ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
№ 3а-14/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08.02.2018 г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
судьи Данилова О.И.,
при секретаре Егоровой С.С.,
с участием прокурора Иовлева Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) о признании не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решения Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия IV сессии III созыва от 21.02.2014 № 4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения» в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах: 38, 55, 66, 84, 85, 103, 114, 116, 126-131, 134, 140-143, 150, 153, 165, 170, 182, 185 Хийтольского участкового лесничества Лахденпохского лесничества Республики Карелия,
установил:
Решением Совета Хийтольского сельского поселения от 21.02.2014 № 4/4-3 утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения поселение» (далее – Решение № 4/4-3).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) с учетом уточнения требований обратилось с административным исковым заявлением о признании не действующим Решения № 4/4-3 в части включения в границы населенных пунктов, входящих в состав Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района, лесных участков в кварталах 38, 55, 66, 84, 85, 103, 114, 116, 126-131, 134, 140-143, 150, 153, 165, 170, 182, 185 Хийтольского участкового лесничества Лахденпохского лесничества Республики Карелия.
Рослесхоз полагает, что оспариваемый акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Лесному кодексу Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 (далее – Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства), Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 (далее – Порядок согласования), действовавшему в период подготовки и утверждения генерального плана.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки Решением № 4/4-3 включены в границы Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района. В соответствии с письмом Рослесхоза от 18.12.2013 № ЮГ-11-32/12892 проект генерального плана Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия согласован в связи с тем, что проектом не предусмотрено включение в границы населенных пунктов Хийтольского сельского поселения земельных участков из категории земель – земли лесного фонда.
Включение оспариваемым решением участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов влечет необходимость проектирования лесничеств, изменения и закрепления на местности их границ, учитывая нарушение установленной процедуры согласования, незаконно возлагает на Рослесхоз данные обязанности.
В отзывах на административный иск Министерство экономического развития Российской Федерации, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» выражают согласие с заявленными требованиями, поскольку в материалах по обоснованию к Генеральному плану включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов Хийтольского сельского поселения не предусмотрено.
Правительство Республики Карелия, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия в отзывах на административный иск позицию по делу не высказали.
Административный ответчик – Совет Лахденпохского муниципального района, к полномочиям которого с 01.01.2015 перешло утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, заинтересованные лица – администрации Лахденпохского муниципального района и Хийтольского сельского поселения просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Административный ответчик – Совет Хийтольского сельского поселения, принявший оспариваемый акт, свои возражения по заявленным требованиям не представил.
В судебном заседании представитель Рослесхоза Мартыненко Ф.Г. на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения настаивал.
Представитель заинтересованного лица – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Клюквина Ю.Н. полагала административный иск подлежащим удовлетворению.
Представитель Правительства Республики Карелия Черепова И.С. разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Иовлева Д.С., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 3 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана поселения относилось к вопросам местного значения поселения, по которым принимались муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, вышеуказанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
Утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов (подпункт 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ).
Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта (пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23-25 и 28 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (часть 1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2). Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (часть 11).
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24 ГрК РФ).
Такое согласование требуется, если проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Согласно пункту 2.3 Порядка согласования при поступлении в Минрегион России хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования.
Согласно пункту 8 статьи 38 Устава Хийтольского сельского поселения источником официального опубликования муниципальных правовых актов является периодическое печатное издание, определяемое Советом Хийтольского сельского поселения. Обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем размещения текстов муниципальных правовых актов на стенде администрации Хийтольского сельского поселения, в библиотеке Хийтольского сельского поселения, школе, клубе, магазине и других общественных местах.
Как следует из материалов дела, 11.02.2013 Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия согласован проект генерального плана Хийтольского сельского поселения.
Письмом Рослесхоза от 08.05.2013 № НК-11-42/4489 сообщены следующие замечания к проекту генерального плана Хийтольского сельского поселения: проектом генерального плана предусмотрено включение земельных участков в границы населенных пунктов Хийтольского сельского поселения, информация о категориях земель данных участков не указана; материалы по обоснованию генерального плана сельского поселения в текстовой форме должны содержать перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, или исключаются из их границ с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования; если проектом предусмотрен перевод земель лесного фонда в границы населенных пунктов, необходимо представить перечень участков земель лесного фонда с указанием площади, местоположения (лесничество, участковое лесничество, квартал), целевого назначения данных лесов и категорий защитных лесов, а также планируемого целевого назначения; на картографических материалах необходимо отобразить существующие и проектные границы населенных пунктов. В связи с имеющимися недостатками, Рослесхозом отказано в согласовании проекта генерального плана Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия.
29.08.2013 Минрегионом России проведено согласительное совещание.
Письмом Рослесхоза от 21.11.2013 № ЮГ-11-32/11883 сообщено, что указанные по проекту замечания не устранены.
Главой Хийтольского сельского поселения вынесены постановления «О проведении публичных слушаний на территории Хийтольского сельского поселения по проекту Генерального плана Хийтольского сельского поселения» от 02.12.2013 № 78, «О проведении публичных слушаний на территории Хийтольского сельского поселения по проекту Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения» от 02.12.2013 № 79, которые были размещены на официальном сайте администрации Хийтольского сельского поселения - «http://hitola.ru» 16.12.2013 (т. 2 л.д. 211-212).
18.12.2013 Рослесхоз согласовал проект генерального плана в связи с тем, что им не предусмотрено увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда (т. 2 л.д. 113).
Письмом Минрегиона России от 20.12.2013 № 25040-СН/02 направлено сводное заключение о согласовании проекта генерального плана Хийтольского сельского поселения. Согласно сводному заключению в результате доработки проекта генерального плана по замечаниям Рослесхоза, в соответствии с протоколом согласительного совещания в Минрегионе России (протокол от 29.08.2013 № 02-1298), получено заключение о согласовании проекта генерального плана от Рослесхоза (письмо от 18.12.2013 № ЮГ-11-32/12892). Не представлено заключение на проект генерального плана Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Проект генерального плана является согласованным с Министерством регионального развития Российской Федерации при условии приведения проекта и материалов по его обоснованию в соответствии с требованиями статьи 25 ГрК РФ по составу и содержанию до утверждения.
20.01.2014, 21.01.2014, 22.01.2014, 23.01.2014 проведены публичные слушания в п. Тоунан, п. Хийтола, п. Куликово, п. Тиурула.
24.01.2014 составлено заключение о результатах публичных слушаний.
21.02.2014 оспариваемое решение принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования, размещено на официальном сайте администрации Хийтольского сельского поселения - «http://hitola.ru» 05.03.2014 (т. 2 л.д. 213).
При этом в материалы дела административными ответчиками не представлено доказательств того, что проект генерального плана и материалы по его обоснованию были приведены в соответствие с требованиями статьи 25 ГрК РФ по составу и содержанию до утверждения, как на то было указано в сводном заключении.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
До 01.01.2015 к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 указанного Положения за Рослесхозом сохранены полномочия по рассмотрению проектов генеральных планов поселений и подготовке заключений в пределах своей компетенции, а также по рассмотрению в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменения категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 238-О-О.
Из представленных в суд копии свидетельства о государственной регистрации права от 20.02.2008 10 АБ № 172332, информации о лесных участках из лесного реестра, выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что лесные участки в кварталах 38, 55, 66, 84, 85, 103, 114, 116, 126-131, 134, 140-143, 150, 153, 165, 170, 182, 185 Хийтольского участкового лесничества Лахденпохского лесничества Республики Карелия как на момент принятия проекта генерального плана поселения, так и в настоящее время являются собственностью Российской Федерации.
Из заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Кареллеспроект» от 30.01.2018 № 07/28 следует, что в результате повторного проведения филиалом работ по картографическому наложению материалов лесоустройства Лахденпохского лесничества на границы населенных пунктов, определенные генеральным планом Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия установлено, что общая площадь картографического наложения материалов лесоустройства на границы Хийтольского сельского поселения (п. Асилан, п. Ильме, п. Куликово, п. Куянсуо, п. Ринтала, п. Тиурала, п. Тоунан, п. Хауккаваара, п. Хийтола) в кварталах 38, 55, 66, 84, 85, 103, 114, 116, 126-131, 134, 140-143, 150, 153, 165, 170, 182, 185 Хийтольского участкового лесничества Лахденпохского лесничества Республики Карелия составила 81,13 га.
При проведении работ по наложению границ Хийтольского сельского поселения на материалы лесоустройства использовались Материалы по обоснованию генерального плана Хийтольского сельского поселения.
Вхождение в границы населенных пунктов муниципального образования лесных участков также подтверждается пояснениями специалистов: заместителя начальника ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» Быкова А.В., начальника отдела земельных отношений Министерства природных ресурсов и экологии РК ЛопуховаЕ.А., и не оспорено административными ответчиками.
Таким образом, в отсутствие необходимой согласительной процедуры относительно вхождения земель лесного фонда в границы населенных пунктов Хийтольского сельского поселения проект оспариваемого генерального плана представляться на утверждение представительному органу сельского поселения и утверждаться им не мог.
Нахождение в границах населенных пунктов муниципального образования указанных выше лесных участков административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуто.
Ссылки заинтересованных лиц администраций Лахденпохского муниципального района и Хийтольского сельского поселения о том, что на момент согласования и утверждения Генерального плана участки из земель лесного фонда не были поставлены на кадастровый учет, не могут свидетельствовать о соблюдении установленной процедуры согласования генерального плана.
В силу части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При этом, как следует из пунктов 5.4, 8.3 и 8.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26.05.2011 № 244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 ГрК РФ, сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации для подготовки проектов генеральных планов и используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров.
К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 ЛК РФ), по которым согласно статье 7 ЛК РФ определялись границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана Хийтольского сельского поселения).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, сведения лесного реестра при разработке указанного генерального плана не использовались.
Не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и ссылки администрации Хийтольского сельского поселения на нарушения прав физических и юридических лиц, имеющих объекты недвижимости на земельных участках, относящихся к землям лесного фонда.
Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» сведения о земельных участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками (далее – лесные участки), содержащиеся в государственном лесном реестре (далее – ГЛР), приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Следует отметить, что указанным Федеральным законом предусмотрены следующие случаи, при которых допускается изменение описания местоположения границ лесничеств, лесопарков, в том числе границ земельных участков из состава земель лесного фонда: изменение категории земель, к которой отнесен земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда, в связи с установлением границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, или изменением границ населенных пунктов, территориальных зон; изменение границ лесных участков, лесничеств и лесопарков при выявлении пересечения с границами земельных участков; образование земельного участка в границах лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.
В этих случаях орган регистрации прав самостоятельно изменяет границы лесных участков, лесничеств, лесопарков (если эти сведения содержатся в ЕГРН), и это одновременно является изменением границы земель лесного фонда.
Если сведения о лесных участках, лесничествах, лесопарках содержатся только в ГЛР и противоречат сведениям об иных земельных участках, имеющимся в ЕГРН, то в этом случае границы лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенных в ЕГРН, в силу прямого указания закона.
Таким образом, в настоящее время имеется действенный правовой механизм защиты прав физических и юридических лиц в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Поскольку генеральный план в оспариваемой части принят с нарушением требований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ, пунктами 1, 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, имеется документально подтвержденное наложение границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, и границ находящегося в федеральной собственности земельного участка из состава земель лесного фонда, постольку генеральный план подлежит признанию не действующим в оспариваемой части.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Из материалов дела усматривается, что генеральный план муниципального образования, утвержденный Решением № 4/4-3, применялся и на его основе реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Суд полагает достаточным возложение на Совет Хийтольского сельского поселения обязанности по публикации сообщения о принятии настоящего решения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в силу решения суда решение Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия IV сессии III созыва от 21.02.2014 № 4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения» в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах: 38, 55, 66, 84, 85, 103, 114, 116, 126-131, 134, 140-143, 150, 153, 165, 170, 182, 185 Хийтольского участкового лесничества Лахденпохского лесничества Республики Карелия.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета Хийтольского сельского поселения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья О.И.Данилов
Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ 09.02.2018, последний день подачи апелляционной жалобы 12.03.2018.