Дело № 3а-14/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Кызыл 30 апреля 2019 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего – Таргына А.О.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
с участием административного истца Монгуш Д-Х.С., ее представителя ФИО1, представителя административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оола В.К., представителя административного соответчика – Министерство финансов Республики Тыва ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
Монгуш Д-Х.С. обратилась в суд с административным иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 февраля 2018 года, вступившим в законную силу 6 апреля 2018 года, ее исковое заявление об обязании Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения в **, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, удовлетворено частично. Судом на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить ей ** жилое помещение на территории **, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и требованиям. 12 апреля 2018 года ** возбуждено исполнительное производство № по исполнительному листу № от 26 февраля 2018 года в отношении должника - Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва. До настоящего времени решение суда не исполнено. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.
Определением суда от 1 апреля 2019 года по административному делу в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Республики Тыва, в качестве заинтересованных лиц привлечены **
Определением суда от 17 апреля 2019 года по административному делу произведена замена ответчика – Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на надлежащего административного ответчика - Министерство труда и социальной политики Республики Тыва,
В судебном заседании административный истец Монгуш Д-Х.С. и ее представитель ФИО1 просили удовлетворить административный иск.
Представитель административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ФИО4, представитель административного соответчика – Министерства финансов Республики Тыва ФИО2 просили отказать в удовлетворении административного иска.
Представители заинтересованных лиц – ** в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), граждане Российской Федерации являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.
В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.
Из материалов гражданского дела № следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 февраля 2018 года, вступившим в законную силу 6 апреля 2018 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Монгуш Д-Х.С. ** - жилое помещение на территории **, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и требованиям.
В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии № от 26 февраля 2018 года, который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (МОСП г. Кызыла по РОВИП) 9 апреля 2018 года.
12 апреля 2018 года ** возбуждено исполнительное производство № в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить ФИО3 ** - жилое помещение на территории **, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и требованиям в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения.
Судом установлено, что на день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения Монгуш Д-Х.С. не исполнено.
На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (часть 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 4 Закона Республики Тыва от 4 декабря 2017 года № 338-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утверждена ведомственная структура расходов республиканского бюджета на 2019 год. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва указано в приложении 12, следовательно, оно является главным распорядителем средств республиканского бюджета.
Указом Главы Республики Тыва № 250 от 20 декабря 2018 года, вступившему в силу со дня его подписания, внесены изменения в Указ Главы Республики Тыва № 204 от 22 ноября 2016 года «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва»: пункт 3 дополнен абзацем десятым следующего содержания: «Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва».
Постановлением Правительства Республики Тыва № 636 от 24 декабря 2018 года внесены изменения в положение о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, постановление Правительства Республики Тыва № 554 от 18 октября 2012 года «Об утверждении Положения об Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва и его структуры» признан утратившим силу с 1 января 2019 года.
Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20 февраля 2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).
Соответственно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.
В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 февраля 2018 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 6 апреля 2018 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 6 октября 2018 года включительно.
Как установлено судом, исполнительный лист № выдан взыскателю Кызылским городским судом Республики Тыва 9 апреля 2018 года.
9 апреля 2018 года Монгуш Д-Х.С. обратилась ** УФССП по РТ с заявлением о возбуждении исполнительного производства, которое 10 апреля 2018 года отписано для исполнения ФИО5
12 апреля 2018 года ** вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, копия постановления получена должником.
Вышеуказанным постановлением ** должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
В письме ** Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, **, сообщается, что в настоящее время на балансе специализированного жилищного фонда отсутствуют свободные жилые помещения.
6 июня 2018 года в связи с неисполнением должником решения суда в срок, ** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ** рублей, копия постановления получена должником 8 июня 2018 года.
8 июня 2018 года ** составлен акт о том, что требование исполнительного документа должником не исполнено.
Постановлением ** от 9 июня 2018 года назначен новый срок исполнения решения суда до 15 июня 2018 года.
В письме ** Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 15 июня 2018 года сообщается, что в настоящее время исполнение решения суда не представляется возможным в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва **. Просил также приостановить исполнительное производство.
21 июня 2018 года ** составлен акт о том, что требование исполнительного документа должником не исполнено.
** от 21 июня 2018 года должнику направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
22 июня 2018 года **. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Требованием ** назначен новый срок исполнения решения суда до 12 июля 2018 года, которое получено должником 5 июля 2018 года.
В письме ** Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 12 июля 2018 года, ** сообщается о том, что в настоящее время исполнение решения суда не представляется возможным в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва **. Просил также приостановить исполнительное производство.
Требованием ** назначен новый срок исполнения решения суда до 10 сентября 2018 года.
12 сентября 2018 года ** составлен акт о том, что требование исполнительного документа должником не исполнено.
** от 12 сентября 2018 года должнику направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
14 сентября 2018 года ** составлен протокол об административном правонарушении в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
** 24 сентября 2018 года должнику направлено уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении 26 сентября 2018 года.
Постановлением **. от 26 сентября 2018 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.
31 октября 2018 года ** должнику объявлено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.
Требованием ** назначен новый срок исполнения решения суда в срок до 13 февраля 2019 года.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).
Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (9 апреля 2018 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (29 марта 2019 года), составила 11 месяцев 20 дней.
При рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нём доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела, с учётом общей продолжительности исполнения судебного акта, достаточности и эффективности действий органа, организации или должностного лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, в целях своевременного исполнения судебного акта, поведения административного истца и иных участников процесса в целях своевременного исполнения судебного акта, предмета исполнения, практики Европейского суда по правам человека и других обстоятельств.
Превышение общей продолжительности исполнения судебного акта само по себе не свидетельствует о нарушении права на судопроизводство в разумный срок.
Учитывая, что со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов продолжительность исполнения судебного акта составила менее 1 года, предметом исполнения является жилое помещение, которое необходимо построить, критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу, что срок исполнения судебного акта является разумным.
При таких обстоятельствах факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок судом не установлен, поэтому требование ФИО3, к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175- 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 6 мая 2019 года.
Председательствующий А.О. Таргын