ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-149/2016 от 09.06.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

3а-149/2016 008а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2016 года

г.Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Пашковского Д.И.,

при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Моргуна О.В.;

административного истца Телина В.Г.;

представителей Козульского районного Совета депутатов Красноярского края по доверенности Табаковой И.Н., Ереминой Е.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Телина <данные изъяты> об оспаривании "Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы района", утвержденного Решением Козульского районного Совета депутатов Красноярского края от 08.06.2015 N 64-369р

УСТАНОВИЛ:

Телин В.Г. обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия "Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы района", утвержденного Решением Козульского районного Совета депутатов Красноярского края от 08.06.2015 N 64-369р (далее Положение).

Требования мотивированы тем, что отдельные нормы оспариваемого Положения противоречат действующему федеральному и региональному законодательству.

Так, в нарушение требований п. 1, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ N 67-ФЗ), п. 1 ст. 2 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (далее ЗКК N 8-1411) возраст кандидата на замещение должности главы муниципального образования установлен 21 год, а в Положении указан 18 лет.

В нарушение п. 1.1, п. 24 ст. 38 N 67-ФЗ и п. 5, п. 5.1,п. 5.2 ст. 24 ЗКК N 8-1411 кандидат на замещение должности главы муниципального образования, его супруга и несовершеннолетние дети не имеют права иметь имущество и денежные вклады за рубежом, кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, но и Положении данная норма отсутствует.

Также, в нарушение требований п. 3.2 ст. 4 ФЗ N 67-ФЗ согласно оспариваего Положения должность главы муниципального образования, может замещать гражданин Российской Федерации, осужденный за тяжкие и особо тяжкие преступления и без снятия (погашения) судимости.

Согласно п. 6 ст. 32 ФЗ N 67-ФЗ - гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами, но данная норма в Положении отсутствует.

По аналогии Закона в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее ФЗ N 25-ФЗ) гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнена должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

- непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Согласно п. 1. ст. 15 этого же ФЗ - Граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В Положении отсутствуют нормы определяющие статус члена конкурсной комиссии, а так же условия открытости и гласности работы комиссии, как например в ст. 29 и ст. 30 ФЗ N 67-ФЗ, следовательно, членом конкурсной комиссии могут быть: лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; граждане Российской Федерации, признанные решением суда вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет; депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; выборные должностные лица, а также главы местных администраций; судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры; кандидаты на должность главы муниципального образования, супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов; лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

В Положении отсутствуют нормы проверки полноты и достоверности представленных кандидатами сведений, в том числе о судимости, вкладах, имущественного характера и об образовании, не предоставление, не полнота предоставления и отказ от представления которых ведет к недопущению к конкурсу.

В Положении не даны конкретная шкала и критерии оценки кандидатов, описания стоимости (критериев) бала - за что, сколько и почему (например, как описание оценки или балла в школе или в ВУЗе при ответе на вопрос или сдаче экзамена).

В Положении имеются коррупционные факторы, устанавливающие для правоприменителей необоснованно широкие пределы усмотрения или: возможность необоснованного применения исключений из общих правил широта дискреционных полномочий комиссии, отсутствие или неполнота административных процедур, отсутствие порядка определенных действий, использование не устоявшихся, двусмысленных терминов и категории оценочного характера, закрытость проведения конкурса (конкурсанты не видят и не слышат, как другие претенденты отвечают на вопросы и задаются ли они вообще и какие, как ведут себя кандидаты в выступлении, и какие программы выдвигают и выдвигают ли вообще), не равные условия для кандидатов (кандидатам, работающих в администрации, помогают работники администрации в составлении планов развития и другой документации необходимой для конкурса).

Просил признать недействующим с момента принятия "Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы района", утвержденного Решением Козульского районного Совета депутатов Красноярского края от 08.06.2015 N 64-369р, возложить обязанность на Козульский районный Совет депутатов принять новый нормативный акт.

В судебном заседании Телин В.Г. на удовлетворении административного искового заявления по его доводам настаивал.

Представители Козульского районного Совета депутатов Красноярского края по доверенности Табакова И.Н. и Еремина Е.В., заявленные требования не признали, сославшись на то, что оспариваемое Положение принято в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.

Прокурор Моргун О.В. в своем заключении так же не усмотрел поводов для признания Положения незаконным.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Оспариваемое "Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы района" является нормативным правовым актом, поскольку обладает его признаками:

- издан уполномоченным органом - Козульским районным Советом депутатов Красноярского края в соответствии с ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2884 "О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае", ст.ст. 16, 26 Устава Козульского района Красноярского края;

- носит обязательный характер для неопределенного круга лиц (субъектов данных правоотношений), рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений в сфере организации местного самоуправления, принят в установленной форме и порядке, то есть является правовой нормой;

- опубликован 11.06.2015 в официальном печатном издании в районной газете "Авангард" N 24 (7690), соответственно введен в действие в установленном порядке.

Нарушений требований действующего законодательства при его принятии судом не установлено.

27.07.2015 Телин В.Г. принимал участие в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы Козульского района, который проводился в соответствии с указанным выше Положением, где набрал меньше всех баллов и не попал в числе двух кандидатов отобранных для участия в дальнейшем конкурсе (л.д. 8-9).

Таким образом, административное исковое заявление Телина В.Г. об оспаривании указанного Положения подлежит рассмотрению Красноярским краевым судом в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ N 131-ФЗ).

Абзацем 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ N 131 определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным федеральным законом.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (части 1, 3 ст. 34 ФЗ N 131-ФЗ).

Абзацем 17 ч. 1 ст. 2 ФЗ N 131-ФЗ установлено, что выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации (п. 1 ч. 2 ст. 36 ФЗ N 131-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 1 ЗКК N 8-1411, выборы главы муниципального образования осуществляются в соответствии с данным законом, если в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2884 "О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае" (далее ЗКК N 7-2884) и принимаемым в соответствии с ним уставом муниципального образования глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах.

Согласно ст. 2 ЗКК N 7-2884 глава муниципального образования, по общему правилу, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию и в этой связи в силу п. 1 ст. 2 ФЗ N 131-ФЗ относится к выборным должностным лицам.

В силу п. 4 ст. 16 Устава Козульского района глава района избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Решением Козульского районного Совета депутатов от 08.06.2015 N 64-369Р "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы района" соответствующий порядок был утвержден в соответствии с ч. 2.1 ст. 36 ФЗ N 131-ФЗ, ЗКК N 7-2884, Устава Козульского района.

Административный истец указывает на противоречие оспариваемого Положения требованиям Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 25-ФЗ, Закона края N 8-1411, с чем суд не может согласиться.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ N 67-ФЗ определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. При этом в силу пп. 9 ст. 2 ФЗ N 67-ФЗ под выборами понимается форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Из чего следует, что предметом регулирования данного Федерального закона является определение основных гарантий реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах.

Предметом регулирования Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих (ч. 1 ст. 1 ФЗ N 25-ФЗ).

Статус членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления указанным выше ФЗ не определяется, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

Не регулируются, в данном случае, спорные правоотношения и Законом Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае", так как глава Козульского района Красноярского края, как выше уже было отмечено, избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а не на муниципальных выборах.

Таким образом, при принятии оспариваемого Положения Козульский районный Совет депутатов правомерно не применил указанные выше нормы избирательного и иного законодательства, в связи с чем, доводы административного истца о противоречии Положения требованиям Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 25-ФЗ, Закона края N 8-1411 являются несостоятельными.

Не может согласиться суд и с доводами административного истца о противоречии оспариваемого Положения Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части не предоставления кандидатами сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку обязанность предоставления этих сведений кандидатами предусмотрена ч. 5 пп. 3.1 п. 3 Положения.

В ч. 2 и ч. 2.1 ст. 36 ФЗ N 131-ФЗ установлено, что порядок избрания главы муниципального образования и порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливаются представительными органами муниципального образования, то есть законодатель предоставил право представительным органам муниципального образования определить этот порядок на свое усмотрение, в связи с чем, доводы административного истца об отсутствии в Положении обязательных норм определяющих статус члена конкурсной комиссии, а так же условия открытости и гласности работы комиссии, требований проверки достоверности представленных кандидатами сведений, критериев оценки кандидатов, не мотивированы ссылками на конкретные нормы законодательства регулирующего спорные правоотношения и подлежат отклонению.

По мнению административного истца в Положении также содержатся коррупциогенные факторы, в частности широта дискреционных полномочий комиссии, отсутствие или неполнота административных процедур, отсутствие порядка определенных действий, использование не устоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, закрытость проведения конкурса, неравные условия для кандидатов.

Однако анализ оспариваемого Положения позволяет суду сделать вывод о том, что полномочия комиссии при проведении конкурсных процедур и критерии, по которым происходит оценка кандидатов, четко определены и не противоречат действующему законодательству. Предъявляемые требования к представляемым документам и условия оценки одинаковы для всех конкурсантов, что свидетельствует о предоставлении равных возможностей кандидатам, претендующим на замещение должности главы муниципального образования. Коррупциогенных факторов, содержащихся в оспариваемом Положении, не усматривается.

Конкретных доказательств, свидетельствующих о нарушении в результате применения оспариваемого Положения прав административного истца, суду не представлено.

Следует отметить, что отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте норм, воспроизводящих содержащиеся в законодательстве, имеющем высшую юридическую силу положений, о чем указывает административный истец, не свидетельствует о его противоречии этому законодательству.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что "Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы района" принято Козульским районным Советом депутатов Красноярского края в пределах своих полномочий с соблюдением установленной процедуры, не противоречит положениям ст. 4, 29, 32, 33, 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 2, 23, 24, 29 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае", ст. 13, 15, 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 6, 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, то в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 поименованного кодекса.

Поскольку Телину В.Г. в удовлетворении иска отказано, то в его требованиях о возмещении судебных расходов также необходимо отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

Телину <данные изъяты> в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим с момента принятия "Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы района", утвержденного Решением Козульского районного Совета депутатов Красноярского края от 08.06.2015 N 64-369р, возложении обязанности на Козульский районный Совет депутатов принять новый нормативный акт, возмещении судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий

Д.И. Пашковский