ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/2018 от 12.04.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-14/2018

Решение

Именем Российской Федерации

12 апреля 2018 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Холиковой Е.А.,

при секретаре Левченковой К.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области о ликвидации Смоленского регионального отделения Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области обратилось в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Смоленского регионального отделения Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ» (далее - Организация) и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что указанная Организация не устранила в установленный срок нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности.

Представитель административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области, представитель административного ответчика - Смоленского регионального отделения Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ», представитель заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Смоленской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15).

Согласно ст. 7 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественные объединения могут создаваться в форме политических партий.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от 11 июля 2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Как установлено ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях», политической партией является общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В развитие конституционных положений ст. 27 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» также обязывает политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В силу п. 5 ст. 27 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст.39 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

В соответствии с пп. «б» п. 3 ст. 40 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» в случае неустранения политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, внесшие в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

В силу пп. «б» п. 3 ст. 42 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» неустранение в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии является основанием ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда.

В силу ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В силу п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1313 (далее - Положение), Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях», пп. 30.10 п. 7 Положения Минюст России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий.

Как усматривается из материалов дела, (дата) года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области было принято решение о государственной регистрации Смоленского регионального отделения Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ», учетный номер .

Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестра юридических лиц (дата) Управлением Федеральной налоговой службы по Смоленской области, основной государственный регистрационный номер .

В соответствии с Планом проверок некоммерческих организаций, проводимых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области в (дата) году, утвержденным приказом Управления от (дата) , в период (дата) проведена документарная проверка в отношении Смоленского регионального отделения Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ» на предмет соблюдения Организацией законодательства Российской Федерации и соответствие ее деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ».

В ходе проверки установлены следующие нарушения действующего законодательства: Организация не находится по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, однако в нарушение положений п. 5 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» не было сообщено о перемене места нахождения постоянно действующего руководящего органа Организации. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области не было проинформировало.

Данные обстоятельства подтверждены актом проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области № от (дата) .

(дата) (исх. №) Управлением Министерства юстиции по Смоленской области в адрес в адрес постоянно действующего руководящего органа Смоленского регионального отделения Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ», а также по месту жительства руководителя Организации было направлено письменное предупреждение о нарушении ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, пп. «а» п. 1 и п. 5 ст. 27 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях», с установлением срока для устранения указанных нарушений – не позднее (дата) .

Данное предупреждение вернулось отправителю с пометкой почтамта «Истек срок хранения» с обоих адресов.

В связи с неисполнением требований предупреждения (дата) в отношении Организации был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № в г. Смоленске от (дата) Смоленское региональное отделение Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Мер по устранению нарушений, указанных в предупреждении, Организацией принято не было. В связи с чем, (дата) (исх. № ) Управлением Министерства юстиции по Смоленской области направлено в Смоленский областной суд административное исковое заявление о приостановлении деятельности Организации.

Решением Смоленского областного суда Смоленской области от (дата) , вступившим в законную силу (дата) , деятельность Смоленского регионального отделения Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ» была приостановлена на срок <данные изъяты> дней, то есть до (дата) .

Решение суда о приостановлении деятельности не было обжаловано.

Смоленское региональное отделение Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ» не устранило в установленный решением суда срок нарушения федерального законодательства, послужившие основанием для приостановления деятельности Организации, что является основанием для ее ликвидации по решению суда на основании пп. «б» п. 3 ст. 42 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях».

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Организации предъявлено в суд уполномоченным территориальным органом Минюста России.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области удовлетворить.

Ликвидировать Смоленское региональное отделение Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ».

Исключить сведения о Смоленском региональном отделении Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ» из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер ).

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Смоленский областной суд.

Судья Е. А. Холикова