ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-147/2022 от 27.01.2022 Московского областного суда (Московская область)

3а-147/2022

50OS0000-01-2021-001478-49

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2022 года гор. Красногорск

Московская область

Московский областной суд

в составе председательствующего судьи Першиной С.В.

с участием прокурора Быхановой Е.В.

при секретаре Гриценко О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Агроресурс» к Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействующим пункта <данные изъяты> приложения к Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 29 ноября 2021г. № 15ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (на 2022 год),

у с т а н о в и л:

29 ноября 2021г. Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение № 15ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

ООО «Агроресурс» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного указанным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области.

Административный истец просит суд признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> приложения к Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 29 ноября 2021г. № 15ВР-2199 о включении в названный Перечень принадлежащего истцу на праве собственности нежилого здания общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, ссылаясь на отсутствие у данного здания предусмотренных законом признаков объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций начисляется исходя из кадастровой стоимости.

В обоснование заявленного иска административный истец ссылается на то, что в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, спорное здание располагается на земельном участке общей площадью 4000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты>;категория земель: <данные изъяты>. Согласно классификатору, утвержденному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, разрешенное использование земельного участка- <данные изъяты> подразумевает под собой размещение зданий и сооружений дорожного сервиса, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 № 46-П По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шестопрядильная фабрика» (или постановление) Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что «подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно- правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения)».

Исходя из того, что присвоенный земельному участку вид разрешенного использования «объекты дорожного сервиса» не позволяет конкретно определить вид его использования, следует вывод, что здание расположено на земельном участке, разрешенное использование которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В таком случае, исходя из положений ст. 378.2 НК РФ должна быть соблюдена процедура по определению фактического использования здания, расположенного на земельном участке, которая перед принятием оспариваемого нормативного акта не проводилась.

При этом, административный истец не оспаривает, что часть спорного объекта используется под торговую и офисную площадь, в частности, площадь торговых помещений составляет <данные изъяты> от общей площади здания (<данные изъяты> а площадь размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры составляет <данные изъяты> от общей площади здания (<данные изъяты>). Общая площадь торговых помещений вместе с офисами и соответствующей офисной инфраструктуры в здании составляет <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> что составляет 13% от общей площади здания.

Таким образом, представленные характеристики фактического использования здания не позволяли включить его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Включение данного нежилого здания в Перечень за указанный период, по мнению административного истца, неправомерно налагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Представителем административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области представлен письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что распоряжение № 15ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (на 2022 год) принято компетентным органом государственной власти Московской области и в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, а также не нарушает права и законные интересы административного истца. В соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003г. № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется, в том числе в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от <данные изъяты> и помещений в них, включенных в Перечень, формирование которого осуществляется в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) в целях данной статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером <данные изъяты> является нежилым зданием площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно Акту от <данные изъяты> обследования здания (строения, сооружения) и помещения с целью определения вида их фактического использования для целей налогообложения в спорном здании под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания используется <данные изъяты> общей площади здания. В спорном здании располагается Автоцентр «Овод», официальный дилер «Ниссан» (ООО «Авто Бизнес Центр»), основным видом деятельности которого является торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах. По условиям договора аренды от <данные изъяты> и дополнительного соглашения <данные изъяты> к договору аренды, у ООО «Авто Бизнес Центр» в аренде находится <данные изъяты> кв.м. нежилых помещений, что составляет <данные изъяты> от общей площади спорного здания. С учетом предусмотренных ЕГРЮЛ видов деятельности арендатор ООО «Авто Бизнес Центр» осуществляет на арендуемых площадях оптовую и розничную торговлю.

По условиям договора аренды от <данные изъяты> с учетом дополнительного соглашения <данные изъяты>, у ООО «Техцентр Каширский», основным видом деятельности которого является «техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств» находится в аренде <данные изъяты> кв.м. нежилых помещений. Согласно сведениям ЕГРЮЛ, виды деятельности данного арендатора как основной, так и дополнительные, не предусматривают осуществление складской деятельности. Таким образом, арендатор осуществляет на указанной площади техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, оптовую и розничную торговлю.

Ссылку административного истца в обоснование заявленных требований на постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шестопрядильная фабрика» считает необоснованной; данное постановление неприменимо к административному истцу, поскольку последний является собственником, а не арендатором земельного участка.

От представителя заинтересованного лица администрации Ленинского городского округа Московской области поступил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> по доверенности, он же представлявший интересы заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Авто Бизнес Центр», общества с ограниченной ответственностью «Технический центр «Каширский», общества с ограниченной ответственностью «И.П. Фактор» поддержал заявленные исковые требования, дополнив по обстоятельствам дела, что Акт от <данные изъяты> обследования здания (строения, сооружения) и помещения с целью определения вида их фактического использования для целей налогообложения в спорном здании под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не может быть принято судом во внимание, поскольку он, в нарушение требований действующего законодательства, составлен после принятия и вступления в силу оспариваемого Распоряжения № 15ВР-2199 и приложения к нему <данные изъяты> Кроме того, внесенная в Акт обследования помещений от <данные изъяты> информация является недостоверной, поскольку помещения с наименованием «склад запчастей» площадью <данные изъяты>. (по экспликации к техническому паспорту <данные изъяты> и склад автомобилей площадью <данные изъяты>. (по экспликации к техническому паспорту <данные изъяты> не являются помещениями под размещение торговых объектов; помещения с наименованиями «мойка» общей площадью <данные изъяты> (по экспликации к техническому паспорту <данные изъяты> «ремонтная зона» площадью <данные изъяты> (по экспликации к техническому паспорту № 60- «участ. ТО, ТР»), «ремонтная зона» общей площадью <данные изъяты> кв.м. (по экспликации к техническому паспорту <данные изъяты> не являются помещением под размещение объектов бытового обслуживания.

Торговую предпринимательскую деятельность в спорном здании осуществляет только один арендатор помещений- ООО «Авто Бизнес Центр»; помещение, в котором ведется торговая деятельность, находится на 1-м этаже здания, площадь указанного помещения составляет <данные изъяты> кв.м.

Существующий вид разрешенного использования земельного участка <данные изъяты> соответствуют назначению и фактическому использованию здания, расположенного на нем. Земельный участок используется в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Наибольшая площадь помещений в здании, принадлежащем административному истцу, предусматривает ее использование в целях выполнения технического обслуживания /ремонта транспортных средств (код- <данные изъяты>). Кроме того, в здании имеется помещение мойки площадью <данные изъяты> кв.м. (код- <данные изъяты>). Таким образом, к земельному участку административного истца наиболее подходит комплексный вид разрешенного использования: объекты дорожного сервиса (цифровой код в <данные изъяты>). При этом, осуществление торговой деятельности в части помещений здания, принадлежащего административному истцу, не свидетельствует о том, что земельный участок используется с нарушением его вида разрешенного использования /целевого назначения. На основании Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, использование части земельного участка в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению, а отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка не образует состава правонарушения, предусмотренного часть. 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Представитель административного ответчика <данные изъяты> по доверенности возражала против удовлетворения завяленных требований, поддержав доводы, приведенные в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица администрации Ленинского городского округа Московской области <данные изъяты> по доверенности просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора <данные изъяты>, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Однако в силу части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, который устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие Налогового кодекса обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Таковым, в силу положений ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных объектов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.

Субъекту Российской Федерации, после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предоставлено право своим законом устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге не имущество организаций Московской области" установлено, что на территории Московской области с 1 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе, торговых центров (комплексов) общей площадью от <данные изъяты> и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 1.1).

Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу пункта 13.5.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, в Московской области уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений Московской области.

Из системного анализа названных правовых норм следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 29 ноября 2021 № 15ВР-2199 опубликовано в официальном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225 30 ноября 2021г. и размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 29.11. 2021.

Таким образом, порядок принятия и опубликования указанного нормативного правового акта соблюден, хотя данное обстоятельство административным истцом не оспаривается.

Судом установлено, что в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный оспариваемым распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 29 ноября 2021г. № 15 ВР-2199 под номером <данные изъяты> включен принадлежащий на праве собственности административному истцу объект недвижимого имущества нежилое здание общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты><данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается копиями соответствующих документов.

В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом), в силу положений п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, что объект недвижимости - здание общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>; назначение- <данные изъяты>; наименование- <данные изъяты>.

Понятие торгового объекта раскрыто в п. 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст "Об утверждении национального стандарта", в котором указано, что торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" площадь торгового объекта- помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных с расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

В соответствии с экспликацией к поэтажному плану ТТЦ, являющей приложением технического паспорта здания с кадастровым номером <данные изъяты>, таких помещений, которые по наименованию и назначению могут быть отнесены к торговой площади, в указанном здании три: «автосалон», площадью <данные изъяты> кв. м, касса, площадью <данные изъяты> кв. м, касса, площадью <данные изъяты> кв.м. Кроме того, еще одно помещение с наименованием «склад» площадью <данные изъяты> кв. м, по наименованию, могло быть учтено при включении здания в Перечень.

При этом однозначный вывод о том, что более <данные изъяты> площади от общей площади здания используется для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания из технической документации не следует.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, отнесенном к категории земель <данные изъяты> имеет вид разрешенного использования <данные изъяты> (ВРИ изменен в сентябре 2021 года, ранее - <данные изъяты>

Вид разрешенного использования <данные изъяты> согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от <данные изъяты>, описан как «<данные изъяты> и включает в себя следующие виды разрешенного использования:

- 4.9.1.1 «Заправка транспортных средств» (Размещение автозаправочных

станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса);

- 4.9.1.2 «Обеспечение дорожного отдыха» (Размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса);

- 4.9.1.3 «Автомобильные мойки» (Размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли);

-4.9.1.4 «Ремонт автомобилей» (Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка также не позволяет со всей очевидностью сделать вывод об использовании его для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания.

Учитывая изложенное, обоснованность включения здания в оспариваемый Перечень следовало определять исходя из его фактического использования.

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимости, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, то есть в данном случае до 1 января 2022 года.

Согласно представленным административным ответчиком сведениям, мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2022 год проводились 21 декабря 2021г., т.е. до начала налогового периода, на который определялся перечень объектов недвижимого имущества.

Согласно Акту от <данные изъяты> обследования здания (строения, сооружения) и помещения с целью определения вида их фактического использования для целей налогообложения в спорном здании под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания используется <данные изъяты> общей площади здания.

В частности, к помещениям под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания отнесены следующие помещения: цокольный этаж: пом. I, ком. № 1 склад запчастей площадью <данные изъяты>., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> (согласно представленному техническому паспорту по состоянию на <данные изъяты>) общей площадью <данные изъяты> кв.м.; <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>) площадью <данные изъяты> кв.м. (согласно представленному техническому паспорту по состоянию на 26.03.2007) общей площадью <данные изъяты> кв.м.; <данные изъяты> (согласно представленному техническому паспорту по состоянию на <данные изъяты>) общей площадью <данные изъяты> кв.м. По результатам обследования произведен расчет соотношения торговых площадей к общей площади обследуемого объекта: <данные изъяты> кв.м.- торговля, общественное питание и бытовое обслуживание, из них: <данные изъяты> кв.м.- торговля (<данные изъяты>; <данные изъяты> кв.м. – общественное питание (<данные изъяты>), <данные изъяты> кв.м.- бытовое обслуживание (<данные изъяты><данные изъяты> кв.м- общая площадь объекта. Таким образом, в процентном соотношении площадь помещений, используемых под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составила <данные изъяты>%.

Оснований подвергать критической оценке данный акт у суда не имеется, он является надлежащим письменным доказательством, составленным в присутствии представителя административного истца; содержит указание на вид фактического использования; содержит мотивированное решение по итогам обследования; содержащиеся в акте выводы о фактическом обследовании здания подтверждаются фотоиллюстрациями, являющимися приложением к акту.

Вопреки доводам административного истца, отнесение к категории торговой площади помещения с наименованием <данные изъяты> является правомерным, поскольку согласно п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 346.43.3 Налогового кодекса РФ магазин- специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно- бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Учитывая, что по смыслу п. 2 ст. 375, п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ фактическое обследование объектов недвижимости проводится до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, в данном случае такое обследование должно было быть проведено до 01.01.2022 (апелляционное определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.09.2019 №71-АЛА 19-8).

Данное условие выполнено административным ответчиком, следовательно включение здания в оспариваемый Перечень является обоснованным.

Установленные в результате фактического обследования здания юридически значимые обстоятельства, указывающие на то, что площадь помещений, используемых под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в здании составляет <данные изъяты>, подтверждаются иными представленными в материалы дела письменными доказательствами.

Так, согласно представленным сведениям, в спорном здании располагается Автоцентр «Овод», официальный дилер «Ниссан» (ООО «Авто Бизнес Центр»), основным видом деятельности которого является торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах. По условиям договора аренды от <данные изъяты> и дополнительного соглашения <данные изъяты> к договору аренды, у ООО «Авто Бизнес Центр» в аренде находится <данные изъяты> кв.м. нежилых помещений, что составляет <данные изъяты> от общей площади спорного здания. С учетом предусмотренных ЕГРЮЛ видов деятельности арендатор ООО «Авто Бизнес Центр» осуществляет на арендуемых площадях оптовую и розничную торговлю.

По условиям договора аренды от <данные изъяты> с учетом дополнительного соглашения <данные изъяты>, у ООО «Техцентр Каширский», основным видом деятельности которого является «техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств» находится в аренде <данные изъяты> кв.м. нежилых помещений. Согласно сведениям ЕГРЮЛ, виды деятельности данного арендатора как основной, так и дополнительные, не предусматривают осуществление складской деятельности. Таким образом, арендатор осуществляет на указанной площади техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, оптовую и розничную торговлю.

При указанных обстоятельствах, спорное нежилое отдельно стоящее здание по состоянию на 01.01.2022г. отвечало критерию, изложенному в подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а, соответственно, было правомерно включено в Перечень на 2022 год, как здание, предназначенное для использования в целях размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Оснований для его исключения из указанного Перечня по доводам, приведенным административным истцом, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «Агроресурс» к Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействующим пункта <данные изъяты> приложения к Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 29 ноября 2021г. № 15ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (на 2022 год) отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Першина

Мотивированное решение изготовлено 1.02.2022г.