ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-149/19 от 25.11.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 3а-149/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 ноября 2019 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Михайленко В.Г.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 8293 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что на основании договора аренды № 116 от 28 октября 2009 года, заключенного с администрацией Тамбовского района, он является арендатором земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 8293,29 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Государственная собственность на данный земельный участок не разграничена, договор аренды заключен на срок до 1 января 2024 года. Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2013 года в размере 7461058 рублей 35 копеек. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, поскольку из отчета № 835/19 от 11 сентября 2019 года об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненного ООО «<данные изъяты>», следует, что по состоянию на 1 января 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер> составляет 2985000 рублей. В соответствии с Приложением № 1 к договору аренды земельного участка № 116 от 28 октября 2009 года в редакции от 10 октября 2018 года размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка. Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает его права и законные интересы, так как определяет размер арендной платы в большем размере. Поскольку административный иск подан в суд по истечении срока, определенного ч. 3 ст. 245 КАС РФ, просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, так как внесение изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части периодичности проведения государственной кадастровой оценки не позволяет рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером <номер>, которая в настоящее время отложена на неопределенный срок.

На основании изложенного, уточнив административные исковые требования, просит суд пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 8293,29 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>, и установить его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2013 года в размере рыночной стоимости, составляющей 2985000 рублей.

В письменном отзыве представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области ФИО2 указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате массовой оценки недвижимости. При этом под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. В 2013 году Правительством Амурской области были проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на территории Амурской области. Постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года. Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласно ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательным условием для обращения в суд с требованием установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является представление отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленного профессиональным оценщиком, а также, для юридических лиц, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Отчет должен быть подготовлен на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Указанные условия административным истцом соблюдены.

На основании изложенного просит разрешить требования административного иска исходя из фактических обстоятельств дела и правовой оценки представленных в материалах дела доказательств, ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя Управления Росреестра по Амурской области.

В письменных возражениях представитель Министерства имущественных отношений Амурской области ФИО3, действующая в интересах Правительства Амурской области на основании распоряжения губернатора Амурской области от 18 декабря 2014 года № 311-р, указывает, что в обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет № 835/2019 от 11.09.2019 г., выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» Ф.И.О.9 Согласно данному отчету при определении рыночной стоимости земельного участка оценщиком был использован только сравнительный подход, при этом оценщиком в недостаточной степени обоснован отказ от использования доходного подхода, что является нарушением требований Федеральных стандартов оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3) и «Оценка недвижимости» (ФСО № 7). В соответствии с пп. «а» п. 23 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7) доходный подход применяется для оценки недвижимости, генерирующей или способной генерировать потоки доходов. Земельный участок с кадастровым номером <номер> сдается в аренду ФИО1, что свидетельствует о его способности генерировать потоки дохода. Неиспользование оценщиком доходного подхода существенным образом повлияло на итоговую рыночную стоимость земельного участка в сторону ее уменьшения. Таким образом, представленный административным истцом отчет № 835/2019 от 11.09.2019 г. не соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего оценочную деятельность, кроме того ФИО1 пропущен срок на подачу административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленный ч. 3 ст. 245 КАС РФ.

На основании изложенного просит отказать в удовлетворении требований административного иска, ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя Правительства Амурской области.

В письменном отзыве представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области ФИО4 указывает, что Едином государственном реестре недвижимости учтен земельный участок с кадастровым номером <номер>, категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для производственных нужд, площадью 8293 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет – 21 января 2003 года. Постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области. Земельный участок с кадастровым номером <номер> вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2013 года. Кадастровая стоимость земельного участка была утверждена в размере 7461058 рублей 35 копеек. Согласно ч. 2 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, орган регистрации прав обеспечивает только внесение сведений о кадастровой стоимости по результатам проведенной государственной оценки после ее утверждения и передачи в орган регистрации прав.

С учетом изложенного просит разрешить требования административного иска на основании правовой оценки представленных в материалах дела доказательств, в том числе отчета № 835/2019 от 11.09.2019 г., выполненного оценщиком ООО «<данные изъяты>» Ф.И.О.9, ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области.

В письменном отзыве глава администрации Тамбовского района ФИО5 рассмотрение требований административного иска оставляет на усмотрение суда. Просит рассмотреть дело без участия представителя администрации Тамбовского района Амурской области.

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивал на удовлетворении требований административного иска.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии с положениями ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ дело рассмотрено при состоявшейся явке.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 20.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 2, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 2, 4, 12 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Законодательного Собрания Амурской области от 26.09.2008 г. № 7/534 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Амурской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее Порядок).

Согласно п. 2.1, 2.2 Порядка размер годовой арендной платы за земельные участки определяется на основе кадастровой стоимости земельных участков, определенной в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктами 2.3, 2.4 настоящего раздела.

Расчет размера годовой арендной платы за земельные участки производится по формуле: А = Кс x Кнс x Ки, где А – размер годовой арендной платы, подлежащий уплате в бюджет, в рублях; Кс – кадастровая стоимость земельного участка. Значение кадастровой стоимости земельного участка определяется на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости; Кнс – налоговая ставка земельного налога, установленная нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; Ки – поправочный коэффициент, определяемый по целевому использованию земельного участка.

Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, 28 октября 2009 года между администрацией Тамбовского района и ФИО1 заключен договор № 116 аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена. Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Амурской области 12 марта 2010 года.

Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31.10.2019 г. № 28/101/909/2019-6607 и о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15.10.2019 г. № 28/ИСХ/19-314775 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21 января 2003 года с присвоением кадастрового номера <номер>. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственных нужд, общая площадь земельного участка составляет 8293 кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка определена 1 января 2013 года в размере 7461058 рублей 350 копеек. Акт об утверждении кадастровой стоимости – постановление Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области». Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 12 ноября 2013 года.

Согласно п. 3.1 договора аренды земельного участка № 116 от 28 октября 2009 года и приложению № 1 к данному договору расчет арендной платы за 2009 год произведен должностным лицом Комитета по управлению муниципальным имуществом Тамбовского района на основании кадастровой стоимости земельного участка, составляющей 7273629 рублей 99 копеек, и определен в размере 27276 рублей 11 копеек (л.д. 20-25).

10 октября 2018 года сторонами договора аренды № 116 от 28 октября 2009 года заключено дополнительное соглашение, согласно которому в п. 3.1 договора внесены изменения в части определения размера арендной платы в сумме 139894 рублей 84 копеек, а приложение № 1 к договору изложено в редакции приложения № 1 к дополнительному соглашению от 10 октября 2018 года (л.д. 15-16).

В соответствии с приложением № 1 к дополнительному соглашению от 10 октября 2018 года годовой размер арендной платы за пользование земельным участком рассчитан арендодателем путем умножения действующей кадастровой стоимости земельного участка, составляющей 7461058 рублей 35 копеек, на ставку арендной платы (1,5 x 1,25 %) и определен в размере 139894 рублей 84 копеек.

Не согласившись с размером утвержденной кадастровой стоимости земельного участка, определяющей размер арендной платы по договору № 116 от 28 октября 2009 года, ФИО1 обратился в Амурский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2013 года в размере 2985000 рублей, ссылаясь на результаты оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, приведенные в отчете ООО «<данные изъяты>» № 835/19 от 11 сентября 2019 года.

С учетом положений п. 2, 4, 12 ст. 22, п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ч. 1 ст. 245 КАС РФ, п. 2.1, 2.2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Амурской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Амурской области от 26.09.2008 г. № 7/534, а также правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, ФИО1 вправе оспорить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер>, так как в соответствии с дополнительным соглашением от 10.10.2018 г. к договору № 116 от 28 октября 2009 года годовой расчет арендной платы исчислен арендодателем на основании действующей кадастровой стоимости земельного участка.

Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер>, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из разъяснений, приведенных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, следует, что согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Из материалов дела следует, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена 1 января 2013 года и внесена в государственный кадастр недвижимости 12 ноября 2013 года.

С настоящим административным иском ФИО1 обратился в Амурский областной суд 30 сентября 2019 года, то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.

Вместе с тем по смыслу положений ст. 24.18 Федерального закона от № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ч. 3 ст. 245 КАС РФ и разъяснений, приведенных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.

Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в том числе в части закрепленной ст. 24.12 периодичности проведения государственной кадастровой оценки, а именно исключены положения о проведении государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В связи с изменением закона очередная оценка кадастровой стоимости (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) спорного земельного участка не проводилась.

При этом материалы дела не содержат сведений о том, что на момент обращения в суд в ЕГРН были внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, суд признает причины пропуска срока уважительными, поскольку до принятия Федерального закона от 3.07.2016 г. № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земельного участка, которая в настоящее время отложена на неопределенный срок, в связи с чем пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению.

По существу требований административного иска суд приходит к следующим выводам.

Действующая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер> определена в размере 7461058 рублей 35 копеек и утверждена постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» (Приложение № 1, строка <номер>, порядковый <номер>).

В обоснование требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет № 835/19 от 11 сентября 2019 года об определении рыночной стоимости, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» Ф.И.О.9 (л.д. 28-100).

В соответствии с п. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Обязанность доказать размер рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Доказательством определения рыночной стоимости объекта недвижимости является отчет экспертной организации, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (п. 4 ч. 2 ст. 246 КАС РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28).

В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

С учетом вышеизложенного, представленный в материалах дела отчет № 835/19 от 11 сентября 2019 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» Ф.И.О.9, как документ, содержащий сведения доказательственного значения, подлежит оценке по правилам статьи 84 КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 г. № 297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), пункт 2 которого предусматривает, что Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

В соответствии с п. 6 указанного Федерального стандарта оценки итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией (пункт 7).

Названным Федеральным стандартом оценки предусмотрено, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки (пункт 18).

Как указано в пункте 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1) оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

Так, из отчета ООО «<данные изъяты>» № 835/19 от 11 сентября 2019 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2013 года составляет 2985000 рублей.

Из указанного отчета усматривается, что определение рыночной стоимости земельного участка выполнено оценщиком ООО «<данные изъяты>» Ф.И.О.9 на основании сведений из ЕГРН о качественных и количественных характеристиках объекта недвижимости, с учетом анализа нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в рассматриваемом регионе, в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», «Оценка недвижимости (ФСО № 7)». При проведении расчетов оценщик использовал стандарты и правила оценочной деятельности СРО «Российское общество оценщиков», утвержденные протоколом Совета РОО № 07-Р от 23.12.2015 года.

Для получения достоверных результатов при проведении оценки специалистом использован сравнительный подход к оценке недвижимости, при этом обоснован отказ от доходного и затратного подходов. Исследовательская часть отчета является логичной, последовательной и мотивированной, наличие методологических и арифметических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

Отчет № 835/19 от 11 сентября 2019 года выполнен оценщиком Ф.И.О.9, который является членом саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков», гражданская ответственность оценщика застрахована в соответствии с действующим законодательством РФ (полис страхования ответственности <данные изъяты>» № <номер>, срок действия с <дата> по <дата>), оценщик имеет квалификационный аттестат № <номер> от <дата> по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», стаж работы в оценочной деятельности 17 лет.

Установленные обстоятельства подтверждают соответствие оценщика ООО «<данные изъяты>» Ф.И.О.9 требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности ст. 4, 15, абз. 4 ст. 15.1, ст. 24.7 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Доказательств, опровергающих выводы оценщика, изложенные в отчете № 835/19 от 11 сентября 2019 года об определении рыночной стоимости земельного участка, ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами, суду не представлено. Также не представлено доказательств, указывающих на иной размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2013 года, и сведений, которые могли бы поставить под сомнение достоверность названного отчета об оценке.

Само по себе указание представителя Правительства Амурской области ФИО3 на наличие сомнений в достоверности расчетов, произведенных оценщиком, вследствие значительного различия итоговой величины рыночной стоимости и размера утвержденной кадастровой стоимости земельного участка не является основанием для признания отчета № 835/19 от 11 сентября 2019 года недопустимым доказательством по настоящему делу и не свидетельствует о наличии методологических либо арифметических ошибок, допущенных оценщиком ООО «<данные изъяты>» Ф.И.О.9

Вопреки доводам представителя ФИО3, при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2013 года оценщиком ООО «<данные изъяты>» Ф.И.О.9 был использован сравнительный подход к оценке недвижимости, при этом оценщик в достаточной степени обосновал отказ от доходного и затратного подходов (л.д. 59-60), что отвечает требованиям п. 11, 24 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 г. № 297.

Ходатайства о проведении судебной экспертизы отчета № 835/19 от 11 сентября 2019 года участвующими в деле лицами не заявлялись.

В соответствии с положениями ст. 246 КАС РФ и разъяснением, приведенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Аналогичное положение было предусмотрено абз. 6 ч. 16 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, однако, Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное положение закона, предусматривающее необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения признано утратившим силу, следовательно, экспертиза отчетов об оценке саморегулирующими организациями в настоящее время носит добровольный характер.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что отчет об оценке № 835/19 от 11 сентября 2019 года, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» Ф.И.О.9, является допустимым доказательством по настоящему административному делу, соответствующим требованиям ст. 59, 61 КАС РФ.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Как следует из материалов дела кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер> определена по результатам массовой оценки на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года, в связи с чем установление кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной по результатам индивидуальной оценки объекта недвижимости, направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.

В силу ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, с учетом правовой оценки совокупности представленных в материалах дела доказательств, проведенной в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, и фактически установленных обстоятельств дела, суд находит подлежащими удовлетворению требования административного иска о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 8293 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>, и установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 2985000 рублей.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 8293 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2013 года в размере 2985000 (двух миллионов девятисот восьмидесяти пяти тысяч) рублей.

Датой подачи заявления считать 30 сентября 2019 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25 ноября 2019 года.

Председательствующий В.Г. Михайленко

Дело № 3а-149/2019