ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/19 от 22.05.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

Дело № 3а-14/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Псков 22 мая 2019 года

Псковский областной суд в составе:

председательствующего судьи Анашкиной М.М.,

при секретаре Богдановой О.Е.,

с участием прокурора Сурусова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административные исковые заявления ФИО1 и ФИО2 о признании недействующим пункта 113 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 г. № 1317,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 г. № 1317 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее Перечень).

Вышеназванный приказ 28 декабря 2016 г. размещен на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru/.

Пункт 113 Перечня содержит объект с КН 60:25:0040603:137, расположенный по адресу: <****>.

Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРН) назначение объекта с КН (****) - нежилое здание, наименование: административное здание, количество этажей – 3, 1978 г. постройки, площадь 2611,7 кв.м.

Данный объект приобретен ФИО1 на основании договора купли-продажи объектов недвижимости и земельного участка от 30 марта 2017 г., право собственности зарегистрировано в установленном порядке 12 апреля 2017 г. за № (****).

Ранее данный объект принадлежал ФИО2 на основании договора купли-продажи объектов недвижимости и земельного участка от 27 мая 2016 г. № 1/ТС, право собственности зарегистрировано в установленном порядке 08 июля 2016 г. за № (****).

ФИО1 и ФИО2 обратились в Псковский областной суд с административными исками о признании недействующим пункта 113 Перечня.

Определением Псковского областного суда от 06 мая 2019 г. административные дела по искам ФИО1 и ФИО2 объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что включение в Перечень указанного объекта является незаконным и нарушает их права, так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Указали, что до 01 января 2017 г. подпункт 1.1. пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-оз «О налоге на имущество организаций» (далее Закон о налоге на имущество) предусматривал, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них.

Подпунктом а) пункта 1 статьи 1 Закона Псковской области от 29 ноября 2016 г. № 1707-ОЗ «О внесении изменений в Закон Псковской области «О налоге на имущество организаций» в подпункт 1.1. пункта 1 статьи 1.1 Закона о налоге на имущество внесены изменения, а именно: слова «торговые центры (комплексы)» заменены словами «административно-деловые центры и торговые центры (комплексы)», при этом в соответствии с пунктом 1 статьи 2 данный закон вступает в силу не ранее 01 января 2017 г.

По мнению истиц, исходя из содержания данных норм, отнести тот или иной объект недвижимости на территории Псковской области к административно-деловым центрам возможно только после вступления в силу Закона Псковской области от 29 ноября 2016 г. № 1707-оз, т.е. с 01 января 2017 г.

Объект с КН (****) включен в Перечень 26 декабря 2016 г. на основании Приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 г. № 1317, то есть до вступления в силу Закона Псковской области от 29 ноября 2016 г. № 1707-оз, что, по мнению истцов, является незаконным.

Административные истцы ФИО1 и ФИО2, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении заявленных требований в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась, указала, что объект с КН (****), имеющий наименование: административное здание, площадью свыше 2000 кв.м, включен в Перечень обоснованно. При включении в Перечень использовались сведения об объекте из ЕГРН и технического паспорта, согласно которым административное здание предназначено для административных и коммерческих целей. 25 января 2017 г. Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям проведено обследование объекта в целях определения вида его фактического использования, более 20 процентов его площади используется для торговых, коммерческих и бытовых целей. Подпункт а) пункта 1 статьи 1 Закона Псковской области от 29 ноября 2016 г. № 1707-ОЗ, которым административно-деловые центры признаны объектом налогообложения, и Приказ Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 г. № 1317, которым утвержден Перечень (в т.ч. оспариваемый пункт 113), вступили в законную силу 01 января 2017 г., при этом применен механизм одновременного введения нормативных правовых актов в законную силу, что не противоречит действующему законодательству.

Прокурор Сурусов А.Е. полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Государственным комитетом Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике (далее Комитет) в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме и с надлежащим введением его в действие. До 01 января 2017 г. административно-деловые центры не являлись объектами налогообложения, с 01 января 2017 г. в соответствии с Законом о налоге на имущество (в редакции Закона области от 29 ноября 2016 г. № 1707-оз) административно-деловые центры являются объектами налогообложения. Положениями пункта 7 статьи 378.2 и пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) установлен срок размещения Перечня – не позднее 1-го числа очередного налогового периода. По смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов определяется в целях применения закона субъекта РФ о налоге на имущество организаций. В целях применения с 01 января 2017 г. Закона о налоге на имущество в соответствии с критериями, установленными в статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 Закона о налоге на имущество, Комитетом на 2017 г. сформирован соответствующий Перечень, который сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом. Примененный в данном случае принцип одновременного вступления в силу закона и принятого в целях применения данного закона подзаконного акта используется и на федеральном уровне.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

В силу пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В силу статьи 14 и пункта 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Администрации Псковской области от 21 мая 2014 г. № 213 определен уполномоченный орган исполнительной власти Псковской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, - Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике (далее Комитет), который не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу обязан размещать перечень объектов недвижимого имущества на официальном сайте Государственного комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Указом Губернатора Псковской области от 26 октября 2018 г. № 62-УГ «О структуре органов исполнительной власти Псковской области и структуре Аппарата Администрации Псковской области» Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике переименован в Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области (далее Комитет).

Полномочия Комитета по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по размещению перечня объектов предусмотрены пунктами 3.1.15, 3.1.17 Положения о данном Комитете, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 27 декабря 2013 г. № 632.

Согласно пункту 1.3 названного Положения о Комитете по вопросам своей компетенции Комитет принимает правовые акты в форме приказов.

Статья 51 Устава Псковской области от 12 апреля 2001 г. № 1-У (принят Псковским областным Собранием депутатов 29 марта 2001 г.) органы исполнительной власти области издают правовые акты - приказы.

Учитывая приведенные правовые нормы, оспариваемый в части нормативный правовой акт - Приказ Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 г. № 1317, размещенный 28 декабря 2016 г. на официальном сайте Государственного комитета в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru/, принят в пределах полномочий Комитета, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, подпунктом 1 пункта 1 которой предусмотрено, что одними из таких отдельных объектов недвижимого имущества являются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

На территории Псковской области налог на имущество организаций в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ установлен и введен в действие Законом о налоге на имущество.

Согласно пункту 1 статьи 1.1 указанного Закона о налоге на имущество, в редакции, действующей с 01 января 2017 г., налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещения в них.

Исходя из смысла данных правовых норм, с 01 января 2017 г. объектом налогообложения являются административно-деловые центры, площадью свыше 2000 кв.м.

Определение объектов налогообложения и формирования перечней данных объектов (административно-деловых центров) осуществляется в соответствии с требованиями части 7 статьи 378.2 НК РФ, а именно: уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, закон предусматривает обязанность уполномоченного органа сформировать перечень объектов до 1-го числа налогового периода.

Как следует из материалов дела, Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 г. № 1317 такой Перечень на 2017 г. был утвержден, в него включен указанный объект – административное здание, который с 01 января 2017 г. является объектом налогообложения.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает противоречий требованиям действующего законодательства относительно порядка и срока формирования Перечня на 2017 г., а также включения в него спорного объекта.

Доводы административных истцов о том, что отнести тот или иной объект недвижимости к объекту налогообложения (административно-деловому центру) возможно было только после вступления в законную силу Закона Псковской области от 29 ноября 2016 г. № 1707-ОЗ, т.е. после 01 января 2017 г., являются несостоятельными, противоречат требованиям части 7 статьи 378.2 НК РФ.

Одновременное вступление в законную силу 01 января 2017 г. Закона Псковской области от 29 ноября 2016 г. № 1707-ОЗ и Приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 г. № 1317, на основании положений которых принадлежащий истицам спорный объект отнесен к объекту налогообложения по налогу на имущество, не свидетельствует о нарушении уполномоченным органом требований действующего законодательства.

Согласно части 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает условию: здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Как следует из представленных суду выписок из ЕГРН и технического паспорта, спорный объект с КН (****), расположенный по адресу: <****>, имеет назначение: нежилое здание, наименование: административное здание, площадь 2611,7 кв.м.

Данное здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку его назначение и наименование помещений в нем, площадью более 20 процентов от общей площади этого здания, в соответствии со сведениями, содержащимися в техническом паспорте на здание, предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Более того, согласно представленному акту обследования по определению вида фактического использования объекта, составленному 25 января 2017 г. Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям, административное здание с КН (****) фактически используется в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания, которые занимают более 20 процентов от общей площади здания.

Так, в здании располагаются офисы ОАО «Великолукское АТП», ОАО «Экспресс М20» (автоперевозка), ООО «Трилока», ООО «ПИК», ООО «Бэтэрис Плюс» (магазин аккумуляторов), брачного агентства «Анастасия», строительной компании, парикмахерская «Кармен», магазин «Автозапчасти для иномарок», офис «Даем деньги сразу». Имеющиеся в здании свободные помещения могут быть предоставлены в аренду, о чем свидетельствуют объявления, размещенные на здании.

Данные обстоятельства подтверждаются фототаблицами, являющимися приложением к акту обследования.

Доказательств, опровергающих данные выводы и обстоятельства, истцами не представлено.

В связи с этим, включение указанного объекта в Перечень соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ и пункта 1 статьи 1.1 Закона о налоге на имущество.

Доводы административных истцов об отсутствии оснований для включения административного здания в Перечень суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права и противоречащими имеющимся в материалах дела доказательствам.

Иные доводы административных истцов суд оставляет без внимания, поскольку они правового значения для рассматриваемого спора не имеют.

Руководствуясь положениями главы 15, статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых заявлений ФИО1 и ФИО2 о признании недействующим пункта 113 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 г. № 1317, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Псковский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2019 г.

Председательствующий судья М.М. Анашкина. Апелляционным определением ВС РФ от 23.08.2019 решение отменено, иск удовлетворен.