориальные избирательные комиссии Челябинской области» полномочия окружной избирательной комиссии Миасского одномандатного избирательного округа № 9 возложены на территориальную избирательную комиссию г. Миасса.

Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 11 июня 2020 года № 2431 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области нового созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области нового созыва на 13 сентября 2020 года.

Как следует из материалов дела, 29 июня 2020 года Территориальной избирательной комиссией города Миасса были получены документы, представленные для уведомления о выдвижении избирательным объединением РО ПП «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» кандидата Комковой В.В. по Миасскому одномандатному избирательному округу № 9, включенную в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва: копия паспорта, копия документа об образовании, копия трудовой книжки, копия документов о смене фамилии, документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии, сведения о размерах и об источнике дохода, сведения о принадлежащем кандидату, его супруге недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, сведения о расходах кандидата и его супруга (л.д. 8-10).

15 июля 2020 года территориальной избирательной комиссией города Миасса были получены документы, представленные для регистрации кандидата Комковой В.В. в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Миасскому одномандатному избирательному округу № 9: письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит денежные средства и ценности в иностранных банках, документ, подтверждающий открытие специального счета (л.д. 11).

24 июля 2020 года Территориальной избирательной комиссией города Миасса вынесено решение № 178/1499-4 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Миасскому одномандатному избирательному округу № 9 Комковой В.В., выдвинутой от Челябинского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (л.д. 7).

В качестве основания принятого решения указано, что кандидатом в депутаты Комковой В.В. не представлены документы, предусмотренные п. 1, 2, 4, 5 части 2 статьи 19 Закона Челябинской области от 08 сентября 2005 года № 398-ЗО «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области», что является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Оспаривая законность принятого решения, административный истец ссылалась на необходимость при его принятии руководствоваться нормами Конституции Российской Федерации: частью 2 статьи 19, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; частью 4 статьи 13, согласно которой общественные объединения равны перед законом; частью 1 статьи 15, согласно которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Полагала, что должна быть зарегистрирована в качества кандидата в депутаты на основании принципа равенства политических партий перед законом.

Выборы депутатов Законодательного собрания Челябинской области регулируются Законом Челябинской области от 08 сентября 2005 года № 398-30 «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области» (далее - ЗЧО от 08 сентября 2005 года № 398-30).

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

На выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным отделением или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) (далее в настоящей статье - выдвижение политической партией) кандидата по одномандатному многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу (часть 3).

Согласно части 1 статьи 18 ЗЧО от 08 сентября 2005 года № 398-30 в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов должны быть собраны подписи избирателей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 35-1 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 19 ЗЧО от 08 сентября 2005 года № 398-30 для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением или в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель этого избирательного объединения одновременно не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией Челябинской области, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предусмотренный частью 14 статьи 18 настоящего Закона, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией Челябинской области (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей) (пункт 2).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ снованием для отказа в регистрации кандидата является, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Как следует из общедоступной информации, размещенной на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации и не оспаривалось административным истцом, по итогам выборов в Государственную Думу VII созыва политическая партия ЯБЛОКО набрала 2,55 % голосов избирателей по одномандатным округам, по федеральному округу (Челябинская область) - 2,14%, следовательно, в соответствии с требованиями Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ Комкова В.В. не освобождена от установленной Законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ЗЧО от 08 сентября 2005 года № 398-30 обязанности предоставлять необходимое число подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Согласно разъяснениям, данным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны.

Согласно статьи 1 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 1).

Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (часть 2).

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (часть 3).

Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона (часть 6).

Учитывая, что вопросы реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах урегулированы специальным Федеральным законом, имеющем прямое действие и подлежащим применению на всей территории Российской Федерации, который противоречащим Конституции Российской Федерации не признавался, отказ административного ответчика в регистрации Комковой В.В. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Миасскому избирательному округу № 9 в связи с непредставлением документов, является законным и обоснованным.

Указание в описательно-мотивировочной части оспариваемого решения на отсутствие в представленном Комковой В.В. пакете документов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 2 статьи 19 ЗЧО от 08 сентября 2005 года № 398-30 (документ, подтверждающий открытие специального счета; письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами) при наличии в материалах дела подтверждения их сдачи административным истцом в Территориальную избирательную комиссию, об обратном не свидетельствует, поскольку отсутствие документов, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 2 указанной нормы является основанием для отказа в регистрации.

Требование о возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать Комкову В.В. кандидатом в депутаты Законодательного собрания Челябинской области противоречит установленному Конституцией Российской Федерации принципу разделения властей, кроме того, производно от первоначального требования, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 244 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Комковой Валентины Васильевны к Территориальной избирательной комиссии г. Миасса с полномочиями окружной избирательной комиссии № 9 об отмене решения от 24 июля 2020 года № 178/1499-4 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Миасскому одномандатному избирательному округу № 9 Комковой В.В., выдвинутой от Челябинского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», возложении обязанности зарегистрировать Комкову В.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Миасскому одномандатному избирательному округу № 9 от Челябинского регионального отделения Политической партии Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова