ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-146/2021 от 14.01.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2020-000917-38

Дело № 3А-146/2021

011а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Даценко О.А.,

представителя административного истца Аленченко А.В.- Телешева Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аленченко Александра Витальевича о признании недействующим в части решение Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС «О внесении изменений в решение городского Совета депутатов от 29.03.2012 № 21-147-ГС «Об утверждении значений коэффициента К1, К2, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в муниципальной собственности»,

установил:

Решением Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 29 марта 2012 года № 21-147-ГС «Об утверждении значений коэффициентов К1, К2, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в муниципальной собственности», для определения размера арендной платы за использование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в муниципальной собственности, утверждены: значения коэффициента К1, учитывающего вид разрешенного использования земельных участков, согласно приложения № 1; значения коэффициента К2, учитывающего категорию арендаторов земельных участков, согласно приложения 2.

Согласно пункта 7 данного Решения, оно вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в общественно-политической газете «Огни Енисея», и распространяется на правоотношения возникшие с 01.01.2012 года.

Решением Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС «О внесении изменений в решение городского Совета депутатов от 29.03.2012 № 21-147-ГС «Об утверждении значений коэффициента К1, К2, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в муниципальной собственности» (далее Решение от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС), приложение 2 «Значение коэффициента К2, учитывающего категорию арендаторов земельных участков» к решению городского Совета депутатов от 29.03.2012 № 21-147-ГС изложено в новой редакции согласно приложения.

В соответствии с Приложением к Решению от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС установлены значения коэффициента К2, учитывающего категорию арендаторов земельных участков:

- для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, за исключением физических лиц, указанных в пункте 2 – 0,020 (пункт 1);

- для физических лиц (в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, обслуживания жилой застройки, в пределах максимальных размеров, установленных правилами землепользования и застройки муниципального образования город Дивногорск для соответствующего вида разрешенного использования, а при их отсутствии - в пределах максимальных размеров земельных участков, определенных нормативными правовыми актами муниципального образования город Дивногорск (далее - пределы максимальных размеров), земельных участков для эксплуатации объектов, размещение которых предусмотрено данными видами разрешенного использования в пределах максимальных размеров, в том числе объектов гаражного строительства)- 0,0025 (пункт 2).

Решение от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС подписано исполняющим обязанности Главы города Дивногорска и председателем Дивногорского городского Совета депутатов, опубликовано 09 декабря 2016 года в периодическом печатном издании "Огни Енисея", N 48 и вступило в силу, в соответствии с пунктом 3 данного Решения, 10 декабря 2016 года.

Аленченко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений о признании недействительным пункт 1 приложения к решению Дивногорского городского Совета Депутатов Красноярского края от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС «О внесении изменений в решение городского Совета депутатов от 29.03.2012 № 21-147-ГС «Об утверждении значений коэффициента К1, К2, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в муниципальной собственности», в части установления значения коэффициента К2 для физических лиц.

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 200 кв.м., для использования в целях санитарного содержания территории. Установление оспариваемым Решением значения коэффициента К2 в размере 0,020, нарушает его права и законные интересы, поскольку привело к увеличению размера арендной платы, за указанный земельный участок.

Считает, установление для него как физического лица одинакового значения коэффициента К2 наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями неправомерным, поскольку находящийся у него в аренде земельный участок, с кадастровым номером не имеет какой-либо доходности, в связи с чем, при его установлении нарушен принцип экономической обоснованности.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные уточненные требования поддержал, по основаниям изложенным в нем. Полномочия органа местного самоуправления принявшего оспариваемый нормативный правовой акт не оспаривал.

Представитель административного ответчика, Дивногорского городского Совета депутатов в судебное заседание не явился, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с представленными возражениями просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое Решение принято в пределах полномочий Дивногорского городского Совета депутатов, с соблюдением процедуры его принятия. В соответствии с дополнением к возражениям, при принятии оспариваемого Решения, администрацией города Дивногорска не было представлено экономических обоснований повышения действующего значения коэффициента К2, учитывающего категорию арендаторов земельных участков, вместе с тем, повышение значения коэффициента К2 обосновано целью повышения эффективности использования муниципальных земель для увеличения доходной части местного бюджета, с учетом индекса инфляции за период с 2012 года по 2016 год.

Глава города Дивногорска, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки не сообщил, своего представителя в судебное заседание не направил.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 7 Устава городского округа город Дивногорск Красноярского края, к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

Отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае, а также порядок определения размера арендной платы регулируются Законом Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 года № 121-П «Об утверждении Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

В соответствии со статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542, расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи, производится по формуле:

А = Кс x К1 x К2,

где:

А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);

Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);

К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;

К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5).

Коэффициенты К1, К2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности (пункт 6).

Согласно части 1 статьи 23 Устава городского округа город Дивногорск Красноярского края Дивногорский городской Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления.

Частью 1 статьи 25 Устава городского округа город Дивногорск Красноярского края предусмотрено, что решения принятые Дивногорским городским Советом депутатов действуют на территории городского округа.

В исключительной компетенции Дивногорского городского Совета депутатов, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Устава городского округа город Дивногорск Красноярского края, находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 50 Устава городского округа город Дивногорск Красноярского края, Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, решение об удалении Главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом. Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 1).

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется Главе города для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава города имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава города отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию Главой города в течение семи дней и обнародованию (часть 5).

Решение Совета, кроме указанных в пунктах 7, 8 настоящей статьи, вступает в силу после подписания, если иное не указано в решении, и обязательно для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, расположенными на территории городского округа, независимо от их организационно-правовых форм, и гражданами (часть 6).

Нормативные решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования.

Официальным опубликованием решения городского Совета или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, определяемом по результатам торгов и распространяемом в муниципальном образовании.

Для официального опубликования решений городского Совета и соглашений дополнительно используется сетевое издание - название Официальный сайт газеты "Огни Енисея" (свидетельство о регистрации средства массовой информации от 06.04.2017 Эл N ФС77-69299, доменное имя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - дивногорск-ое.рф). В случае опубликования (размещения) полного текста решения городского Совета или соглашения в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 7).

Таким образом, Решение от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС принято уполномоченным на то органом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры принятия и вступления в силу данного нормативного правового акта.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 200 кв.м., для использования в целях санитарного содержания территории, что подтверждается договором аренды земельного участка № 8 от 06.08.2003 года (л.д.16-26).

Расчет арендной платы для административного истца за данный земельный участок производится, с применением значения коэффициента К2 установленного пунктом 1 приложения к Решению от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС, что привело к увеличению размера арендной платы, данные обстоятельства подтверждаются ответом администрации города Дивногорска от 17.02.2020 года № 691 на обращение административного истца (л.д.32).

Как следует из пояснительной записки к проекту Решения от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС, основанием для его принятия является повышение эффективности использования значений коэффициента К2, учитывающего категорию арендаторов земельных участков.

Экономическое обоснование значений коэффициента К2, утвержденного Решением от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС не производилось, что следует из пояснительной записки к проекту решения и возражений Дивногорского городского Совета депутатов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582).

К числу таких принципов, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Указанных документов административным ответчиком представлено не было.

При таких обстоятельствах оспариваемое значение коэффициента К2 является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, являющегося субъектом отношений, регулируемых оспариваемым решением, что является основанием для признания недействующим пункта 1 приложения к Решению от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права физических лиц, а также формировалась доходная часть бюджетов муниципального образования начиная с 2017 г., то есть исполненных бюджетов, указанные положения Решения от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС подлежат признанию недействующими со дня вступления судебного акта в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Аленченко Александра Витальевича – удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения суда пункт 1 приложения к решению Дивногорского городского Совета Депутатов Красноярского края от 22 ноября 2016 года № 11-120-ГС «О внесении изменений в решение городского Совета депутатов от 29.03.2012 № 21-147-ГС «Об утверждении значений коэффициента К1, К2, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в муниципальной собственности», в части установления значения коэффициента К2 для физических лиц.

Обязать Дивногорский городской Совет Депутатов Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 20 января 2021 года.