ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/20 от 22.05.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело № 3а-14/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2020 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Качура И.О., при секретаре Новоселовой Ю.В., с участием: прокурора Данильченко О.В., административного истца Пак Э.Г. и ее представителя ФИО1, представителей административного ответчика Министерства социальной защиты Сахалинской области ФИО2, заинтересованного лица Сахалинской областной Думы ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 о признании недействующим пункта 4 Приказа Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 мая 2017 года № 68-н «Об утверждении Правил предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения»,

у с т а н о в и л:

приказом Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 мая 2017 года № 68-н утверждены Правила предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения, который опубликован в газете «Губернские ведомости» 12 мая 2017 года № 81(5209), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo. gov. ru).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что семьи, имеющие детей, принимают решение о получении единовременной выплаты добровольно и могут реализовать свое право на ее получение один раз по одному основанию.

При наличии у лиц права на получение единовременной социальной выплаты, установленной пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона № 112-ЗО, и единовременной выплаты, установленной пунктом 3 части 2 статьи 10-2 Закона № 112-ЗО, социальная поддержка предоставляется лицам по их выбору, но только по одному основанию.

06 февраля 2020 года Пак Э.Г. обратилась в Сахалинский областной суд с административным иском о признании пункта 4 «Правил предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения» недействующим. В обоснование требований ссылается на его противоречие статье 10-2 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Сахалинской области», поскольку в Законе Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО отсутствует условие о том, что семьи, имеющие детей, принимают решение о получении единовременной выплаты добровольно и могут реализовывать свое право на ее получение один раз по одному основанию.

Поводом к обращению в суд с административным иском, в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, послужил отказ отделения по Корсаковскому району Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» в предоставлении единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с рождением первого ребенка начиная с 1 января 2013 года, основанный на пункте 4 приведенных Правил.

В судебном заседании Пак Э.Г. и ее представитель ФИО1 требования поддержали.

Представители административного ответчика Министерства социальной защиты Сахалинской области ФИО2, заинтересованного лица Сахалинской областной Думы ФИО3 в удовлетворении административного иска просили отказать, ссылаясь на принятие оспариваемого в части нормативного правового акта в соответствии с компетенцией Министерства социальной защиты Сахалинской области, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования и в отсутствие противоречий положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Данильченко О.В., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве социальной защиты Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 12 декабря 2017 года № 559, министерство социальной защиты Сахалинской области (далее – Министерство) является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социальной защиты.

Министерство принимает (издает) по вопросам своей компетенции правовые акты в виде приказов, носящих нормативный характер, и распоряжений, носящих ненормативный характер (пункт 3.4.4).

Данное полномочие вытекает из Положения о видах правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти Сахалинской области и их руководителями, а также порядке их принятия (издания) и опубликования, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 26 января 2010 года № 12.

В силу пункта 2.1 данного Положения органы исполнительной власти Сахалинской области по вопросам своей компетенции принимают (издают) правовые акты в виде приказов, носящих нормативный характер.

Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что нормативные правовые акты, за исключением локальных нормативных правовых актов, подлежат обязательному опубликованию в газете «Губернские ведомости», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и размещению на официальном сайте органа исполнительной власти Сахалинской области.

Учитывая изложенное, оспариваемые в части «Правила предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения», приняты Министерством социальной защиты Сахалинской области в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренной форме, их опубликование произведено в установленном порядке.

Проверяя соответствие оспариваемого пункта Правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

На основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится в том числе решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

В силу абзаца 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 26 июня 2017 года № 1227-О, часть третья статьи 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает наличие дискреции законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации ими права адресно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Такие меры по своей правовой природе являются дополнительными наряду с предоставляемыми на основании норм соответствующих федеральных законов мерами социальной поддержки и социальной помощи. Соответственно, субъект Российской Федерации вправе устанавливать, а также изменять условия и порядок предоставления таких мер, определять категории лиц, на которых они распространяются, на основе выбранных им объективных критериев и исходя из его финансовых возможностей.

Приказ Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 мая 2017 года № 68-н «Об утверждении Правил предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения» издан в развитии положений статьи 11 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» (далее – Закон № 112-ЗО), согласно которой меры социальной поддержки, установленные Законом № 112-ЗО, предоставляются в соответствии с правилами, устанавливаемыми уполномоченным органом.

На основании части 1 статьи 10.2 Закона № 112-ЗО, семьям с детьми, в которых родители заключили договор займа с организацией, предоставляющей целевые займы на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставляется социальная поддержка в виде единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения.

Частью 2 этой же статьи установлено, что единовременная выплата, установленная частью 1 настоящей статьи, предоставляется одному из родителей, заключившему договор займа с организацией, предоставляющей целевые займы на приобретение (строительство) жилого помещения, в следующих размерах:

1) не более 500000 рублей - при рождении первого ребенка начиная с 1 января 2013 года;

2) не более 1000000 рублей - при рождении второго ребенка начиная с 1 января 2013 года в случае направления сумм материнских (семейных) капиталов (суммы материнского (семейного) капитала) и (или) направления единовременной выплаты, предусмотренной Законом Сахалинской области от 18 ноября 2013 года № 110-ЗО «О единовременной денежной выплате на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита (займа), семьям в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка», на погашение займа;

3) не более 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области - при рождении третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2013 года. При этом максимальный размер единовременной выплаты не может превышать 2000000 рублей.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что семьи, имеющие детей, принимают решение о получении единовременной выплаты добровольно и могут реализовать свое право на ее получение один раз по одному основанию.

Данная норма не противоречит положениям Закона № 112-ЗО, поскольку, исходя из буквального толкования, установленное ею правило поведения не препятствует реализации заявителем права на получение выплаты по каждому из оснований при наличии обстоятельств, определенных в подпунктах 1-3 части 2 статьи 10.2 Закона № 112-ЗО.

Содержащееся в пункте 4 Правил условие о том, что семьи, имеющие детей, принимают решение о получении единовременной выплаты добровольно и могут реализовывать свое право на ее получение один раз по одному основанию, является исключительно конкретизацией вытекающего из статьи 10-2 Закона № 112-ЗО условия о невозможности повторного получения единовременной выплаты в размере, уже предоставленном получателю. Данное условие не ограничивает право гражданина на получение единовременной выплаты в других размерах, при условии соблюдения иных требований, установленных в статье 10-2 Закона № 112-ЗО.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что пункт 4 Правил не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении требований Пак Э.Г.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

ФИО4 в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 4 Приказа Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 мая 2017 года № 68-н «Об утверждении Правил предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения» отказать.

Сообщение о принятии решения суда опубликовать в газете «Губернские ведомости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 01 июня 2020 года.

Судья Сахалинского областного суда И.О. Качура