ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-147/2022 от 21.06.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-147/2022

УИД: 39ОS0000-01-2022-000123-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2022 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Маркеловой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Регент-Школьное питание» к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области об оспаривании пункта 6 Приложения 2 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года № 203»,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Регент-Школьное питание» обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что осуществляло деятельность по обеспечению горячим питанием учащихся МАОУ СОШ с 01 января 2019 года по 31 января 2021 года на основании договора на оказание услуг по организации горячего питания школе и оказывает услуги по обеспечению питанием сотрудников АО «Я» с 16 февраля 2017 года по настоящее время на основании договора №3487. С учетом специфики деятельности образующиеся отходы минимальны. 1 января 2019 года между ГП «ЕСОО» и ООО «Регент-Школьное питание» заключен договор на оказание услуг на обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), по условиям которого ГП «ЕСОО» обязалось принимать от Общества ТКО и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством, а административный истец — оплатить соответствующую услугу по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора, исходя из объема принимаемых твердых коммунальных отходов, расчет которого производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года № 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных пунктом 6 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218. Данный норматив накопления на 1 место, изложенный в п.6 – рестораны, кафе, учреждения общественного питания – составляет 2,2 м3/год - 242кг/год - плотность 110 кг/м3. Названный приказ опубликован на интернет-портале правовой информации 17 мая 2018 года (htpp://www.pravo.gov.ru). ООО «Регент-Школьное питание» является субъектом отношений, регулируемых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года №218, и норма, изложенная в п. 6, фактически применена к административному истцу. В производстве Арбитражного суда Калининградской области находится дело № А21-12053/2021 по иску ГП «ЕСОО» к ООО «Регент-Школьное питание» о взыскании задолженности по договорам от 1 января 2019 года, расчет которой произведен исходя из оспариваемого норматива за период, начиная с 1 января 2019 года. Указанный норматив противоречит Правилам определения нормативов ТКО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269, ввиду отсутствия данных о проведении в установленном порядке натурных исследований. В приказе Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218 воспроизведены (без повторного проведения натурных исследований) нормативы накопления ТКО, ранее установленные постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года № 664. Законом Калининградской области от 26 марта 2018 года № 150 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об отходах производства и потребления в Калининградской области» установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции исполнительного органа государственной власти Калининградской области в области обращения с отходами. Закон Калининградской области от 26 марта 2018 года № 150 вступил в силу со дня его официального опубликования на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 марта 2018 года. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденному постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2015 года № 642, исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами, является названное Министерство. Таким образом, со дня вступления в силу Закона Калининградской области от 26 марта 2018 года № 150 (то есть с 27 марта 2018 года) полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделено Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области. Постановлением Правительства Калининградской области от 27 апреля 2018 года № 248 «О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области» признано утратившим силу со дня подписания настоящего постановления (то есть с 27 апреля 2018 года) постановление Правительства от 30 декабря 2016 года № 664 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", после чего Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области был принят приказ от 4 мая 2018 года № 203 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области», который официально не был опубликован и отменен оспариваемым приказом от 14 мая 2018 года. Согласно пункту 5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218 настоящий нормативный правовой акт вступает в силу со дня его подписания, то есть с 14 мая 2018 года. Принимая во внимание, что оспариваемый в части приказ от 14 мая 2018 года № 218 официально опубликован 17 мая 2018 года, придание ему законной силы до дня официального опубликования не основано на законе. По своему содержанию пункт 6 Приложения 2 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом от 14 мая 2018 года № 218, также не соответствует законодательству, обладающему большей юридической силой. Калининградский областной суд по аналогичному административному исковому заявлению по делу №3а-142/2021 26 июля 2021 года установил, что не представляется возможным достоверно определить численность населения на той территории города Калининграде, где замеры были произведены, применительно к положениям пункта 7 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269; в нарушение пункта 11 Правил в пределах Калининграда замеры произведены не в течение 7 дней подряд в каждый из сезонов года, а с учетом указанных в ведомостях дат только 9, 10, 11, 12,14,15,19 октября 2015 года, 1, 3,5,6,7 февраля 2016 года и 20,22,24 июня 2016 года; сведения о проведении замеров в весенний период отсутствуют в полном объеме. С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что норматив накопления ТКО на территории Калининградской области установлен при наличии сведений о ненадлежащем осуществлении замеров объема и массы ТКО на территории городского округа «Город Калининград» и при полном отсутствии сведений об осуществлении в установленном порядке замеров объема и массы ТКО на территории иных муниципальных образований Калининградской области, при этом установленный норматив накопления ТКО по виду объектов - «промтоварные магазины» - при указанных обстоятельствах не соответствует расчетному нормативу исполнителя работ при отсутствии какого-либо иного экономического обоснования установленных нормативов. Таким образом, судом установлено, что оспариваемый норматив накопления ТКО не соответствует нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, в том числе приведенным выше положениям Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269. Имеются основания для признания пункта 6 Нормативов накопления ТКО не подлежащим применению со дня принятия приказа от 14 мая 2018 года № 218, поскольку нарушены правила введения в действие нормативного правового акта, не опубликованного в установленном порядке по состоянию на 14 мая 2018 года, и отсутствует надлежащее экономическое обоснование установленного названным приказом норматива. Просит признать не действующим и не подлежащим применению со дня вступления в силу пункт 6 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года № 203», и обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области принять замещающий нормативный правовой акт, устанавливающий норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов «рестораны, кафе, учреждения общественного питания» на период времени с 14 мая 2018 года.

Представитель административного истца ООО «Регент-Школьное питание» Кожанова О.О. заявленные административные исковые требования поддержала и пояснила, что оспариваемый приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218 принят с существенными нарушениями действующего законодательства. Так, при разработке нормативов накопления не были соблюдены требования о сезонности замеров, продолжительности их проведения в течение каждого из сезонов, полученное в результате замеров по муниципальным образованиям Калининградской области арифметическое равенство, отраженное в заключении разработчика, не соответствует оспариваемым нормативам.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Мусагитова Л.Д. возражала относительно заявленных административных исковых требований и пояснила, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка. Согласно письменному отзыву, Правительством Калининградской области было принято постановление от 30.12.2016 № 664 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области», которым утверждены нормативы накопления ТКО, в том числе для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по различным видам объектов на территории Калининградской области. Как следует из строки 6 приложения №2 к постановлению Правительства, установлены нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области для ресторанов, кафе, учреждений общественного питания магазинов в следующем объеме: Рестораны, кафе, учреждения общественного питания: на 1 место 2,2-242-110. В связи с изменениями, внесенными в ст. 5 Закона Калининградской области от 25.11.2015 № 477 «Об отходах производства и потребления в Калининградской области» и передачей полномочий по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов уполномоченному исполнительному органу государственной власти Калининградской области в области обращения с отходами, постановление Правительства от 30.12.2016 № 664 признано утратившим силу. Согласно п. 1 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 №642, исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами, является Министерство. Из подпункта 9 п. 16 указанного положения следует, что Министерство устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В связи с передачей полномочий министром природных ресурсов и экологии Калининградской области издан оспариваемый приказ от 14.05.2018 № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 04 мая 2018 года № 203». В установленном порядке оспариваемый приказ опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 17.05.2018. При утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, в том числе для учреждений общественного питания утверждены нормативы ТКО в объеме, ранее установленном постановлением Правительства от 30.12.2016 №664. Оспариваемые положения нормативного правового акта не нарушают права административного истца, который в случае несогласия с расчетом накопления ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 статьи 24.10 названного Федерального закона в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Абзацем 14 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Установлено, что 1 января 2019 года между ГП «ЕСОО» и ООО «Регент-Школьное питание» заключен договор на оказание услуг на обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), по условиям которого ГП «ЕСОО» обязалось принимать от Общества ТКО и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством, а административный истец — оплатить соответствующую услугу по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора, исходя из объема принимаемых твердых коммунальных отходов, расчет которого производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года № 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных пунктом 6 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218.

Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218, и оспариваемая норма фактически применена к административному истцу, у которого возникло законное право на обращение в суд с настоящим административным иском.

Пунктом 6 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года №218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года N 203» установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области по категории объектов «Рестораны, кафе, учреждения общественного питания»:

N п/п

Объекты

Расчетная единица

Норматив накопления

Плотность, кг/м3

м3/год

кг/год

Рестораны, кафе, учреждения общественного питания

на 1 место

Данный нормативный акт был опубликован на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru 17 мая 2018 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Калининградского областного суда от 26 июля 2021 года по административному делу № 3а-142/2021 по административному иску АО «Ювелирная торговля Северо-Запада» к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области об оспаривании пункта 15 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года № 203» признан не действующим и не подлежащим применению со дня вступления в силу пункт 15 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года № 203»; суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий норматив накопления твердых коммунальных отходов по объектам «промтоварные магазины» на период, начиная с 14 мая 2018 года.

Указанным решением суда установлено, что приказ от 14 мая 2018 года № 218 об установлении нормативов накопления ТКО принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, порядок его опубликования соблюден. Вместе с тем, судом установлено, что оспариваемый нормативный акт официально опубликован 17 мая 2018 года, придание ему законной силы до дня официального опубликования не основано на законе.

Постановлением Правительства от 30 декабря 2016 года № 664 ранее были установлены нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области, в том числе по категории объектов «Рестораны, кафе, учреждения общественного питания», тождественные установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года №218.

Оспариваемый пункт 6 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом от 14 мая 2018 года № 218, по своему содержанию также не соответствует законодательству, обладающему большей юридической силой.

Так, в силу требований пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505.

Исходя из пункта 5 указанных Правил, коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;

б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

При этом согласно пункту 3 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 настоящего Федерального закона порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).

Как следует из положений пункта 7 Правил определения нормативов накопления ТКО в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

В силу пункта 8 Правил определения нормативов накопления ТКО на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Кроме того, порядок определения репрезентативности выборки участков территории и объектов на них урегулирован приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр, которым утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО.

Согласно пунктам 6, 7 Методических рекомендаций для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых:

а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство;

б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;

в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.

Рекомендуется определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9 - 12 Правил определения нормативов накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций N 524/пр массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления.

В силу пункта 13 Правил норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

По делу установлено, что разработка действующих нормативов накопления ТКО была произведена в 2016 году на основании контракта от 11 сентября 2015 года, заключенного между Министерством ЖКХ Калининградской области и ООО «Строительные Технологии». В рамках дела №3а-142/2021 был представлен фрагмент отчета ООО «Строительные Технологии» по разработке нормативов накопления ТКО в Калининградской области, поименованного «Предлагаемые нормативы накопления ТКО для муниципальных образований Калининградской области», а также представленных в судебном заседании копии ведомостей для первичных записей определения массы и объема отходов в контейнерах. В ходе производства по настоящему административному делу иных доказательств проведения натурных замеров, в том числе по категории объектов (рестораны, кафе, учреждения общественного питания», стороной ответчика не представлено.

Из содержания данных ведомостей следует, что определенные замеры были произведены только в пределах городского округа «Город Калининград». Данные о проведении каких-либо замеров на участках в границах иных муниципальных образований отсутствуют.

В нарушение пункта 11 Правил в пределах Калининграда замеры произведены не в течение 7 дней подряд в каждый из сезонов года, а с учетом указанных в ведомостях дат только 9, 10, 11, 12, 14, 15, 19 октября 2015 года, 1, 3, 5, 6, 7 февраля 2016 года и 20, 22, 24 июня 2016 года. Сведения о проведении замеров в весенний период отсутствуют в полном объеме.

В ведомостях отсутствуют данные, позволяющие отнести проверяемые объекты к категории «рестораны, кафе, учреждения общественного питания».

В соответствии с представленным в настоящее судебное заседание фрагментом отчета по разработке нормативов накопления ТКО в Калининградской области предлагаемый норматив накопления ТКО по виду объектов «рестораны, кафе, учреждения общественного питания» по всем 22 муниципальным образованиям Калининградской области, исходя из расчетной единицы – 1 место, составляет:

1) городской округ «город Калининград» - 2,40 куб.м/год; 240 кг/год; плотность – 100 кг/ куб.м;

2) «Багратионовский муниципальный район» - 0,80 куб.м/год; 120 кг/год; плотность – 150 кг/куб.м;

3) «Балтийский муниципальный район» - 2,86 куб.м/год; 200 кг/год; плотность – 70 кг/ куб.м;

4) «Гвардейский городской округ» - 0,80 куб.м/год; 120 кг/год; плотность – 150 кг/ куб.м;

5) «Гурьевский городской округ» - 0,80 куб.м/год; 120 кг/год; плотность – 150 кг/ куб.м;

6) «Гусевский городской округ» - 2,40 куб.м/год; 240 кг/год; плотность – 100 кг/ куб.м;

7) «Зеленоградский городской округ» - 2,86 куб.м/год; 200 кг/год; плотность – 70 кг/ куб.м;

8) «Краснознаменский городской округ» - 2,40 куб.м/год; 240 кг/год; плотность – 100 кг/ куб.м;

9) «Ладушкинский городской округ» - 2,40 куб.м/год; 240 кг/год; плотность – 100 кг/ куб.м;

10) «Мамоновский городской округ» - 0,80 куб.м/год; 120 кг/год; плотность – 150 кг/ куб.м;

11) «Неманский муниципальный район» - 0,80 куб.м/год; 120 кг/год; плотность – 150 кг/ куб.м;

12) «Нестеровский район» - 2,40 куб.м/год; 240 кг/год; плотность – 100 кг/ куб.м;

13) «Озерский городской округ» - 2,40 куб.м/год; 240 кг/год; плотность – 100 кг/ куб.м;

14) «Пионерский городской округ» - 2,86 куб.м/год; 200 кг/год; плотность – 70 кг/ куб.м;

15) «Полесский муниципальный район» - 0,80 куб.м/год; 120 кг/год; плотность – 150 кг/ куб.м;

16) «Правдинский городской округ» - 2,40 куб.м/год; 240 кг/год; плотность – 100 кг/ куб.м;

17) «Светловский городской округ» - 2,40 куб.м/год; 240 кг/год; плотность – 100 кг/ куб.м;

18) «Светлогорский район» - 2,86 куб.м/год; 200 кг/год; плотность – 70 кг/ куб.м;

19) «Славский городской округ» - 0,80 куб.м/год; 120 кг/год; плотность – 150 кг/ куб.м;

20) «Советский городской округ» - 2,40 куб.м/год; 240 кг/год; плотность – 100 кг/ куб.м;

21) «Черняховский городской округ» - 2,40 куб.м/год; 240 кг/год; плотность – 100 кг/ куб.м;

22) «Янтарный городской округ» - 2,86 куб.м/год; 200 кг/год; плотность – 70 кг/ куб.м.

Исходя из приведенных выше предложенных ООО «Строительные Технологии» нормативов накопления ТКО по категории «рестораны, кафе, учреждения общественного питания» по муниципальным образования норматив по Калининградской области на 1 место, исчисленный как среднее арифметическое равенство, составит: 2 куб.м/год; 193 кг/год; плотность – 109,09 кг/ куб.м. Однако, оспариваемым нормативным актом установлены иные нормативы – объем - 2,2 м3/год, вес – 242 кг/год, плотность - 110 кг/м3.

Опрошенная в качестве специалиста сотрудник Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Кудрявцева О.А. настаивала на том, что замеры объемов ТКО при разработке нормативов были произведены исполнителем в полном объеме в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО и Методическими рекомендаций N 524/пр. Вместе с тем, дать пояснения о местонахождении первичных документов по замерам в полном объеме и причинах несоответствия результатов полученных разработчикам нормативов установленным не смогла.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что норматив накопления ТКО для ресторанов, кафе, учреждений общественного питания на территории Калининградской области установлен при отсутствии сведений о надлежащем проведении замеров сбора ТКО и не соответствует расчетному нормативу исполнителя работ при отсутствии какого-либо иного их обоснования.

Следовательно, оспариваемый норматив накопления ТКО не соответствует нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, в том числе приведенным выше положениям Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269.

Ввиду изложенного административные исковые требования ООО «Регент-Школьное питание» об оспаривании пункта 6 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218, подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о том, с какой даты оспариваемая норма не подлежит применению, суд полагает, что в данном случае имеются основания для признания пункта 6 Нормативов накопления ТКО не подлежащим применению со дня принятия приказа от 14 мая 2018 года № 218, поскольку нарушены правила введения в действие нормативного правового акта, не опубликованного в установленном порядке по состоянию на 14 мая 2018 года, и отсутствует надлежащее экономическое обоснование установленного названным приказом норматива.

На основании части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо,

Поскольку в связи с наличием оснований к признанию приказа от 14 мая 2018 года не подлежащим применению со дня его принятия и признанием во внесудебном порядке утратившим силу действовавшего до 14 мая 2018 года постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года № 664, возникла правовая неопределенность относительно определения норматива для целей исчисления размера платы за оказание услуги по обращению с ТКО за период, начиная с 14 мая 2018 года по день вступления в силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23 июля 2021 года № 284 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218», обратная сила которому не придана.

С учетом изложенного суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по принятию замещающего нормативного правового акта, устанавливающего норматив накопления твердых коммунальных отходов по объектам «промтоварные магазины» за период, начиная с 14 мая 2018 года.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ООО «Регент-Школьное питание» удовлетворить.

Признать не действующим и не подлежащим применению со дня вступления в силу пункт 6 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года № 203».

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов «рестораны, кафе, учреждения общественного питания» на период времени с 14 мая 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2022 года.

Судья Д.В. Шубин