Административное дело № 3а-147/2022
21OS0000-01-2021-000333-38
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 апреля 2022 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.
при секретаре Молоковой А.Г.,
с участием:
прокурора Овчинниковой н.А.
административного истца ФИО1,
представителя Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики ФИО2,
представителя администрации г.Чебоксары ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 о признании не действующим постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 486 от 24.12.2015 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года №77» в части включения в Республиканскую программу капитального ремонта многоквартирного жилого дома №72, расположенного по проспекту Тракторостроителей г.Чебоксары Чувашской Республики,
установил:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77 утверждена республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы (далее – Республиканская программа).
Приложением к названной Республиканской программе является, в том числе, Перечень многоквартирных домов, включенных в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014-2043 годы (далее – Перечень).
В первоначальный текст названного нормативного правового акта Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2015 года № 486 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года №77» внесены изменения, в том числе в Приложение к Республиканской программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014-2043 годы, в Перечень многоквартирных домов которого под № 1923 подраздела «город Чебоксары» включен многоквартирный дом № 72 по просп.Тракторостроителей г.Чебоксары.
ФИО4, являющийся собственником квартиры, расположенной в подъезде №№ данного многоквартирного дома, обратился в суд с административным иском (л.д.4-9) о признании недействующим со дня вступления постановления Кабинета Министров Чувашской Республики №486 от 24.12.2015 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года №77» в части включения в названную Республиканскую программу жилого дома №72 по пр.Тракторостроителей г.Чебоксары, состоящего из девяти подъездов, указывая на необходимость включения данного многоквартирного дома в программу лишь с августа 2017 года.
В обоснование административных исковых требований административный истец, со ссылкой на положения ч.5.1 ст. 170 ЖК РФ, указал, что данный многоквартирный дом строился в три этапа. На момент включения дома в названную Республиканскую программу дом состоял из шести подъездов (квартиры с 1 по 288). Квартиры с № 289 по №404 (подъезды дома 7-9) к тому времени не были построены и как объект недвижимости не существовали. Адресация всему дому, как единому объекту недвижимости, была присвоена лишь в конце 2018 года, следовательно, полагает административный истец, многоквартирный жилой дом №72 по пр.Тракторостроителей г.Чебоксары, не мог быть включен в 2015 году в Республиканскую программу, поскольку как единый объект многоквартирный дом возник лишь в декабре 2018 года. На основании указанного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики администрация г.Чебоксары вынесла постановление №1946 от 12 октября 2020 года «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Чебоксары на счете регионального оператора – НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», на основании которого последний требует от него внесения взносов на капитальный ремонт дома, в то время, как обязанность по уплате этих взносов у него возникает лишь в июле 2022 года, поскольку в этом месяце с момента сдачи дома в эксплуатацию (2017 год) истекает срок в 4 года 11 месяцев, установленный частью 7.1 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №41 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики».
Протокольным определением от 25 февраля 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», в качестве заинтересованных лиц – Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары, администрация г.Чебоксары и Государственная жилищная инспекция г.Чебоксары.
В судебном заседании административный истец ФИО4 административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики и одновременно заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ФИО2, представитель заинтересованного лица администрации г.Чебоксары ФИО3 административные исковые требования не признали по мотивам необоснованности, и просили в удовлетворении административного иска отказать.
Административный ответчик - НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», заинтересованные лица - Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары, Государственная жилищная инспекция г.Чебоксары, извещенные о судебном заседании надлежащим образом - заказанной корреспонденцией с уведомлением, в подтверждение чего в материалах дела имеются расписки в получении ими судебных извещений ( л.д.153-156) своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся в судебное заседание представителей названных лиц при имеющейся явке.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, изучив и проанализировав материалы дела, заслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку административный истец является собственником квартиры № <данные изъяты> жилого дома №72 по пр.Тракторостроителей г.Чебоксары, включенного оспариваемым постановлением в республиканскую программу капитального ремонта, то он является субъектом спорных правоотношений и вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).
Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Чувашской Республики определены Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 года № 41 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики», предусматривающим в пунктах 1, 3 и 4 статьи 10 утверждение республиканской программы капитального ремонта Кабинетом Министров Чувашской Республики (далее Закон Чувашской Республики №41 от 30.07.2013).
Кабинет Министров Чувашской Республики, утвердивший оспариваемую республиканскую программу, в силу Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики (статья 1).
Реализуя свои полномочия, Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением № 77 от 14 марта 2014 года утвердил республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы.
Согласно п.4 ст. 10 Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 года № 41 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики», утвержденная Кабинетом Министров Чувашской Республики республиканская программа размещается на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Как изложено выше, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77 утверждена республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы (далее – Республиканская программа).
Приложением к названной Республиканской программе является Перечень многоквартирных домов, включенных в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014-2043 годы и перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее – Перечень).
Первоначальный текст названного нормативного правового акта опубликован 28 марта 2014 года на официальном портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru,5 апреля 2014 годав газете «Вести Чувашии»,№13.
В соответствии с пунктом 3 постановления оно вступило в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
В Республиканскую программу до момента внесения в нее изменений оспариваемым административным истцом постановлением №486 от 24 декабря 2015 года были включены многоквартирные дома, расположенные на территории Чувашской Республики в 2014 году - 4733 многоквартирных дома.
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 №41, а также разделом 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77 республиканская программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ежегодно) которая осуществляется путем внесения в нее изменений. Основаниями для актуализации республиканской программы разделом 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77 предусмотрено включение или исключение многоквартирных домов из программы.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, включен в республиканскую программу капитального ремонта при ее актуализации постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2015 года № 486 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77» согласно приложению в графе 1923 раздела «г.Чебоксары».
В Республиканскую программу после внесения в нее изменений оспариваемым постановлением №486 от 24 декабря 2015 года включено 5055 многоквартирных дома.
Текст названного нормативного правового акта опубликован 29 декабря 2015 года на официальном портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru, 31 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23 января 2016 года в газете «Вести Чувашии»,№2.
В соответствии с пунктом 2 постановления оно вступило в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Указанная Республиканская программа формировалась и размещалась посредством государственной информационной системы «Интернет-Портал жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики» в электронном виде, порядок формирования и функционирования которой на момент принятия нормативного правового акта – постановления от 14 марта 2014 года № 77, а также на момент внесения в него изменений оспариваемым постановлением от 24 декабря 2015 года № 486 был определен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 мая 2012 года N 181 «О создании государственной информационной системы "Интернет-Портал жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики» (утратил силу 19.10.2019 в связи с изданием постановления Кабинета Министров ЧР от 09.10.2019 N 405).
Проанализировав установленные в указанной части обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта - постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2015 года № 486 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77», порядок его принятия соблюден; оспариваемый нормативный правовой акт - постановление от 24 декабря 2015 года № 486 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77», также как и постановление № 77 от 14 марта 2014 года, принят высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики в соответствии с возложенными федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации полномочиями; нормативный правовой акт о внесении изменений принят в той же форме, что и постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77; процедура его принятия, правила введения в действие и опубликования соблюдены.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в установленной законом форме и в установленном законом порядке, вступил в силу.
Проверяя в соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ оспариваемый нормативный правовой акт - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 486 от 24.12.2015 - в оспариваемой его части на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно положениям статей 39, 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Указанные положения Жилищного кодекса РФ действовали и на момент принятия административным ответчиком оспариваемого постановления.
В соответствии со ст. 10 Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 года № 41 (в ред. от 05.12.2015, действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) было предусмотрено, что в целях формирования (актуализации) республиканской программы капитального ремонта органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 июля представляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, необходимые для подготовки республиканской программы, в орган государственного жилищного надзора по форме, утвержденной указанным органом.
Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 11 Закона в той же редакции республиканская программа должна включать в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70 процентов, многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, домов, в которых имеется менее чем три квартиры (в ныне действующей редакции – менее чем пять квартир), и многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации республиканской программы приняты решения о сносе или реконструкции.
Аналогичные положения содержатся в ст.10 и в ст.11 Закона в редакции, действующей в настоящее время.
Таким образом, из положений федерального законодательства и законодательства Чувашской Республики следует вывод, что Республиканская программа формируется в отношении многоквартирных домов.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 543-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", пункт 3.21 которого определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Из изложенного следует, что в Республиканскую (региональную) программу может быть включен многоквартирный дом только после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом № 72 по пр.Тракторостроителей г.Чебоксары Чувашской Республики вводился в эксплуатацию поэтапно.
Так, разрешением администрации г.Чебоксары на ввод объекта в эксплуатацию № «RU 21304000 –«9 ж» от 24 февраля 2015 года введен в эксплуатацию построенный объект капитального строительства - 15-12-9-этажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями П этап: блок секции Г,Д,Е, квартиры с № 121 по 288 (168 квартир), расположенный по адресу: <...> (л.д.22-24).
Разрешением администрации г.Чебоксары на ввод объекта в эксплуатацию № 21-01-30ж-2015 от 10 августа 2015 года введен в эксплуатацию 15-12-9-этажный жилой дом (квартиры с №1 по №119) со встроенно-пристроенными помещениями (1 этап строительства - блок секции А,Б,В (119 квартир), расположенный по адресу: <...> (л.д.25-28).
Разрешением администрации г.Чебоксары на ввод объекта в эксплуатацию № 21-01-19ж-2017 от 14 августа 2017 года введен в эксплуатацию построенный 15-12-9-этажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями (Ш этап строительства – блок-секции Ж,З,И (квартиры с №289 по №404), расположенный по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, <...> (л.д.29-32,81).
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, как не оспаривается административными ответчиками и заинтересованными лицами содержание указанных разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что несмотря на то, что дом строился в три этапа, он представляет собой единый объект недвижимого имущества – многоквартирный жилой дом, состоящий из 404-ёх квартир (с 1 по 404), что подтверждается также ситуационным планом места расположения объекта (л.д.33), имеет единый почтовый адрес – Чувашская Республика – Чувашия, <...>.
Из материалов дела также следует, что наличие самостоятельных разрешений на ввод в эксплуатацию не означает, что каждая блок-секция представляет собой отдельный многоквартирный дом с отдельными нумерациями квартир, с самостоятельной нумерацией каждой блок-секции, как отдельного дома, с самостоятельным почтовым адресом.
То обстоятельство, что каждая блок-секция не имеет отдельной нумерации квартир, самостоятельной нумерации, как отдельного дома, и самостоятельного почтового адреса, не оспаривается и административным истцом.
Довод административного истца о том, что почтовый адрес всему дому был присвоен только лишь в 2018 году постановлением администрации г.Чебоксары №49 от 26.12.2018 (л.д.87), свидетельствовать о том, что многоквартирный дом был построен и введен в эксплуатацию 14 августа 2017 года только при сдаче в эксплуатацию Ш этапа строительства (квартиры с №289 по №404) не может. Из письменных материалов дела следует, что каждая из трех блок-секций при вводе в эксплуатацию имела один и тот же адрес: г.Чебоксары, пр.Тракторостроителей, дом №72.
Указанное постановление администрации г.Чебоксары также не может опровергнуть и то, что многоквартирный жилой дом №72 по пр.Тракторостроителей представляет собой единый объект недвижимого имущества и что он строился в качестве такового. Данным постановлением лишь подтверждено присвоение объекту того же адреса.
В данном случае при оспаривании нормативного правового акта правовое значение для включения многоквартирного дома в Республиканскую программу капитального ремонта имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и установленными законом требованиям. Включение такого объекта в Республиканскую программу в зависимости от очередности ввода многоквартирного дома в эксплуатацию ни федеральным, ни законодательством Чувашской Республики не поставлено. При этом ни федеральным законодательством, ни законодательством Чувашской Республики не предусмотрено включение многоквартирного жилого дома в региональную (в данном случае республиканскую) программу капитального ремонта по частям (подъездами).
Ссылка административного истца на положения ч.5.1 ст. 170 ЖК РФ и ч.7.1 ст.3 Закона Чувашской Республики №41 от 30.07.2013 о незаконности оспариваемого нормативного правового акта в его оспариваемой части свидетельствовать не может исходя из следующего.
Так, часть 5.1 статьи 170 ЖК РФ, введенная в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ, регулирует порядок возникновения у собственника обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт. Согласно указанной норме, если дом был введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, то обязанность по уплате возникает после актуализации такой программы и в срок, который установлен органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения дома в региональную программу капитального ремонта при актуализации программы.
Частью 7.1 ст. 3 Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 N 41 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики», введенной в действие Законом ЧР №71 от 05.12.2015, этот срок установлен и предусмотрено, что такая обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения республиканской программы и включенном в республиканскую программу при ее актуализации, возникает по истечении четырех лет одиннадцати месяцев с даты включения данного многоквартирного дома в республиканскую программу.
Как следует из административного искового заявления и пояснений административного истца, истец по сути не согласен с началом исчисления периода начисления взносов на капитальный ремонт, возникших у него как собственника жилого помещения в многоквартирном доме Ш очереди, введенной в эксплуатацию в 2017 году, в связи с чем в обоснование своих требований он и указывает на необоснованность начисления ему взносов на капитальный ремонт с даты включения многоквартирного дома в республиканскую программу с 2015 года, а не с 2017, приводя доводы о том, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у него возникает по истечении установленного законом субъекта в ч.7.1 ст.3 Закона ЧР № 41 от 30.07.2013 срока - с июля 2022 года.
Однако эти доводы административного истца не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку в порядке абстрактного нормоконтроля, в котором рассматривается данное административное дело, суд разрешает вопросы права - соответствие оспоренного правового регулирования иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а не вопросы правильности начисления взносов за капитальный ремонт.
Так, согласно разъяснениями, данным Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 14 Постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями.
Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14 января 1999 г. N 220-О, от 16 июля 2015 г. N 1823-О, от 29 сентября 2015 г. N 2215-О, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
Данное правовое регулирование по своему содержанию направлено на реализацию положений Конституции Российской Федерации, предусматривающих гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (статья 46, часть 1) и право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 486 от 24.12.2015 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года №77» в оспариваемой его части принято в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, жилищного законодательства Российской Федерации, законодательства Чувашской Республики и не противоречат нормам федерального законодательства.
Оспариваемое постановление № 486 в оспариваемой его части принято в соответствии со ст.ст. 36,167,168,169,170 Жилищного кодекса РФ, и им не противоречит, в связи с чем оснований для вывода о противоречии его в оспариваемой части положениям Конституции РФ, ст. 1 Гражданского кодекса РФ, ч.5.1 ст. 170 ЖК РФ и ч.7.1 ст.3 Закона Чувашской Республики №41 не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО4 о признании не действующим постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 486 от 24 декабря 2015 года «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года №77» в части включения в Республиканскую программу капитального ремонта многоквартирного жилого дома №72, расположенного по проспекту Тракторостроителей г.Чебоксары Чувашской Республики отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Мотивированный текст изготовлен 29 апреля 2022 года.