ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-147/2021 от 22.09.2021 Томского областного суда (Томская область)

70OS0000-01-2021-000063-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2021 года Томский областной суд в составе

председательствующего Кущ Н.Г.

при секретарях Степановой А.В., Маслюковой М.Н.,

с участием прокуроров Емельяновой С.А., Селезневой Е.А., Гутова С.С.,

представителей ООО «Ружавто», ООО «Росич» Ходыкина И.В., Исхакова Р.М.,

представителей Администрации Томской области Щедриной И.И., Шумилова А.И., Трошиной А.А., Воробьевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-147/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ружавто», общества с ограниченной ответственностью «Росич» к Администрации Томской области о признании недействующими абзаца второго пункта 12, приложения №1 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по единому социальному проездному билету, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 27.02.2015 №71а «О реализации Закона Томской области от 30 декабря 2014 года №199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования»,

установил:

27 февраля 2015 года Администрацией Томской области принято постановление №71а «О реализации Закона Томской области от 30 декабря 2014 года №199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования» (далее – Постановление №71а).

Указанным постановлением утвержден, в том числе, Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по единому социальному проездному билету (приложение №2 к постановлению) (далее – Порядок предоставления субсидий).

Согласно пункту 12 Порядка предоставления субсидий субсидия предоставляется Департаментом получателям субсидии, осуществляющим перевозку граждан по ЕСПБ, в следующих размерах:

городским наземным электрическим транспортом и автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении – в размерах, рассчитываемых в процентом соотношении, в соответствии с Методикой распределения финансовых средств между получателями субсидии, осуществляющими перевозку граждан по единому социальному проездному билету по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении на территории Томской области (приложение №1 к настоящему Порядку);

автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении и по пригородным маршрутам перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом – в размере фактической стоимости каждой поездки на территории муниципального образования Томской области.

Приложением №1 к Порядку предоставления субсидий утверждена Методика распределения финансовых средств между получателями субсидии, осуществляющими перевозку граждан по единому социальному проездному билету по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении на территории Томской области (далее - Методика).

Согласно пункту 1 Методики настоящая Методика применяется при распределении финансовых средств между получателями субсидии, осуществляющими перевозку граждан по ЕСПБ по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении на территории Томской области.

Финансовые средства распределяются ежемесячно между получателями субсидии каждого муниципального образования Томской области, осуществляющими перевозку граждан транспортом общего пользования по ЕСПБ по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении на территории Томской области, пропорционально выполненной транспортной работе (в пассажиро-километрах (далее - пас-км) по каждому получателю субсидии, в том числе по предприятиям городского электрического транспорта (пункт 2).

В силу пункта 3 исходными данными для расчета являются:

Р - фактическое (учитываемое) количество оборотных рейсов, выполненных получателем субсидии по маршруту за месяц, ед.;

П - протяженность маршрута (оборотного рейса), определенная в соответствии с паспортом маршрута, км;

В - общая вместимость подвижного состава, установленная согласно техническому паспорту транспортного средства, пас;

k - коэффициент зонирования согласно приложению к настоящей Методике.

При отсутствии данных по какому-либо получателю субсидии, маршруту или транспортному средству транспортная работа по указанному получателю субсидии, маршруту или транспортному средству в расчете не учитывается.

Транспортная работа по перевозке пассажиров (ТРМ) на маршруте определяется по следующей формуле (пас-км): ТРМ = Р x П x В x k (пункт 4 Методики).

В соответствии с пунктом 5 Методики транспортная работа по перевозке пассажиров за месяц по каждому получателю субсидии (ТРПj) определяется суммированием транспортной работы по всем маршрутам, обслуживаемым данным получателем субсидии (пас-км):

i - порядковый номер маршрута, i = от 1 до n;

n - количество маршрутов, j - порядковый номер получателя субсидии.

В силу пункта 6 Методики общая сумма транспортной работы (ТРО) за месяц определяется суммированием транспортной работы по всем получателям субсидии (пас-км):

j - порядковый номер получателя субсидии, j = от 1 до р;

р - количество получателей субсидии.

Удельный вес (доля) транспортной работы каждого получателя субсидии (Yj) определяется по следующей формуле (%):

j - порядковый номер получателя субсидии, j = от 1 до р;

р - количество получателей субсидии (пункт 7 Методики).

Сумма финансовых средств, предоставляемых перевозчику (Fj), рассчитывается по следующей формуле (рублей):

j - порядковый номер получателя субсидии, j = от 1 до р;

р - количество получателей субсидии;

К - количество реализованных в муниципальном образовании ЕСПБ (данные сведения представляются организацией в уполномоченную организацию на основании отчета о реализации данных видов билетов в соответствии с договором, заключенным между этими организациями);

С - стоимость ЕСПБ, признаваемая равной (m x 280) рублям, где:

m - коэффициент сложности маршрута согласно приложению к настоящей Методике (применяется для расчета субсидий) (пункт 8 Методики).

На момент рассмотрения дела Постановление №71а, в том числе Порядок предоставления субсидий, действует в редакции постановления Администрации Томской области от 31 мая 2021 года №211а.

Первоначальный текст Постановления №71а опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 02.03.2015, постановление Администрации Томской области от 31 мая 2021 №211а - на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.06.2021.

Общество с ограниченной ответственностью «Росич», общество с ограниченной ответственностью «Ружавто» обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Томской области, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просили признать недействующим абзац второй пункта 12 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по единому социальному проездному билету, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 27.02.2015 №71а «О реализации Закона Томской области от 30 декабря 2014 года №199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования».

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Росич» осуществляет пассажирские перевозки на территории г.Томска в соответствии с заключенными муниципальными контрактами: муниципальным контрактом №Ф.2019.000765, связанном с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту №25/52; договором на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальному маршруту ЗАТО Северск №4/23 от 14.02.2011г.; договором на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальному маршруту ЗАТО Северск №3/13 от 14.02.2011г.

При этом ООО «Росич» осуществляет перевозки граждан по ЕСПБ, в связи с чем между ООО «Росич» и Департаментом социального населения Томской области заключено Соглашение №9-06/20 от 07 февраля 2020 года, в соответствии с пунктом 1.1 которого предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии на возмещение затрат по перевозке граждан транспортом общего пользования. Согласно пункту 2.1 Соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, в соответствии с настоящим соглашением рассчитывается соглано Правилам предоставления субсидий.

Согласно распоряжения начальника Департамента социальной защиты населения Томской области №633 от 02.12.2020г ООО «Росич» предоставлена субсидия в счет частичного возмещения затрат ООО «Росич» по перевозке граждан по ЕСПБ. На основании данного распоряжения и соглашения между сторонами подписан акт №82 от 31.10.2020г. Согласно акту размер субсидии составил 2484,82 руб., что несопоставимо с фактически выполненным объемом перевозок осуществляемых в течении месяца.

Также указано, что между ООО «Ружавто» и администрацией Города Томска в лице Департамента городского хозяйства администрации Города Томска были заключены следующие муниципальные контракты: муниципальный контракт №Ф.2019.000749 от 03.09.2019 на выполнение (оказание) услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту №19; муниципальный контракт №Ф.2019.000764 от 06.09.2019 на выполнение (оказание) услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту №29; муниципальный контракт №Ф.2019.000771 от 09.09.2019 на выполнение (оказание) услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту №53.

Согласно данным контрактам ООО «Ружавто» осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по городским маршрутам за плату по утвержденному тарифу, при этом полученную от пассажиров плату ООО «Ружавто» оставляет за собой.

25 мая 2020 года в адрес ООО «Ружавто» из прокуратуры г.Томска поступило представление об устранении нарушений законодательства в сфере регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом. Согласно данному представлению на ООО «Ружавто» возложена обязанность осуществления регулярных перевозок граждан (пассажиров) по ЕСПБ, не смотря на то обстоятельство, что заключенные муниципальные контракты не предусматривают использование ЕСПБ.

Отмечают, что согласно пункту 12 Порядка предоставления субсидий в городском транспорте возмещение стоимости проезда осуществляется в процентном отношении исходя из Методики распределения финансовых средств между получателями субсидии, осуществляющими перевозку граждан по единому социальному проездному билету по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении на территории Томской области.

Указывают, что согласно Методики оплата стоимости проезда производится не исходя из ее фактической стоимости и утвержденных тарифов, а исходя из пропорции выполненной транспортной работы, которая определяется по формуле, при этом переменные, указанные в формуле, не имеют никакого отношения к установленному за проезд тарифу, что само по себе свидетельствует о том, что оплата стоимости проезда производится в ином размере, нежели установлено тарифом.

Исходя из формулы, установленной пунктом 6 Методики, сумма финансовых средств, предоставляемых в качестве субсидии перевозчику за выполненную работу по перевозке пассажиров, определяется не из утвержденного тарифа, а исходя из порядкового номера перевозчика, количества перевозчиков, количества реализованных ЕСПБ, то есть даже не из количества поездок, произведенных на основании данного билета.

Полагают, что оспариваемое положение пункта 12 Порядка предоставления субсидии нарушает положения части 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с частями 2 и 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку предусматривает лишь частичную оплату за проезд, а не как того требует федеральный закон – оплаты стоимости проезда на основе тарифа.

Данное обстоятельство нарушает права и интересы ООО «Ружавто» и ООО «Росич» как перевозчиков, которым вменяется исполнение оспариваемого нормативного правового акта.

Также указывают, что оспариваемый нормативный правовой акт вступает в противоречие с частью 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015г №220-ФЗ и с постановлением администрации Города Томска №575 от 12.07.2020г, поскольку фактически незаконно изменяет в сторону уменьшения установленные тарифы.

При рассмотрении дела увеличили заявленные требования, просили также признать недействующим приложение №1 к Порядку предоставления субсидий, поскольку обжалуемая норма абзаца второго пункта 12 является отсылочной и взаимосвязанной с Методикой распределения финансовых средств между получателями субсидии, осуществляющими перевозку граждан по единому социальному проездному билету по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении на территории Томской области.

В судебном заседании представители административных истцов Исхаков Р.М., Ходыкин И.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что положения оспариваемых норм создают ситуацию, при которой перевозчики не получают доход с их деятельности. Размер субсидии должен исходить из утвержденного тарифа, как того требует положение части 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на положения статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, указали, что если льгота установлена, то установленная плата, исходя из тарифа, выплачивается транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета, указанная норма закона не содержит указания на процентное соотношение, рассчитанное по какой-либо методике. Обжалуемая же норма устанавливает, что размер субсидии рассчитывается в процентом соотношении в соответствии с некой методикой, которая не предусматривает какого-либо тарифа, следовательно, противоречит действующему законодательству.

Представители Администрации Томской области Щедрина И.И., Шумилов А.И., Трошина А.А., Воробьева Е.И. заявленные требования не признали, полагая их необоснованными. Указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия и опубликования; оспариваемые положения не противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу. Отметили, что нормы ГК РФ, на которые ссылаются представители административных истцов, не регулируют отношения по социальной поддержке отдельных категорий граждан или предоставления субсидий. Полагали, что оспариваемые нормы не противоречат подпункту «д» пункта 5 Общих требований о предоставлении субсидий, так как определяют формулу расчета субсидии и порядок ее применения. Отметили, что ООО «Ружавто» не обладает правом на обращение в суд с заявленными требованиями, поскольку отсутствуют сведения, что в отношении данной организации применены оспариваемые нормы.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Гутова С.С., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, проверив оспариваемые положения пункта 12 и приложения №1 Порядка предоставления субсидий на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Оспариваемый в части Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по единому социальному проездному билету, утвержденный постановлением Администрации Томской области от 27.02.2015 №71а, определяет правила предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат по перевозке граждан транспортом общего пользования по единым социальным проездным билетам.

Как установлено при рассмотрении дела, ООО «Росич» на основании заключенных с Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска от имени муниципального образования «Город Томск» муниципального контракта №Ф.2019.000765, с Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск договоров на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа №3/13 от 14 февраля 2011 года, №4/23 от 14 февраля 2011 года осуществляет регулярные перевозки по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту №25/52, муниципальным маршрутам №30, №31 и 32 (т.1, л.д.23-49).

Согласно пунктам 3 договора №4/23 от 14 февраля 2011 года и №3/13 от 14 февраля 2011 года перевозчик принимает на себя обязательство по осуществлению регулярных перевозок пассажиров, в том числе отдельных категорий граждан на основании единых социальных проездных билетов, и багажа в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами (т.1, л.д.41, 46).

Между Департаментом социальной защиты населения Томской области и ООО «Росич» заключено Соглашение №9-06/20 от 07 февраля 2020 года, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2020 году получателю субсидии на возмещение части затрат по перевозке граждан транспортом общего пользования по единым социальным проездным билетам в рамках ведомственной целевой программы «Исполнение принятых обязательств по социальной поддержке отдельным категорий граждан за счет средств областного бюджета» (т.1, л.д.50-51).

Также при рассмотрении дела установлено, что ООО «Ружавто» на основании заключенных с Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска от имени муниципального образования «Город Томск» муниципальных контрактов №Ф.2019.000749 от 03 сентября 2019 года, №Ф.2019.000764 от 06 сентября 2019 года, №Ф.2019.000771 от 09 сентября 2019 года осуществляет регулярные перевозки по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам №19, 29, 53 (т.1, л.д.54-104).

Согласно пункту 17 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ) регулярными перевозки по регулируемым тарифам являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Статьей 2 Закона Томской области от 30 декабря 2014 года №199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования» установлены меры социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования, в том числе, согласно пункту 1, приобретение единого социального проездного билета и проезд на его основании по территории Томской области городским наземным электрическим транспортом и автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении.

Таким образом, муниципальные маршруты регулярных перевозок г.Томска относятся к маршрутам, по которым предусмотрен проезд по ЕСПБ.

Устанавливая меры социальной поддержки в виде права на проезд на основании ЕСПБ по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении, Закон Томской области №199-ОЗ не ставит право на проезд по ЕСПБ в зависимость от содержания муниципального контракта, заключенного с перевозчиком.

Соответственно, осуществляя регулярные перевозки по регулируемым тарифам по муниципальным контрактам, ООО «Ружавто» обязано осуществлять, в том числе, перевозку пассажиров по ЕСПБ.

Таким образом, осуществляя перевозку пассажиров по ЕСПБ, ООО «Росич» и ООО «Ружавто» имеют право на получение субсидий на возмещение затрат по такой перевозке, а, следовательно, имеют право на обращение в суд в порядке нормоконтроля, полагая, что оспариваемым в части нормативным правовым актом нарушаются или могут быть нарушены их права.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно положениям подпункта 24 пункта 2, пунктов 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания ряда категорий граждан. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, а также государственных программ субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26.3.1 этого же Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ решение вопросов транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ).

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона №220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 названной статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законом определение механизма обеспечения меры социальной поддержки, а также регламентация деятельности уполномоченных органов по предоставлению указанных мер отнесены к ведению субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Томской области от 30 декабря 2014 года №199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования» порядок предоставления и использования единого социального проездного билета, предоставления субсидии на возмещение затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по единому социальному проездному билету, устанавливается Администрацией Томской области.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 80 Устава (Основного Закона) Томской области правовыми актами Администрации Томской области являются постановления и распоряжения. Нормативные правовые акты принимаются в форме постановлений и приказов.

Согласно статье 8 Закона Томской области от 07 марта 2002 года №9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области» Губернатор Томской области, Администрация Томской области в пределах своей компетенции принимают (издают) нормативные правовые акты в форме постановлений. Нормативные правовые акты Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области принимаются (издаются) в порядке, установленном Губернатором Томской области в соответствии с действующим законодательством (части 1,3).

Оспариваемое в части Постановление №71а принято в соответствии с требованиями Регламента работы Администрации Томской области путем письменного согласования его проекта руководителями структурных подразделений, прошло антикоррупционную экспертизу (т.2, л.д.113). Изменения в Постановление №71а также приняты в установленном Регламентом работы Администрации Томской области порядке, что подтверждено представленными суду листами согласования (т.2, л.д.114-117).

Оспариваемое в части Постановление №71а подписано и.о. Губернатора Томской области Феденевым А.М.

Полномочия Феденева А.М. подтверждены представленным суду распоряжением Губернатора Томской области №21-р-к от 05.02.2015 (т.1, л.д.221).

Постановление Администрации Томской области №211а от 31 мая 2021 года, в редакции которого действует в настоящее время оспариваемый в части нормативный правовой акт, также подписано и.о. Губернатора Томской области Феденевым А.М., полномочия которого на указанный период подтверждаются распоряжением Губернатора Томской области №179-р-к от 25.05.2021 (т.2, л.д.112).

В соответствии с абзацем 3 статьи 6 Закона Томской области от 12 мая 2000 года №19-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов» первоначальный текст Постановления №71а опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 02.03.2015, постановление Администрации Томской области от 31 мая 2021 №211а - на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.06.2021.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Администрацией Томской области в пределах ее полномочий, в установленной форме, с соблюдением правил введения его в действие и по данным основаниям не обжалуется.

Постановлением Администрации Томской области от 27 февраля 2015 года №71а в целях реализации Закона Томской области от 30 декабря 2014 года №199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования» утвержден в том числе Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по единому социальному проездному билету.

Согласно пункту 1 Порядка предоставления субсидий настоящий порядок определяет правила предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат по перевозке граждан транспортом общего пользования по единым социальным билетам.

Целью предоставления субсидий в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка населения Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 №361а «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка населения Томской области», является возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по единому социальному билету.

Субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 30 декабря 2014 года №199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования» (пункт 2).

Пунктом 12 Порядка предоставления субсидий определяется размер субсидии получателям субсидии, осуществляющим перевозку граждан по ЕСПБ, в том числе по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении - в размерах, рассчитываемых в процентом отношении, в соответствии с Методикой.

Согласно пункту 2 Методики финансовые средства распределяются ежемесячно между получателями субсидии каждого муниципального образования Томской области, осуществляющими перевозку граждан транспортом общего пользования по ЕСПБ по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении на территории томской области, пропорционально выполненной транспортной работе (в пассажиро-километрах) по каждому получателю субсидии, в том числе по предприятиям городского электрического транспорта.

Также Методикой установлена формула расчета.

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда в соответствии с законом ил иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этом расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе, в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Предоставление субсидий указанным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам установлено в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункта 2 пункта 2).

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Общие требования).

Названными Общими требованиями закреплены положения, которые должны содержать правовые акты, регулирующие предоставление субсидий из соответствующего бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

В силу подпункта «д» пункта 5 указанных Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии), и источника ее получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете (решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования или местной администрации).

Действовавшие до принятия указанных Общих требований Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года №887, также предусматривали, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается, в том числе размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения (подпункт «г» пункта 4 указанных Общих требований).

Оспариваемые положения Порядка предоставления субсидий указанным нормативным правовым актам не противоречат, так как в данном случае оспариваемыми положениями Порядка предоставления субсидий устанавливается размер субсидии и порядок расчета.

Довод о различном порядке расчета размера субсидии при перевозках в пригородном, городском сообщении и междугородном сообщении как основание для признания оспариваемых положений противоречащими федеральному законодательству принят быть не может, так как действующим законодательством не предусмотрена перевозка пассажиров в пригородном и городском сообщении на основании документов, удостоверяющих личность пассажиров в отличии от междугородного сообщения.

Федеральным законодательством не урегулированы механизм и методика исчисления возмещаемых затрат за перевозку льготных пассажиров, на соответствие положениям которого возможно проверить оспариваемые нормы, не закреплено и требование об установлении компенсации исходя из себестоимости осуществляемых перевозок либо установленного тарифа на перевозку.

В этой связи довод административных истцов о том, что размер предоставляемых субсидий должен рассчитываться исходя из установленной платы за проезд – 23 рубля, основан на неверном толковании норм права, по существу направлен на обсуждение целесообразности установления иного механизма расчета субсидии.

Пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации не регламентирует размер, порядок осуществления возмещения расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки пассажиров льготных категорий. Не регламентируют данные вопросы и пункт 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ, на которые ссылаются административные истцы.

Пунктом 2 оспариваемого в части Порядка предоставления субсидий установлено, что субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета.

Учитывая принцип самостоятельности бюджетов, установленный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). При этом в силу положений статей 33, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации на субъектах Российской Федерации лежит обязанность самостоятельно обеспечивать сбалансированность собственных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

Учитывая изложенное, суд не усматривает несоответствия оспариваемого положения пункта 12 и Методики Порядка предоставления субсидий положениям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В данном случае Администрация Томской области реализовала предоставленное ей законодательством право на определение размера и порядка расчета субсидии на возмещение затрат в связи с осуществлением пассажирских перевозок в городском и пригородном сообщении граждан по ЕСПБ.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что в случае, если реальные расходы перевозчика окажутся выше предоставленной ему субсидии, то перевозчик вправе обратиться в суд с иском о взыскании убытков за счет средств соответствующего бюджета.

Кроме того, ООО «Росич», заключая соглашение с Департаментом социальной защиты населения Томской области, знал, что субсидии из бюджета будут рассчитаны исходя из оспариваемой Методики.

Ссылки на состоявшиеся судебные постановления арбитражного суда по спору о возмещении убытков ООО «Ружавто» в рамках рассмотрения настоящего административного дела в порядке нормоконтроля во внимание приняты быть не могут, о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта требованиям федерального законодательства не свидетельствуют.

Довод о том, что размер предоставляемой субсидии рассчитывается Департаментом не в соответствии с оспариваемой Методикой, не свидетельствует о несоответствии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 03 июня 2021 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02 сентября 2021 года приняты в отношении другого нормативного правового акта, преюдициального значения не имеют.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят с соблюдением полномочий принявшего его органа, формы и процедуры его принятия, порядка официального опубликования. Несоответствия оспариваемого абзаца второго пункта 12 и приложения №1 Порядка предоставления субсидий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО «Росич», ООО «Ружавто» требований.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, где был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью «Росич», обществу с ограниченной ответственностью «Ружавто» в удовлетворении административного искового заявления к Администрации Томской области о признании недействующими абзаца второго пункта 12, приложения №1 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по единому социальному проездному билету, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 27.02.2015 №71а «О реализации Закона Томской области от 30 декабря 2014 года №199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования» отказать.

Возложить на Администрацию Томской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2021 года