ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-146/20 от 19.08.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-146/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 19 августа 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Голушко П.Е.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части областного закона Ленинградской области от 11.02.2015 № 1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области»,

установил:

28.01.2015 Законодательным собранием Ленинградской области принят и 11.02.2015 Губернатором Ленинградской области подписан областной закон № 1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области» (далее - Областной закон № 1-оз).

Статьей 4 Областного закона № 1-оз определен порядок замещения должности главы администрации муниципального образования.

Согласно ч.3 ст.4 Областного закона № 1-оз по результатам проведенного конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования конкурсная комиссия представляет совету депутатов муниципального образования кандидатов на указанную должность, количество которых определяется муниципальным правовым актом.

17.02.2015 Областной закон № 1-оз опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru и 16.02.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

ФИО1, являясь участником конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» Волховского района Ленинградской области, просит суд признать недействующей со дня принятия ч.3 ст.4 Областного закона № 1-оз в части слов «количество которых определяется муниципальным правовым актом» указывая о несоответствии оспариваемых положений Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». По мнению административного истца, оспариваемые положения незаконно устанавливают ограничения по количеству кандидатов в зависимости от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Лицу, претендующему на занятие должности главы администрации, может быть отказано в представлении его кандидатуры представительному органу муниципального образования по причинам, не связанным с его профессиональными и деловыми качествами, а только исходя из установленного муниципальным правовым актом допустимого количества представляемых кандидатов.

В письменных возражениях административным ответчиком Законодательным собранием Ленинградской области указано, что само по себе ограничение количества представляемых кандидатур по результатам конкурсной комиссии не может рассматриваться как ограничение прав граждан на доступ к муниципальной службе и нарушения равенства всех перед законом. Часть 3 статьи 4 Областного закона № 1-оз не затрагивает права, свободы и законные интересы граждан, претендующих на замещение должности муниципальной службы, так как не устанавливает порядок проведения конкурсной процедуры. Федеральный законодатель не предусмотрел каких-либо критериев определения числа кандидатов, представляемых конкурсной комиссией представительному органу муниципального образования по результатам конкурса. Формулировка ч.3 ст.4 Областного закона № 1-оз не исключает возможности установления в муниципальном правовом акте, как конкретного количества представляемых кандидатов, так и дифференцированного.

В письменных возражениях административного ответчика Губернатора Ленинградской области указано, что отсутствуют сведения о непосредственном применении оспариваемой нормы Областного закона № 1-оз к административному истцу. Субъектом отношений, регулируемых оспариваемой нормой, административный истец не является, поскольку субъектом указанной нормы в оспариваемой части является лицо, уполномоченное на принятие муниципального правового акта. Из положений ч.1 ст.17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что проведение конкурса представляет собой процедуру оценки конкурсной комиссией претендентов на замещение должности и представленных ими документов. Указанное предполагает представление конкурсной комиссией по результатам конкурса представительному органу муниципального образования не всех кандидатов, принявших участие в конкурсе, а «отобранных» конкурной комиссией.

В судебное заседание административный истец, будучи извещенной о месте и времени судебного заседания, не явилась, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие с учетом явки в судебное заседание её представителя.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 просила удовлетворить требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении. Обратила внимание, что положениями Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к полномочиям конкурсной комиссии относится оценка кандидатов на соответствие требованиям, а не отбор лучших кандидатов из всех претендентов.

Представители административных ответчиков Законодательного собрания Ленинградской области и Губернатора Ленинградской области - ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления и поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что ФИО1 являлась участником конкурса на замещение должности главы администрации МО «Сясьстройское городское поселение» Волховского района Ленинградской области.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт позволяет ограничивать количество кандидатов на замещение должности главы администрации муниципального образования для представления совету депутатов муниципального образования, то он затрагивает право административного истца быть представленным совету депутатов муниципального образования по результатам проведенного конкурса как кандидата на замещение должности главы администрации муниципального образования.

Следовательно, ФИО1 вправе оспаривать законность положений ч.3 ст.4 Областного закона № 1-оз, полагая что указанным актом нарушаются её права.

В силу положений Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Статья 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим федеральным законом, относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Согласно п.8 ч.1 ст.29 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 № 6-оз «Устав Ленинградской области» Законодательное собрание Ленинградской области осуществляет нормативное регулирование в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.

Исходя из положений ст.20 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 № 6-оз «Устав Ленинградской области» Губернатор Ленинградской области обнародует законы Ленинградской области, удостоверяя их обнародование путем подписания областных законов.

Судом установлено, что 14.11.2014 распоряжением Правительства Ленинградской области № 586-р одобрен проект областного закона «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области».

11.12.2014 Губернатор Ленинградской области направил на рассмотрение в Законодательное собрание Ленинградской области проект областного закона «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области».

28.01.2015 Законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области» и направлен на подпись Губернатору Ленинградской области.

05.02.2015 областной закон «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области» направлен Губернатору Ленинградской области для подписания и опубликования.

В соответствии с частями 2 и 3 ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru). Областные законы подлежат обязательному размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Судом установлено, что 17.02.2015 областной закон № 1-оз опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru и 16.02.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Таким образом, оспариваемый административным истцом в части Областной закон № 1-оз принят уполномоченным органом представительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

В соответствии с ч.2 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В ч.5 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.

Согласно ч.6 вышеуказанной статьи лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно ст.17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Таким образом, положения Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ и от 02.03.2007 № 25-ФЗ не содержат норм, определяющих конкретное число кандидатов, представляемых конкурсной комиссией на рассмотрение представительного органа муниципального образования.

Принимая во внимание, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования, то указанный орган местного самоуправления вправе устанавливать конкретное число кандидатов, подлежащих представлению конкурсной комиссией.

При этом оспариваемые положения Областного закона № 1-оз не содержат норм, определяющих какое-либо конкретное число кандидатов, подлежащих представлению конкурсной комиссией.

Следовательно, положениям нормативных правовых актов обладающих большей юридической силой, оспариваемые административным истцом положения Областного закона № 1-оз не противоречат.

Вопреки доводам административного истца оспариваемые положения Областного закона № 1-оз не вводят каких-либо дополнительных ограничений для кандидатов на должность главы администрации муниципального образования, поскольку определение конкретного количества кандидатов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Доводы административного искового заявления о том, что оспариваемые положения устанавливают ограничения по количеству кандидатов в зависимости от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего, судом отклоняются.

Конкурсная комиссия, осуществляя отбор кандидатов из всех претендентов, учитывает именно их профессиональные и деловые качества и вправе отобрать и представить на рассмотрение представительного органа муниципального образования именно тех кандидатов, уровень знаний и умений которых наиболее соответствуют должности главы администрации муниципального образования.

Согласно п.2 ч.2 ст.215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что оспариваемые положения ч.3 ст.4 Областного закона № 1-оз соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административному истцу в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим часть 3 статьи 4 областного закона Ленинградской области от 11.02.2015 № 1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области» в части слов «количество которых определяется муниципальным правовым актом» отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2020 года.