ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-148/2021 от 09.02.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 3а-31/2022

УИД 28OS0000-01-2021-000185-16

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 9 » февраля 2022 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.

при секретаре Барановой В.А.,

с участием представителя Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры ФИО1, представителя министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1382-ОД, в части отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Мальмальта» в кварталах 136 ч, 137-138, 161 ч, 163 Чеугдинского участкового лесничества, государственного природного заказника регионального значения «Андреевский» в кварталах 20ч, 35, 50, 65, 79ч, 92ч, 96ч, 97 Кулустайского участкового лесничества и кварталах 10, 12 Бурейского участкового лесничества, особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Бурейский» в кварталах 304, 305, 314, 315, 316ч, 317ч, 331ч, 341ч Чеугдинского участкового лесничества, кварталах 26, 32-36, 39, 42-51, 53-59, 61-63, 65-76, 78-89 Бахиревского участкового лесничества и <...>, 9-19, 22-33, 37-45, 46ч, 47ч, 52, 55-59, 60ч, 64ч, 69-71, 72ч, 84-86, 87ч, 100ч Кулустайского участкового лесничества к эксплуатационным в таблице 1.1.5.1 п. 1.1.5 регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество»; признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1382-ОД, в части установления в таблице 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» следующих видов использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Мальмальта» и «Андреевский», а также природного парка регионального значения «Бурейский»: «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 114ч, 115ч, 136ч, 161ч, 162ч, 177ч Чеугдинского участкового лесничества; «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 20ч, 65, 79ч, 92ч, 96ч Кулустайского участкового лесничества; «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых» в кварталах 293ч, 316ч, 317ч, 331ч, 341ч Чеугдинского участкового лесничества; «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых» в кварталах 46ч, 47ч, 60ч, 64ч, 68ч, 72ч, 83ч, 87ч Кулустайского участкового лесничества.

В обоснование требований указал, что приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1382-ОД утвержден лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество», на территории которого расположены особо охраняемые природные территории – государственный природный заказник регионального значения «Мальмальта», государственный природный заказник регионального значения «Андреевский», особо охраняемая природная территория регионального значения природный парк «Бурейский». В ходе проверки регламента установлено, что в нарушение статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» часть лесных кварталов природного заказника «Мальмальта», расположенных на территории Чеугдинского участкового лесничества, природного заказника «Андреевский», расположенных на территории Кулустайского участкового лесничества и Бурейского участкового лесничества, природного парка «Бурейский», расположенных на территории Чеугдинского участкового лесничества, Бахиревского участкового лесничества и Кулустайского участкового лесничества, являющиеся в силу закона защитными, отнесены к эксплуатационным лесам в таблице 1.1.5.1 п. 1.1.5 регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество». При этом данные кварталы отсутствуют в разделе «Защитные леса» подраздел «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях». Кроме того, в части кварталов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Мальмальта» и «Андреевский», а также природного парка «Бурейский» к видам разрешенного использования лесов отнесены выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. В этой связи фактически допускаются виды использования лесов без соблюдения ограничений, установленных для особо охраняемых природных территорий.

В судебном заседании представитель Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры ФИО1 на заявленных административных исковых требованиях с учетом уточнений в части указания конкретных лесных кварталов настаивал.

Представитель министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО2 в письменном отзыве и в судебном заседании с административными исковыми требованиями прокурора не согласилась, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением установленной процедуры, в пределах предоставленных полномочий. Основой для разработки лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» явились материалы лесоустройства на территории Бурейского лесничества, проведенного в 1993-1994 годах. Согласно материалам лесоустройства (таксационному описанию) леса, расположенные в границах перечисленных в пункте 1 просительной части административного искового заявления (с учетом их уточнений) - указаны в качестве освоенных (эксплуатационных) лесов. Кроме того, приказом Рослесхоза от 18 ноября 2010 года № 440 «Об отнесении лесов на территории Амурской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ» указанные леса также отнесены к эксплуатационным лесам. В этой связи указанные леса в таблице 1.1.5.1 лесохозяйственного регламента отнесены к эксплуатационным лесам, оснований для отнесения их к защитным лесам не имеется. Из схематической карты лесничества к лесохозяйственному регламенту ГКУ Амурской области «Бурйеское лесничество» усматривается, что в границы заказников указанные кварталы включаются не полностью, а лишь в части, следовательно, в остальной части леса подлежат использованию в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Оснований для невключения названных кварталов в таблице 1.2.1 раздела 1.2 главы 1 лесохозяйственного регламента не имелось. На протяжении всего времени лесохозяйственный регламент использовался. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, ходатайства об отложении рассмотрения дела от него не поступило. В соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1382-ОД утвержден лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество». Приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 1240-ОД от 2 сентября 2021 года были внесены изменения в таблицу 1.2.1 раздела 1.2 главы 1 лесохозяйственного регламента, указанная таблица изложена в новой редакции, согласно приложению к настоящему приказу.

Текст документов опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области https://minlhpb.amurobl.ru/.

Порядок принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюден.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Несмотря на то, что в рамках настоящего дела прокурор не ставил под сомнение наличие у министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области полномочий на принятие лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество», в силу части 7 и подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ указанный вопрос подлежит проверке по инициативе суда.

Из содержания лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» следует, что он регламентирует, в том числе правовой статус отдельных лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий - государственного природного заказника регионального значения «Мальмальта», расположенных на территории Чеугдинского участкового лесничества, государственного природного заказника регионального значения «Андреевский», расположенных на территории Кулустайского участкового лесничества и Бурейского участкового лесничества, природного парка регионального значения «Бурейский», расположенных на территории Чеугдинского участкового лесничества, Бахиревского участкового лесничества и Кулустайского участкового лесничества.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 87 названного Кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 2).

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3).

В силу частей 1 и 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий, в частности, относятся земли особо охраняемых природных территорий.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Из содержания приведенных положений федерального законодательства следует, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к исключительным полномочиям федерального органа исполнительной власти.

В этой связи лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» в оспариваемой части, которой регламентирован правовой статус отдельных лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий - государственного природного заказника регионального значения «Мальмальта», расположенных на территории Чеугдинского участкового лесничества, государственного природного заказника регионального значения «Андреевский», расположенных на территории Кулустайского участкового лесничества и Бурейского участкового лесничества, природного парка регионального значения «Бурейский», расположенных на территории Чеугдинского участкового лесничества, Бахиревского участкового лесничества и Кулустайского участкового лесничества, был принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с превышением предоставленных полномочий.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» в оспариваемой части недействующим.

Доводы министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о том, что к указанным лесным участкам положения части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации не применяются основаны на неправильном толковании норм земельного и лесного законодательства.

Кроме этого, судом установлено противоречие оспариваемых положений регламента иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей по состоянию на момент принятия регламента, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (часть 2). Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса (часть 3).

Согласно части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ, леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса (часть 2).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно части 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей по состоянию на момент принятия лесного регламента, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Федеральным законом от 02 июля 2021 года №302-ФЗ в части 3 указанной статьи слово «продуктов» заменено словом «продукции».

Согласно части 1 статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе природные парки, государственные природные заказники.

Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, природных парков, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в структуре лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» имеется раздел 1.1.5 с таблицей 1.1.5.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», согласно которой леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.

Согласно п. 1.1.7 Регламента на территории Бурейского лесничества располагаются особо охраняемые природные территории, в том числе государственный природный заказник регионального значения «Мальмальта», государственный природный заказник регионального значения «Андреевский», особо охраняемая природная территория регионального значения природный парк «Бурейский»; приведены кварталы и их части, на которых они расположены на территории Бурейского лесничества.

Постановлением правительства Амурской области от 09 августа 2019 года № 446 утверждены Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Мальмальта», о государственном природном заказнике регионального значения «Андреевский», согласно пунктам 1.3, 5.1 которых цель создания заказника «Мальмальта», «Андреевский» - сохранение и восстановление редких и исчезающих видов растений, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях. На территории заказников запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных процессов; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство зданий, сооружений, линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных сооружений, не связанных с охраной и использованием заказника, противопожарной охраной и использованием лесов; рубки леса главного пользования заказника «Мальмальта»; проведение рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан) заказника «Андреевский», за исключением мероприятий по уходу за лесами и санитарно-оздоровительных мероприятий.

Постановлением правительства Амурской области от 03 апреля 2015 года № 141 утверждено Положение о природном парке «Бурейский», согласно разделу 5 которого на территории особо охраняемой зоны природного парка «Бурейский» запрещается любая деятельность, противоречащая целям создания природного парка или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам, в том числе проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрологического режима местности, уничтожению почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных процессов, за исключением допустимых видов использования; строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на природный парк; все виды рубок леса, кроме санитарно-оздоровительных мероприятий леса и рубок леса на участках, ранее переданных в аренду для заготовки древесины; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.

Между тем, согласно таблице 1.1.5.1 Регламента кварталы в подразделе таблицы 1.1.5.1 «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» отсутствуют.

Напротив, в оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на такой территории, отнесены к эксплуатационным лесам.

Так, в границах государственного природного заказника регионального значения «Мальмальта» к эксплуатационным лесам отнесены кварталы 136 ч, 137-138, 161 ч, 163 Чеугдинского участкового лесничества.

В границах государственного природного заказника регионального значения «Андреевский» к эксплуатационным лесам отнесены кварталы 20ч, 35, 50, 65, 79ч, 92ч, 96ч, 97 Кулустайского участкового лесничества и кварталы 10, 12 Бурейского участкового лесничества.

В границах особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Бурейский» к эксплуатационным лесам отнесены кварталы 304, 305, 314, 315, 316ч, 317ч, 331ч, 341ч Чеугдинского участкового лесничества, кварталы 26, 32-36, 39, 42-51, 53-59, 61-63, 65-76, 78-89 Бахиревского участкового лесничества и <...>, 9-19, 22-33, 37-45, 46ч, 47ч, 52, 55-59, 60ч, 64ч, 69-71, 72ч, 84-86, 87ч, 100ч Кулустайского участкового лесничества.

Также в таблице 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» включены следующие виды использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Мальмальта» и «Андреевский», а также природного парка регионального значения «Бурейский»:

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 114ч, 115ч, 136ч, 161ч, 162ч, 177ч Чеугдинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 20ч, 65, 79ч, 92ч, 96ч Кулустайского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых» в кварталах 293ч, 316ч, 317ч, 331ч, 341ч Чеугдинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых» в кварталах 46ч, 47ч, 60ч, 64ч, 68ч, 72ч, 83ч, 87ч Кулустайского участкового лесничества.

В результате неправомерного отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав государственных природных заказников регионального значения «Мальмальта», «Андреевский», природного парка «Бурейский» к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника, природного парка и нарушает права неопределенного круга лиц.

В связи с этим положения лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника регионального значения «Мальмальта», «Андреевский», особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Бурейский», к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», имеющим большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

С учётом изложенного ссылки министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на материалы лесоустройства на территории Бурейского лесничества 1993-1994 г., приказ Рослесхоза от 18 ноября 2010 года № 440 «Об отнесении лесов на территории Амурской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ», суд находит несостоятельными.

Давая правовую оценку доводам министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о том, что согласно схематической карте Бурейского лесничества (Приложение № 1) к лесохозяйственному регламенту ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» границы кварталов, обозначаемые буквой «ч» в таблице 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента, включаются не полностью, а лишь в части, судом принимается во внимание следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, закрепленными в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Механизм действия нормативного правового акта закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

Оспариваемый в настоящем деле нормативный правовой акт в указанной части (требование № 2) приведенным правилам не соответствует, поскольку подобное обозначение лесных участков (номер квартала с буквой «ч»), относит их как к особо охраняемым природным территориям, так и к землям, на которых разрешается деятельность, перечисленная в таблице 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество», что не может быть признано отвечающим критериям формальной определенности и допускает его неоднозначное толкование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в сети «Интернет» https://minlhpb.amurobl.ru.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» в оспариваемой части принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с нарушением компетенции, данный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1382-ОД, в части отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Мальмальта» в кварталах 136 ч, 137-138, 161 ч, 163 Чеугдинского участкового лесничества, государственного природного заказника регионального значения «Андреевский» в кварталах 20ч, 35, 50, 65, 79ч, 92ч, 96ч, 97 Кулустайского участкового лесничества и кварталах 10, 12 Бурейского участкового лесничества, особо охраняемой природной территории регионального значения природном парке «Бурейский» в кварталах 304, 305, 314, 315, 316ч, 317ч, 331ч, 341ч Чеугдинского участкового лесничества, кварталах 26, 32-36, 39, 42-51, 53-59, 61-63, 65-76, 78-89 Бахиревского участкового лесничества и <...>, 9-19, 22-33, 37-45, 46ч, 47ч, 52, 55-59, 60ч, 64ч, 69-71, 72ч, 84-86, 87ч, 100ч Кулустайского участкового лесничества к эксплуатационным в таблице 1.1.5.1 п. 1.1.5 регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество».

Признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1382-ОД (с учетом внесенных изменений приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 1240-ОД от 2 сентября 2021 года), в части установления в таблице 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Бурейское лесничество» следующих видов использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Мальмальта» и «Андреевский», а также природного парка регионального значения «Бурейский»:

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 114ч, 115ч, 136ч, 161ч, 162ч, 177ч Чеугдинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 20ч, 65, 79ч, 92ч, 96ч Кулустайского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых» в кварталах 293ч, 316ч, 317ч, 331ч, 341ч Чеугдинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых» в кварталах 46ч, 47ч, 60ч, 64ч, 68ч, 72ч, 83ч, 87ч Кулустайского участкового лесничества.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в сети «Интернет» https://minlhpb.amurobl.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.С. Диких

Решение в окончательной форме принято 24 февраля 2022 года.

Председательствующий судья Е.С. Диких

Дело № 3а-31/2022

УИД 28OS0000-01-2021-000185-16