Дело № 3а-147/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2019 года город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Зуевой Н.В., при секретаре Дубровиной Л.О.,
с участием прокурора Хуртина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Павловское городское поселение» от 16 февраля 2010 года № 26 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области»,
У С Т А Н О В И Л:
решением Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» от 16 февраля 2010 года № 26 утвержден Генеральный план муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области.
Данное решение 24 февраля 2010 года опубликовано в печатном издании «Павловские вести» № 2а (15).
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия решения Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» от 16 февраля 2010 года № 26 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области» в части включения в границы поселка городского типа Павловка участков, расположенных на землях лесного фонда: в части выделов 14, 15 квартала 17; в части выделов 1, 4, 6, 9, 27 квартала 20; в части выделов 2-4, 6, 8, 12, 13, 17, 26, 27, 29, 30, 31 квартала 22; в части выделов 1-3, 7, 20 квартала 23; в части выделов 9, 24, 35 квартала 25 Павловского участкового лесничества Павловского лесничества Ульяновской области.
В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены границы муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области. Согласно Генеральному плану в границы поселка городского типа Павловка включены перечисленные лесные участки.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области не был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель административного истца Якунина Е.А. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам, дав аналогичные пояснения.
Представитель Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» и администрации муниципального образования «Павловский район» Курашова Л.М. административный иск не признала, пояснив, что Генеральный план муниципального образования Павловское городское поселение утвержден в части графического изображения. Работы по координатному описанию местоположения границ населенных пунктов муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области и территориальных зон муниципального образования с занесением сведений в ЕГРН не осуществлялись, регистрация права собственности на объекты недвижимости, расположенные в р.п. Павловка, осуществлялась в границах населенных пунктов в соответствии с границами публичной кадастровой карты. В настоящее время ведутся работы по установлению границ населенных пунктов поселения, территориальных зон муниципального образования и внесения сведений в ЕГРН, из бюджета Ульяновской области на указанные работы выделены денежные средства. В указанных в административном иске выделах Павловского участкового лесничества расположены земельные участки с жилой застройкой и видами разрешенного использования «под личное подсобное хозяйство». В ходе рассмотрении дела дополнила, что согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства на момент утверждения Генерального плана не требовалось. Проект генерального плана согласовывался с Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, однако документы по согласованию не сохранились. Не согласна с результатами выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы муниципального образования Павловское городское поселение, определенные основным чертежом Генерального плана, в части выдела 14 квартала 23, так как там расположен овраг и со слов сотрудников Павловского участкового лесничества этот выдел не относится к землям лесного фонда.
Представитель администрации муниципального образования «Павловский район» Сулейманов Э.Н. административный иск не признал, поддержал доводы представителя Курашовой Л.М.
Представитель Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области Анисимова Л.И. в судебном заседании поддержала административные исковые требования.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в письменном отзыве просит рассмотреть дело в свое отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, письменных возражений в суд не направил.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Павловский район» Ульяновской области в соответствии с его Уставом, принятым решением Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» от 5 марта 2007 года № 250, является Совет депутатов муниципального образования «Павловский район», к полномочиям которого в соответствии с подпунктом 7 пункта 15 статьи 23 Устава относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.
Обращаясь к доводам административного истца о не соблюдении порядка принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Как следует из частей 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе муниципального образования заключений на проект генерального плана от уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считается согласованным с таким органом.
Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (далее - Положение о согласовании), действовавшего в период подготовки и утверждения Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области в редакции от 16 января 2010 года, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минрегион России хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
Получение заключения об отказе в согласовании проекта, содержащего положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, является основанием для создания согласительной комиссии, в ходе работы которой принимается решение о согласовании проекта генерального плана в том случае, если высказанные замечания устранены либо сняты в связи с их отзывом уполномоченным отраслевым органом или спорные положения исключены из проекта документа территориального планирования. В противном случае согласительная комиссия отказывает в согласовании проекта документа территориального планирования, что является основанием для отклонения и направления на доработку такого проекта (части 9-12 статьи 25 ГрК РФ, пункты 16-23 Положения о согласовании).
Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусмотрено, что федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений, являлся Рослесхоз.
Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 ГрК РФ, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 года № 238-О-О об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.
При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области представляться на утверждение Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» и утверждаться им не мог.
За Российской Федерацией 22 января 2004 года зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда общей площадью 21 333 га, расположенный в Ульяновской области, Павловский лесхоз.
По результатам выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства с границей поселка городского типа Павловка установлено включение земель лесного фонда, расположенных на землях Павловского участкового лесничества Павловского лесничества Ульяновской области, в границы данного населенного пункта. Это обстоятельство в целом не оспаривается и административным ответчиком и подтверждается показаниями сотрудника названного учреждения ***, допрошенного в качестве свидетеля.
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания таких обстоятельств, как соблюдение полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдения его формы и вида, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие и соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств согласования проекта с Рослесхозом - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, не представлено, поэтому суд приходит к выводу о том, что установленный законом порядок согласования проекта Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области не соблюден.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика и заинтересованного лица о том, что проект Генерального плана согласовывался с Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и не должен был согласовываться с Федеральном агентством лесного хозяйства, поскольку в силу действовавшего на момент подготовки оспариваемого акта законодательства, проект Генерального плана муниципального образования «Павловское городское поселение» Павловского района Ульяновской области, которым установлены границы населенного пункта - поселка городского типа Павловка, предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого поселения, мог быть утвержден Советом депутатов муниципального образования «Павловский район» только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Довод представителя административного ответчика и заинтересованного лица о несогласии с результатами выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы муниципального образования Павловское городское поселение, определенные основным чертежом Генерального плана, в части выдела 14 квартала 23, никакими доказательствами не подтвержден и опровергается материалами дела и показаниями опрошенного в судебном заседании свидетеля ***, согласно которым еще в 2016 году при описании местоположения границ лесничеств Ульяновской области границы Павловского лесничества согласовывались с Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. При этом работы по наложению материалов лесоустройства на границы муниципального образования Павловское городское поселение выполнялись, в том числе, и с учетом проведенных работ по установлению границ Павловского участкового лесничества Павловского лесничества Ульяновской области в 2016 году.
Ссылка представителя административного ответчика и заинтересованного лица на наличие в выделах жилой застройки, также не может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенных пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального плана поселения. Указанные вопросы являются предметом согласования проекта генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в ходе работы согласительной комиссии, которая создается в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, составу и порядку работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования».
Кроме того, в целях защиты прав граждан и организаций, в отношении которых оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на его основании были реализованы их права, суд признает оспариваемый правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования «Павловское городское поселение» от 16 февраля 2010 года № 26 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Павловское городское поселение» Павловского района Ульяновской области» в части включения в границы поселка городского типа Павловка участков, расположенных на землях лесного фонда: в части выделов 14, 15 квартала 17; в части выделов 1, 4, 6, 9, 27 квартала 20; в части выделов 2-4, 6, 8, 12, 13, 17, 26, 27, 29, 30, 31 квартала 22; в части выделов 1-3, 7, 20 квартала 23, в части выделов 9, 24, 35 квартала 25 Павловского участкового лесничества Павловского лесничества Ульяновской области.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании «Павловское городское поселение» Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Зуева