ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1471/20 от 11.02.2021 Московского областного суда (Московская область)

№3а-82/2021 (3а-1471/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола секретарем Романовым Я.А.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-82/2021 (3а-1471/2020) по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Московской области о признании недействующими в части постановления Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16 «О реорганизации и переименовании государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» и постановления Правительства Московской области от 13.12.2016 года № 932/43 «О внесении изменения в Положение о государственном природном заказнике областного назначения «Тростенское озеро и его окружение»,

установил:

постановлением Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16 «О реорганизации и переименовании государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» постановлено реорганизовать государственный природный заказник областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» путем изменения его границ и режима особой охраны; переименовать государственный природный заказник областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» в государственный природный заказник областного значения «Тростенское озеро и его окружение», а также утверждено Положение о государственной природном заказнике областного значения «Тростенское озеро и его окружение».

Постановлением Правительства Московской области от 13.12.2016 года № 932/43 внесены изменения в Положение о государственном природном заказнике областного значения «Тростенское озеро и его окружение», утвержденное постановлением Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16 «О реорганизации и переименовании государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км», утвердив его в новой редакции.

Административный истец ФИО1 обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Московской области, в котором, с учетом последующего уточнения и дополнения, просит суд признать недействующим постановление Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16 «О реорганизации и переименовании государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» в части наложения обременения в виде особо-охраняемой природной территории на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенные по адресу: <данные изъяты>, в кадастровых границах в соответствии с заключением кадастрового инженера; признать недействующим постановление Правительства Московской области от 13.12.2016 года № 932/43 «О внесении изменения в Положение о государственном природном заказнике областного назначения «Тростенское озеро и его окружение» в части наложения обременения в виде особо-охраняемой природной территории на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенные по адресу: <данные изъяты>, в кадастровых границах в соответствии с заключением кадастрового инженера.

Требования мотивированы тем, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, относящегося к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. Данные земельные участки приобретались ею в декабре 2012 года. Исходя из письма Администрации сельского поселения Волковское от 19.03.2015 года, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в <данные изъяты> и относится к территориальной зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне СХ-4 (для сельскохозяйственного производства).

Согласно Генеральному плану поселения Волковское, утвержденному решением Совета депутатов сельского поселения Волковское №20/2 от 14.02.2013 года, и Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Волковское №127/13 от 29.05.2014 года, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относился к территориальной зоне СХ-4, с условно разрешенным видом использования «садово-дачное строительство», земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - к территориальной зоне Ж-2 (зона застройки жилыми домами).

В свою очередь, постановлением Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16 «О реорганизации и переименовании государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» на находящиеся в собственности административного истца земельные участки было наложено обременение в виде особо-охраняемой природной территории (далее – ООПТ) «Тростенское озеро и его окружение», а указанные территории используются для обслуживания ООПТ и непосредственно примыкают к нему. Постановлением Правительства Московской области от 13.12.2016 года № 932/43 «О внесении изменения в Положение о государственном природном заказнике областного значения «Тростенское озеро и его окружение» были уточнены границы, но обременение земельных участков осталось.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ФИО1 утверждает, что включение принадлежащих ей земельных участков в ООПТ противоречит требованиям п. 2 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку постановлением не предусмотрено изъятие земельных участков для государственных нужд, в то время как использование их по назначению в соответствии с действующим градостроительным регламентом не представляется возможным, поскольку земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> Правилами землепользования и застройки сельского поселения Волковское, утвержденными решением Совета депутатов с.п. Волковское от 29.05.2014 года № 127/13, Генеральным планом сельского поселения Волковское, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Волковское от 14.02.2013 года № 20/2, отнесен к функциональной и территориальной зоне СХ-4, допускающей садово-дачное строительство, а земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> – к зонам Ж-2, допускающим застройку жилыми домами. В то же время, генеральный план, по мнению административного истца, имеет приоритетное значение для определения границ земельных участков.

Также административный истец ФИО1 полагает, что оспариваемое постановление от 29.04.2015 года № 316/16 противоречит заключению экологической экспертизы. Так, в материалах инвентаризации заказника и экологической экспертизе указано о необходимости исключения из ООПТ населенных пунктов целиком, а не застроенные территории. В проектных предложениях по реорганизации заказника также было указано на необходимость исключения населенных пунктов, в том числе <данные изъяты>. При утверждении государственной экологической экспертизы учитываются действующие на момент утверждения генеральные планы территорий. На тот момент действовал генеральный план, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находился в границах д. Семенково. Но при описании границ заказника данное обстоятельство было проигнорировано, несмотря на то, что экспертизе указано на исключение всех населенных пунктов из ООПТ.

По утверждению административного истца, постановление Правительства Московской области от 13.12.2016 года №932/43 «О внесении изменения в Положение о государственном природном заказнике областного значения «Тростенское озеро и его окружение» принято в нарушение п.4 ст. 26 Федерального закона №33-ФЗ, ст. 95 Земельного кодекса РФ, поскольку произошло изменение площади в 100 га по сравнению с площадью, указанной в постановлении Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16, что требовало проведение экологической экспертизы в соответствии с требованиями Постановления Правительства Московской области от 12 февраля 2008 года № 86/4.

При этом, принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки, по мнению последнего, никаким образом не связаны с ООПТ, не используются для обслуживания и доступа к ООПТ. Перевод данных земель в категорию ООПТ не обусловлен необходимостью их использования в целях обеспечения функционирования особо-охраняемой природной территории «Тростенское озеро и его окружения» и нарушает право административного истца на использование спорных земельных участков в соответствии с целевым назначением.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 заявленные административные исковые требования, с учетом последующего уточнения и дополнения, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнении к нему.

Представитель Правительства Московской области на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск. В обоснование своей правовой позиции указал на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения их в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства экологии и природопользования Московской области на основании доверенности ФИО4 также просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.

Иные участники процесса, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный федеральный закон регулирует также отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ), на территории Московской области - Закон Московской области от 23.07.2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон МО № 96/2003-ОЗ).

Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 23 данного федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Московской области от 02.11.2005 года № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.

В силу положений статьи 6 Закона Московской области № 96/2003-ОЗ от 23.07.2003 года, Правительство Московской области утверждает положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения, утверждает границы особо охраняемых природных территорий областного значения, принимает решения об организации, реорганизации, упразднении особо охраняемых природных территорий областного значения, устанавливает особенности организации, реорганизации и упразднения отдельных категорий особо охраняемых природных территорий областного значения.

Согласно статьи 1 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 года № 277/12, Министерство экологии и природопользования Московской области (далее – Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, водных отношений, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха, лесных отношений, рационального использования и охраны недр, земельных отношений, обеспечения экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области.

Пунктом 12.1.4 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области определено, что в полномочия Министерства, в том числе входят подготовка предложений Правительству Московской области об организации, изменении категории, режима, границ и упразднении особо охраняемых природных территорий областного значения.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что постановлением Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16 «О реорганизации и переименовании государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» постановлено реорганизовать государственный природный заказник областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» путем изменения его границ и режима особой охраны; переименовать государственный природный заказник областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» в государственный природный заказник областного значения «Тростенское озеро и его окружение», а также утверждено Положение о государственной природном заказнике областного значения «Тростенское озеро и его окружение».

Постановлением Правительства Московской области от 13.12.2016 года № 932/43 внесены изменения в Положение о государственном природном заказнике областного значения «Тростенское озеро и его окружение», утвержденное постановлением Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16 «О реорганизации и переименовании государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км», утвердив его в новой редакции.

Установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что оспариваемое постановление Правительства Московской области от 29.04.2015 года опубликовано 29.04.2015 года на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, в изданиях: «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 92, 26.05.2015.

В свою очередь, постановление Правительства Московской области от 13.12.2016 года № 932/43 опубликовано в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 17, от 31.01.2017, и на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru - 13.12.2016.

При данных обстоятельствах, оснований для признания оспариваемых постановлений Правительства Московской области, как принятых с нарушением компетенции органа власти и порядка официального опубликования, у суда не имеется.

Оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Помимо изложенного, по процедуре принятия, правилам введения нормативного правового акта в действие и вступления его в законную силу указанные постановления Правительства Московской области не оспариваются.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, относящегося к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

По административному делу установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> входят в границы ООПТ, границы и режим особой охраны которой утверждены оспариваемыми постановлением Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16 «О реорганизации и переименовании государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» и постановлением Правительства Московской области от 13.12.2016 года № 932/43 «О внесении изменения в Положение о государственном природном заказнике областного назначения «Тростенское озеро и его окружение».

В соответствии с разделом 7 Положения (Площадь заказника) заказник создан без изъятия земель собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Согласно разделу 8 Положения (Описание границ заказника) участок 1 заказника включает в себя, в числе прочих, земельные участки административного истца с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Факт включения в границы ООПТ части земельных участков административного истца участниками процесса не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно положений п. 2 ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4)историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Исходя из положений пунктов 1, 3 статьи 22 Федерального закона № 33-ФЗ, ст. 16 Закона Московской области № 96/2003-ОЗ, государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 33-ФЗ создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Исходя из статьи 25 Федерального закона № 33-ФЗ, статьи 17 Закона Московской области №96/2003-ОЗ, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 33-ФЗ закреплено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством (п.п. 4, 5 ст. 26 Федерального закона № 33-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы (п. 2 ст. 27 Федерального закона № 33-ФЗ).

Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов (п. 3 ст. 27 Федерального закона № 33-ФЗ).

Статьей 17 Закона Московской области №96/2003-ОЗ также предусмотрено, что земельные участки, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением Правительства Московской области. В случае объявления природного объекта и комплекса памятником природы без изъятия земель у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, на землях которых находятся памятники природы, они принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.

Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что объявление территорий памятниками природы осуществляется как с изъятием земельных участков у собственников, так и без такового.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Закона Московской области № 96/2003-ОЗ реорганизацией особо охраняемых природных территорий является изменение их границ, режима, категории, значения. Не является изменением границ особо охраняемых природных территорий исправление технических ошибок (описок, опечаток, грамматических или арифметических ошибок), установленных в описании местоположения границ особо охраняемых природных территорий при приведении положений (паспортов) особо охраняемых природных территорий, принятых до вступления в силу Федерального закона № 33-ФЗ, в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Реорганизация особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется на основании утвержденной Правительством Московской области схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, результатов инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений (ч. 2 ст. 14.1 Закона Московской области № 96/2003-ОЗ).

Как усматривается из материалов административного дела, решением Исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся (далее - исполком Мособлсовета) от 18.04.1966 года № 341/8 «Об объявлении заказниками отдельных участков земли и водного пространства области, имеющих оздоровительную и историко-мемориальную ценность» «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» объявлено заказником областного значения, подлежащим охране.

Паспортом № 86 о заказнике «Тростенское озеро и принадлежащие водосборы в радиусе 3 км» описано местоположение границ заказника (участков заказника), установлен режим охраны.

На основании утвержденного акта инвентаризации от 29.02.2008 года №18-Р с целью корректного описания границ в системе координат для Московской области, исключения территорий утративших природоохранную ценность, корректировки и дополнения режима особой охраны в связи с его неактуальностью особенностей современных антропогенных воздействий на заказник были проведены работы по реорганизации заказника.

Установлено, что в рамках проводимых мероприятий получены согласования Министерства природы России от 12.09.2014 года № 05-12-29/20907, Департамента по недропользованию по ЦФО от 10.06.2014 года № 02-10/1890, Администрации Истринского муниципального района Московской области от 02.09.2012 года № 825, Администрации Рузского муниципального района Московской области от 21.03.2012 года № 1025, Комитета лесного хозяйства Московской области от 12.02.2013 года № 30-08-1370/исх, отдела водных ресурсов по Московской области Московско-Окского бассейнового водного управления от 22.10.2007 года № 10-09/475.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 24.02.2014 года № 49-РМ утверждено заключение государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования территории государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км».

Постановлением Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16 «О реорганизации и переименовании государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км» произведена реорганизация и переименование государственного природного заказника путем изменения его границ и режима особой охраны, а также утверждено Положение о государственном природном заказнике областного значения «Тростенское озеро и его окружение».

Установлено и следует из содержания оспариваемого Постановления Правительства Московской области от 13.12.2016 года № 932/43, что в целях обеспечения внесения в Государственный кадастр недвижимости данных об ООПТ областного значения внесены изменения в Положение о государственном природном заказнике областного назначения «Тростенское озеро и его окружение», утвержденное постановлением Правительства Московской области от 29.04.2015 № 316/16, Положение утверждено в новой редакции.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года «О кадастровой деятельности» (в редакции, действующей до 01.01.2017 года) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, в том числе о зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В силу статьи 10 названного Федерального закона, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, к которым относятся: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий; описание местоположения границ таких зон или территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны (п. 5.2 ст. 15 Федерального закона «О кадастровой деятельности»).

Из Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 года № 106/5, следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в границы существующих либо планируемых к организации особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон не входит, но граничит с существующими границами особо охраняемой природной территории областного значения государственного природного заказника «Тростенское озеро и его окружение».

При этом, земельные участки, принадлежащие административному истцу с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> входят в границы заказника, границы и режим особой охраны которого утверждены постановлением Правительства Московской области от 13.12.2016 года № 932/43, и входили в границы заказника на момент его создания в 1966 году.

По делу установлено, что до 01.01.2017 года описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий выполнялось в виде списка координат характерных точек в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года <данные изъяты>.

Таким образом, постановлением П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства Паспорт <данные изъяты>, Положение, утвержденное ФИО5 <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, о заказнике в части установления его границ в системе координат МСК-50. При этом, фактического изменения границ заказника после принятия оспариваемого постановления от <данные изъяты> не производилось.

Данные обстоятельства, помимо письменных материалов дела, подтверждаются показаниями свидетеля ФИО6, допрошенного в судебных заседаниях, который непосредственно проводил работы в рамках государственного контракта <данные изъяты>-ЭКО от <данные изъяты>, и утверждал, что увеличение площади заказника вызвано исключительно переводом границ из географических координат в систему координат МСК-50, требуемых для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости, изменения границ заказника не производилось.

Допустимых доказательств, опровергающих указанные выше фактические обстоятельства, стороной административного истца суду не представлено.

В то же время, как изложено ранее, административным ответчиком в материалы дела в подтверждение процедуры принятия оспариваемого постановления П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, в которое внесены изменения постановлением от <данные изъяты><данные изъяты>, представлены требуемые согласования с Минприроды России от <данные изъяты>, с администрациями Истринского и Рузского муниципальных районов от <данные изъяты> и <данные изъяты>, заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства экологии и природопользования М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ, а также с иными уполномоченными органами государственной власти.

После принятия оспариваемого постановления П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> сведения о границах и режиме особой охраны указанной ООПТ внесены в Единый государственный реестр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.

Принимая во внимание, что, как следует из материалов административного дела, на странице 33 заключения государственной экологической экспертизы указано на предложение при реорганизации заказника исключить застроенные территории перечисленных в нем населенных пунктов, в том числе д. Глиньково и д. Семенково, а доказательств того, что принадлежащие административному истцу земельные участки являются застроенной территорией материалы дела не содержат, суд не может признать состоятельными доводы административного истца о том, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат в указанной части заключению экологической экспертизы.

Кроме того, исходя из буквального толкования содержания заключения государственной экологической экспертизы, исключение застроенных территорий населенных пунктов носит характер предложения, а не императивного предписания.

В соответствии с п. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых актов, земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Статьей 22 Федерального закона № 33-ФЗ допускается объявление государственными природными заказниками территорий, имеющих особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса, на землях пользователей, владельцев и собственников земельных участков, не относящихся к государственной и муниципальной собственности, о чем свидетельствует возможность объявления территории государственным природным заказником как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Как установлено судом, заказник образован без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, что соответствует положениям ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 14.03.95 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также ч. 9 ст. 95 Земельного кодекса РФ.

Помимо изложенного, по данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

Разделом 12 Положения (Режим особой охраны) установлены допустимые и запрещенные виды деятельности. В частности, на сельскохозяйственных землях допускается сенокошение, регулируемый выпас скота.

Следовательно, включение земельных участков в границы ООПТ позволяет административному истцу использовать земельные участки в соответствии с видом их разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства – сенокошения и выпаса скота.

Таким образом, с учетом названных выше законоположений, доводы административного истца ФИО1 о нарушении ее прав пересечением принадлежащих ей земельных участков границ особо охраняемой природной территории обоснованными признать нельзя.

С учетом вышеизложенного, утверждение административного истца о противоречии оспариваемых нормативных актов п. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что, как полагает административный истец, земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться только в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности необоснованны.

Также несостоятельна и ссылка административного истца на противоречие оспариваемого акта положениям статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ, поскольку указанной нормой регулируется порядок признания особо охраняемыми территориями территорий, занятых памятниками природы, являющимися самостоятельными категориями ООПТ. Оспариваемым же актом утверждено Положение о государственном природном заказнике, не относящемуся к памятнику природы.

При данных обстоятельствах, принимая во внимание установленные выше фактические обстоятельства, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных административным истцом ФИО1 требований и признания нормативных правовых актов в оспариваемой части не действующими.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Правительству Московской области о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 29.04.2015 года № 316/16 «О реорганизации и переименовании государственного природного заказника областного значения «Тростенское озеро и его окружение в радиусе 3 км», постановления Правительства Московской области от 13.12.2016 года № 932/43 «О внесении изменения в Положение о государственном природном заказнике областного назначения «Тростенское озеро и его окружение» в части наложения обременения в виде ООПТ на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в соответствии с заключением кадастрового инженера – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Палагина

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2021 года.