ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1496/2021 от 20.09.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 20 сентября 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания – Саблиной М.В.,

с участием представителя административного истца Федоровой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1496/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Метида» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Метида» (далее также ООО «Метида», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного в г. Тольятти Самарской области, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 41 674 339 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец на праве аренды владеет вышеуказанным земельным участком, кадастровая стоимость которого по результатам очередной государственной кадастровой оценки существенно превысила его действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика арендной платы, исчисляемой с учетом кадастровой стоимости участка.

Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.

Представитель административного истца Федорова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрация г.о. Тольятти, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки» не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований ГБУ СО «ЦКО» представлен письменный отзыв, в котором принятие решения по существу заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

В письменных пояснениях филиал ФГБК «ФКП Росреестра» по Самарской области оставляет разрешение требований на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в суд не направили.

В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административно дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Метида» на праве аренды владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером , площадью 94 073 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы, расположенным по адресу ориентира в границах участка почтовый адрес: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 05.08.2021, от 26.08.2021, копией договора аренды земельного участка № 1817 от 21.10.2008, заключенного между мэрией городского округа Тольятти и открытым акционерным обществом «<данные изъяты>», копией дополнительного соглашения от 08.10.2014 к договору аренды земельного участка № 1817 от 08.10.2014, заключенного между мэрией городского округа Тольятти и ООО «Метида», решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2016 № А55-1136/2016.

На земельном участке с кадастровым номером расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности следующие объекты недвижимости:

- здание (Лит. А 19) – трансформаторная подстанция ТП-2 с кадастровым номером ,

- здание (Лит. А 18) – трансформаторная подстанция ТП-2 с кадастровым номером ,

- элеватор емкостью 10 тыс. тонн. 1-ый Пусковой комплекс. Прием на хранение сухого зерна с кадастровым номером ,

- зерносушильный агрегат С-30 с кадастровым номером ,

- элеватор емкостью 10 тыс. тонн. 2-ой Пусковой комплекс. Прием на хранение влажного зерна с кадастровым номером ,

- зерносушильный агрегат С-30 с кадастровым номером ,

- рабочая башня №3, рабочая башня №2, рабочая башня №1, верхняя галерея, соединительные галереи с кадастровым номером ,

- мазутохранилище с кадастровым номером ,

- артезианская скважина № 5410 (1) с кадастровым номером ,

- здание (Лит. А 14) – насосная водопроводная станция с кадастровым номером ,

- элеватор, котельная зерносушилки, устройство для приема зерна по ж/д, приемное устройство для приема большегрузных а/м АВП-50, устройство для приема зерна с а/м на 2 проезда с кадастровым номером ,

- мельница, склад тарных грузов, подсобка, бытовой корпус с кадастровым номером ,

- башня отпуска и приема зерна с водного транспорта, транспортные мосты с кадастровым номером ,

- артезианская скважина № 5406 (1) с кадастровым номером ,

- визировочная площадка с приемной лабораторией с кадастровым номером ,

- сооружение (Лит. С27) – Транспортный мост с кадастровым номером ,

- здание (Лит. А8) – гараж на 2 бокса с кадастровым номером ,

- склад с кадастровым номером ,

- насосная с кадастровым номером ,

- котельная с кадастровым номером ,

- склад с кадастровым номером ,

- административный корпус (контора) (Лит. А2) с кадастровым номером ,

- гараж на 6 боксов с кадастровым номером ,

- устройство для приема зерна с а/м с кадастровым номером ,

- канализационная насосная станция с кадастровым номером ,

- здание (Лит. А20) – подсобные помещения с кадастровым номером ,

- сооружение (Лит. С4) – труба дымовая с кадастровым номером ,

- сооружение (Лит. С6) – причал мельзавода с кадастровым номером ,

- автовесы на 1 проезд (Лит.А24, А25) с кадастровым номером ,

- сооружение (Лит. С5) – железобетонный резервуар, 2 шт., V=250 куб.м. каждый с кадастровым номером ,

- сооружение (Лит. С1) – цех отходов с кадастровым номером ,- подсобное здание с кадастровым номером ,

- столовая (лит.А) с кадастровым номером .

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 10.09.2021 и от 13.09.2021.

По условиям договора аренды (п. 2.2) размер арендной платы за единицу площади земельного участка рассчитывается с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земли. Таким образом, административный истец заинтересован в установлении действительной рыночной стоимости участка.

Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» и по состоянию на 01.01.2020 составила 83 941 337,9 рублей, о чем представлена выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25.08.2021.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в комиссии, в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В обоснование заявленных требований обществом представлен отчет об оценке № 10/03-21/2 от 21.04.2021, подготовленный оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО1., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 определена в размере 41 674 339 рублей.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценщик произвел расчет рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объекта и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 11 августа 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Метида» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 94 073 кв.м, расположенного по адресу ориентира в границах участка почтовый адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 41 674 339 рублей.

Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Метида» с заявлением в суд считать 11 августа 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.09.2021.