ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/2018 от 12.03.2018 Томского областного суда (Томская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2018 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Бондаревой Н.А.,

при секретаре Пензиной О.С.,

с участием прокурора Емельяновой С.А., представителя ООО «АвтоСтрой» ФИО1, представителя Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО2, представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-14/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АвтоСтрой» к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующим пункта 310 перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента управления государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года,

установил:

распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – распоряжение).

В соответствии с пунктом 310 приложения к распоряжению в указанный перечень (далее - перечень) включено нежилое здание с кадастровым номером 70:21:0100007:259, расположенное по адресу: Томская область, г. Томск, ФИО4, д. 1.

ООО «АвтоСтрой», являющееся собственником данного здания, обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года в части включения в перечень названного объекта недвижимости.

Административный иск мотивирован тем, что включение нежилого здания в перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 4.1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций», поскольку здание не обладает признаками объекта, подлежащего налогообложению, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, нарушает права и законные интересы общества как налогоплательщика на уплату налога в законно установленном размере, приводя к увеличению налога на имущество.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался также на нарушение процедуры включения спорного объекта в перечень, поскольку общество не было уведомлено о проведении обследования объекта, а само обследование объекта с целью включения его в перечень вообще не проводилось.

Кроме того, спорный объект недвижимости является зданием производственного назначения. Размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), в указанном здании не предусмотрено.

Нежилое здание находится в границах земельного участка с разрешенным использованием для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы. Данный вид разрешенного использования земельного участка не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

В судебном заседании представитель ООО «АвтоСтрой» ФИО1 настаивал на требованиях административного иска. Пояснил, что спорное здание передано в аренду ООО «Завод ЖБК-100», основным видом деятельности которого является производство изделий из бетона, цемента и гипса. В здании располагаются службы, непосредственной деятельностью которых является обслуживание производственного процесса, а также иные вспомогательные помещения.

Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Администрации Томской области в письменных возражениях и в пояснениях суду считала административный иск не подлежащим удовлетворению. Указала, что процедура определения вида фактического использования, а также включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. В адрес ООО «АвтоСтрой» направлялось уведомление о проведении обследования нежилого здания. При обследовании уполномоченной организации не был обеспечен доступ на объект, а в кадастровом и техническом паспортах здание указано как административное, в связи с чем мероприятия были осуществлены путем визуального осмотра и фиксации его внешних признаков, с указанием в акте на то, что общая площадь объекта используется под размещение офисных помещений.

Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области ФИО3 указала на обоснованность административного иска, поскольку при подготовке акта о фактическом использовании здания не были учтены все обстоятельства, что привело к неверной оценке вида его фактического использования.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о наличии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в части, проверив оспариваемое распоряжение на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции Федеральных законов № 307-ФЗ от 02 ноября 2013 года, № 284-ФЗ от 04 октября 2014 года, действующих на момент принятия оспариваемого распоряжения).

Пункт 1 указанной нормы предусматривает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении определённых видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к числу которых относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

На территории Томской области налог на имущество организаций введён в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Законом Томской области № 148-ОЗ от 27 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2004 года.

Частью 1 статьи 4-1 приведенного Закона предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них;

нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).

В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, объекты недвижимости, расположенные на территории Томской области, стоимость которых в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций определяется как кадастровая, должны быть определены перечнем таких объектов, сформированным уполномоченным органом исполнительной власти Томской области, в который включаются объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, с учётом особенностей, установленных законом Томской области, и известные уполномоченному органу исполнительной власти области.

Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с действовавшим на момент принятия правовым регулированием, до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Кодекса, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 4-1 Закона Томской области № 148-ОЗ от 27 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций» определено, что на территории Томской области установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации Томской области.

Такой порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в соответствии с перечисленными положениями закона на территории Томской области разработан и утверждён нормативным правовым актом Администрации Томской области - постановлением Администрации Томской области № 454а от 03 декабря 2014 года (далее - Порядок) (в редакции постановления Администрации Томской области от 15 сентября 2015 года № 333а).

Порядок предусматривает, что вид фактического использования объектов недвижимого имущества в целях налогообложения определяется по результатам их обследования уполномоченной организацией (пункты 2, 3).

Результатом обследования объектов недвижимого имущества (далее - мероприятие) является акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений), на основании которого Комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения формирует сводный перечень (перечни) объектов недвижимого имущества, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Решение Комиссии об утверждении сводного перечня направляется в Департамент, который на основании поступивших документов в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, осуществляет подготовку распоряжения об определении перечня объектов для целей налогообложения налогом на имущество организаций (пункты 10-15).

Из материалов дела следует, что ООО «АвтоСтрой» является собственником нежилого трехэтажного здания общей площадью 3271,3 кв.м с кадастровым номером 70:21:0100007:259, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 6 сентября 2007 года, кадастровым паспортом от 10 сентября 2014 года (т. 1, л.д. 37-38).

23 ноября 2016 года на заседании Комиссии по определению видов фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (создана постановлением Администрации Томской области № 454а от 03 декабря 2014 года (т. 1, л.д. 145) утверждён сводный перечень объектов недвижимости на 2017 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость. Под порядковым номером 310 данного перечня значится нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, с кадастровым номером 70:21:0100007:259 (т. 1, л.д. 197-201).

Данный документ был направлен в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, оспариваемым распоряжением Департамента № 96-о от 28 ноября 2016 года на основании сводного перечня Комиссии определён перечень объектов для целей налогообложения на 2017 год (приложение) (далее - перечень) (т. 1, л.д. 112-123).

Департамент по управлению государственной собственностью Администрации Томской области согласно пункту 1 Положения, утверждённого постановлением Губернатора Томской области № 68 от 11 июня 2013 года (с последующими изменениями и дополнениями), является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделён правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения налогом на имущество организаций, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 8.1 пункта 10).

Распоряжение Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года с приложением было официально опубликовано в полном соответствии со статьёй 30 Закона Томской области № 9-ОЗ от 07 марта 2002 года «О нормативных правовых актах Томской области», статьёй 6 Закона Томской области № 19-ОЗ от 12 мая 2000 года «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная Администрация Томской области» https://tomsk.gov.ru 30 ноября 2016 года (т. 1, л.д. 111), а значит, согласно статье 5 Закона Томской области № 19-ОЗ от 12 мая 2000 года вступило в законную силу на момент обращения административного истца в суд, и к указанному моменту срок действия оспариваемого в части нормативного акта не истёк.

При изложенных данных оспариваемое административным истцом в части распоряжение принято в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к порядку его принятия, опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

Поскольку оспариваемым положением нормативного правового акта затрагиваются права и обязанности административного истца в виде наложения на него обязанности оплатить налог на имущество за период 2017 года исходя из кадастровой стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, общество вправе оспорить распоряжение в части утверждения пункта 310 перечня.

В силу статей 372, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 4-1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций», определяющих условия для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, к числу таких объектов недвижимости на территории Томской области отнесены, а значит, могут быть включены в перечень, определенный в соответствующих целях уполномоченным органом власти Томской области, здания административно-деловых центров общей площадью свыше 1000 квадратных метров, которыми признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в соответствии с пунктом 3 Порядка проводится уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.

Уполномоченной организацией на территории Томской области является Областное государственное бюджетное специализированное учреждение «Областное имущественное казначейство», к целям деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения относится определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 324 от 22 июня 2016 года утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 3 квартал 2016 года, пунктом 97 приложения к названному приказу спорное недвижимое имущество включено в соответствующий план, период проверки определен с 1 июля 2016 г. по 30 сентября 2016 г. (т. 1, л.д. 171-173). Данные приказ был опубликован в день издания (т. 2, л.д. 9-13).

Пунктом 6 Порядка установлено, что перед осуществлением мероприятия уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества о предстоящем мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).

В материалы дела представлена копия письма ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» от 26 августа 2016 г. № 872 об уведомлении директора ООО «АвтоСтрой» Я. о проведении соответствующих мероприятий (т. 1, л.д. 175), а также журнал регистрации отправляемых документов, согласно которому 26 августа 2016 г. адресату Я. направлено уведомление о проведении обследования (т. 1, л.д. 176-178).

Комиссия по проведению мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества для целей налогообложения создана приказом ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» от 22 сентября 2016 года № 533 (т. 1, л.д. 174).

Согласно пункту 7 Порядка мероприятие осуществляется путем визуального осмотра объекта недвижимого имущества, включенного в план мероприятий, представителями уполномоченной организации с соблюдением требований действующего законодательства. Фактическое использование объекта недвижимого имущества фиксируется материалами фотосъемки объекта недвижимого имущества, информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте. В ходе проведения мероприятия также может осуществляться видеосъемка с соблюдением требований действующего законодательства.

По результатам проведенного мероприятия представителями уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения по форме, утверждаемой Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области. Неотъемлемой частью акта являются материалы фотосъемки объекта недвижимого имущества (пункт 10 Порядка).

Судом установлено, что основанием для включения в перечень на 2017 год нежилого здания, принадлежащего административному истцу, послужило его фактическое использование, установленное и зафиксированное в акте № 01-28/2016-321/01 от 30 сентября 2016 года, поскольку более 20% его общей площади используется для размещения офисов.

Из названного акта, составленного представителями ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» по состоянию на 23 сентября 2016 года, следует, что по результатам визуального осмотра здания по адресу: <...>, установлено, что 100 % общей площади здания, а именно 3271,3 кв.м, используется под размещение офисных помещений. Также в акте отмечено, что обследование проведено путем визуального осмотра и фиксации внешних признаков размещения офисов по причине отказа арендатора (собственника, владельца) объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 70:21:0100007:259 в доступе на объект общей площадью 3271,3 кв.м.

В силу пункта 9 Порядка (в редакции, действовавшей на момент проведения обследования) в случае если доступ на объект недвижимого имущества не был осуществлен по причинам, не зависящим от Уполномоченной организации (объект закрыт и отсутствует персонал, режимный объект, иные причины), а также в случае отказа (противодействия) собственника (владельца) объекта недвижимого имущества в доступе непосредственно на объект, но при этом имеется информация, что на указанном объекте размещены офисы и (или) торговые объекты, мероприятие осуществляется без доступа на объект недвижимого имущества путем визуального осмотра и фиксации внешних признаков размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.

Вместе с тем в нарушение пункта 9 Порядка акт не содержит какого-либо текстового описания результатов осмотра здания, равно как и указания на выявленные внешние признаки, на основании которых помещения, расположенные в объекте, отнесены к офисным. Приложенный фотоматериал состоит из изображений общего вида здания (три фотоснимка) и общего вида нежилых помещений (три фотоснимка), из которых невозможно сделать вывод о фактическом использовании обследованного объекта. На фотографиях общего вида здания отсутствуют какие-либо данных, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, на фасаде здания нет никаких вывесок. На фотоснимках, сделанных внутри здания, зафиксирован турникет, дверь с табличкой «столовая», информационный стенд Завода ЖБК-100 с адресом: <...>, и контактными телефонами.

В то же время административным истцом представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «АвтоСтрой» спорное нежилое здание общей площадью 3271,3 кв.м передано во временное владение и пользование ООО «Завод ЖБК-100» под производственные нужды (размещение заводоуправления) на основании договора аренды от 15 декабря 2015 г. (т. 2, л.д. 26-28).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО «Завод ЖБК-100» является производственным предприятием, основной вид деятельности которого производство изделий из бетона, цемента и гипса (ОКВЭД 26.6) (т. 2, л.д. 29).

Наряду со спорным зданием ООО «Завод ЖБК-100» для производственных нужд используются также иные производственные строения и сооружения, расположенные на едином земельном участке общей площадью 202172 кв.м с кадастровым номером 70:21:0100007:35 по адресу: <...>, с разрешенным использованием: для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы. Указанное подтверждается договорами аренды недвижимого имущества, заключенными ООО «Завод ЖБК-100» с ООО «Старт» 01 декабря 2015 г. (т. 2, л.д. 24-25), ООО «Магистраль» 28 мая 2014 года (т. 2, л.д. 22-23), а также с Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области 30 июня 2015 г. (т. 2, л.д. 30-41) и 09 декабря 2015 г. (т. 2, л.д. 42-60). По приведенным договорам в аренду ООО «Завод ЖБК-100» переданы цеха по адресу: <...>; котельная по адресу: <...>; градирня по адресу: <...>, железнодорожные пути по адресу: <...>; насосная по адресу: <...>; распределительный пункт по адресу: <...>; ВРУ по адресу: <...>; контрольно-пропускные пути по адресу: <...>; стрелочный пост по адресу: <...>.

В соответствии со сведениями, содержащимися в справке от 01 марта 2018 г. № 7-132, составленной ООО «Завод ЖБК-100», здание по адресу: <...>, с момента передачи его по договору аренды используется под производственные нужды завода. В нежилом здании размещаются различные подсобные помещения (помещения № 1, 11-14, 38-43, 16-37 первого этажа, № 1-3 второго этажа, № 5-7 третьего этажа по данным технического паспорта от 19 марта 2004 г.), лаборатория входного контроля сырья для производства ЖБК (помещения № 2-5 первого этажа), коридоры для прохода работников в производственные цеха (помещения № 15, 57-61 первого этажа), помещения для организации питания работников ООО «Завод ЖБК-100», в том числе для выдачи работникам с вредными условиями труда молока и газированной воды (помещения 16-37 первого этажа); помещения под размещение отдела материального снабжения завода (помещения № 7, 8 второго этажа), помещения под размещение отдела капитального строительства завода (помещение № 9 второго этажа), отдел кадров завода (помещения № 10-11 второго этажа), кадровый архив завода (помещение № 13 второго этажа), отдел сбыта (помещения № 14-16 второго этажа), юридическая служба завода (помещения № 17, 19 второго этажа), диспетчерская служба завода (помещения № 1-4 третьего этажа), служба главного инженера, эколога, главного технолога, главного конструктора, главного энергетика завода (помещения № 9, 31, 35-37, 10-12, 13-14 третьего этажа), бухгалтерская служба завода (помещения № 25, 30 третьего этажа), приемная и дирекция завода (помещения № 15-17 третьего этажа) и др. (т. 2, л.д. 20).

Кроме этого, согласно справке от 01.03.2018 № 7-133 территория производственной базы по ул. Угрюмова, 1 в г. Томске огорожена забором, действует пропускной режим на въезде и выезде (КПП-1 и КПП-2), допуск на территорию регламентирован и предполагает для посетителей прохождение инструктажей по технике безопасности и выдачу средств индивидуальной защиты (т. 2, л.д. 21).

Приведенные доказательства указывают на то, что помещения в нежилом здании по адресу: <...>, занятые службами, вовлеченными в производственный цикл, не являются офисными по смыслу, придаваемому этому значению статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Само нежилое здание составляет инфраструктуру промышленного предприятия ООО «Завод ЖБК-100», функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного назначения. В здании располагаются только службы, непосредственной деятельностью которых является обслуживание производственного процесса.

Следовательно, использование нежилых помещений в здании с кадастровым номером 70:21:0100007:259 связано с производственной деятельностью, а не в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Кроме того, в техническом паспорте спорного объекта, составленного по состоянию на 19 марта 2004 года, объект недвижимости имеет наименование «нежилое строение». Экспликация нежилых помещений технического паспорта содержит следующие наименования помещений: в подвале объекта: «санузел», «подсобное», «основное», «венткамера»; 1, 2, 3 этажи: «основное», «подсобное», «туалет», «коридор», «душевая», «склад», «лестничная клетка», «тамбур», «холл» (т. 1, л.д. 188-195). Размещение в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено.

Указание при инвентаризации технического паспорта на то, что здание по адресу: <...>, является административным (т. 1, л.д. 188), само по себе не означает, что спорный объект является административно-деловым центром, предназначенным для размещения в нем офисов и подпадающим под понятие «административно-деловой центр», содержащееся в подпункте 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, в материалах административного дела не содержится.

Доказательств того, что нежилые помещения, расположенные в здании, имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для обслуживания предприятия ООО «Завод ЖБК-100», административным ответчиком не представлено.

Отсутствуют основания и для включения спорного объекта в перечень для целей налогообложения по виду разрешенного использования земельного участка, на котором располагается здание.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участкам от 17 августа 2016 г. видом разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Томск, ФИО4, 1, с кадастровым номером 70:21:0100007:35, является эксплуатация зданий и сооружений производственной базы (т. 1, л.д. 79-87), что не может свидетельствовать о возможности размещения офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения.

Изложенное указывает на то, что имеющаяся на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта информация о спорном объекте недвижимости не позволяла Департаменту включить на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 4-1 Закона Томской области № 148-ОЗ от 27 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций» нежилое здание административного истца в перечень, определённый оспариваемым распоряжением.

С учетом приведенных данных требования истца подлежат удовлетворению, а пункт 310 перечня объектов в целях налогообложения на 2017 год, определённого распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28 ноября 2016 года - признанию не действующим, как не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закону Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций».

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является задачей административного судопроизводства, а оспоренное распоряжение вступило в противоречие с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, со дня его принятия, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемый пункт перечня, утверждённого распоряжением, подлежат признанию недействующим со дня принятия распоряжения.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет - портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АвтоСтрой» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 310 перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года, в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером 70:21:0100007:259, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ФИО4, д. 1.

Возложить на Департамент по управлению государственной собственностью Томской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий