ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1484/19 от 02.12.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-1484/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 декабря 2019 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Санниковой С.А.,

при секретаре судебного заседания Овдиенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного письменного производства дело по административному исковому заявлению АО фирма «Агрокомплекс им.Н.И.Ткачева» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

У С Т А Н О В И Л :

АО фирма «Агрокомплекс им.Н.И.Ткачева» обратилось в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими:

- Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года № 3008 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», в части утверждения пунктов 18939, 19121, 18921, 18922, 23109, 23140 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

- Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», в части утверждения пунктов 21576, 21773, 21556, 21557, 26241, 26274, 26276 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в поименованные Перечни в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество:

пункты 18939, 21576 - нежилое здание - отделение № 4 Пункт техобслуживания расположенное по адресу: Краснодарский край, Славянский район, х.Коржевский в 12,8 кв. северо-восточнее северо-западнее окраины х.Коржевского, с кадастровым номером <...>, площадью 233,1 кв.м.;

пункты 19121, 21773 - административное здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, ул.<...> кадастровым номером <...>, площадью 976,3 кв. м.;

пункты 18921, 21556 - нежилое здание - отделение № 3 Здание столовой, расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, в 5,2 км. северо-восточнее северо-восточной окраины <...>, с кадастровым номером <...>, площадью 157,3 кв. м.;

пункты 18922, 21557 - нежилое здание - отделение <...> Пункт техобслуживания расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, в 5,2 км северо-восточнее северо-восточной окраины <...>, с кадастровым номером <...>, площадью 294 кв. м.;

пункт 23109, 26274 - административное здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, ул.им.Айвазяна, дом 31 «Б», с кадастровым номером <...>, площадью 264,1 кв. м.;

пункт 23140, 26276 - здание автозаправочной станции, расположенное по адресу Краснодарский край, <...>, с кадастровым номером <...>, площадью 9,2 кв. м.

АО фирма «Агрокомплекс им.Н.И.Ткачева» является собственником вышеуказанных объектов недвижимого имущества и считает, что включение указанных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года №3388-К3 «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций», так как эти объекты не обладают признаками объектов налогообложения, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Включение данных объектов в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

В судебное заседание представитель административного истца АО фирма «Агрокомплекс им.Н.И.Ткачева» не явился, до начала судебного заседания представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, в судебное заседание не явился, представив отзыв на административное исковое заявление, просит суд принять по делу законное и обоснованное решение по заявленным требованиям.

Лицо, обязанное участвовать в деле, - прокурор, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, хотя был уведомлен надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

В силу статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке упрощенного (письменного), поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.

Изучив доводы административного искового заявления, отзыв, исследовав доказательства и материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО КК) на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

26 декабря 2017 года принят приказ ДИО КК № 3008, которым утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», согласно приложению к данному приказу.

26 декабря 2018 года принят приказ ДИО КК № 3043, которым утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», согласно приложению к данному приказу.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее - Положение о ДИО КК), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу ДИО КК является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.

Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2017 года № 3008 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2018 года № 3043 принят в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов ДИО КК от 26 декабря 2017 года № 3008 и от 26 декабря 2018 года № 3043.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документов, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте ДИО КК, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов ДИО КК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативно-правовых актов не нарушен.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в части 3,4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,4,5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, АО фирма «Агрокомплекс им.Н.И.Ткачева» на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимого имущества:

- нежилое здание - отделение <...> Пункт техобслуживания расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, в 12,8 кв. северо-восточнее северо-западнее окраины <...>, с кадастровым номером <...>, площадью 233,1 кв. м. (л.д. 188-191),

- административное здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, ул.<...> кадастровым номером <...>, площадью 976,3 кв. м. (л.д. 157-164),

- нежилое здание - отделение <...> Здание столовой, расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, в 5,2 км. северо-восточнее северо-восточной окраины <...>, с кадастровым номером <...>:10, площадью 157,3 кв. м. (л.д. 129-128),

- нежилое здание - отделение <...> Пункт техобслуживания расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, в 5,2 км северо-восточнее северо-восточной окраины <...>, с кадастровым номером <...>, площадью 294 кв. м. (л.д. 129-132),

- административное здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <...>, ул.им.Айвазяна, дом 31 «Б», с кадастровым номером <...>, площадью 264,1 кв. м. (л.д. 44-45),

- здание автозаправочной станции, расположенное по адресу Краснодарский край, <...>, с кадастровым номером <...>, площадью 9,2 кв. м. (л.д. 30-33).

Как установлено судом из материалов дела, объекты недвижимого имущества были включены в проект перечня на 2018 год в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на основании сведений ЕГРН об их назначении, а именно:

- объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> («отделение <...> пункт техобслуживания»), <...> («отделение <...> Пункт техобслуживания») - как объекты бытового обслуживания;

- объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...> «административное здание» - как административно-деловые центры;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> «здание столовой» - как объект общественного питания;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> «здание автозаправочной станции» - как торговый объект и объект бытового обслуживания.

Сведения о назначении и наименовании объектов предоставлены письмом Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 18 мая 2017г. №08-374/16624.

Проект перечня был размещен 15 сентября 2017 года на официальном сайте департамента в разделе: «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Согласно подпунктам 3, 4 пункта 1 Приказа об организации работы по определению перечня, объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> были включены в проект перечня на 2019 год по тем же основаниям, что в проект перечня на 2018 год (сведения о назначении и наименовании объектов, представленные письмом Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 5 июля 2018г. № 11-775/23486, аналогичны сведениям, представленным за 2017 год).

Проект перечня на 2019 год был размещен 14 сентября 2018 года на официальном сайте департамента в разделе: «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Суд считает доводы АО фирма «Агрокомплекс им.Н.И.Ткачева» об исключении спорных объектов недвижимого имущества из Перечней обоснованными, а административный иск подлежащими удовлетворению.

Законодательно определение понятия «офис» не закреплено. При этом конструкция статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет относить к административно-деловым объектам, в том числе и здания, расположенные на земельных участках с любым видом разрешенного использования, в случае, если назначение помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно сведениям ЕГРН объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> имеют наименование «административное здание».

Применительно к налогу на имущество организаций понятие «объект бытового обслуживания» в Налогового кодекса Российской Федерации не установлено. В связи с этим при определении соответствия объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации использовался перечень кодов видов деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р, код 45.20 - «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств».

В соответствии со сведениями ЕГРН объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:27:1002005:11182, 23:27:1001002:11 имеют наименование «пункт техобслуживания».

Применительно к налогу на имущество организаций понятие «объект общественного питания» в Налоговом кодексе Российской Федерации не установлено. В связи с этим при определении соответствия объектов недвижимого имущества требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации использовалось определение понятия «объект общественного питания», приведенное в законодательстве.

Согласно пунктам 2, 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору. Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

«ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года № 1676-ст (далее - ГОСТ 30389-2013), дано следующее определение столовой - это предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания могут быть расположены, в том числе, на территории промышленных объектов, воинских частей, исправительных учреждений, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений. Предприятия (объекты) общественного питания могут быть постоянно действующими и сезонными (летними и пр.).

Таким образом, действующим законодательством возможность отнесения объектов к объектам общественного питания ставится в зависимость исключительно от вида оказываемых ими услуг и не привязана к вхождению в состав других объектов. При этом, исходя из вышеизложенного, предприятия общественного питания могут оказывать услуги ограниченному кругу потребителей.

Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> имеет назначение «здание столовой».

При определении соответствия объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <...> требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации использовался перечень кодов видов деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 гола № 2496-р, код 45.20.11.515 - «Топливозаправочные работы (бензин, дизельное топливо, газ)».

Кроме того, учитывался вид деятельности 47.30.11 - «Торговля розничная бензином и дизельным топливом в специализированных магазинах», указанный «ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст).

Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> имеет назначение «здание автозаправочной станции».

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, в том числе, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, как:

- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);

- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).

Согласно материалам дела объект недвижимости с кадастровым номером <...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования «под отделение № 4» (л.д. 176-180).

Объект недвижимости с кадастровым номером <...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» (л.д. 144-146).

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...> расположены на земельном участке с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования «под отделение <...>» (л.д. 106-110).

Объект недвижимости с кадастровым номером <...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования «для административного здания» (л.д. 74-76).

Объект недвижимости с кадастровым номером <...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования «для эксплуатации производственных объектов бригады № 5» (л.д.46-48).

Объект недвижимости с кадастровым номером <...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования «для эксплуатации склада ГСМ» (л.д. 34-44).

Других документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данных участков в период включения объектов в оспариваемые перечни, в материалах дела не содержится. Такие виды разрешенного использования назначения земельных участков, на которых расположены оспариваемые объекты недвижимости, не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения расположенных на них объектов использования недвижимости в перечни.

Из содержания технических паспортов на объекты недвижимого имущества суд установил следующие обстоятельства:

Согласно техническому паспорту на объект с кадастровым номером <...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), объект недвижимости имеет наименование «административное здание, литер А, пристройка литер А1», состоит из нежилых помещений, включая «кабинет», «бытовую», «подсобное» (л.д. 22-29).

Согласно техническому паспорту на объект с кадастровым номером <...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), объект недвижимости имеет наименование «административное здание, литер А, пристройка литер А1», состоит из нежилых помещений, включая «кабинет», «коридор», «подсобное», «склад», «столовая», «кухня» (л.д. 51-57).

Согласно техническому паспорту на объект с кадастровым номером <...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), объект недвижимости имеет наименование «административное здание, литер А,», состоит из нежилых помещений, включая «кабинет», «коридор», «приемную», «лестничную клетку» (л.д. 77-85).

Согласно техническому паспорту на объект с кадастровым номером <...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), объект недвижимости имеет наименование «отделение № 3, пункт техобслуживания литер В,», состоит из нежилых помещений, включая «сварочный цех», «склад», «кабинет», «токарный цех» (л.д. 117-120).

Согласно техническому паспорту на объект с кадастровым номером <...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), объект недвижимости имеет наименование «отделение № 3, здание столовой литер Б,б,б1,б2,б3», состоит из нежилых помещений, включая «коридор», «служебное помещение», «кухни», «овощного цеха», «моечной» (л.д. 121-124).

Согласно техническому паспорту на объект с кадастровым номером <...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), объект недвижимости имеет наименование «административное здание», состоит из нежилых помещений, включая «комнаты отдыха», «подсобной», «кабинета», «коридора», «приемной». (л.д. 151-156)

Согласно техническому паспорту на объект, с кадастровым номером <...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), объект недвижимости имеет наименование «отделение № 4 пункт техобслуживания литер В», состоит из нежилых помещений, включая «коридор», «душевую», «мастерскую», «бытовую комнату», «гараж», «комнату отдыха» (л.д. 184-187).

Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, объектам коммерческого и административного назначения, объектам питания, в материалах административного дела не содержится.

Согласно актов обследования спорных объектов недвижимого имущества от 18 ноября 2019 года, проведенного специалистом подведомственного департаменту ГКУ КК «Кубаньземконтроль», наделенного полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, установлено:

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> расположен по адресу: Краснодарский край, <...>, 100 % площади объекта не используется, находится в аварийном состоянии. Объект в составе производственного комплекса, имеет свободный доступ, фасадом выходит на улицу;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> расположен по адресу: Краснодарский край, <...>, ул.<...>, 35,9 % от общей площади объекта занимают кабинеты сотрудников общества, 9 % - столовая общества, 55,1 % - вспомогательные помещения. Объект в составе производственного комплекса, в глубине огороженной территории с ограниченным доступом;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> расположен по адресу: Краснодарский край, <...>, в 5,2 км северо-восточнее северо-восточной окраины <...>, 100 % площади объекта не используется, находится в аварийном состоянии. Объект в составе производственного комплекса, имеет свободный доступ, фасадом выходит на улицу;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> расположено по адресу: Краснодарский край, <...>, в 5,2 км северо-восточнее северо-восточной окраины <...>, 100 % площади объекта не используется, находится в аварийном состоянии. Объект в составе производственного комплекса, имеет свободный доступ, фасадом выходит на улицу;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> расположен по адресу: Краснодарский край, <...>, 51,2 % от общей площади объекта занимают кабинеты сотрудников общества, 8,4% - складские помещения, 6,8 % - не используется, 3,6% - не установлено, 30 % - вспомогательные помещения. Объект в составе производственного комплекса, имеет свободный доступ, фасадом выходит на улицу;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> расположен по адресу: край Краснодарский, район, Тимашевский, с/п Медведовское, <...>, ул.им. Айвазяна, <...>, 7,6 % от общей площади занимают кабинеты сотрудников общества, 39 % - столовая общества (вывески, ценники, уголок потребителя отсутствуют), 26,9 % - склад, 19 % - не установлено (отсутствуют ключи от помещений), 7 % - вспомогательные помещения. Объект в составе производственного комплекса, в глубине огороженной территории с ограниченным доступом;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> расположен по адресу: Краснодарский край, <...>, 100 % площади объекта занимает автозаправочная станция общества (вывески, уголок потребителя отсутствуют). Объект в составе производственного комплекса, в глубине огороженной территории с ограниченным доступом.

Вместе с тем на момент включения спорных зданий в Перечни объектов недвижимого имущества, в нарушение требований Порядка, их фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, документов технического учета не позволяли отнести данные здания к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ДИО КК, в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка, включил спорные здания в Перечни, несмотря на то, что они не отвечают требованиям, установленным законодателем в статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, объекты капитального строительства с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> необоснованно включены в утвержденные оспариваемыми нормативно-правовыми актами перечни для исчисления налога на имущество, поскольку данные объекты недвижимого имущества не отвечают признакам, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд принимает во внимание позицию Департамента имущественных отношений Краснодарского края по данному делу, согласно которой, административный ответчик просил вынести по делу законное и обоснованное решение по заявленным требованиям.

С учетом изложенного суд считает административные исковые требования АО фирма «Агрокомплекс им.Н.И.Ткачева» подлежащими удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края не действующими в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день их принятия, не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

При этом, в ходе судебного разбирательства не установлена правовая неурегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части, поскольку после вступления настоящего решения суда в законную силу налоговая база в отношении объектов капитального строительства подлежит исчислению в соответствии с общими требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и возложения на Департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности принять новый нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования АО фирма «Агрокомплекс им.Н.И.Ткачева» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части, удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункты 18939, 19121, 18921, 18922, 23109, 23140 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года № 3008 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, соответственно.

Признать недействующим со дня принятия пункты 21576, 21773, 21556, 21557, 26241, 26274, 26276 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, соответственно.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и АО фирма «Агрокомплекс им.Н.И.Ткачева» в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (354000 Краснодарский край, город Сочи, улица Советская, дом 26 А, телефон: (862)264-17-86, факс: (862)264-17-89, электронная почта: 3ap@sudrf.ru), в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья С.А. Санникова