РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 15.09.2022 Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Клюева С.Б., при секретаре: Абсалямовой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1481/2022 по административному исковому заявлению Шакуровой Татьяны Вячеславовны к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, УСТАНОВИЛ: Шакурова Т.В. (далее также – административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения к административному иску просила: Признать недействующими со дня его принятия: - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647 в части включения в него под пунктом № 24440 нежилого помещения с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктом № 26093 нежилого помещения с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10 2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом № 25454 нежилого помещения с кадастровым номером №. Требования обусловлены тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца. В судебном заседании представитель административного истца Кияйкин А.В., по доверенности, поддержал уточненные требования. Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что оно находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, где располагаются офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания. Указанный довод подтверждается сведениями независимой международной картографической компании «2ГИС», размещенными на официальном сайте «2gis.ru/samara» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также указывается на отсутствие оснований для обращения в суд в части требования о признании недействующим части перечней в связи с истечением сроков на взыскание налоговых платежей за данные периоды. Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить. В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 №719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018, 2019, 2021 годы. Факт включения нежилого помещения в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается. Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке: Приказ министерства № 1647 от 18.10.2017 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 -16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180). 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 -34378)). Приказ министерства № 1608 от 29.10.2018 опубликован наофициальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018. Приказ министерства № 2014 от 19.10.2020 опубликован наофициальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020 года. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: - здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; - фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 113,20 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН. Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. Из материалов дела также следует, что земельный участок под многоквартирным жилым домом имеет кадастровый номер № и вид разрешенного использования: под строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой. Из технического паспорта от 14.11.2005 следует, что объект имеет в своем составе два помещения площадью 50,4 и 53,3 кв. м, сан. узел, тамбур. Указанный вид разрешенного использования нежилого помещения, в совокупности со сведениями о здании многоквартирного жилого дома в котором оно расположено, и земельном участке на котором располагается здание МКД, не предполагает безусловное размещение в нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. В материалы дела сведения о составлении административным органом актов фактического использования спорного объекта недвижимости на момент формирования Перечней не представлено. Из пояснений представителя административного истца, акта осмотра недвижимого имущества, сопоставленного кадастровым инженером ФИО1. от 28.08.2021, договора аренды от 01.09.2018 с ООО ФИО2», следует, что нежилое помещение используется под склад для хранения разработок компьютерного программного обеспечения, торговые, офисные помещения, помещения по оказанию услуг общественного питания или бытового обслуживания отсутствуют. Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее, не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения. В то же время налоговый закон в его экономических основаниях может быть ориентирован на разные характеристики экономически значимых объектов и обстоятельств хозяйственной деятельности, не исключая разрешенного использования земельных участков. С учетом изложенного, суд полагает, что принадлежащее административному истцу помещение не соответствует ни одному из условий, предусмотренных ст.378.2 НК РФ. Наименование нежилого помещения, его технические характеристики, содержащиеся в технической документации, в совокупности с наименованием объекта и его фактическим использованием, не предполагают безусловное размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, назначение спорного помещение не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, учитывая, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о том, что оснований для включения спорного нежилого помещения в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества не имелось. Доводы Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что на первом этаже многоквартирного жилого дома располагаются офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сведений о размещении в нежилом помещении, включенном в Перечни, офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания не предоставлено. Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для обращения в суд в части требования о признании недействующим перечня за 2016 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку данное требование не включено административным истцом в уточненный административный иск и не является предметом рассмотрения в настоящем деле. Несмотря на истечение срока действия части оспариваемых Перечней, данные нормативные правовые акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку, с учетом положений Налогового законодательства, регулирующего вопросы налогообложения физических лиц, для них сохраняется возможность перерасчета уплаченных налогов на имущество, а также взыскания недоимки налоговым органом. Доводы административного ответчика о том, что сведениям, размещенным на официальном сайте «2gis.ru/samara» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение, размещены офисы, торговые объекты, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств тому, что нежилое помещение, включенное в Перечни, используются как офис или торговый объект, суду не предоставлено. Кроме того Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает "сеть Интернет" в качестве источника информации при решении вопроса о включении объектов недвижимого имущества в целях их налогообложения исходя из их кадастровой стоимости в соответствующие Перечни. Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером № необоснованно включено в Перечни на 2018, 2019, 2021 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019, 2021 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия. Вуководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Административный иск Шакуровой Татьяны Вячеславовны удовлетворить. Признать недействующими со дня его принятия: - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647 в части включения в него под пунктом № 24440 нежилого помещения с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктом № 26093 нежилого помещения с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10 2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом № 25454 нежилого помещения с кадастровым номером №. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья С.Б. Клюев Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.09.2022. № № № № № № № № № № № № № № № № № № |