ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-149/18 от 10.12.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело №3а-149/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2018 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Виноградове В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Новосибирской области о признании недействующими отдельных норм Лесохозяйственного регламента Убинского лесничества, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811

установил:

заместитель прокурора Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением в порядке статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о признании недействующей со дня вступления решения суда в законную силу таблицы 1.1.4 раздела 1.1 Главы 1 лесохозяйственного регламента Убинского лесничества на 2009-2018 годы, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811 в части отнесения к эксплуатационным лесов в кварталах №№ 238-239 Лячинского лесохозяйственного участка, расположенных на территории памятника природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс», образованного постановлением администрации Новосибирской области от 16 ноября 2007 года № 175-па. В обоснование иска указал, что в силу статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранения памятников природы. Исходя из положений статей 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых территориях относятся леса расположенные на территориях природных памятников. Согласно таблице 1.1.6 раздела 1.1. главы 1 оспариваемого регламента в границы памятника природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс» входят кварталы №№ 238-239 Лячинского лесохозяйственного участка. Вместе с тем, в нарушение требований вышеуказанного законодательства в таблице 1.1.4 раздела 1.1 главы 1 оспариваемого регламента все леса, расположенные в перечисленных кварталах отнесены к эксплуатационным, что не соответствует их целевому назначению и выполняемым полезным функциям.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области ФИО2 действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, полагает, что поскольку до настоящего времени отсутствует приказ Рослесхоза об изменении целевого назначения лесов в границах памятника природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс», на основании которого разрабатывается и которому должна соответствовать глава 1 оспариваемого регламента в части распределения лесов по целевому назначению, то внесение соответствующих изменений будет противоречить действующему законодательству.

Представитель Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Природоохранная инспекция» ФИО3 полагает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования.

Представитель Департамента имущества и земельных отношений в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного разбирательства, представил письменный отзыв и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811 утвержден Лесохозяйственный регламент Убинского лесничества (далее по тексту – Лесохозяйственный регламент).

Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 12 октября 2008 года № 303 «О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811» Лесохозяйственный регламент Убинского лесничества изложен в новой редакции.

Данный приказ опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru 31 января 2018 года.

Постановлением Губернатора Новосибирской области от 12 сентября 2017 года № 169 «О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.

Как установлено в ходе судебного разбирательства на территории Убинского лесничества располагаются три особо охраняемые природные территории (л.д.24):

- государственный биологический заказник областного значения «Успенский», учрежденный постановлением Главы администрации Новосибирской области от 25 апреля 2000 года № 296;

- памятник природы регионального значения «Убинский озерно-болотный ландшафт», созданный постановлением Администрации Новосибирской области от 16 ноября 2007 года № 178-па;

- памятник природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс», созданный постановлением Администрации Новосибирской области от 16 ноября 2007 года № 175-па.

Согласно постановлению администрации Новосибирской области от 16 ноября 2007 года № 175-па «Об утверждении границ и Положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс» Новосибирской области» в состав памятника природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс» Новосибирской области (далее - памятник природы) входят природные комплексы, имеющие большое научное, природоохранное, эстетическое и эколого-просветительское значение. Памятник природы представляет собой комплексный участок луго-болотной растительности, расположенный среди северного варианта лесостепного ландшафта в Убинском районе Новосибирской области. Основной объект охраны в памятнике природы - своеобразный комплекс фрагментов луговых, озерных и болотных экосистем.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса в соответствии с частью 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

В таблице 1.1.4 раздела 1.1. Главы 1 Лесохозяйственного регламента произведено распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов (л.д.19-20), согласно которому леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные, ценные и эксплуатационные.

В таблице 1.1.6 раздела 1.1. Главы 1 Лесохозяйственного регламента приведен перечень особо охраняемых природных территорий расположенных в границах Убинского лесничества с указанием номеров кварталов (л.д. 24-25), в число которых входит памятник природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс».

Между тем на территории лесничества не выделена такая категория защитности как «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях».

Напротив, в оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на такой территории, отнесены к эксплуатационным лесам.

Так в границах памятника природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс» к эксплуатационным лесам отнесены и лесные участки квартала №№ 238-239 Лячинского лесохозяйственного участка (л.д.22)

В силу с пунктов 2, 10, 11 Положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс», памятник природы образован без ограничения срока действия для сохранения своеобразного комплекса фрагментов луговых, озерных и болотных экосистем.. На территории памятника природы запрещается любая хозяйственная деятельность, причиняющая вред окружающей среде, в том числе: предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества; распашка земель; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочных изысканий и разработка полезных ископаемых; устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей; разведение костров, выжигание луговой растительности; пастьба и прогон сельскохозяйственных животных и др.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В то же время, согласно части 2 статьи 108 Лесного кодекса Российской Федерации в эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов, в том числе заготовка древесины; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов и др.

Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).

В связи с чем, положения Лесохозяйственного регламента Убинского лесничества в части отнесение лесных кварталов №№ 238-239 Лячинского лесохозяйственного участка, включенных в состав памятника природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс» к эксплуатационным лесам противоречат положениям статьей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствующих целям создания особо охраняемых природных территорий.

Согласно пункту первому части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемая норма, до вынесения решения суда, применялась, и на ее основании реализовывались права граждан и организаций, то она подлежит признанию недействующей, со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором было опубликован приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Новосибирской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления данного решения в законную силу Лесохозяйственный регламент Убинского лесничества, утвержденный приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811 в части включения в эксплуатационные леса в таблице 1.1.4 раздела 1.1 Главы 1 «Распределение лесов лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов» кварталов №№ 238-239 Лячинского лесохозяйственного участка, расположенных на территории памятника природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс» Новосибирской области.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором было опубликован приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.