Дело № 3а-148/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2015 года город Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Никитиной Г.Н.
при секретаре Коваленко Т.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новосибирской области к Губернатору Новосибирской области о признании противоречащим федеральному закону и недействующим постановления губернатора Новосибирской области от 7.05.2013 № 116 «Об утверждении
Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №209- ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотохозяйственные соглашения, по их заявкам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов»,
установил:
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 7 мая 2013 года № 116 (в ред. от 30.05.2014) утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотохозяйственные соглашения, по их заявкам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области http.adm.nso.ru 8 мая 2013 года.
Предметом регулирования Административного регламента является предоставление государственной услуги по предоставлению в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее Административный регламент). Он разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги, определяет сроки и последовательность административных процедур и административных действий департамента по охране животного мира Новосибирской области (далее — департамент) при предоставлении государственной услуги.
Прокурор Новосибирской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Губернатору Новосибирской области о признании противоречащим федеральному закону и недействующим постановления губернатора Новосибирской области от 7 мая 2013 № 116 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов», ссылаясь на его противоречие требованиям пункту 4.1 части 5 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с требованиями которой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделяется правом до утверждения регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации. Таким образом, по мнению прокурора, к полномочиям Губернатора Новосибирской области не относится самостоятельное утверждение административного регламента в указанной сфере при наличии федерального регулирования данного вопроса. Кроме того, ряд положений Административного регламента противоречит федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Новосибирской области Е.О.Ю. доводы заявления поддержала в полном объеме.
Представитель Губернатора Новосибирской области П.С.Н. представила в суд письменные возражения, в которых считает заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемый Административный регламент принят в пределах компетенции, не противоречит Федеральному закону от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказу Минприроды России от 29 августа 2014 года № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» и иному законодательству, основывается на полномочиях органа государственной власти субъектов, прямо предусмотренных пунктом 4.1 части 5 статьи 33 Закона № 209-ФЗ.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209- ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение формы разрешения на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи такого разрешения, а также порядка оформления и выдачи такого разрешения (пункт 10 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ).
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по заключению охогхозяйственных соглашений (в том числе по организации и проведению аукционов на право заключения таких соглашений, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Устава Новосибирской области губернатор Новосибирской области является высшим должностным лицом Новосибирской области.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 33 данного Федерального закона полномочий, в том числе обязательные для исполнения административные регламенты, методические указания и инструктивные материалы.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе до утверждения регламентов, указанных в пункте 3 части 4 статьи 33 названного Федерального закона, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций (пункт 4.1 части 5 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ).
Часть 5 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ гласит, что перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 29 августа 2014 года № 379, которым утвержден Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также Порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Как следует из пункта 1 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, он определяет процедуру оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Из пункта 2 Порядка следует, что действие настоящего Порядка распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 статьи 71 Закона об охоте.
Данный порядок предусматривает круг лиц, которым выдаются разрешения; порядок и сроки регистрации, рассмотрения заявок на выдачу бланков разрешений; требования к содержанию заявки; перечень документов, необходимых для подачи заявки; сведения, которые подлежат указанию в разрешении; основания отказа в выдаче разрешения; порядок и сроки получения разрешения.
Согласно пункту 1 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, данный Порядок определяет процедуру подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Действие указанного Порядка распространяется согласно пункту 2 на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 статьи 71 Закона об охоте.
Из анализа приведенного законодательства следует, что к полномочиям федерального органа исполнительной власти относится регулирование вопросов, касающихся процедуры оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, процедуры подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов. В данном случае Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляя свои полномочия, издало приказ от 29 августа 2014 года № 379, который в том числе определяет порядок и процедуру выдачи бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Кроме того, согласно подпункта 7 пункта 127 Административного регламента Департамента по охране животного мира Новосибирской области по предоставлению государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений ( в том числе организации и проведению аукционов на право заключения таких соглашений), утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 27 сентября 2013 года № 239, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, предоставляется право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном Федеральным законом об охоте и Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 апреля 2010 года № 121 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Новосибирской области с превышением предоставленных указанному органу государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в обозначенной сфере правового регулирования, поскольку полномочия по регулированию названных вопросов в установленном порядке ему не переданы, все необходимые нормы для регламентации данных правоотношений приняты управомоченным органом государственной власти Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд считает возможным согласиться с доводами прокурора Новосибирской области о том, что постановление Губернатора Новосибирской области от 7 мая 2013 года № 116 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотохозяйственные соглашения, по их заявкам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов», противоречит пункту 4.1 части 5 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В связи с чем, суд не может согласиться с доводами представителя Губернатора Новосибирской области о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах предоставленной статьей 72 Конституции Российской Федерации компетенции.
Основана на ошибочном толковании норм материального права и позиция представителя Губернатора Новосибирской области о том, указанное постановление принято во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», т.к. деятельность по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов является государственной услугой, поскольку как было отмечено ранее, полномочия по регулированию данных правоотношений в установленном порядке губернатору не переданы, а необходимые нормы по вопросам выдачи бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, приняты управомоченным органом государственной власти Российской Федерации.
Суд считает возможным также согласиться с доводами прокурора Новосибирской области о том, что ряд положений Административного регламента противоречит федеральному законодательству, при этом суд учитывает позицию представителя Губернатора Новосибирской области, которая в данной части согласилась с требованиями прокурора.
Так, в соответствии с пунктом 17 Административного регламента, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 7 мая 2013 года № 116 для предоставления государственной услуги необходимо письменное обращение заявителя (далее - заявка). Заявка пишется на имя руководителя департамента по форме согласно приложению № 2 к Административному регламенту.
Сведения, которые должны быть указаны в заявке на выдачу бланков разрешений, определены пунктом 13 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 349. Однако, требования к форме заявки федеральным законодательством не установлены.
Поскольку законодатель в пункте 13 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 349 требования к форме заявки не установил, следовательно, положения п. 17 оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют требованиям федерального законодательства.
Кроме того, пункт 13 названного порядка предусмотрел, что в заявке на выдачу бланков разрешений охотпользователь указывает сведения об охотничьих ресурсах, предполагаемых к добыче, и их количестве, на добычу которых предполагается выдавать разрешения в течение сезона охоты.
Сведения о добываемых охотничьих ресурсах подлежат указанию и в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.
Из анализа бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 349 следует, что к сведениям об охотничьих ресурсах отнесено указание вида охотничьих ресурсов.
Однако утвержденная Административным регламентом форма заявки предусматривает указание не только видового состава охотничьих ресурсов, но и количественного состава охотничьих ресурсов по данным учетов, планируемой квоты добычи на закрепленном охотничьем угодье, % изъятия от численности. Представление этих данных для получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов федеральным законодательством не предусмотрено.
Суд приходит к выводу, что пункт 19 оспариваемого нормативного правового акта также не соответствует требованиям федерального законодательства, поскольку данным пунктом предусмотрено обязательное предоставление юридическим лицом копий учредительных документов, тогда как пункт 14 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 349 гласит, что учредительные документы предоставляются юридическим лицом по собственной инициативе.
В силу абзаца 3 пункта 25 Административного регламента непредставление этих документов является основанием для отказа в выдаче бланков.
Кроме того, данным пунктом установлены другие основания для отказа в выдаче бланков разрешений:
несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 2 Административного регламента;
отсутствие у заявителя документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указанных в пунктах 17,19 Административного регламента;
представление заявки, не соответствующей требованиям пунктов 17,18 Административного регламента или содержащей недостоверные сведения;
Пункт 9.3 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 349 содержит исчерпывающий перечень оснований - заявка и прилагаемые к ней
документы не соответствуют требованиям этого Порядка и порядка подачи
заявок и заявлений или содержит недостоверные сведения.
Суд приходит к выводу, что пунктом 25 Административного регламента, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 7 мая 2013 года № 116 установлены основания для отказа в выдаче бланков разрешений, не предусмотренные федеральным законодательством.
Таким образом, Административный регламент, утвержденный постановлением Губернатора Новосибирской области от 7 мая 2013 года № 116 незаконно возложил на охотпользователей обязанность представлять заявку только по форме, утвержденной этим регламентом, указывать в ней дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством сведения, а также незаконно предоставил уполномоченному органу право отказать охопользователю в выдаче бланков разрешений по причине представления заявки не по этой форме.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт Губернатора Новосибирской области принят с превышением предоставленных полномочий и противоречит федеральному законодательству, суд приходит к выводу о необходимости признания его недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт официально был опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области, то принятое решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию на данном сайте.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Новосибирской области удовлетворить.
Признать постановление губернатора Новосибирской области от 7.05.2013 № 116 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотохозяйственные соглашения, по их заявкам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов», противоречащим пункту 4.1 части 5 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать решение суда или сообщить в его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
03.02.2016г. решение изменено