ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-149/17 от 09.07.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 3а-149/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2017 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре Пенькиной Н.В.,

с участием:

- прокурора Демидова Д.С.,

- административного истца ФИО1, его представителя ФИО2 (действующей по устному ходатайству, диплом АВБ 0354083, регистрационный номер Г6184 от 15 июня 1999 года),

- представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики ФИО3 (доверенности от 15 мая 2017 года сроком по 15 мая 2018 года № 7-198/19 и от 5 мая 2017 года сроком по 31 декабря 2017 года № 18, диплом 101805 0053918, регистрационный номер 4738 от 9 июля 2016 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим со дня принятия Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» в части пункта 3059 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

установил:

29 декабря 2015 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (далее по тексту – Постановление № 586), первоначальный текст которого 29 декабря 2015 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.

15 января 2016 года Постановление № 586 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU 18000201501243.

Пунктом 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (далее по тексту – Перечень на 2016 год).

В силу пункта 3 Постановления № 586 оно вступает в силу с 01 января 2016 года.

Согласно пункту 3059 в Перечень на 2016 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – спорный объект недвижимости).

В настоящее время Постановление № 586 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 04 апреля 2016 года № 138, от 25 апреля 2016 года № 174, от 15 августа 2016 года № 340, от 31 октября 2016 года № 465, от 26 декабря 2016 года № 545, от 20 марта 2017 года № 83, от 26 июня 2017 года № 282, которыми в Перечень на 2016 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 3059.

ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительным пункт 3059 Перечня на 2016 год, ссылаясь на то, что принадлежащий ему на праве собственности объект с кадастровым номером <данные изъяты> не относится к торговым объектам. В существующем виде по своим конструкционным признакам здание не может выполнять функции торгового, административного или бытового центра и использоваться в качестве торгового. При проектировании и начале строительства здание предполагалось использовать как торговый павильон. Однако здание сдается в аренду исключительно в качестве складского помещения. Арендаторы используют помещения в качестве складских, не осуществляя при этом торговли, а также не оказывая услуг по общественному питанию и бытовому обслуживанию населения. Земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, с 2012 года имел установленный вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В 2016 году были внесены изменения в характеристики земельного участка. Содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке. Включение данного объекта недвижимости в Перечень на 2016 год является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца, так как влечет увеличение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее – Минимущество УР) – ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила суду, на момент формирования Перечня 2016 года, спорное здание было предназначено для размещения торгового павильона, земельный участок также предполагает его использование для размещения объектов торговли, то объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ. Основанием для включения здания в Перечень 2016 года явились данные, полученные в результате межведомственного взаимодействия с Управлением Росреестреа по УР и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы административного дела, проверив Постановление № 586 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать административному истцу в удовлетворении требований, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Оспариваемым в части нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здания, строения, сооружения и помещения, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела участники процесса не ставили под сомнение компетенцию Правительства Удмуртской Республики на принятие оспариваемого нормативного правового акта.

В связи с чем, суд признает, что на основании положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, который на момент издания Постановления №586 обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения вышеназванного нормативного правового акта.

Постановление № 586 подписано Председателем Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ размещено на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций. Следовательно, введено в действие, опубликовано и зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике, в установленном порядке.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22 июня 2016 года, склад, назначение: нежилое здание, площадь 1 165,2 кв.м., количество этажей:1, в том числе подземных: 0, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности ФИО1 (л.д.4).

С 22 мая 2007 года до 22 июня 2016 года спорный объект недвижимости имел наименование «Торговый павильон», что подтверждается письмом Минимущества УР № 1451/01-14 от 30 марта 2017 года (л.д.6) и Техническим паспортом на здание торгового павильона, который составлен по состоянию на 16 апреля 2007 года (л.д.45-53).

Объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, который со 2 декабря 2016 года имеет разрешенное использование – Склады – код 6.9 (размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов), что подтверждается кадастровая выписка о земельном участке от 5 декабря 2016 года № 1800/501/16-388407 (л.д. 60-67).

С 19 апреля 2012 года до 2 декабря 2016 года спорный объект недвижимости был расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 20 января 2016 года № 1800/501/16-14541 (л.д. 41-44).

Постановлением № 586 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.

Пунктом 3059 в Перечень на 2016 год включено нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее по тексту – Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка, мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводит Минимущества УР.

Из положений пункта 22 названного Порядка следует, что Минимущества УР осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.

Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме:

1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики;

2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;

3) обследований объектов недвижимости (пункт 5 Порядка).

Спорный объект недвижимости включен в Перечень на 2016 год по критерию его предназначения к использованию в целях размещения торгового павильона, расположенного на земельном участке с разрешенным использованием «для размещения объектов торговли и общественного питания. Такие данные, были получены Минимуществом УР в результате межведомственного взаимодействия, на основании информации, полученной от Управления Росреестра по УР и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР, исходя из сведений о зарегистрированных правах и кадастровых сведениях об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях статьи 378.2 НК РФ (л.д.40), также при формировании Перечня на 2016 год использовались данные, находящиеся на сайте Федеральной налоговой службы, и сведения из публичной кадастровой карты. Акта фактического использования объекта недвижимости на момент формирования Перечня на 2016 год не составлялось.

19 января 2016 года Комиссия Минимущества УР провела обследование объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, по результатам которого составлен Акт обследования. Комиссией рекомендовано признать обследуемый объект недвижимости на основании части 3 статьи 378.2 НК РФ торговым объектом коммерческого назначения, площадью более 1000 кв.м.(л.д.27).

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Проверяя доводы административного истца о неправомерном включении в оспариваемый Перечень вышеуказанного объекта недвижимого имущества, суд исходит из следующего.

На территории Удмуртской Республики с 01 января 2015 года действуют положения статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», устанавливающие особенности определения налоговой базы недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости.

Данной правовой нормой предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (пункт 1 части 1 статьи 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР).

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ.

Пункт 4 статьи 378.2 НК РФ содержит понятие торгового центра (комплекса) и основные признаки названного объекта налогообложения.

Так, под торговым центром (комплексом) понимается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и фактического использования помещений.

Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

С 1 января 2015 года статья 378.2 НК РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом в целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Правительство УР указывает, что объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, внесен в Перечень на 2016 года как по наименованию (назначению) его помещений - торговый объект (павильон) и по виду разрешенного использования земельного участка - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Из анализа пункта 2 части 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что для определения соответствия объекта недвижимости критериям торгового объекта достаточным условием является соответствие содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании нежилого помещения как предусматривающего размещение торговых объектов.

Из содержания части 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что для определения соответствия объекта недвижимости критериям торгового центра (комплекса) достаточно одного из условий - соответствие вида разрешенного использования земельного участка как предусматривающего размещение торгового объекта (в данном случае торгового павильона) и (или) здания (строения, сооружения) предназначенного для использования или фактически используемого в целях размещения торговых объектов.

Суд полагает, что при включении нежилого здания торгового павильона с кадастровым номером 18:08:016002:2406 в Перечень на 2016 год Правительством УР не допущено нарушений действующего законодательства, поскольку и назначение самого здания и земельного участка, на котором оно расположено, предполагают использование его в целях торговли.

Представленный административным истцом технический паспорт спорного нежилого здания, составленный Завьяловским филиалом Государственного унитарного предприятия УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» по состоянию на 16 апреля 2007года, также подтверждает указанные выводы, поскольку согласно ему вышеуказанное здание 2007 года постройки, имеет площадь 1165,2 кв. м и состоит из трех помещений – двух котельных площадью 22,0 кв.м и 34,2 кв.м., а также торгового зала площадью 1109,0 кв. м (л.д.45-53).

Таким образом, здание, принадлежащее административному истцу, имеющее назначение - торговый павильон, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого на момент принятия оспариваемого в части Перечня был определен - для размещения объектов торговли и общественного питания. В связи с чем, у Правительства УР имелись законные основания для включения здания торгового павильона в Перечень 2016 год.

Включение спорного объекта недвижимости в Перечень на 2016 год соответствует требованиям Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», статьи 378.2 НК РФ, а доводы административного истца об обратном основаны на неверном понимании и толковании приведенных норм права.

При этом, представленная административным истцом справка Главы муниципального образования «Пироговское», о том, что спорный объект недвижимости используется как склад малой механизации, правового значения для данного спора не имеет, поскольку административный истец как собственник спорного объекта недвижимости в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, а также вправе изменить наименование объекта и вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с их фактическим использованием.

С учетом изложенного, суд полагает, что оснований для признания нормативно-правового акта недействующим в данной части не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 215, 175-180 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

ФИО1 отказать в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим со дня принятия Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» в части пункта 3059 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 сентября 2017 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья