ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-147/2021 от 04.03.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2021-000192-92

Дело 3а-30/2022 (3а-147/2021;)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2022 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бушманова А.П.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1375-ОД:

- в части отнесения лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий к эксплуатационным в таблице п. 1.1.5 регламента ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество»:

- государственного природного заказника регионального значения «Магдагачинский» в кварталах 13ч, 14, 28ч, 29-32, 47ч, 48-55, 66ч, 67-74, 85ч, 86ч, 87-94, 113-122, 129ч, 130-143,152ч, 153-165, 166ч, 167ч, 177ч, 178ч, 179-189,190ч, 203ч, 204ч, 205-212, 213ч, 227ч, 229ч, 230-233, 234ч, 247ч-249ч, 285ч Магдагачинского участкового лесничества и кварталах 107ч, 108ч Гонжинского участкового лесничества;

- государственного природного заказника регионального значения «Толбузинский» в кварталах 220ч, 241ч, 258ч, 279ч, 280ч, 295, 296ч, 314ч, 315ч Магдагачинского участкового лесничества, кварталах 213ч-215ч, 216ч, 226ч, 234-238, 240-244, 245ч, 246-251 Гонжинского участкового лесничества кварталы и кварталах 1-19, 20ч, 21ч, 22ч, 23ч, 24-25, 26ч, 31 Толбузинского участкового лесничества;

- памятника природы регионального значения «Гонжинский минеральный источник» в кварталах 148ч, 166ч Гонжинского участкового лесничества;

- в части установления в таблице 1.2.1 п. 1.2 регламента ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество» следующих видов использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Магдагачинский» и «Толбузинский», а также памятника природы регионального значения «Гонжинский минеральный источник»:

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 13ч, 28ч, 47ч, 66ч, 85ч, 86ч, 129ч, 145ч, 146ч, 152ч, 166ч, 167ч, 177ч, 178ч, 190ч, 203ч, 204ч, 213ч, 227ч-229ч, 234ч, 247ч-249ч, 267ч, 285ч Магдагачинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 107ч, 108ч Гонжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 241ч, 258ч, 259ч, 279ч, 280ч, 296ч, 314ч, 315ч Магдагачинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 213ч-216ч, 226ч, 245ч Гонжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 20ч, 21ч, 22ч, 23ч, 26ч Толбузинского участкового лесничества;

- «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 148ч, 166ч Гонжинского участкового лесничества.

В обоснование требований указал, что приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1375-ОД утвержден лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество», на территории которого расположены особо охраняемые природные территории - государственные природные заказники регионального значения «Магдагачинский», «Толбузинский», памятник природы регионального значения «Гонжинский минеральный источник». В ходе проверки регламента установлено, что в нарушение статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» часть лесных кварталов природного заказника «Магдагачинский» расположенных на территории Магдагачинского участкового лесничества, Гонжинского участкового лесничества, природного заказника «Толбузинский», расположенных на территории Магдагачинского участкового лесничества, Гонжинского участкового лесничества, Толбузинского участкового лесничества, памятника природы регионального значения «Гонжинский минеральный источник», являющиеся в силу закона защитными, отнесены к эксплуатационным лесам в таблице 1.1.5.1 п. 1.1.5 регламента ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество». При этом данные кварталы отсутствуют в разделе «Защитные леса» подраздел «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях». Кроме того, в части кварталов, расположенных в границах государственного природного заказника «Магдагачинский», «Толбузинский», памятника природы «Гонжинский минеральный источник» к видам разрешенного использования лесов отнесены выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. В этой связи фактически допускаются виды использования лесов без соблюдения ограничений, установленных для особо охраняемых природных территорий.

В судебном заседании представитель Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Глумов В.А. на заявленных требованиях с учетом уточнений в части указания конкретных лесных кварталов настаивал.

В письменном отзыве и дополнениях к нему, представитель министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Богдаева О.В. с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением установленной процедуры, в пределах предоставленных полномочий. Основой для разработки лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество» явились материалы лесоустройства на территории Магдагачинского лесничества, проведенного в 1987 году. Согласно материалам лесоустройства (таксационному описанию) леса, расположенные в границах Магдагачинского участкового лесничества в кварталах 13ч, 14, 15ч-17ч, 28ч, 29-32, 33ч, 34ч, 47ч, 48- 55, 56ч, 66ч, 67-74, 75ч-76ч, 85ч, 86ч, 87-94, 95ч, 113-122, 123ч-127ч, 129ч, 130-143, 144ч, 145ч, 146ч, 152ч, 153-165, 166ч, 167ч, 177ч, 178ч, 179-189, 190ч, 203ч, 204ч, 205-212, 213ч, 227ч-228ч, 229ч, 230-233, 234ч, 247ч-249ч, 267ч, 285ч, 220ч, 258ч, 279ч, 295, 296ч, 314ч, 315ч, в границах кварталов 107ч, 108ч Гонжинского участкового лесничества, в границах Гонжинского участкового лесничества148ч, 166ч, 213ч-215ч, 216ч, 226ч, 234-238, 240-244, 245ч, 246-251, в границах Толбузинского участкового лесничества 1-19, 20ч, 21ч, 22ч, 23ч, 24-25, 26ч, 31 относятся к эксплуатационным лесам. В этой связи указанные леса в таблице 1.1.5.1 лесохозяйственного регламента отнесены к эксплуатационным лесам, оснований для отнесения их к защитным лесам не имеется. Указала, что леса, расположенные в кварталах 15-17, 33, 34, 56, 75-76, 95, 123-127, 144-149 Магдагачинского участкового лесничества, 107, 108 Гонжинского участкового лесничества в материалах лесоустройства указаны в качестве запретных полос вдоль рек, а также другая часть кварталов 228, 267 Магдагачинского участкового лесничества, 216 Гонжинского участкового лесничества – в качестве защитные полосы дорог являются запретными полосами по берегам рек, в связи с чем не отнесены к эксплуатационным лесам, а отнесены к защитным лесам. Из схематической карты лесничества к лесохозяйственному регламенту ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество» усматривается, что в границы заказников указанные кварталы включаются не полностью, а лишь в части, следовательно, в остальной части (не включённой в границы заказников) леса подлежат использованию в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Оснований для невключения лесов, расположенных в частях кварталов 13ч, 28ч, 47ч, 66ч, 85ч, 86ч, 129ч, 145ч, 146ч, 152ч, 166ч, 167ч, 177ч, 178ч, 190ч, 203ч, 204ч, 213ч, 227ч- 229ч, 234ч, 247ч-249ч, 267ч, 285ч, 241ч, 258ч, 259ч, 279ч, 280ч, 296ч, 314ч, 315ч Магдагачинского участкового лесничества, в кварталах 107ч, 108ч, 148ч, 166ч, 213ч-216ч, 226ч, 245 Гонжинского участкового лесничества, в кварталах 20ч, 21ч, 22ч, 23ч, 26ч Толбузинского участкового лесничества в таблице 1.2.1 раздела 1.2 лесохозяйственного регламента не имелось. На протяжении всего времени лесохозяйственный регламент использовался. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо ГКУ Амурской области ««Магдагачинское лесничество» о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, ходатайства об отложении рассмотрения дела от него не поступило. В соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1375-ОД утвержден лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество». Приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области №1239-ОД от 02 сентября 2021 года были внесены изменения в таблицу 1.2.1 раздела 1.2 главы 1 лесохозяйственного регламента, указанная таблица изложена в новой редакции, согласно приложению к настоящему приказу.

Текст документов опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области https://minlhpb.amurobl.ru.

Порядок принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюден.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Несмотря на то, что в рамках настоящего дела прокурор не ставил под сомнение наличие у министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области полномочий на принятие лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество», в силу части 7 и подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ указанный вопрос подлежит проверке по инициативе суда.

Из содержания лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество» следует, что он регламентирует, в том числе правовой статус отдельных лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий - государственного природного заказника регионального значения «Магдагачинский», расположенного на территории Магдагачинского участкового лесничества, Гонжинского участкового лесничества, «Толбузинский», расположенного на территории Магдагачинского участкового лесничества, Гонжинского участкового лесничества, Толбузинского участкового лесничества, памятника природы «Гонжинский минеральный источник», расположенного на территории Гонжинского участкового лесничества.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 87 названного Кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 2).

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3).

В силу частей 1 и 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий, в частности, относятся земли особо охраняемых природных территорий.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Из содержания приведенных положений федерального законодательства следует, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к исключительным полномочиям федерального органа исполнительной власти.

В этой связи лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество» в оспариваемой части, которой регламентирован правовой статус отдельных лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий - государственных природных заказников регионального значения «Магдагачинский», расположенного на территории Магдагачинского участкового лесничества, Гонжинского участкового лесничества, «Толбузинский», расположенного на территории Магдагачинского участкового лесничества, Гонжинского участкового лесничества, Толбузинского участкового лесничества, памятника природы «Гонжинский минеральный источник», расположенного на территории Гонжинского участкового лесничества, был принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с превышением предоставленных полномочий.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской «Магдагачинское лесничество» в оспариваемой части недействующим.

Доводы министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о том, что к указанным лесным участкам положения части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации не применяются, основаны на неправильном толковании норм земельного и лесного законодательства.

Кроме этого, судом установлено противоречие оспариваемых положений регламента иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей по состоянию на момент принятия регламента, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (часть 2). Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса (часть 3).

Согласно части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ, леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса (часть 2).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно части 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей по состоянию на момент принятия регламента, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Федеральным законом от 02 июля 2021 года №302-ФЗ в части 3 указанной статьи слово «продуктов» заменено словом «продукции».

Согласно части 1 статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, памятники природы.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории (пункт 14 статьи 2 названного Федерального закона).

При этом в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 111, частями 1, 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, к которым относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заказников, отнесены к защитным лесам. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется лишь в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 117 Лесного кодекса Российской Федерации в эксплуатационных лесах допускается осуществление всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, в том числе заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; создание лесных питомников и их эксплуатация; осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в структуре лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество» имеется раздел 1.1.5 с таблицей 1.1.5.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», согласно которой леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.

Согласно п. 1.1.7 Регламента на территории Магдагачинского участкового лесничества, Гонжинского участкового лесничества, располагается особо охраняемая природная территория Магдагачинский государственный охотничий заказник областного значения, на территории Магдагачинского участкового лесничества, Гонжинского участкового лесничества, Толбузинского участкового лесничества располагается особо охраняемая природная территория Толбузинский государственный охотничий заказник, приведены кварталы и их части, на которых они расположены на территории Магдагачинского лесничества.

Постановлением правительства Амурской области от 09 августа 2019 года № 446 утверждены Положения о государственном природном заказнике регионального значения, в частности «Магдагачинский», «Толбузинский» пунктами 1.3, 5.1 которых предусмотрено, что цель создания заказников сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях. На территории заказников «Магдагачинский», «Толбузинский» запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных процессов; проведение гидромелиоративных работ, осушение болот; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство зданий, сооружений, в том числе временных объектов, линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных сооружений, не связанных с охраной и использованием заказника, противопожарной охраной и использованием лесов; нарушение местообитания видов животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Амурской области или являющихся редкими в заказнике; проведение неконтролируемого выжигания естественной растительности; проведение рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан), за исключением мероприятий по уходу за лесами и санитарно-оздоровительных мероприятий; предоставление земельных участков под застройку, садоводство и огородничество; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе и в научных целях; умышленное причинение беспокойства диким животным, их отлов и уничтожение, разорение их гнезд и нор; пребывание граждан с огнестрельным, пневматическим оружием и другими орудиями отстрела или отлова животных, а также осуществление охоты, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; нахождение с собаками; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; рыболовство с использованием сетевых орудий добычи (вылова); изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс заказника; загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение отходов, устройство свалок; проезд транспорта вне дорог, за исключением транспорта, обеспечивающего режим охраны и функционирование заказника, обслуживающего линейные объекты; размещение пасек без уведомления управления.

Постановлением правительства Амурской области № 454 от 18 октября 2016 года утверждено Положение о памятниках природы регионального значения «Гонжинский минеральный источник», согласно разделу 5 которого на территории памятника природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в том числе: строительство зданий и сооружений (в том числе линейных) без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации объектов строительства; изменение исторически сложившегося охраняемого ландшафта; проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных процессов; сброс грунта, отходов, загрязнение почв; сброс сточных вод; мойка автомобилей; размещение временных стоянок транспортных средств; распашка земель; проведение гидромелиоративных работ; разработка месторождений полезных ископаемых (в том числе общераспространенных), кроме вод источника; пользование водным объектом без договора водопользования.

Между тем, согласно таблице 1.1.5.1 Регламента кварталы в подразделе таблицы 1.1.5.1 «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» отсутствуют.

Напротив, в оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на такой территории, отнесены к эксплуатационным лесам.

Так, в границах государственного природного заказника регионального значения «Магдагачинский» в кварталах 13ч, 14, 28ч, 29-32, 47ч, 48-55, 66ч, 67-74, 85ч, 86ч, 87-94, 113-122, 129ч, 130-143,152ч, 153-165, 166ч, 167ч, 177ч, 178ч, 179-189,190ч, 203ч, 204ч, 205-212, 213ч, 227ч, 229ч, 230-233, 234ч, 247ч-249ч, 285ч Магдагачинского участкового лесничества и кварталах 107ч, 108ч Гонжинского участкового лесничества

В границах государственного природного заказника регионального значения «Толбузинский» в кварталах 220ч, 241ч, 258ч, 279ч, 280ч, 295, 296ч, 314ч, 315ч Магдагачинского участкового лесничества, кварталах 213ч-215ч, 216ч, 226ч, 234-238, 240-244, 245ч, 246-251 Гонжинского участкового лесничества кварталы и кварталах 1-19, 20ч, 21ч, 22ч, 23ч, 24-25, 26ч, 31 Толбузинского участкового лесничества.

В границах памятника природы регионального значения «Гонжинский минеральный источник» в кварталах 148ч, 166ч Гонжинского участкового лесничества

Также в таблице 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество» включены следующие виды использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Магдагачинский» и «Толбузинский», а также памятника природы регионального значения «Гонжинский минеральный источник»:

«Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 13ч, 28ч, 47ч, 66ч, 85ч, 86ч, 129ч, 145ч, 146ч, 152ч, 166ч, 167ч, 177ч, 178ч, 190ч, 203ч, 204ч, 213ч, 227ч-229ч, 234ч, 247ч-249ч, 267ч, 285ч Магдагачинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 107ч, 108ч Гонжинского участкового лесничества;

«Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 241ч, 258ч, 259ч, 279ч, 280ч, 296ч, 314ч, 315ч Магдагачинского участкового лесничества;

«Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 213ч-216ч, 226ч, 245ч Гонжинского участкового лесничества;

«Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 20ч, 21ч, 22ч, 23ч, 26ч Толбузинского участкового лесничества;

«Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 148ч, 166ч Гонжинского участкового лесничества.

В результате неправомерного отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав государственных природных заказников регионального значения «Магдагачинский», «Толбузинский», памятника природы регионального значения «Гонжинский минеральный источник» к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника, памятника природы и нарушает права неопределенного круга лиц.

В связи с этим положения лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество» в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственных природных заказников регионального значения «Магдагачинский», «Толбузинский», памятника природы регионального значения ««Гонжинский минеральный источник» к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», имеющим большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

С учетом изложенного, ссылки министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на материалы лесоустройства, проведенного на территории Магдагачинского лесничества в 1987 году, а также приказ Рослесхоза от 18 ноября 2010 года №440 «Об отнесении лесов на территории Амурской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ», суд находит несостоятельными.

Давая правовую оценку доводам министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о том, что согласно схематическим картам Магдагачинского лесничества (Приложения №3) к лесохозяйственному регламенту ГКУ Амурской области «Магдагачинского лесничество» в границы заказников кварталы, обозначенные с буквой «ч», включаются не полностью, а лишь в части, в связи с чем, в остальной части (не включенной в границы заказников) соответствующие кварталы обоснованно включены в таблицу 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента, судом принимается во внимание следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. № 3-П, от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П, от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Механизм действия нормативного правового акта закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

Однако оспариваемый в настоящем деле нормативный правовой акт в указанной части (пункт 2 административных исковых требований) приведенным правилам не соответствует, поскольку подобное обозначение лесных участков (номер квартала с буквой «ч»), относит их как к особо охраняемым природным территориям, так и к лесам, на которых разрешены виды деятельности, перечисленные в таблице 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Магдагачинского лесничество», что не может быть признано отвечающим критериям формальной определенности и допускает его неоднозначное толкование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в сети «Интернет» minlhpb.amurobl.ru.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Шимановское лесничество» в оспариваемой части принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с нарушением компетенции, данный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1375-ОД (в ред. приказа № 1239 от 02.09.2021) в части отнесения в таблице 1.1.5.1 п. 1.1.5 к эксплуатационным лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий:

- государственного природного заказника регионального значения «Магдагачинский» в кварталах 13ч, 14, 28ч, 29-32, 47ч, 48-55, 66ч, 67-74, 85ч, 86ч, 87-94, 113-122, 129ч, 130-143,152ч, 153-165, 166ч, 167ч, 177ч, 178ч, 179-189, 190ч, 203ч, 204ч, 205-212, 213ч, 227ч, 229ч, 230-233, 234ч, 247ч-249ч, 285ч Магдагачинского участкового лесничества и кварталах 107ч, 108ч Гонжинского участкового лесничества;

- государственного природного заказника регионального значения «Толбузинский» в кварталах 220ч, 241ч, 258ч, 279ч, 280ч, 295, 296ч, 314ч, 315ч Магдагачинского участкового лесничества, кварталах 213ч-215ч, 216ч, 226ч, 234-238, 240-244, 245ч, 246-251 Гонжинского участкового лесничества кварталы и кварталах 1-19, 20ч, 21ч, 22ч, 23ч, 24-25, 26ч, 31 Толбузинского участкового лесничества

- памятника природы регионального значения «Гонжинский минеральный источник» в кварталах 148ч, 166ч Гонжинского участкового лесничества;

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Магдагачинское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1375-ОД (в ред. приказа № 1239 от 02.09.2021), в части отнесения в таблице 1.2.1 п. 1.2 следующих видов использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Магдагачинский», «Толбузинский», памятника природы регионального значения «Гонжинский минеральный источник»:

- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в кварталах 13ч, 28ч, 47ч, 66ч, 85ч, 86ч, 129ч, 145ч, 146ч, 152ч, 166ч, 167ч, 177ч, 178ч, 190ч, 203ч, 204ч, 213ч, 227ч-229ч, 234ч, 247ч-249ч, 267ч, 285ч Магдагачинского участкового лесничества;

- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в кварталах 107ч, 108ч Гонжинского участкового лесничества;

- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в кварталах 241ч, 258ч, 259ч, 279ч, 280ч, 296ч, 314ч, 315ч Магдагачинского участкового лесничества;

- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в кварталах 213ч-216ч, 226ч, 245ч Гонжинского участкового лесничества;

- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в кварталах 20ч, 21ч, 22ч, 23ч, 26ч Толбузинского участкового лесничества;

- строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в кварталах 148ч, 166ч Гонжинского участкового лесничества.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в сети «Интернет» minlhpb.amurobl.ru.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24 марта 2022 года.

Председательствующий А.П. Бушманов

УИД 28OS0000-01-2021-000192-92

Дело 3а-30/2022 (3а-147/2021;)