ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-147/2016 от 23.06.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 3а-147/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 23 июня 2016 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Прониной Ю.П.,

с участием представителей:

административного истца, являющегося одновременно представителем заинтересованного лица ООО «Автобан» – ФИО1,

административного ответчика (Правительства Свердловской области) – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0305021:75 в размере рыночной стоимости по состоянию на 31 мая 2013 года

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась 29 декабря 2015 года в суд с указанным административным исковым заявлением в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указала, что является арендатором помещения № 46 в здании автосалона, расположенного по адресу: <...>. Договор аренды предусматривает, что арендная плата исчисляется на основе кадастровой стоимости здания, которая была установлена в размере 613809553 руб. 43 коп., а это, по утверждению административного истца, не соответствует рыночной стоимости. Просила, ссылаясь в обоснование на представленный отчёт и положительное экспертное заключение, установить кадастровую стоимость трёхэтажного нежилого здания автосалона, литер «А», площадью 8928, 1 кв.м., с кадастровым номером 66:41:0305021:75, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 31 мая 2013 года, в размере его рыночной стоимости равной 207350000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца, представляя также одновременно заинтересованное лицо на стороне административного истца – ООО «Автобан» (т. 3 л.д. 56), заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

Административный ответчик – Правительство Свердловской области в письменных возражениях (т. 3 л.д. 51) указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается. В судебном заседании представитель административного ответчика не возражал против установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной в результате проведённой по делу экспертизы.

Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области об отношении к рассматриваемому административному исковому заявлению ничего не сообщило, письменных возражений не направило.

Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области представил акт определения кадастровой стоимости (т. 3 л.д. 60), о возражениях по существу рассматриваемого административного искового заявления не сообщил.

Заинтересованное лицо (на стороне административного истца) – общество с ограниченной ответственностью «Автобан» (собственник здания автосалона) о возражениях по существу рассматриваемого административного искового заявления также ничего не сообщило, доверив представление своих интересов представителю административного истца.

В судебное заседание представители административного ответчика (государственного органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке) и заинтересованного лица (на стороне административных ответчиков) своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей вышеназванного административного ответчика и заинтересованного лица, суд счёл возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 3782 Налогового кодекса Российской Федерации. В свою очередь названная статья 3782 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке в отношении перечисленных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Законом Свердловской области от 27 ноября 2003 года № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» с 01 января 2004 года был установлен налог на имущество организаций. Этим законом определялись особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматривались налоговые льготы и основания для их использования.

Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года № 1265-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» был определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Действие названного перечня было продлено на 2016 год Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 года № 1217-ПП.

Объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0305021:75, расположенный по адресу: <...>, вошёл в названный перечень, в связи с чем, налоговая база по налогу на имущество организаций по этому объекту определяется как кадастровая стоимость.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.

Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, ООО «Автобан» на праве собственности с 27 января 2009 года принадлежит трёхэтажное нежилое здание автосалона, литер «А», площадью 8928, 1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, что подтверждается нотариально заверенной копией правоподтверждающего документа (т. 3 л.д. 33). ООО «Автобан» передало в аренду ФИО3 нежилое помещение № 46 до 01 сентября 2016 года, расположенное в названном здании. Договор аренды предусматривает право арендатора оспаривать кадастровую стоимость здания и содержит положения, что размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости здания. Подтверждением этому также является нотариально заверенная копия договора аренды (т. 1 л.д. 14-21).

О согласии собственника на оспаривание арендатором кадастровой стоимости здания в данном случае указывает также отсутствие каких-либо возражений ООО «Автобан», которое привлечено к участию в деле.

При таких доказательствах, достоверность которых не опровергнута, допустимо сделать вывод, что результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0305021:75 затронуты права и обязанности арендатора помещения ФИО3.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2012 года № 1593-ПП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области» были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области согласно приложениям № 1 – 3 к настоящему Постановлению.

Объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0305021:75, расположенный по адресу: <...> введён в эксплуатацию в 2008 году и вошёл в число объектов недвижимости. Кадастровая стоимость в размере 1890606 руб. 70 коп. утверждена по состоянию на дату формирования перечня – на 05 июля 2012 года.

02 октября 2012 года было выявлено несоответствие сведений о площади объекта (8928, 1 кв.м. вместо 50,9 кв.м., которые содержались в государственном кадастре недвижимости) и последовало уточнение площади.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 мая 2013 года установил кадастровую стоимость здания с использованием удельного показателя. Кадастровая стоимость была установлена в размере 613809553 руб. 43 коп. (8928, 1 кв.м. * 68750 руб. 30 коп./кв.м.).

Сведения о кадастровой стоимости в размере 613809553 руб. 43 коп. были внесены в государственный кадастр недвижимости 31 мая 2013 года, что подтверждается и отражается в кадастровой справке (т. 3 л.д. 21).

Согласно статье 2419 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

При этом исходя из анализа положений названной статьи следует, что датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки.

Таким образом, ФИО3 является арендатором помещения, её права и обязанности затрагивает установленная кадастровая стоимость и она оспаривает кадастровую стоимость здания, установленную по состоянию на 31 мая 2013 года. Оспариваемая кадастровая стоимость установлена (рассчитана филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области) актом определения кадастровой стоимости (т. 3 л.д. 60). При расчёте использован удельный показатель кадастровой стоимости, утверждённый Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2012 года № 1593-ПП; кадастровая стоимость здания установлена, в размере 613809553 руб. 43 коп., что подтверждается кадастровой справкой (т. 3 л.д. 21).

Точно также как и в отношении земельных участков, в отношении объектов недвижимого имущества допустимо два способа установления кадастровой стоимости: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Аналогичное положение установлено также в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Представитель административного истца, являющийся одновременно представителем заинтересованного лица ООО «Автобан», заявил, предоставил в письменном виде, и поддержал в судебном заседании ходатайство о назначении по рассматриваемому административному делу экспертизы по определению рыночной стоимости указанного объекта недвижимости.

Представитель административного ответчика – Правительства Свердловской области, и представитель заинтересованного лица – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, в судебном заседании не возражали против назначения экспертизы. Представитель Правительства Свердловской области поддержала одну из четырёх кандидатур, которые были предложены административным истцом в качестве эксперта.

Определением Свердловского областного суда от 04 марта 2016 года по данному делу назначена и была проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости – трёхэтажного нежилого здания автосалона, литер «А», площадью 8928, 1 кв.м., с кадастровым номером 66:41:0305021:75, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 31 мая 2013 года.

В соответствии с поступившим в суд 01 июня 2016 года заключением эксперта от 26 мая 2016 года рыночная стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на 31 мая 2013 года составляла 293901500 руб.

У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, оно мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержат очевидных противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.

Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.

Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость объекта недвижимости – трёхэтажного нежилого здания автосалона, литер «А», площадью 8928, 1 кв.м., с кадастровым номером 66:41:0305021:75, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 31 мая 2013 года, составляла 293901500 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость этого объекта.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.

Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО3 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0305021:75 в размере рыночной стоимости по состоянию на 31 мая 2013 года удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – трёхэтажного нежилого здания автосалона, литер «А», площадью 8928,1 кв.м., с кадастровым номером 66:41:0305021:75, расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 мая 2013 года в размере 293901500 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 29 декабря 2015 года.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.

Решение изготовлено 30 июня 2016 года.

Судья

М.В. Старков