ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/19 от 21.01.2019 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-14/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.

при секретаре Комлевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2019 года в г. Кургане Курганской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 12 декабря 2018 г. обратился в Курганский областной суд с административным иском к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

В обоснование административного иска ФИО1 указывал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1679 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного здания с мини-пекарней, расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость земельного участка согласно выписке из ЕГРН составляет 3717003,78 руб.

Согласно отчету ООО «<...>» от 10 декабря 2018 г. (подготовленного оценщиком О.Е.) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 13 декабря 2013 г. составила 843 000 руб.

Ссылаясь на положения земельного законодательства и нормы Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 843 000 руб.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила заявленные в административном иске требования, просила установить стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости, согласно отчету ООО «<...>» № 04.05/19 от 15 января 2019 г., подготовленным оценщиком О.Е. по состоянию на 1 января 2010 г., в размере 850 000 руб.

Представитель административного соответчика - Управления Росреестра по Курганской области М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, представленный новый отчет об оценке не оспаривала.

Представитель административного соответчика - Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности М.С. разрешение заявленных требований ФИО2 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 843000 руб. оставляла на усмотрение суда, соглашаясь с отчетом об оценке ООО «<...>» от 10 декабря 2018 г. и ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности И.В. указывала, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определяла по состоянию на 1 января 2010г., в связи с изменение вида его разрешенного использования 13 декабря 2013г. группа разрешенного использования осталась прежней в связи с чем его кадастровая стоимость после учета в кадастре внесенных изменений осталась прежней.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности, возникшем на основании договора купли-продажи от 30 января 2009 г., принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации и обслуживания административного здания с мини-пекарней, площадью 1679 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от 26 сентября 2018 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3717 003,78 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территорий Курганской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 г.

Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка в размере 3717 003,78 руб. определена данным нормативным правовым актом ( приложения 1 к постановлению Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454).

Как следует из содержания представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области сведений, 13 декабря 2013 г. вид разрешенного использования спорного земельного участка был изменен с «для завершения реконструкции здания бани под 2-этажное административное здание с мини-пекарней на первом этаже» на «для эксплуатации и обслуживания административного здания с мини-пекарней», о чем внесены сведения в ЕГРН и в связи с чем должностным лицом ФГБУ «ФКП Росреестра» 13 декабря 2013 г. был составлен и утвержден акт б/н об определении кадастровой стоимости земельного участка.

При этом, утвержденная ранее по состоянию на 1 января 2010г. постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 кадастровая стоимость земельного участка не изменилась.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплен порядок определения кадастровой стоимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

По смыслу данной нормы кадастровая стоимость подобных вновь образованных объектов определяется на дату, когда сведения об этих объектах (произошедших с объектами изменениями, повлиявшими на изменение их кадастровой стоимости) были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Определяя дату, по состоянию на которую для целей настоящего административного иска подлежит установлению рыночная стоимость объекта с кадастровым номером , суд исходит из положений ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и вышеприведенных разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, полагая, что материалы настоящего административного дела не содержат доказательств изменения качественных либо количественных характеристик объекта с кадастровым номером после 1 января 2010г., повлиявших на его кадастровую стоимость, а внесение в Единый государственный реестр недвижимости информации о дате утверждения кадастровой стоимости - 13 декабря 2013 г. отражает факт совершения уполномоченным органом кадастрового действия, предусмотренного законом, но не связанного с изменением собственно характеристик объекта, обуславливающих момент определения (установления) его кадастровой стоимости.

Поскольку кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2010 г. и впоследствии не изменялась, именно на эту дату - 1 января 2010 г. в силу вышеприведенных положений закона и разъяснений высшей судебной инстанции может быть определена его рыночная стоимость.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Достоверность выводов отчета ООО «<...>» № 04.05/19 от 15 января 2019 г., подготовленного оценщиком О.Е., у суда сомнений не вызывает.

Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик ООО «<...>», составивший отчет (О.Е.), руководствовалась нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Отчет составлен оценщиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований об установлении по состоянию на 1 января 2010 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету ООО «<...>» от 15 января 2019 г. № 04.05/19, в сумме 850000 руб.

Пропуск ФИО1 срока на обращение с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости не свидетельствует об утрате им права на обращение в суд с таким административным иском при условии сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных земельным законодательством, в связи с чем заявленное представителем Е.А. в судебном заседании ходатайство о его восстановлении подлежит удовлетворению судом.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1, обратившегося в Курганский областной суд 12 декабря 2018 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации и обслуживания административного здания с мини-пекарней, с кадастровым номером , площадью 1679 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 850 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья Д.В. Пшеничников