ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-147/18 от 14.08.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2018 года г. Абакан

дело № 3а-147/2018

Верховный Суд Республики Хакасия,

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре Киричек О.Ю.,

с участием прокурора Тулиной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим в части решения Совета депутатов Аскизского района Республики Хакасия от 30 марта 2017 г. № 73-рс «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования (Кв), устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков, для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования Аскизский район»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 30 марта 2017 г. № 73-рс «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования (Кв), устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков, для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования Аскизский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,07 для земельных участков под животноводство, установленного в пункте 2 таблицы «Земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения» приложения к вышеуказанному решению.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что им заключен с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Аскизский район договор аренды земельного участка, где для расчета арендной платы в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05, применяется утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент вида разрешенного использования 0,07. По мнению административного истца, применение данного коэффициента противоречит действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, утвердившему основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.

Устанавливаемый с применением оспариваемого коэффициента размер арендной платы носит экономически необоснованный и дискриминационный характер, ограничивает экономические интересы административного истца.

Определением судьи от 20 июня 2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет депутатов Аскизского района Республики Хакасия.

В судебном заседании административный истец и его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности от 23 мая 2018 г., требования административного искового заявления поддержали, приводя указанные в нём доводы. Представитель административного истца ФИО2 также указала, что утверждение оспариваемого коэффициента не относится к компетенции Совета депутатов Аскизского района.

Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия (далее – Совет депутатов Аскизского района) ФИО3, действующий на основании доверенности от 5 июля 2018 г., требования административного искового заявления не признал, поддержал доводы письменных возражений на административное исковое заявление, указав, что спорный нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов Аскизского района. Оспариваемый коэффициент Кв утвержден с учетом экономического обоснования, что соответствует требованиям действующего законодательства. Ссылку административного истца на нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 полагает необоснованной. Просил в удовлетворении требований административного иска отказать.

Представитель административного ответчика администрации Аскизского района Республики Хакасия ФИО4, действующая на основании доверенности от 10 января 2018 г., требования административного искового заявления не признала, указав, что оспариваемый коэффициент Кв был утвержден в соответствии с требованиями действующего законодательства. Размер коэффициента не затрагивает права административного истца, поскольку на размер арендной платы по договору аренды земельного участка влияет, прежде всего, его кадастровая стоимость. ФИО1 неоднократно предлагалось оспорить установленную при массовой оценке земель сельскохозяйственного назначения кадастровую стоимость арендуемого земельного участка, однако он не сделал этого. Кроме того, административный истец не указал, в чем заключается нарушение его прав со стороны администрации Аскизского района.

Прокурор Тулина О.Е. в своём заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав административное исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.

В силу пункта 5 части 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Уставом муниципального образования Аскизский район, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Аскизский район от 20 декабря 2005 г. № 5, с изменениями и дополнениями, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к компетенции Совета депутатов Аскизского района (пункт 5 части 1 статьи 22 Устава).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2009 г. № 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в постановлении от 16 июля 2009 г. № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия (далее – Порядок определения размера арендной платы), утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05 (в редакции постановлений Правительства Республики Хакасия от 9 марта 2010 г. № 108, от 10 сентября 2010 г. № 472, от 8 ноября 2012 г. № 744, от 29 апреля 2014 № 203, от 7 октября 2014 № 505, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) установлено, что размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле:

Ап = КС x Кв x Ки, где:

Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,

КС = S x УПКС, где:

S - площадь земельного участка, кв. м,

УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м (УПКС в отношении земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет и предоставленных юридическим и физическим лицам на срок менее одного года, применяется в размере среднего значения УПКС для соответствующего вида разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале);

Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования;

Ки - коэффициент инфляции. В случае если в результате расчетов коэффициент Ки получается не целым числом, он округляется до третьего знака после запятой.

Решением Совета депутатов муниципального образования Аскизский район от 30 марта 2017 г. № 73-рс утверждены коэффициенты для определения размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования Аскизский район.

В пункте 2 таблицы «Земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения» приложения к вышеуказанному решению в редакции решения Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 26 декабря 2017 г. № 92-рс, указано, что для земельных участков с видом разрешенного использования - «животноводство», коэффициент вида разрешенного использования земельного участка составляет 0,07 (далее – коэффициент Кв).

Вышеуказанное решение с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Аскизского района Республики Хакасия от 26 декабря 2017 г. № 92-рс, официально опубликовано в издании «Официальный вестник», приложение к газете «Аскизский труженик», от 6 апреля 2017 г. № 11, от 29 декабря 2017 г. № 50, и является нормативным правовым актом.

Решение принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы и Уставом муниципального образования.

Между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Аскизский район и ФИО1 без торгов заключен договор аренды земельного участка от 24 мая 2011 г. для осуществления деятельности фермерского хозяйства (л.д. 8-12).

В соответствии с данным договором в настоящее время для расчета арендной платы за арендуемый земельный участок с кадастровым используется коэффициент Кв в размере 0,07, что подтверждается сведениями о начислении арендной платы по договору аренды земельного участка от 24 мая 2011 г. № 344, представленными представителем администрации Аскизского района (л.д. 182).

В оспариваемой части нормативный правовой акт применяется и затрагивает права и законные ФИО1, поскольку от размера коэффициента зависит размер арендной платы за используемый в соответствии с вышеуказанным договором аренды земельный участок.

В качестве экономического обоснования для утверждения спорного коэффициента Кв представитель Совета депутатов Аскизского района ссылается на отчет по экономическому обоснованию коэффициентов вида разрешенного использования (Кв) от 15 февраля 2017 г. , составленный ООО «Консалтинговый центр «Эксперт-Оценка-Сервис», оценщик ФИО9 (л.д. 53-86).

В заключении ООО «Консалтинговый центр «Эксперт-Оценка-Сервис» отсутствует многофакторный анализ доходности земельных участков на территории Аскизского района с учетом категории земель и вида разрешенного использования. Экономическое обоснование не содержит анализа рынка земельных участков с видом разрешенного использования «животноводство» на территории района, оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, которые используются для земель сельскохозяйственного назначения с учетом вида деятельности арендаторов.

В пункте 1.3 вышеуказанного заключения в задании на оценку указано, в том числе, на необходимость при экономическом обосновании коэффициентов вида разрешенного использования произвести учет климатических условий МО Аскизский район (зона рискованного земледелия), социально-экономического положения МО Аскизский район, а также учесть принцип наполняемости бюджета МО Аскизский район с экономической ситуацией не ниже 2016 года (л.д. 54).

Учет наполняемости бюджета при расчете коэффициента Кв, влияющего на размер арендной платы, противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку размер арендной платы за земельные участки определяется иными факторами и зависит от спроса и доходности их использования, учета иных природно-климатических и социально-экономических факторов, влияющих на вовлечение земель в хозяйственный оборот.

В то же время, из отчета не следует, что оценщиком учитывались климатические условия и социально-экономическое положение МО Аскизский район.

В силу статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

Для расчета коэффициента Кв оценщиком использован метод сравнения, однако использованные оценщиком аналоги невозможно идентифицировать. В объектах-аналогах отсутствует указание на вид разрешенного использования земельных участков (сенокошение, растениеводство, животноводство) (л.д. 71-74).

Отсутствие сведений о виде разрешенного использования земельных участков, использованных в качестве аналогов, признал в ходе судебного заседания и свидетель ФИО9.

При расчете коэффициента Кв для земель сельскохозяйственного назначения в разрешенным видом использования «растениеводство», в дальнейшем использованного оценщиком для расчета коэффициента Кв для земель с разрешенным видом использования «животноводство» применены веса аналогов без указания формулы применения весов к аналогам (л.д. 74).

Для расчета коэффициента Кв для земель с видом разрешенного использования «животноводство» без какого-либо обоснования применена формула Фишера, описывающая связь между темпом инфляции, номинальной и реальной ставками процента (л.д. 75).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Из представленного отчета не следует, что размер коэффициента Кв для земельных участков с видом разрешенного использования «животноводство» на землях сельскохозяйственного назначения, являющийся составной частью вышеуказанной формулы по установлению ставки арендной платы за земельный участок, должен привести к установлению экономически обоснованной, с учетом уровня коммерческой привлекательности, развития инфраструктуры, спроса на такие земельные участки в Аскизском районе Республики Хакасия, арендной платы при соблюдении справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, данное заключение не может быть признано надлежащим обоснованием законности утверждения оспариваемого коэффициента Кв в размере 0,07.

Ссылки представителей Совета депутатов Аскизского района и администрации Аскизского района на неразвитость рынка земельных участков в районе, на анализ депутатами в постоянной комиссии Совета депутатов Аскизского района по экономической политике и муниципальной собственности вопросов, связанных с установлением коэффициентов Кв, не свидетельствуют о соблюдении принципа экономической обоснованности при утверждении оспариваемого коэффициента, поскольку иные доказательства экономической обоснованности оспариваемого коэффициента Кв в размере 0,07, кроме вышеуказанного отчета, суду не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия от 30 марта 2017 г. № 73-рс в части утверждения коэффициента Кв 0,07 для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «животноводство», противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, и подлежит признанию недействующим.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт полностью или в части не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, на основании него реализовывались права и обязанности плательщиков арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности МО Аскизский район, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена на территории Аскизского района Республики Хакасия, что подтверждается и состоявшимися судебными актами Арбитражного суда Республики Хакасия от 9 января 2018 г. и Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2018 г. по делу № А74-14427/2017 (л.д. 93-99).

С учётом этого в оспариваемой части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования административного искового заявления, заявленные к администрации Аскизского района Республики Хакасия, удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов Аскизского района, администрация Аскизского района является ненадлежащим ответчиком.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Официальный вестник», приложение к газете «Аскизский труженик».

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления ФИО1 к Совету депутатов Аскизского района Республики Хакасия о признании не действующим решения в части - удовлетворить.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Аскизского района Республики Хакасия от 30 марта 2017 г. № 73-рс «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования (Кв), устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков, для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования Аскизский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,07 для земельных участков под животноводство, установленного в пункте 2 таблицы «Земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения» приложения к решению Совета депутатов Аскизского района от 30 марта 2017 г. № 73-рс.

В удовлетворении требований административного искового заявления к администрации Аскизского района Республики Хакасия отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Официальный вестник», приложении к газете «Аскизский труженик».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 20 августа 2018 г.