70OS0000-01-2020-000166-74
Дело № 3а-146/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2020 года Томский областной суд в составе
председательствующего судьи Кулинченко Ю.В.
при секретаре Климашевской Т.Г.
с участием представителя административного истца Епанчинцевой А.В.,
представителей административного ответчика Осокиной М.И.,
Байрамова Э.О.,
прокурора Кофман Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-146/2020 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Демаковой Натальи Васильевны к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
Демакова Н.В. обратилась в Томский областной суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия пункта 1763 распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года № 105-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» о включении в указанный перечень нежилых помещений /__/, площадью /__/ кв.м., расположенных по адресу: /__/.
В обоснование заявленного требования указала, что является собственником указанных нежилых помещений. Полагает, что нежилые помещения, принадлежащие ей на праве собственности, не обладают признаками объекта, подлежащего налогообложению, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости, поскольку торговый объект был размещен только в помещениях № /__/ и занимал площадь /__/ кв.м., процентное соотношение торговой площади к общей площади объекта составляет только 5%, что не превышает установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 20%.
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца Демаковой Н.В., извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Епанчинцева А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Байрамов Э.М. заявленные требования не признал. Пояснил, что ОГБУ «Областное имущественное казначейство» в отношении здания, в котором располагаются спорные объекты недвижимости, было проведено обследование и составлен акт о его фактическом использовании № 03-02/2017-383 от 17.11.2017. В соответствии с актом процентное соотношение торговой и офисной площади, используемой для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, к общей площади здания составило 30,48% (281 кв.м), в связи с чем нежилые помещения включены в перечень на 2019 год. Складские помещения были включены в состав торговых на основании п.38 ГОСТ 51303-2013, поскольку по результатам обследования установлено, что они использовались для обслуживания магазина «Охота и рыбалка». Также считает, что, поскольку спорные помещения не включались в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденный распоряжением Департамента от 29.11.2017 № 85-о, то их включение в оспариваемый Перечень на 2019 года на основании акта от 17.11.2017 является правомерным.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Кофман Е.Г., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, проверив оспариваемое распоряжение на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
В ходе судебного заседания установлено, следует из материалов дела, что с 2009 года по настоящее время Демакова Н.В. является собственником нежилых помещений /__/, площадью /__/ кв.м., расположенных по адресу: /__/ (кадастровый номер /__/), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.11.2020 (л.д. 159-161).
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года № 105-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены перечни объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 1763 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года в указанный Перечень включены нежилые помещения /__/, расположенные по адресу: /__/.
Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Таким образом оспариваемое распоряжение Департамента по управлению государственной собственностью Томской области подлежат применению к административному истцу в период его действия при взимании налога на имущество физических лиц за 2019 год. При этом трехлетний срок, в пределах которого может быть подано заявление о зачете или о возврате сумм уплаченного налога на имущество физических лиц за 2019 год не истек.
Соответственно, оспариваемым в части нормативным правовым актом затрагиваются права Демаковой Н.В. как налогоплательщика, она вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Оспариваемое административным истцом в части нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативным правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Администрации Томской области №454а от 3 декабря 2014 года утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №1); создана комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №3).
В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а при его отсутствии – председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).
Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области № 68 от 11 июня 2013 года, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделен правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).
Таким образом, Департамент принимает распоряжение об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.
Материалами дела подтверждено, что протоколом заседания комиссии №8 от 30 октября 2018 года Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2019 год, состоящий из 2086 объектов недвижимого имущества.
Оспариваемое распоряжение принято Департаментом на основании указанного решения комиссии, изложенного в соответствующем протоколе заседаний, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном нормативными правовыми актами: постановлением Губернатора Томской области №68 от 11 июня 2013 года, постановлением Администрации Томской области №454а от 3 декабря 2014 года.
Распоряжение с приложением было официально опубликовано в полном соответствии со статьей 30 Закона Томской области №9-ОЗ от 07 марта 2002 года «О нормативных правовых актах Томской области», статьей 6 Закона Томской области №19-ОЗ от 12 мая 2000 года «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная администрация Томской области» https://tomsk.gov.ru в разделе нормативные правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» http://dugs.tomsk.gov.ru.
Таким образом, оспариваемое административным истцом в части распоряжение принято уполномоченным органом в пределах компетенции, официально опубликовано для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспаривается.
Пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования определено, что обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится (далее - Мероприятие) уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.
В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам проведенного Мероприятия представителями Уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения.
Уполномоченной организацией на территории Томской области является ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», целями деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения является определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 463 от 08.09.2017 утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 4 квартал 2017 года (л.д. 121).
В соответствии с пунктом 34 приложения к распоряжению ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» нежилые помещения /__/ по адресу: /__/ включены в План проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области на 4 квартал 2017 года и проведение указанных мероприятий запланировано в период с 02.10.2017 по 29.12.2017.
Распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» №624 от 09.11.2017 (л.д. 135) утвержден состав комиссии по определению вида фактического использования указанного выше объекта недвижимости по адресу: /__/, обследование назначено на 15.11.2017.
По результатам обследования нежилых помещений 15.11.2017 комиссией составлен акт № 03-02/2017-383 от 17.11.2017 о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения, согласно которому 30,48% площади помещений используются для целей размещения торгового объекта магазина «Охота и рыбалка» (л.д. 137-148).
Как пояснил представитель административного ответчика, указанные результаты обследования послужили основанием для включения спорных помещений в переченьобъектов для целей налогообложения на 2019 год. В Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 года спорные помещения не включались.
Исходя из положений раздела 4 Порядка комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - Комиссия) рассматривает поступившие от Уполномоченной организации перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведено соответствующее обследование, а также утверждает сводный перечень объектов недвижимого имущества, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, который носит рекомендательный характер, и направляет его в Департамент. В свою очередь, Департамент на основании полученных сведений определяет перечень объектов для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.
Согласно пункту 15 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а (далее - Положение), решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
При этом в силу п. 11 Положения заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины от общего числа членов Комиссии.
Согласно протоколу № 8 от 30.10.2018 в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов (л.д. 176-180).
Протоколом Комиссии был утвержден:
- перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых проводились мероприятия по определению вида фактического использования, объектов ранее включенных в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2018 год, утвержденный распоряжением департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 № 85-о;
- перечень объектов, подлежащих включению в Перечень на 2019 год в соответствии с подпунктом 1, абзацем 1, 2 подпункта 2 пункта 3; подпунктом 1, абзацем 1, 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- перечень объектов, которые обследовались в 4 квартале 2017 г. для включения в Перечень для целей налогообложения на 2019 год.
Распоряжением от 29.11.2017 № 85-о Департамент определил перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, в который не были включены нежилые помещения с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу: /__/.
Данные помещения были включены в перечень объектов для целей налогообложения на 2019 год, определенный оспариваемым распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года № 105-о.
Представитель административного ответчика в суде подтвердил, что помещения по /__/ включены в Перечень на 2019 год по критерию «фактическое использование для размещения торговых объектов» на основании акта обследования от 17.11.2017.
С указанной позицией административного ответчика суд согласиться не может поскольку нормативный правовой акт - перечень объектов для целей налогообложения является нормативным актом с ограниченным сроком действия и применяется в течение определенного налогового периода, соответственно, и юридически значимые обстоятельства, позволяющие включить тот или иной объект недвижимости в Перечень, должны быть подтверждены в установленном законом порядке применительно к каждому налоговому периоду.
Кроме того, суд отмечает, что в распоряжении ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 624 от 09.11.2017, на основании которого 15.11.2017 было проведение обследование помещений, не указано, на какой год в целях налогообложения в Томской области на комиссию возложена обязанность провести мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества.
С учетом того, что при решении вопроса о включении спорных нежилых помещений в Перечень на 2019 год обследование помещений в предусмотренном порядке в 2018 году не проводилось, актуальные сведенияо фактическом использовании помещений в Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области отсутствовали, а значит включение нежилых помещений с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу: /__/, противоречит требованиям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подп. 1, 2 п.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подп. 2 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если: разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; либо фактически используется для размещения таких объектов. При этом, фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из положений п. 4.1 ст. 378. 2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.04.2009 (л.д.8) спорный объект общей площадью 921,90 кв.м, имеет назначение - нежилое, наименование - нежилые помещения.
По сведениям технического учета спорные нежилые помещения содержат следующие наименования объектов - «подсобное», «кабинет», «коридор», «котельная», «склад», «тамбур», «санузел».
Помещения с такими наименованиями не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как уже отмечено 15.11.2017 по результатам обследования спорных нежилых помещений установлено, что /__/ кв.м, или 30,48% от общей площади помещений (/__/ кв.м.) с кадастровым номером /__/ составляют торговые площади - помещения магазина «Охота и рыбалка», включающие в себя помещения № /__/, используемые собственно под указанный магазин в качестве торгового зала и обслуживающих его помещений (/__/ кв.м.), и складские помещения №38 (/__/ кв.м.) и № 40 (/__/ кв.м.).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 № 582-ст, устанавливающем термины и определения основных понятий в области торговли, торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пункту 33 этого же стандарта под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
Согласно пункту 38 того же Стандарта магазин - стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Следовательно для включения складских помещений в состав торговых объектов недостаточно установить, что склад предназначен или используется в деятельности по продаже товаров (услуг), необходимо чтобы он был функционально взаимосвязан с помещением, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, либо использовался для такого помещения, то есть применительно к рассматриваемому случаю чтобы помещения /__/ и 40 предназначались и использовались для функционирования помещения /__/ (выставочный зал магазина «Охота и рыбалка»).
При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.
Из показаний допрошенного в качестве свидетеля специалиста ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» Б., участвовавшей в составлении акта обследования, следует, что в помещении /__/ (площадью /__/ кв.м.) находится торговый зал магазина «Охота и рыбалка», помещения /__/ (площадью /__/ кв. м.) и /__/ (площадью /__/ кв.м.) используются под склады, в которых хранятся преимущественно упакованные товары. Между помещением магазина и склада расположена входная дверь, которая используется для входа на склады. С учетом схожего ассортимента по единичным товарам на складе и в магазине был сделан вывод, что помещения склада являются вспомогательными помещениями магазина, как следствие площадь всех указанных трех помещений отнесли к торговой.
Между тем административным истцом в материалы дела представлены копии договоров аренды спорных помещений, из которых следует, что все они используются разными юридическими лицами с самостоятельным назначением этих помещений.
Договор аренды от 01.05.2015 между административным истцом и ООО «Тайга-комплект» заключен на часть нежилого помещения площадью 163,6 кв.м, с назначением: под производственные склады, со сроком действия по 01.04.2016 с возможностью пролонгации; договор аренды помещения от 01.07.2017 между административным истцом и ООО «Компас» - на часть нежилого помещения площадью /__/ кв.м, с назначением: под производственные склады, со сроком действия по 01.06.2018 с возможностью пролонгации; договор аренды помещения от 01.11.2012 между административным истцом и ООО «Охотничий двор» на часть нежилого помещения площадью /__/ кв.м, с назначением: под производственные склад-магазин, со сроком действия по 01.10.2013 с возможностью пролонгации договора.
Из не опровергнутых Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области объяснений представителя административного истца следует, что данные договоры пролонгированы и действуют по настоящее время.
В справке ООО «Компас» от 02.12.2020 отмечено, что данным арендатором товар поставлялся не ООО «Охотничий двор», занимающему помещениях /__/, а иным лицам, в частности – /__/.
Справка ООО «Охотничий двор» от 02.12.2020 подтверждает отсутствие поставок от /__/.
Приложенная к акту от 17.11.2017 фототаблица свидетельствует о том, что в помещениях №№ /__/ и /__/ отсутствуют кассы, выставочные места, свободные проходы.
Ссылка административного ответчика на наличие между помещением магазина и складскими помещениями входной двери, а также на схожесть ассортимента некоторого товара на складе и в магазине (ледоруб и лыжи) с учетом представленных административным истцом доказательств и наличием у складских помещений иных самостоятельных входов, недостаточна по мнению суда для вывода о безусловной взаимосвязи магазина «Охотник и рыболов» с указанными складскими помещениями.
Доказательств того, что указанные склады находятся в составе магазина и используются для функционирования указанного магазина в материалах дела не имеется, соответственно площадь торгового помещения составляет /__/ кв.м, или 4,3% от общей площади нежилых помещений (/__/ кв.м.), в связи с чем предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовые основания для признания объекта недвижимости по адресу: /__/, объектом налогообложения отсутствуют.
В силу подп. 1 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.11 2020, земельный участок по адресу: /__/ имеет вид разрешенного использования для эксплуатации нежилого здания (производство изделий из стекол, склады для хранения товаров, котельная), для размещения промышленных объектов.
Такое назначение земельного участка не позволяет отнести спорные помещения к офисным либо помещениям, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания, в связи с чем спорные помещения в указанном здании не могли быть включены в перечень по формальным признакам вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены эти помещения.
С учетом изложенного, оценив доводы административного истца и административного ответчика во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости нежилые помещения с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу: /__/, не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным подп. 1, 2 п.4, п.4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской федерации и, следовательно, не подлежали включению в Переченьобъектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № от 29 ноября 2018 г. № 105-о.
Доказательств обратного административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, заявленные Демаковой Н.В. требования подлежат удовлетворению.
В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» отмечается, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
В связи с тем, что распоряжение Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года № 105-о в указанной части имело нарушения порядка его принятия, то оно признается судом не действующим с момента принятия.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.
В соответствии с ч.1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
При подаче административного иска Демаковой Н.В. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которые подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Демаковой Натальи Васильевны удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 1763 перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-0 от 29 ноября 2018 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год», в части включения в перечень нежилых помещений /__/ с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м., расположенных по адресу: /__/.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru).
Взыскать с Департамента управления государственной собственностью Томской области в пользу Демаковой Натальи Васильевны 300 рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья