ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-146/2021 от 10.06.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-146/2021

УИД 26 ОS0000-04-2020-000478-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 10 июня 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,

с участием представителя административного истца А.С.В.,

представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.А.В.,

представителя ГБУ СК «Ставкрайимущество» С.В.Э.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект», действуя через представителя по доверенности К.В.В., обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении по состоянию на 01 января 2019 года кадастровой стоимости: земельного участка с кадастровым номером … в размере рыночной стоимости 3 982 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером … в размере рыночной стоимости 2 606 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером … в размере рыночной стоимости 870 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером …. в размере рыночной стоимости 2 915 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером …. в размере рыночной стоимости 2 243 000 рублей.

В обоснование иска указано, что общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект» является собственником следующих земельных участков:

с кадастровым номером ….., площадью 3 128+/-20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, № 26.30.2.10, 17.02.2012, представление прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011 № 7/3-47-2011, вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений, для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования, адрес: ….;

с кадастровым номером …., площадью 1 044+/-11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, № 26.30.2.10, 17.02.2012, представление прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011 №7/3-47-2011, вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений, для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования, адрес: …..;

с кадастровым номером …., площадью 3 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, № 26.30.2.10, 17.02.2012, представление прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011 №7/3-47-2011, вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений.), адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир район ресторана «Парус», почтовый адрес ориентира: ….;

с кадастровым номером ….., площадью 2 530+/-18 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под размещение многотопливной автозаправочной станции, особые отметки: для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования, адрес: …..

Кроме того, административный истец общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект» является арендатором земельного участка с кадастровым номером …., площадью 2 285+/-17 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства многотопливной АЗС (лит. «А»), адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ………..

Кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» и по состоянию на 01 января 2019 года составила: с кадастровым номером ….. - 8 450 981.10 рублей; с кадастровым номером …. – 23 959 260.08 рублей; с кадастровым номером …. – 8 060 483.88 рублей; с кадастровым номером …. – 12 756 100 рублей; с кадастровым номером …. – 8 424 242.20 рублей.

В соответствии с представленным административным истцом отчетом независимого оценщика ИП Ш.Д.А. № КС 027/2020 от 30 апреля 2020 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составила: с кадастровым номером …. - 3 982 000 рублей; с кадастровым номером …. - 2 606 000 рублей; с кадастровым номером …. - 870 000 рублей; с кадастровым номером …. - 2 915 000 рублей; с кадастровым номером … - 2 243 000 рублей.

Административный истец считает оспариваемую кадастровую стоимость объектов недвижимости значительно превышающей их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы плательщика арендных и налоговых платежей, размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц: Управления Росреестра по Ставропольскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, администрации г. Пятигорска, администрации г. Ессентуки, администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управления имущественных отношений администрации г. Пятигорска, извещенные надлежащим образом о слушании дела, не явились, сведений о причинах неявки суду не представили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

В представленных в материалы дела письменных возражениях ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Ставропольскому краю Д.О.И. просила рассмотреть административный иск в соответствии с действующим законодательством в отсутствие представителя Управления.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащих образом.

В судебном заседании представитель административного истца А.С.В. поддержал административные исковые требования, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы ООО «Арбитраж» А.М.Ш. от 30 апреля 2021 года № ЭЗ 087/2021 уточнил административные исковые требования.

Представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.А.В. просил принять законное и обоснованное решение, замечаний к заключению судебной экспертизы не имеет.

Представитель ГБУ СК «Ставкрайимущество» С.В.Э. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, замечаний к заключению судебной оценочной экспертизы не имеет.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы ООО «Арбитраж» А.М.Ш. от 30 апреля 2021 года № ЭЗ 087/2021 по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ).

Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.

В силу статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Федеральный закон № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (п.1).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона).

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящиеся у него в собственности земельные участки налоговые и арендные платежи рассчитывается из их кадастровой стоимости.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект» является собственником следующих земельных участков: с кадастровым номером …., площадью 3 128+/-20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, № 26.30.2.10, 17.02.2012, представление прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011 № 7/3-47-2011, вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений, для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования, адрес: ….;

с кадастровым номером …., площадью 1 044+/-11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, № 26.30.2.10, 17.02.2012, представление прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011 №7/3-47-2011, вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений, для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования, адрес: ….;

с кадастровым номером …., площадью 3 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, № 26.30.2.10, 17.02.2012, представление прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011 №7/3-47-2011, вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений.), адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир район ресторана «Парус», почтовый адрес ориентира: ….;

с кадастровым номером …., площадью 2 530+/-18 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под размещение многотопливной автозаправочной станции, особые отметки: для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования, адрес: ….

Кроме того, административный истец общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект» является арендатором земельного участка с кадастровым номером …, площадью 2 285+/-17 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства многотопливной АЗС (лит. «А»), адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …..

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года.Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Ставропольского края, проводилась государственным бюджетным учреждением Ставропольского края «Ставкрайимущество», результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1175 от 25 ноября 2019 года.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» и по состоянию на 01 января 2019 года составила: с кадастровым номером …. - 8 450 981.10 рублей; с кадастровым номером …. – 23 959 260.08 рублей; с кадастровым номером … – 8 060 483.88 рублей; с кадастровым номером …. – 12 756 100 рублей; с кадастровым номером … – 8 424 242.20 рублей.

В соответствии с представленным административным истцом отчетом независимого оценщика ИП Ш.Д.А. № КС 027/2020 от 30 апреля 2020 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составила: с кадастровым номером … - 3 982 000 рублей; с кадастровым номером … - 2 606 000 рублей; с кадастровым номером … - 870 000 рублей; с кадастровым номером … - 2 915 000 рублей; с кадастровым номером … - 2 243 000 рублей.

Согласно нормам статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и пункта 4 статьи 245 КАС РФ, административный истец в комиссию о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, созданную приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1312 от 26 декабря 2019 года, не обращался.

Из разъяснений, изложенных в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельного участка, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, на основании определения суда от 19 ноября 2020 года по делу проведена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением эксперта ООО «Арбитраж» А.М.Ш. от 30 апреля 2021 года № ЭЗ 087/2021 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составила: с кадастровым номером …. – 5 476 000 рублей; с кадастровым номером …. – 8 010 000 рублей; с кадастровым номером …. – 2 674 000 рублей; с кадастровым номером … – 8 885 000 рублей; с кадастровым номером …. – 3 887 000 рублей.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы ООО «Арбитраж» А.М.Ш. от 30 апреля 2021 года № ЭЗ 087/2021 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость спорных земельных участков.

Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Участники процесса при производстве судебной экспертизы не присутствовали.

Исследование и формирование выводов экспертом произведено на основании представленных документов и материалов дела, с учетом нормативных актов, регламентирующих организацию производства судебных экспертиз и оценку объектов недвижимости.

Осмотр объектов исследования произведен экспертом 12 апреля 2021 года. Дополнительная идентификация объектов исследования проведена по материалам административного дела.

При идентификации объектов исследования экспертом получена необходимая информация для проведения исследования, соответствующая принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.

Для получения наглядного представления об объектах исследования в заключении приведены фото, чертежи и схемы.

В заключение судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения, подробно произведено описание процесса оценки.

При проведении судебной экспертизы в рамках поставленных судом вопросов эксперт применял подходы и методы оценки в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки.

Экспертом в заключение произведен анализ рынка объектов исследования, ценообразующих факторов, фактических данных о ценах предложений к продаже объектов недвижимости, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты оценки.

Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами – аналогами. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектами оценки ценообразующие факторы. Отобранные экспертом объекты-аналоги представлены в соответствующей таблице.

Проанализировав рынок земельных участков аналогичного назначения с объектами исследования, эксперту удалось подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами предложений, поэтому рыночная стоимость оцениваемых земельных участков определялась с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж.

При этом, экспертом обоснован отказ от применения других подходов и методов оценки.

При расчете рыночной стоимости объектов недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивированы в заключении.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.

Выводы эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости.

Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.

Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке исследуемого объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату его государственной кадастровой оценки.

Доказательств о недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.

Надлежащих доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости земельных участков административный истец ссылается на необоснованное ее завышение по сравнению с рыночной стоимостью данных объектов недвижимости. Целью обращения административного истца в суд являлось снижение налоговых и арендных платежей, в связи с их завышением, которые подлежат исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объектов.

В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанных земельных участков по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушений установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как плательщика налоговых и арендных платежей.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью земельных участков, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, права и законные интересы административного истца нарушены.

Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной на дату государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.

Выводы, содержащиеся в заключении судебной оценочной экспертизы, опровергают содержащиеся в представленном административным истцом отчете об оценке данные об оценке рыночной стоимости земельных участков. В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленных в иске участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании указанного отчета независимого оценщика.

На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности и аренде у административного истца, в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы ООО «Арбитраж» А.М.Ш. от 30 апреля 2021 года № ЭЗ 087/2021.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28, стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость, то есть, на 01 января 2019 года.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления административным истцом следует считать дату его обращения в суд, а именно 20 октября 2020 года.

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …, площадью 3 128+/-20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, № 26.30.2.10, 17.02.2012, представление прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011 № 7/3-47-2011, вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений, для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования, адрес: …., в размере равном его рыночной стоимости 8 010 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 1 044+/-11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, № 26.30.2.10, 17.02.2012, представление прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011 №7/3-47-2011, вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений, для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования, адрес: …., в размере равном его рыночной стоимости 2 674 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …, площадью 3 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, № 26.30.2.10, 17.02.2012, представление прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011 №7/3-47-2011, вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений.), адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир район ресторана «Парус», почтовый адрес ориентира: …., в размере равном его рыночной стоимости 8 885 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 2 530+/-18 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под размещение многотопливной автозаправочной станции, особые отметки: для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования, адрес: …., в размере равном его рыночной стоимости 3 887 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …, площадью 2 285+/-17 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства многотопливной АЗС (лит. «А»), адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …., в размере равном его рыночной стоимости 5 476 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ……

Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости считать – 20 октября 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2021 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко