ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1466/2022 от 28.10.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело №3а-1466/2022

22OS0000-01-2022-000966-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2022 года город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Солод Ю.А.,

при секретаре Фонаковой Ю.Е.,

с участием прокурора Бугуновой Н.С., представителей административного истца АО «Оборонэнерго» ФИО1, административного ответчика управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ФИО2, ФИО3, заинтересованного лица АО «Сетевая компания «Алтайкрайэнерго» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, Комитету по тарифам Республики Алтай об оспаривании нормативных правовых актов,

установил:

решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов № 577 от 29 декабря 2021 года (далее – решение № 577) внесены изменения в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов № 587 от 27 декабря 2091 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2020-2024 годы».

Подпунктом 6 приложения к решению № 577 установлена необходимая валовая выручка АО «Оборонэнерго» на 2022 год – 56966,56 тысяч рублей.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов и Комитета по тарифам Республики Алтай от 29 декабря 2021 года №573/37/2 (далее решение №573/37/2) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, по электрическим сетям, поставляемой прочим потребителям Алтайского края и Республики Алтай на 2022 год.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов № 576 от 29 декабря 2021 года (далее – решение № 576) внесены изменения в решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов № 588 от 27 декабря 2019 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальными сетевым организациями на территории Алтайского края на 2020-2024 годы».

Акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Забайкальский» (далее - АО «Оборонэнерго», Общество) обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими решения № 577, решения №573/37/2, решения №576 в части установления необходимой валовой выручки на 2022 год.

Полагает, что расчет и корректировка НВВ на 2022 год произведены управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее Управление, тарифный орган) с нарушением требований Федерального закона от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 года №98-э (далее - Методические указания), поскольку необоснованно произведена корректировка НВВ по результатам проверки хозяйственной деятельности Управлением Алтайского края за 2019 год от 23 апреля 2021 года, а так же необоснованно исключены: источник финансирования Инвестиционной программы на 2022 год «Капитальные вложения из прибыли», плановые расходы на ремонт электросетевого хозяйства в связи с выданным предписанием Ростехнадзора от 02 июля 2021 года, фактические и плановые расходы по статьям «Транспортный налог», «Услуги по установлению охранных зон», «Аренда помещений», фактические расходы по статье «Амортизация».

Определениями суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Комитет по тарифам Республики Алтай, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство промышленности и энергетики Алтайского края.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала исковые требования по изложенным в административном иске и дополнительных пояснениях основаниям (л.д.3-32,т.1, л.д.131-142,т.3, л.д.22-24, 167-172, т.4).

Представители административного ответчика ФИО2, ФИО3 в удовлетворении административных исковых требований просили отказать, полагая, что оспариваемые решения Управления являются законными по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 37-58, 177-216,т.3, 38-40,92-93.184-188,т.4).

Представитель заинтересованного лица АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» - ФИО4 полагал заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

Административный ответчик Комитет по тарифам Республики Алтай, заинтересованные лица ОАО «РЖД», ООО «Барнаульская сетевая компания», Министерство промышленности и энергетики Алтайского края будучи надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Представитель Комитета по тарифам Республики Алтай ФИО5 в письменном отзыве возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие нарушения прав и законных интересов АО «Оборонэнерго» действиями комитета.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» - ФИО6 в письменном отзыве указала, что требования истца подлежат удовлетворению в части (л.д. 60-69, т.3).

При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел настоящее административное дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшей о наличии основания для удовлетворения административных требований, исследовав письменные материалы административного и тарифного дел, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

В соответствии с абзацем 5 пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

В силу положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года №695, управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги. В соответствии с пунктами 4.2 Положения Управление по тарифам устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального уровней таких цен (л.д.160-194, т.1).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года №97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Руководитель органа регулирования является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.

Аналогичные положения содержатся в порядке деятельности Управления, утвержденном приказом управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов от 23 октября 2014 года №209-пр «О правлении управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов». Этим же приказом утвержден состав правления в количестве семи человек, являющихся работниками управления, в том числе начальник управления. В приказ неоднократно вносились изменения (л.д.110-159,т.1).

Как установлено при рассмотрении дела, АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или ином установленными федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии в рамках заключенных договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе на территории Алтайского края в зоне деятельности филиала «Забайкальский». Основными видами деятельности общества являются, в том числе: передача и распределение электрической энергии; эксплуатация, ремонт, обслуживание, диагностика электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими (л.д.9-11,т.2).

Из обстоятельств дела следует, что 23 апреля 2021 года АО «Оборонэнерго» обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, в котором просило установить НВВ на содержание сетей, с учетом уточненных предложений, в размере 93 663,25 тыс. руб.

На основании этого заявления, поступившего в орган регулирования 28 апреля 2021 года, Управлением по тарифам было открыто дело о корректировке НВВ и тарифов на 2022 год, о чем было извещен директор филиала «Забайкальский». 25 октября 2021 года АО «Оборонэнерго» направило скорректированное предложение о размере НВВ, а 28 декабря 2021 года направило особое мнение к проекту расчета размера НВВ на 2022 год.

Решением Управления по тарифам от 29 декабря 2021 года №577 в приложении 2 решения №587 от 27 декабря 2019 года в позиции «6» в строке «2022» в графе «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь» прежнее цифровое значение заменено значением «56966,56» (л.д.195-198, т.1).

Решением Управления по тарифам и Комитета по тарифам Республики Алтай от 29 декабря 2021 года №573/37/2 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям на территории Алтайского края и Республики Алтай на 2022 год.

Решением Управления по тарифам от 29 декабря 2021 года №576 внесены изменения в таблицу 5 приложения к решению № 588 в части установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов АО «Оборонэнерго» и ПАО «Россети Сибирь», ОАО «РЖД», АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго», ООО «Барнаульская сетевая компания» (203-212,т.1).

Данные правовые акты являются нормативными, поскольку содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере передачи электрической энергии, следовательно, могут быть оспорены АО «Оборонэнерго» в суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Данные решения приняты на основании заявления АО «Оборонэнерго» по которому Управление по тарифам открыло дело. Управлением по тарифам составлено Экспертное заключение по делу (л.д.1-244 т.2), в которое внесены дополнения 21 сентября 2022 года (л.д.94-96 т.4). Дата заседания Правления Управления определена на 29 декабря 2021 года. В этот день на заседании Правления управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов приняты указанные решения №573/37/2, №576 и №577 и составлен Протокол заседания Правления №57, согласно которому в повестку дня были включены вопросы №№1,4,5 об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установлении НВВ территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2022 год. В заседании приняли участие 5 членов правления, из которых 4 проголосовали за принятие решений, 1 член правления проголосовал против. Копии решений и выписка из протокола заседания Правления направлены в адрес АО «Оборонэнерго» 29 декабря 2021 года.

Решения от 29 декабря 2021 года №573/37/2, №576 и №577 опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2019 года, зарегистрированы в Реестре нормативных правовых актов Алтайского края - государственные регистрационные номера *** от 23 марта 2022 года. Копии решений направлены в Прокуратуру Алтайского края, управление Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю, Федеральную антимонопольную службу (л.д.213-221, т.2).

По форме решения соответствуют требованиям постановления Правительства Алтайского края от 17 августа 2017 года №304 «Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края».

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пределах предоставленных полномочий, нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу судом при рассмотрении дела не установлено.

Проверяя соответствие Решений от 27 декабря 2019 года №573/37/2, №576 и №577 положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Общество полагает, что при корректировке тарифа на 2022 год тарифный орган установил НВВ на содержание электрических сетей, индивидуальные и котловые тарифы на передачу электрической энергии на 2022 год в экономически необоснованном размере.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).

Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).

К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ.

Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

В силу пункта 1 части 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» торги (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс) относятся к конкурентным закупкам.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ).

Положением о закупках для нужд АО «Оборонэнерго» предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок, к конкурентным способам относятся: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, конкурентный предварительный отбор, запрос цен по результатам конкурентного предварительного отбора, к неконкурентным способам закупки относятся: предварительный отбор, запрос цен по результатам предварительного отбора, сравнение цен, закупка у единственного поставщика (п. 5.1 Положения) (л.д. 163-193, т.1 -тарифного дела).

В обоснование расходов по аренде нежилых помещений АО «Оборонэнерго» представило в Управление по тарифам копии договоров аренды №СИБ/1 от 02 мая 2017 года, №61-3БК-2019 от 02 марта 2019 года с ИП Н, копию договора субаренды от 09 августа 2018 года с <данные изъяты> (л.д.5-13,29-34,т.11-тарифного дела). Решениями Центральной закупочной комиссии Общества проведение закупок по аренде нежилых помещений осуществлено способом у единственного поставщика, т.е. без проведения торгов. Факт того, что договоры аренды нежилых помещений заключены Обществом без проведения торгов не оспаривался представителем административного истца в ходе судебного разбирательства и подтверждается копиями протоколов закупочной комиссии 06 июня 2019 года, 29 августа 2019 года, 01 марта 2019 года, 28 ноября 2019 года (л.д. 14-17, 35-38, т.11 тарифного дела).

Таким образом, в силу вышеприведенных положений у органа регулирования отсутствовали основания для применения абзаца третьего пункта 29 Основ ценообразования для включения в состав прочих расходов Общества расходов на аренду нежилых помещений.

Применение Управлением по тарифам иных источников информации о ценах на аренду помещений в порядке последовательности также не представлялось возможным ввиду отсутствия такой информации.

Направление Обществом в адрес Управления по тарифам расчета средней рыночной цены аренды помещений исходя их нескольких объявлений, размещенных на сайте Avito (л.д. 90-93 т. 2 тарифного дела) нельзя отнести к исследованию рыночных цен.

Фактически понесенные расходы по статье «Аренда производственных помещений» за 2020 год так же правомерно не учтены регулятором по основаниям, изложенным выше.

В отношении не включения органом регулирования затрат на ремонт электросетевого хозяйства согласно выданному предписанию Ростехнадзора от 02 июля 20221 года на сумму 4 932,13 тыс. руб., а так же исключения в полном объеме плановых расходов на 2022 год и фактически понесенных расходов на 2020 год по статье «Услуги по установлению охранных зон» в размере 1 409,38 тыс. руб. и 597,996 тыс. руб. соответственно, суд с решением ответчика соглашается.

Как усматривается из Экспертного заключения №0086/11/2019 при установлении долгосрочных параметров регулирования 2020-2024 годов тарифным органом расходы на ремонт электросетевого хозяйства и расходы по статье «Услуги по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства» признаны равными нулю как экономически необоснованные.

Вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 27 ноября 2020 года по делу *** установление таких параметров по указанным статьям затрат признано обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования ремонт электросетевого хозяйства и услуги по установлению охранных зон входят в состав подконтрольных расходов.

Подпунктом 19 пункта 12 Основ ценообразования предусмотрено, что долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), а также в случаях, предусмотренных пунктом 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике в отношении территориальных сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность одновременно на территориях городов федерального значения и граничащих с ними субъектов Российской Федерации.

Перечень неподконтрольных расходов приведен в пункте 11 Методических указаний №98-э, в данном перечне «ремонт электросетевого хозяйства» и «услуги по установлению охранных зон» отсутствуют.

Таким образом у Управления по тарифам отсутствовала возможность для включения указанных затрат на 2022 года как в состав подконтрольных, так и неподконтрольных расходов, а так же для осуществления корректировки по неподконтрольным расходам за 2022 год.

К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов (подпункт 7 пункта 18 Основ ценообразования).

Общие правила определения расходов на амортизацию установлены абзацами первым и вторым пункта 27 Основ ценообразования, согласно которым для расчета регулируемых цен (тарифов) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Тарифный орган, изучив представленный в материалы тарифного дела расчет АО "Оборонэнерго" по данной статье расходов, посчитал его противоречащим требованиям абзаца 5 пункта 27 Основ ценообразования, согласно которому при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».Учитывая данную правовую норму, положения пункта 4.2.1 «Состав основных средств» Учетной политики АО «Оборонэнерго», расходы на амортизацию основных средств следовало определять на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов к сроку полезного их использования, что и было осуществлено Управлением по тарифам. С учетом изложенного, доводы административного истца относительно учета в полном объеме (заявлено 1 191,1 тыс. руб., принято в расчет тарифов – 694,824 тыс. руб.) расходов по статье «амортизация основных средств» при корректировке неподконтрольных расходов за 2020 год в размере фактически начисленной величины подлежат отклонению как противоречащие положениям пункта 27 Основ ценообразования, Учетной политики АО «Оборонэнерго». Произведенная регулятором по данной статье затрат корректировка (-72,72 тыс. руб.) является экономически обоснованной. В соответствии с подпунктом 11 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении НВВ, включаются иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Пунктом 11 Методических указаний №98-э предусмотрено, что неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, включают оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов (в соответствии с пунктами 20 и 28 Основ ценообразования). Расходы на уплату налогов в расчетном периоде регулирования учитываются по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период. Положениями статьи 356 Налогового кодекса предусмотрено, что транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации о налоге и является обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Как усматривается из материалов тарифного дела в составе тарифной заявки в обоснование фактически понесенных расходов по уплате транспортного налога в 2020 году и планируемых расходов на 2022 год Обществом представлены: расчет фактических расходов по статье «Транспортный налог» за 2020 год, обороты счета 20 за 2020 год, отчет по проводкам 20.03.68 за 2020 год, платежные поручения по уплате транспортного налога в УФК Забайкальского края и УФК по г. Москве. В рамках плановой проверки Обществом дополнительно представлены копия приказа от 08 июня 2018 года №218 «О наделении транспортными средствами филиала «Забайкальский» АО «Оборонэнерго» с приложением транспортных средств, передаваемых из филиала «Сибирский» АО «Оборонэнерго» в филиал «Забайкальский», копия приказа от 02 июля 2020 года №160 «О перемещении автомобилей и закреплении водителей», копия приказа от 29 октября 2019 года №215 «О наделении транспортными средствами филиалы «Забайкальский, … АО «Оборонэнерго». Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 декабря 2011 года №585 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике. В соответствии с пунктом 7 указанного приказа раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по элементам и видам затрат, а также иным показателям, необходимым для ведения раздельного учета доходов и расходов, в том числе, и по расходам на уплату налогов (пункт 7.2.10). Как следует из материалов тарифного дела, в таблице 1.6 приложения №1 «Порядка раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике», утвержденного приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 года №585 фактические данные по транспортному налогу за 2020 года АО «Оборонэнерго» не выделены (том 3 Тарифного дела л.д.130-131). Учетной политикой в области налогового учета ведение отдельного регистра по статье «Транспортный налог» также не предусмотрено. Кроме того в ходе проверки Обществом представлены приказы о передаче в РЭС «Алтайский» двух автомобилей из тринадцати, по которым оплачен транспортный налог, подлежащий, по мнению административного истца, включению в тариф. Приказы о закреплении остальных транспортных средств представлены административным истцом в ходе судебного разбирательства. Таким образом, при проверке экономического обоснования отнесения транспортного налога к регулируемой деятельности административного истца у органа регулирования отсутствовала информация об использования всех автомобилей на территории Алтайского края. Не были представлены такие приказы и при установлении долгосрочного тарифа на 2020-2024 годы, что следует из содержания л.д. 232 Экспертного заключения №0086/11/2019. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Суд соглашается с позицией административного ответчика, указавшего, что представленные в ходе проверки путевые листы не содержат информацию о цели использования автомобилей, в путевых листах содержится указание на улицу, либо населенный пункт в которые выезжали автомобили. Из положений Устава АО «Оборонэнерго» следует, что Общество кроме регулируемой осуществляет иные виды деятельности, в частности организация энергоснабжения воинских частей и других организаций, подведомственных Министерству Обороны. Из путевого листа автомобиля от 15 января 2020 года следует, что последний выезжал в в/ч***, в/ч*** (л.д.62,т.4), из путевого листа от 21 января 2020 года следует, что автомобиль выезжал в <адрес> (л.д.66, т.4), в связи с чем у регулятора возникли обоснованные сомнения в использовании транспорта для осуществления только регулируемой деятельности.АО «Оборонэнерго», являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности.Заслуживает внимание довод Управления по тарифам об отсутствии доказательств уплаты транспортного налога на территории Алтайского края. Как указано выше транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Законами субъектов ставки налога на территории Алтайского края, Забайкальского края, г. Москвы установлены в различном размере. По мнению суда требование административного истца о включении в тариф расходов, понесенных на территории иных субъектов Российской Федерации противоречит одному из общих принципов организации экономических отношений и одной из основ государственной политики в сфере электроэнергетики - соблюдению баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (шестой абзац пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об электроэнергетике»). Так же АО «Оборонэнерго» оспаривает исключение из НВВ фактически понесенных обществом затрат по результатам документальной проверки. Как усматривается из материалов административного и тарифных дел, акта проверки от 23 апреля 2021 года Обществу при установлении тарифа на 2019 год по статье «Ремонты» утверждено 5 256,48 тыс. руб., по статье «Выплаты из прибыли» 1 512,51 тыс. руб. В ходе проверки установлено, что Обществом ремонтная программа не исполняется, работы в 2019 году носили аварийно – восстановительный характер, за исключением работ по пяти позициям. В соответствии с абзацем 5 пункта 32 Основ ценообразования, при определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации. В ходе проверки установлено, что при производстве части ремонтных работ Обществом произведена замена кабеля, имеющего меньшее сечение, на кабель большего сечения, произведена замена деревянных опор на железобетонные. Исходя из вышеприведенной нормы и положений пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что заявленные обществом работы не относятся к ремонту основных средств и являются работами по реконструкции объекта, вследствие которых изменяются характеристики оборудования, повышаются надежность и качество электроснабжения потребителей, в связи с чем источником реализации таких работ должна быть инвестиционная программа, утвержденная в установленном законом порядке. Так же в ходе проверки установлено, что Обществом в данную статью расходов включены работы, выполненные в другом субъекте.

В соответствии с подпунктом 4 пунктом 19 Основ ценообразования расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя в том числе прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Исходя из этой нормы названные затраты могут быть включены в состав необходимой валовой выручки при условии их экономической обоснованности.

Проанализировав представленные Обществом приказы о единовременных выплатах работникам с учетом положений пункта 6 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы (л.д.97-147,т.4), Управление по тарифам пришло к обоснованному выводу, что дополнительные социальные гарантии своим сотрудникам Общество вправе обеспечивать не за счет потребителей электроэнергии, а за счет иных видов деятельности либо чистой прибыли, в связи с чем признало обоснованным расходы в размере 757,06 тыс. руб. из учтенных в тарифе 1512,51 тыс. руб.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности исключения ответчиком из размере НВВ указанных расходов как экономически необоснованных.

Согласно пункту 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта.

Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. Это положение не учитывается в случае применения к организации метода доходности инвестированного капитала.

В случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 настоящего документа, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом, в том числе такого фактора как отклонение совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Приказом Министерством промышленности и энергетики Алтайского края от 31 июля 2019 года №25/100-ап утверждена инвестиционная программа филиала «Забайкальский» АО «Оборонэнерго» на 2020-2024 годы. Приказом от 29 сентября 2021 года №25/10-ап утверждены изменения в указанную программу на 2021-2024 годы. В качестве источников финансирования инвестиционной программы предусмотрены плановые показатели на 2022 год: прибыль, направленная на инвестиции – 1 800 тыс.руб., амортизационные отчисления – 0,480 тыс.руб.

Согласно экспертному заключению Управлением по тарифам в необходимой валовой выручке на 2022 год учтены в соответствии с обосновывающими материалами источники финансирования инвестиционной программы в размере 927,52 тыс.руб., в том числе амортизационные средства – 927,52 тыс.руб.

Основанием для невключения в НВВ источника финансирования инвестиционной программы из прибыли в размере 1 800 тыс.руб. явилось не выполнение административным истцом мероприятий, предусмотренных Инвестиционной программы в период с 2015 год по 2020 год.

Вместе с тем из представленного Управлением по тарифам анализа исполнения Обществом мероприятий инвестиционных программ следует, что в 2019 году программа исполнена полностью, в 2020 году выполнены два проекта не предусмотренных программой на общую сумму 86 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением НВВ Общества в 2022 году скорректирована на указанную сумму.

В соответствии с пунктом 64 Правил утверждения инвестиционных программ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 года №977, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу с учетом результатов осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ в предыдущих периодах (при реализации инвестиционных программ в предыдущих периодах) при отсутствии замечаний и предложений к проекту инвестиционной программы, предусмотренных пунктами 49, 50 и 55 настоящих Правил.

Согласно пункту 49 Правил утверждения инвестиционных программ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключения по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы и при наличии замечаний - исчерпывающий перечень таких замечаний в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вместе с заключением по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценку:

ценовых (тарифных) последствий выполнения указанной инвестиционной программы на период ее реализации;

соответствия указанного проекта инвестиционной программы значениям целевых показателей надежности и качества услуг, установленным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционной программы.

необходимость соблюдения органом регулирования требований пункта 81 Основ ценообразования, которым предусмотрена обязанность соблюдения предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаемых Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа на долгосрочный период или очередной год.

Из письма Управления по тарифам от 02 августа 2022 года №41-13/ПА/2939 в адрес Министра промышленности и энергетики Алтайского края, следует, что регулятор полагает целесообразным утвержденные в Инвестиционной программе на 2020-2024 годы объемы финансирования по источнику «Прибыль» оставить в размере 1,8 тыс. руб., т.е. при корректировке Инвестиционной программы Управление по тарифам возражений не высказало. Таким образом, оснований считать, что указанный источник финансирования Инвестиционной программы экономически не обоснован, не имеется.

Указанные в письменном отзыве от 25 октября 2022 года возражения о том, что по итогам 2020 года Общество не имело прибыли, в связи с чем прибыль для включения в качестве источника инвестиционной программы на 2022 год отсутствовала в Экспертном заключении не содержатся, в связи с чем не принимаются судом.

С учетом изложенного, суд приходит в выводу о необоснованном исключении из источника финансирования Инвестиционной программы «прибыли на капитальные вложения» и, соответственно, неверном установлении необходимой валовой выручки на 2022 год.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание, что при принятии решения №577 при определении размера НВВ на 2022 год для АО «Оборонэнерго» допущены нарушения положений Основ ценообразования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований АО «Оборонэнерго».

Поскольку для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения и суммарная НВВ всех сетевых организаций применяется в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии, суд приходит к выводу о том, что допущенные Управлением по тарифам нарушения при определении размера НВВ на 2022 год, безусловно свидетельствуют об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям на территории алтайского края и Республики Алтай на 2022 год в экономически необоснованном размере.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 38 Постановления от 25 декабря 2018 года №50, приходит к выводу о признании недействующими решений №577, №573/37/2, №576 в оспариваемой части со дня их принятия.

Руководствуясь разъяснениями пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд также приходит к выводу о возложении на административных ответчиков обязанности принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части нормативные правовые акты.

С учётом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования акционерного общества «Оборонэнерго» удовлетворить.

Признать не действующими с даты принятия:

позицию 6 строки 2022 графы «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь» приложения к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов № 577 от 29 декабря 2021 года «О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года №587»;

столбцы 3, 5, 6, 8 строки 2022 таблицы 5 приложения к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29 декабря 2021 года № 576 «О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года №588»;

решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов и Комитета по тарифам Республики Алтай от 29 декабря 2021 года №573/37/2 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям на территории Алтайского края и Республики Алтай на 2022 год».

Возложить на управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов и Комитета по тарифам Республики Алтай обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части решения.

Сообщение о данном решении опубликовать на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционные жалобы, представление могут быть поданы через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Солод

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2022 года.

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***