РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2016 года <...>
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >9
при секретаре судебного заседания < Ф.И.О. >3,
рассмотрев в порядке письменного упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
< Ф.И.О. >1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...>. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
В обоснование требований указано, что < Ф.И.О. >1 является собственником земельного участка, в отношении которого заявлены исковые требования. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <...> копеек.
Истец обратился в специализированную организацию <...> изготовившую отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка. Также истцом получено положительное экспертное заключение в отношении указанного отчета, подготовленное саморегулируемой организацией оценщиков, членом которого является оценщик указанного общества. Специалистами установлена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на <...> в размере 10 940 475, 60 рублей.
Завышенная кадастровая стоимость земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью нарушает права истца, поскольку земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В судебное заседание представители < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >4 и < Ф.И.О. >5 не явились. От представителя административного истца < Ф.И.О. >5 поступило ходатайство об уточнении исковых требований в котором просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела. Также, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель управления Росреестра по Краснодарскому краю в зал судебного заседания не явился, в отзыве, представленном в суд, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, при вынесении решения по существу полагался на усмотрение суда.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности < Ф.И.О. >6 в зал судебного заедания не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в отзыве на исковое заявление полагалась на усмотрение суда при разрешении вопроса по существу.
Представитель администрации <...> по доверенности < Ф.И.О. >7 в зал судебного заедания не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в отзыве на исковое заявление просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель департамента имущественных отношений <...> по доверенности < Ф.И.О. >8 в зал судебного заседания не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, или представителей этих лиц.
Проверив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0207025:187 площадью 810 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «общественные здания административного назначения: административные и офисные здания», кадастровая стоимость составляет 30 184 390, рублей 80 копеек.
Земельный участок находится в собственности < Ф.И.О. >1, что удостоверено государственным свидетельством серии 23-АН <...> от <...>.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
Согласно положениям Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст.389).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390).
В соответствии с требованиями 24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является <...>.
В суд заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка, выполненный <...> оценщиком <...> являющимся членом <...> Оценщиком рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на <...> в размере <...> рублей.
<...>» <...> дано положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом установлено, что представленный отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка вызывает сомнения в достоверности установленной рыночной стоимости.
Учитывая наличие недостатков в отчете об установлении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, представителем истца заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на <...>.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> составляет <...>.
Заключение судебной экспертизы соответствует требования Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки.
Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
Экспертное заключение № <...> от <...><...> подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, и соответствует требованиям ФЗ от <...> N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определенная экспертом рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
При таких обстоятельствах суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости равной <...> рубля.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
< Ф.И.О. >1 обращался с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю <...>.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, ч.3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление < Ф.И.О. >1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, в размере его рыночной стоимости равной <...> рубля.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> считать <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья краевого суда В.В< Ф.И.О. >10