Дело № 3а-148/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2018 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петруниной И.Н.
при секретаре Виноградове В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Новосибирской области о признании недействующими отдельных норм Лесохозяйственного регламента Кыштовского лесничества, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811
установил:
заместитель прокурора Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением в порядке статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о признании недействующей со дня вступления решения суда в законную силу таблицы 1.1.4 раздела 1.1 Главы 1 лесохозяйственного регламента Убинского лесничества на 2009-2018 годы, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811 в части отнесения к эксплуатационным лесов в кварталах №№ 10-14, 23-25, 45-52, 61-67, 81-103, 104 (часть), 114-121, 136-156, 160-175, 190-202, 214-218, 219-236, 229-236, 245-260, 271-295, 317-340, 364-367 Черновского лесохозяйственного участка; 3 (часть), 5 (часть), 6 (часть), 7 (часть), 11, 15-20, 25-31, 35-39, 40 (часть),
41, 47 (часть) урочища колхоза «Большевик» Колбасинского лесохозяйственного участка; 1(часть), 2 (часть), 3-4, 5 (часть), 6-8, 11 (часть), 12 (часть), 13 урочища колхоза «Восток» Колбасинского лесохозяйственного участка; 15 (часть), 26 (часть), 27 (часть), 28 (часть), 29 (часть), 30, 39 (часть), 40 (часть), 41 (часть), 42 (часть), 43 (часть), 44-47, 56 (часть), 57-64, 70-73, 79-83 Верх-Майзасского лесохозяйственного участка; кварталы 30 (часть), 49, 50 (часть), 71 (часть), 72 (часть), 73 (часть), 87 (часть) Верх-Тарского лесохозяйственного участка; кварталы 30 (часть), 35 (часть), 36 (часть), 37, 44 (часть), 45 (часть), 46-48, 60 (часть), 61-66 урочища колхоза «Новый Строй» Крутихинского лесохозяйственного участка, расположенных на территории государственного природного заказника «Майзасский», образованного постановлением Главы администрации Новосибирской области от 16 ноября 2001 года № 973. В обоснование иска указав, что в силу статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся государственные природные заказники, запрещается или ограничивается любая, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Исходя из положений статей 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых территориях относятся леса расположенные на территориях государственных природных заказников. Согласно таблице 1.1.6 раздела 1.1 главы 1 оспариваемого регламента в границы государственного природного заказника областного значения «Майзасский» входят вышеуказанные кварталы Черновского, Колбасинского, Верх-Майзайского, Верх-Тарского и Крутихинского лесохозяйственных участков. Вместе с тем, в нарушение требований вышеуказанного законодательства в таблице 1.1.4 раздела 1.1 главы 1 оспариваемого регламента все леса, расположенные в перечисленных кварталах отнесены к эксплуатационным, что не соответствует их целевому назначению и выполняемым полезным функциям.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области ФИО2 действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, полагает, что поскольку до настоящего времени отсутствует приказ Рослесхоза об изменении целевого назначения указанных лесов в границах государственного природного заказника «Майзасский», на основании которого разрабатывается и которому должна соответствовать глава 1 оспариваемого регламента в части распределения лесов по целевому назначению, то внесение соответствующих изменений будет противоречить действующему законодательству.
Представитель Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Природоохранная инспекция» ФИО3 полагает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования.
Представитель Департамента имущества и земельных отношений в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного разбирательства, представил письменный отзыв и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811 утвержден Лесохозяйственный регламент Кыштовского лесничества (далее по тексту – Лесохозяйственный регламент).
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 12 октября 2008 года № 303 «О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811» Лесохозяйственный регламент Кыштовского лесничества изложен в новой редакции.
Данный приказ опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru 31 января 2018 года.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 12 сентября 2017 года № 169 «О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.
Как установлено в ходе судебного разбирательства на территории Кыштовского лесничества расположен государственный природный заказник областного значения «Майзасский», учрежденный постановлением Главы администрации Новосибирской области от 16 октября 2001 года № 973 (л.д. 23).
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 26 сентября 2012 года № 166 «О внесении изменений в постановление Главы администрации Новосибирской области от 16 октября 2001 № 973» изменено наименование государственного биологического заказника областного значения «Майзасский» на «Особо охраняемая природная территория регионального значения - государственный природный заказник «Майзасский» Новосибирской области».
Согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 26 сентября 2012 года № 436-п «Об утверждении Положения о режиме особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Майзасский» Новосибирской области» государственный природный заказник «Майзасский» имеет биологический (зоологический) профиль и предназначен для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном отношении, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира и среды их обитания. Леса, расположенные в государственном природном заказнике «Майзасский», относятся к защитным лесам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса в соответствии с частью 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В таблице 1.1.4 раздела 1.1. Главы 1 Лесохозяйственного регламента произведено распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов (л.д.20-21), согласно которому леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные, ценные и эксплуатационные.
В таблице 1.1.6 раздела 1.1. Главы 1 Лесохозяйственного регламента приведен перечень особо охраняемых природных территорий расположенных в границах Кыштовского лесничества с указанием номеров кварталов, в число которых входит государственный природный заказник «Майзасский», состоящий из трех участков: Орловского, Чекинского и Майзасского (л.д.23).
Между тем на территории лесничества не выделена такая категория защитности как «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях». Напротив, в оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на такой территории, отнесены к эксплуатационным лесам.
Так в границах государственного природного заказника «Майзасский» к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки:
- в «Орловском» участке: кварталы №№ 10-14, 45-52, 136-156, 160-175, 214-218, 219-236, 229-236, 271-295, 317-340, 364-367 Черновского лесохозяйственного участка; кварталы №№ 3 (часть), 5 (часть), 6 (часть), 7 (часть), 11, 15-20, 25-31, 35-39, 40 (часть), 41, 47 (часть) Колбасинского лесохозяйственного участка, урочища колхоза «Большевик»;
- в «Чекинском» участке: кварталы №№ 23-25, 61-67, 81-103, 104 (часть), 114-121, 190-202, 245-260 Черновского лесохозяйственного участка; кварталы №№ 1(часть), 2 (часть), 3-4, 5 (часть), 6-8, 11 (часть), 12 (часть), 13 Колбасинского лесохозяйственного участка, урочища колхоза «Восток»;
- в «Майзасском» участке: кварталы №№ 15 (часть), 26 (часть), 27 (часть), 28 (часть), 29 (часть), 30, 39 (часть), 40 (часть), 41 (часть), 42 (часть), 43 (часть), 44-47, 56 (часть), 57-64, 70-73, 79-83 Верх-Майзасского лесохозяйственного участка; кварталы 30 (часть), 49, 50 (часть), 71 (часть), 72 (часть), 73 (часть), 87 (часть) Верх-Тарского лесохозяйственного участка; кварталы №№ 30 (часть), 35 (часть), 36 (часть), 37, 44 (часть), 45 (часть), 46-48, 60 (часть), 61-66 Крутихинского лесохозяйственного участка урочища колхоза «Новый Строй».
В силу пунктов 6, 7 постановления Правительства Новосибирской области от 26 сентября 2012 года № 436-п «Об утверждении Положения о режиме особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Майзасский» Новосибирской области» государственный природный заказник образован на неограниченный срок в целях сохранения природных комплексов и объектов южной тайги Западной Сибири в естественном состоянии; сохранения, воспроизводства и восстановления природных ресурсов, обогащения сопредельных хозяйственно используемых угодий; охраны воспроизводственных стаций лося, северного оленя, речного бобра, выдры, норки, соболя, зайцев, тетеревиных птиц, поселений барсука, других видов диких животных; охраны зимних стоянок и путей миграций лося; охраны местообитаний редких и исчезающих видов животных и растений; поддержания экологического баланса и стабильности функционирования экосистем; обеспечения экологического воспитания, образования и просвещения населения.
На его территории запрещаются: промысловая, спортивная, любительская охота и иные виды пользования животным миром; все виды рыболовства; все виды рубок лесных насаждений; сенокошение, выпас и прогон скота вне специально выделенных участков, обозначенных на местности предупредительными знаками; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геолого-разведочных изысканий и разработка полезных ископаемых; создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества и др.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В то же время, согласно части 2 статьи 108 Лесного кодекса Российской Федерации в эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов, в том числе заготовка древесины; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов и др.
Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
В связи с чем, положения Лесохозяйственного регламента Кышктовского лесничества в части отнесения лесных кварталов:
- в «Орловском» участке: кварталы №№ 10-14, 45-52, 136-156, 160-175, 214-218, 219-236, 229-236, 271-295, 317-340, 364-367 Черновского лесохозяйственного участка; кварталы №№ 3 (часть), 5 (часть), 6 (часть), 7 (часть), 11, 15-20, 25-31, 35-39, 40 (часть), 41, 47 (часть) Колбасинского лесохозяйственного участка, урочища колхоза «Большевик»;
- в «Чекинском» участке: кварталы №№ 23-25, 61-67, 81-103, 104 (часть), 114-121, 190-202, 245-260 Черновского лесохозяйственного участка; кварталы №№ 1(часть), 2 (часть), 3-4, 5 (часть), 6-8, 11 (часть), 12 (часть), 13 Колбасинского лесохозяйственного участка, урочища колхоза «Восток»;
- в «Майзасском» участке: кварталы №№ 15 (часть), 26 (часть), 27 (часть), 28 (часть), 29 (часть), 30, 39 (часть), 40 (часть), 41 (часть), 42 (часть), 43 (часть), 44-47, 56 (часть), 57-64, 70-73, 79-83 Верх-Майзасского лесохозяйственного участка; кварталы 30 (часть), 49, 50 (часть), 71 (часть), 72 (часть), 73 (часть), 87 (часть) Верх-Тарского лесохозяйственного участка; кварталы №№ 30 (часть), 35 (часть), 36 (часть), 37, 44 (часть), 45 (часть), 46-48, 60 (часть), 61-66 Крутихинского лесохозяйственного участка урочища колхоза «Новый Строй», включенных в состав государственного природного заказника «Майзасский» к эксплуатационным лесам противоречат положениям статьей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствующих целям создания особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту первому части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемая норма, до вынесения решения суда, применялась, и на ее основании реализовывались права граждан и организаций, то она подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором было опубликован приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Новосибирской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления данного решения в законную силу Лесохозяйственный регламент Кыштовского лесничества, утвержденный приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811 в части включения в эксплуатационные леса в таблице 1.1.4 раздела 1.1 Главы 1 «Распределение лесов лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов» кварталов №№ 10-14, 45-52, 136-156, 160-175, 214-218, 219-236, 229-236, 271-295, 317-340, 364-367 Черновского лесохозяйственного участка; кварталы №№ 3 (часть), 5 (часть), 6 (часть), 7 (часть), 11, 15-20, 25-31, 35-39, 40 (часть), 41, 47 (часть) Колбасинского лесохозяйственного участка, урочища колхоза «Большевик»; кварталов №№ 23-25, 61-67, 81-103, 104 (часть), 114-121, 190-202, 245-260 Черновского лесохозяйственного участка; кварталов №№ 1(часть), 2 (часть), 3-4, 5 (часть), 6-8, 11 (часть), 12 (часть), 13 Колбасинского лесохозяйственного участка, урочища колхоза «Восток»; кварталов №№ 15 (часть), 26 (часть), 27 (часть), 28 (часть), 29 (часть), 30, 39 (часть), 40 (часть), 41 (часть), 42 (часть), 43 (часть), 44-47, 56 (часть), 57-64, 70-73, 79-83 Верх-Майзасского лесохозяйственного участка; кварталы 30 (часть), 49, 50 (часть), 71 (часть), 72 (часть), 73 (часть), 87 (часть) Верх-Тарского лесохозяйственного участка; кварталы №№ 30 (часть), 35 (часть), 36 (часть), 37, 44 (часть), 45 (часть), 46-48, 60 (часть), 61-66 Крутихинского лесохозяйственного участка урочища колхоза «Новый Строй» расположенных на особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Майзасский» Новосибирской области».
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором было опубликован приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий по делу Петрунина И.Н.