ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1498/2021 от 29.11.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-1498/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 29 ноября 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Понкрашовой Т.Н.,

с участием прокурора Дзех К.А.,

представителя административного истца Николайца М.В. – Киндирова А.С., представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николайца Михаила Валерьевича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803 ), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802 ),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2021 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года №№ 1802,1803,1810) включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое здание, кадастровый , расположенное по адресу:<адрес> (Перечень на 2019 год – пункт 13353, Перечень на 2020 год – пункт 13206; Перечень на 2021 год – пункт 14217).

Административный истец Николаец М.В. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего административному истцу и заинтересованному лицу Дмитроченко П.П. на праве общей долевой собственности нежилого здания, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что данный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Объект имеет назначение: нежилое, наименование: цех пошива мешкотары, расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: объекты гаражного назначения. Согласно техническому паспорту на здание, в нем располагаются складские и производственные помещения, в аренду третьим лицам помещения не сдаются. Включение указанного объекта в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, т.к. неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административный истец Николаец М.В. и заинтересованное лицо Дмитроченко П.П. о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Николайца М.В. и заинтересованного лица Дмитроченко П.П.

В судебном заседании представитель административного истца Николайца М.В. – Киндиров А.С. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования в связи с изменением редакций оспариваемых приказов управления имущественных отношений Брянской области, просит признать недействующими с 01 января 2019 года пункт 13353 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810; с 01 января 2020 года пункт 13206 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803; с 01 января 2021 года пункт 14217 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802, в части включения в них нежилого здания, кадастровый , расположенного по адресу:<адрес>, ссылаясь на отсутствие критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанного объекта в оспариваемые Перечни.

Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что спорный объект подлежал включению в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по фактическому использованию, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект с кадастровым имеет назначение: нежилое, наименование: цех пошива мешкотары, по техническому паспорту нежилое здание имеет назначение: цех пошива мешкотары, цех прессовки и упаковки, использование: по назначению, по экспликации к техническому паспорту в составе здания имеются помещения с наименованием «кабинет», «складское», «подсобное», «цех пошива мешкотары», актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания от 10 сентября 2018 года установлено, что нежилое здание используется в качестве объекта бытового обслуживания не менее чем на 20% от общей площади здания. Кроме того, в сети «Интернет» в общем доступе имеется информация о нахождении по адресу:<адрес>, автосервиса. Считает, что включение принадлежащего административному истцу указанного выше объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на 2019-2021 годы соответствует требованиям действующего законодательства и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения представителя административного истца Николайца М.В. – Киндирова А.С., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28 октября 2015 года N 6-198 «О налоге на имущество физических лиц» на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом

Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802,1803,1810, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов административного дела, административному истцу Николайцу М.В. и заинтересованному лицу Дмитроченко П.П. на праве общей долевой собственности (доля в праве по ?) принадлежит объект недвижимости – вид: здание, назначение: нежилое, наименование: цех пошива мешкотары, площадью 829,5 кв.м, количество этажей, в том числе подземных эиажей:1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес:<адрес> (номер и дата государственной регистрации права <данные изъяты>

В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен: Перечень на 2019 год – пункт 13353, Перечень на 2020 год – пункт 13206, Перечень на 2021 год – пункт 14217.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 -2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, от 25 ноября 2019 года № 1524 и от 27 ноября 2020 года № 1723.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).

Исходя из приведенных выше правовых норм, учитывая доводы представителя административного ответчика, для признания законным включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае должен доказать, что указанный объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в указанных целях.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное нежилое здание расположено на земельном участке принадлежащем административному истцу Николайцу М.В. и заинтересованному лицу Дмитроченко П.П. на праве общей долевой собственности, площадью 2578+/-18 кв.м, категория земель-земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – объекты гаражного назначения, кадастровый , адрес:<адрес>,уч.3 (земельный участок поставлен на кадастровый учет 02 июня 2014 года).

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 с наименованием «Бытовое обслуживание» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков. Согласно данному описанию указанный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).

Вид разрешенного использования указанного выше земельного участка с кадастровым , на котором расположен спорный объект недвижимости, не соответствует названным пункту 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, а также коду 3.3 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540.

Таким образом, исходя из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, нельзя сделать вывод о том, что принадлежащий административному истцу спорный объект недвижимости относится к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении видов разрешенного использования указанного земельного участка в материалах дела не содержится.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта в оспариваемые Перечни как объекта, предназначенного для использования или фактически используемого в качестве объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как указано выше, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания является объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан.

Как следует из материалов административного дела, на момент включения в оспариваемые Перечни спорный объект недвижимости согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости имел следующие характеристики: назначение: нежилое, наименование: цех пошива мешкотары, что не позволяет безусловно отнести данный объект к видам объектов, поименованным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом суд учитывает, что положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания его объектом налогообложения в целях приведенной статьи. В данном случае правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование.

Согласно техническому паспорту на спорный объект недвижимости с кадастровым , составленному Клинцовским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 10 апреля 2009 года, назначение здания: цех пошива мешкотары, цех прессовки и упаковки, использование: по назначению. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания, в его составе имеются помещения с наименованием: «кабинет», «коридор», «аккумуляторная», «подсобное», «цех пошива мешкотары», «складское».

Таким образом, учитывая, что из представленных правоустанавливающих документов и технической документации нельзя сделать безусловный вывод о том, что принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым является объектом бытового обслуживания, отвечающем критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, данное здание не могло быть включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, без установления его фактического использования в указанных целях.

Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года N 638, по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - Акт) по форме согласно приложению N 1 к настоящей Методике. Акт подписывается секретарем и членами территориальной комиссии. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.

В случае если при проведении Мероприятия в форме выездного обследования на месте возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимости, Акт составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе выполняется фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) или помещении) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимости.

Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).

Согласно представленному административным ответчиком акту от 10 сентября 2018 года проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания – цеха пошива мешкотары, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в результате обследования комиссией установлено, что используемая площадь здания объекта обследования составляет 829,5 кв.м, в том числе относящаяся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (объектов бытового обслуживания) 322,5 кв.м, т.е. 38,88 %.

Вместе с тем, указанный акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного объекта недвижимости не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, как объекта, фактически используемого в качестве объекта бытового обслуживания, т.к. в данном акте не указано какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения названных объектов, основания, по которым комиссия пришла к выводу об использовании объекта в указанных целях, в акте отсутствуют.

Как следует из объяснений свидетеля ФИО3, инженера по обследованию строений и сооружений МО № 4 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», она принимала участие в проведении мероприятий для определения вида фактического использования спорного объекта недвижимости совместно с сотрудником МО № 4 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО5 и представителем администрации района ФИО6, при обследовании также присутствовал один из собственников здания Дмитроченко П.П. Объект расположен на территории бывшей швейной фабрики, доступ на территорию свободный, кроме спорного объекта на территории расположены и иные объекты. В ходе обследования здания с кадастровым было установлено, что часть здания не эксплуатируется, в другой части здания имелись подъемники и велись работы по ремонту машин, из чего был сделан вывод о наличии в спорном здании «автосервиса». Кто и чьи машины ремонтировал ей неизвестно, у присутствующего при обследовании собственника Дмитроченко П.П. этот вопрос не выясняли. В их присутствии прием заказов на ремонт машин не производился, заказчиков не было, рекламные щиты о нахождении в здании «автосервиса», а также вывески о его работе, прейскурант выполняемых работ и их стоимости отсутствовали. Замеры используемого помещения не производились.

Свидетели ФИО2 и ФИО4 дали аналогичные пояснения, указав, что по месту нахождения объекта они не выезжали, представленный акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 10 сентября 2018 года подписали как члены комиссии, поскольку вид фактического использования спорного объекта был определен, в том числе, с учетом камерального обследования правоустанавливающей и технической документации на данный объект. При этом из объяснений свидетеля ФИО2 следует, что указанная в акте площадь, относящаяся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, - 322,5 кв.м указана исходя из технической документации, в экспликации, имеющейся в техническом паспорте на спорное здание, это помещение значится под номером 13 с наименованием «склад».

Вместе с тем, согласно показаниям административного истца Николайца М.В. и свидетеля ФИО1 в судебном заседании 18 октября 2021 года, спорное здание находится в полуразрушенном состоянии, приобреталось оно с целью использования в качестве гаража для собственных нужд. Никакой деятельности, в том числе по ремонту автомашин в здании не ведется. Находящийся в здании подъемник имелся на момент приобретения здания. В 2018 году в момент обследования здания в нем находились машины, принадлежащие семье ФИО1 Здание расположено на территории бывшей швейной фабрики, территория большая и на ней находится много разных объектов, в том числе имеется «автосервис». Все здания имеют один адрес: <адрес>.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, учитывая, что указанный выше акт от 10 сентября 2018 года проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного нежилого здания не отвечает приведенным выше положениям Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года N 638, и не содержит необходимых сведений о том, какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения объектов бытового обслуживания, а приложенные к акту фотографии достоверно не отражают фактическое использование спорного здания в указанных целях, объект с кадастровым не мог быть включен в оспариваемый в рамках настоящего административного дела Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по фактическому использованию с учетом названного акта.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика, обследование спорного объекта на предмет его фактического использования перед включением в Перечни на 2020 – 2021 годы не проводилось, поскольку объект не являлся вновь выявленными и ранее был включен в Перечень на 2019 год.

В соответствии с пунктом 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п, действовавшего на момент включения принадлежащего административному истцу спорного объекта в Перечни на 2019-2021 годы, объекты, включенные в Перечень по результатам проведения мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному обследованию в натуре.

Таким образом, учитывая, что указанный выше акт от 10 сентября 2018 года проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания в отношении спорного объекта является ненадлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность включения данного объекта в оспариваемый Перечень на 2019 год, здание с кадастровым номером <данные изъяты> не могло быть включено в оспариваемые в рамках настоящего административного дела Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 – 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с положениями указанного выше пункта 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утв. постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п.

Доказательств, подтверждающих, что административный ответчик располагал иными актами обследования указанного нежилого здания на момент включения его в оспариваемые Перечни на 2019-2021 годы, не представлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Вместе с тем, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом или иными лицами спорное здание или помещения в нем на момент включения указанного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни использовались для оказания бытовых услуг потребителям, не представлено и в материалах дела не содержится.

Доводы административного ответчика об обоснованном включении спорного объекта в Перечни, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, от 25 ноября 2019 года № 1524 и от 27 ноября 2020 года № 1723, как используемого в качестве объекта бытового обслуживания в связи с наличием размещенной в сети «Интернет» информации о нахождении по адресу: <адрес>, автосервиса, суд находит необоснованными, поскольку, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, федеральный законодатель в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).

Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.

Кроме того, указанные обстоятельства опровергаются представленной в ходе рассмотрения административного дела представителем административного истца Киндировым А.С. фототаблицей, подтверждающей нахождение наряду с принадлежащим административному истцу спорным объектом недвижимости на одной территории иных строений, в том числе и «автосервиса», расположенного в соседнем здании.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком не представлены относимые и допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие объекта недвижимости с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>, условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения данного здания в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Николайца М.В.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2019 год, на 2020 год и на 2021 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней не действующими соответственно с 01 января 2019 года, с 01 января 2020 года и с 01 января 2021 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Николайца Михаила Валерьевича удовлетворить.

Признать не действующим с 01 января 2019 года пункт 13353 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810), в части включения в него: нежилого здания, кадастровый , адрес: <адрес>.

Признать не действующим с 01 января 2020 года пункт 13206 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803), в части включения в него: нежилого здания, кадастровый , адрес: <адрес>.

Признать не действующим с 01 января 2021 года пункт 14217 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области 23 ноября 2021 года № 1802), в части включения в него: нежилого здания, кадастровый , адрес: <адрес>.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 13 декабря 2021 года.